Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н.
судей: Леонтьевой Т.В, Гусева Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1314/2021 (N) по иску прокурора города Рубцовска в интересах Сухачева А.П. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок санаторно-курортное лечение
по кассационной жалобе Сухачева А.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г.
кассационному представлению прокурора Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Сухачева А.П,, поддержавшего доводы кассационной жалобы, кассационного представления, представителя ответчика ФИО6, возражавшего относительно доводов жалобы и представления, прокурора ФИО2 отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В, поддержавшей доводы жалобы и кассационного представления, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор города Рубцовска обратился в суд в интересах Сухачева А.П. с исковым заявлением к Государственному учреждению - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок санаторно-курортное лечение.
Исковые требования мотивированы тем, что Сухачев А.П. относится к льготной категории граждан, имеющей право на получение санаторно-курортного лечения, как ветеран боевых действий. Он обращался в Филиал N7 ГУ - АРО ФСС РФ с заявлениями от 22 января 2015 г, от 1 февраля 2016 г, от 22 февраля 2017 г, 5 декабря 2017 г, 14 января 2021 г. о предоставлении путевки на санаторно- курортное лечение, нуждаемость в лечении была подтверждена справками формы N/у. По заявлению от 22 января 2015 г. Сухачев А.П. был обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в 2019 году в санаторий "Сосновый бор" с 15 октября 2019 г. на 18 календарных дней. По заявлению от 1 февраля 2016 г. Сухачев Л.П. был обеспечен путевкой на санаторно- курортное лечение в 2020 году в санаторий "Сосновый бор" с 8 декабря 2020 г. на 18 календарных дней. После оздоровления истец был поставлен в очередь на получение путевки на санаторно-курортное лечение по заявлению от 14 января 2021 г.
По сведениям, предоставленным ответчиками, заявления от 22 февраля 2017 г, от 5 декабря 2017 г. и справки о нуждаемости формы N/у приобщены к заявлению от 1 февраля 2016 г, поскольку на момент их подачи не была окончена административная процедура по предоставлению государственной услуги по заявлению от 1 февраля 2016 г. При этом ответчики в обоснование ссылаются на пункт 22 Административного регламента, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428 и зарегистрированного в Минюсте России 24 октября 2019 г. N56309.
Указывая на положения статей 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 г. N2347-р, которым утвержден Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, статьи 6.2, 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ "О государственной социальной помощи", приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N328, которым утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, прокурор полагал, что, поскольку Сухачев А.П. обращался с заявлением от 22 февраля 2017 г, 5 декабря 2017 г. о предоставлении путевок за 2017-2018 годы в установленном законодательством порядке, действующим на момент обращения, но не был обеспечен путевками на санаторно-курортное лечение, данная услуга в указанные годы не считается предоставленной, следовательно, Сухачев А.П. сохраняет право на её предоставление в порядке очередности, согласно дате подачи указанных заявлений, и действия ответчиков по лишению истца права на нахождение в очереди на получение путевок на санаторно-курортное лечение но заявлениям от 22 февраля 2017 г, от 5 декабря 2017 г, исходя из даты подачи заявлений, противоречит требованиям законодательства.
Прокурор просил признать право Сухачева А.П. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 февраля 2017 г. и от 5 декабря 2017 г, согласно дате подачи указанных заявлений, а также возложить на Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и филиал N7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обязанность включить Сухачева А.П. в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное по заявлениям от 22 февраля 2017 г, от 5 декабря 2017 г. согласно дате подачи указанных заявлений.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 апреля 2021 г. исковые требования прокурора города Рубцовска в интересах Сухачева А.П. о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок санаторно-курортное лечение удовлетворены частично.
Признано право Сухачева А.П. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 февраля 2017 г, от 5 декабря 2017 г, согласно дате подачи заявлений.
На Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации возложена обязанность включить Сухачева А.П. в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 22 февраля 2017 г, от 5 декабря 2017 г, согласно дате подачи заявлений.
В удовлетворении исковых требований к Филиалу N7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 12 апреля 2021 г. в части удовлетворения исковых требований прокурора города Рубцовска Алтайского края в интересах Сухачева А.П. отменено. Принято в указанной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
Сухачевым А.П. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного и принятии нового решения по делу об удовлетворении исковых требований прокурора.
Прокурором Алтайского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. принесено кассационное представление, в котором ставится вопрос об отмене указанного судебного акта и оставлении без изменения решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 апреля 2021 г.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании посредством видеоконференц-связи Сухачева А.П, поддержавшего доводы кассационной жалобы, кассационного представления, представителя ответчика Толокольниковой Ю.В, действующей на основании доверенности от 2 июня 221 г. N, возражавшей относительно доводов жалобы и представления, прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самохиной М.В, поддержавшей доводы жалобы и кассационного представления, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
По настоящему делу нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного постановления с учетом доводов кассационной жалобы, кассационного представления не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Сухачев А.П. относится к льготной категории граждан, имеющим право на получение санаторно-курортного лечения, как ветеран боевых действий.
Данное право истца стороной ответчика не оспаривается.
Сухачев А.П. в период с 2006 по 2017 годы неоднократно обращался в Филиал N 7 отделения Фонда социального страхования с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение. Путевки на санаторно-курортное лечение ему были предоставлены в порядке очередности с учетом даты подачи заявлений, по мере поступления средств федерального бюджета.
По заявлению от 1 февраля 2016 г. Сухачев А.П. обеспечен путевкой на санаторно-курортное лечение в 2020 году. Кроме того, до предоставления путевки Сухачев А.П. 22 февраля 2017 г. и 5 декабря 2017 г. обращался в Филиал N7 с заявлением о предоставлении очередных путевок с приложением соответствующих справок. Указанные заявления зарегистрированы Филиалом N7, о чем истцу направлены соответствующие уведомления. После прохождения санаторно-курортного лечения в 2020 г. Сухачев А.П. 14 января 2021 г. обратился в Филиал N7 с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение на очередной календарный период. Данное заявление зарегистрировано, Сухачев А.П. включен в электронную очередь на получение государственной услуги по предоставлению путевки на санаторно-курортное лечение.
Как следует из информации ГУ-АРО ФСС РФ заявления Сухачева А.П. от 2017 г. с соответствующим медицинскими справками приобщены к заявлению от 1 февраля 2016 г. на основании пункта 22 Административного регламента, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428.
Полагая, что приобщение указанных заявлений к ранее поданному заявлению от 2016 г. является неправомерным, так как Суханов А.П. лишен права состоять в очереди на получение путевок согласно дате подачи заявлений, прокурор обратился в суд в интересах Сухачева А.П. с требованием о признании за истцом права па включение в электронную очередь по заявлениям согласно дате их подачи и возложении на ответчиков обязанности поставить истца в очередь по заявлениям от 2017 года. При этом прокурор указал, что действующее законодательство не ставит реализацию права гражданина на получение социальной услуги в зависимость от соблюдения порядка предоставления данной услуги, урегулированного Административным регламентом, который на момент подачи заявлений истцом от 2017 г. не действовал.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования частично, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона Российской Федерации от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", Приказа Минздравсоцразвития России от 29 декабря 2004 г. N 328 "Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан", Приказа Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н "Об утверждении Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 864 "Об утверждении Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг", установив, что Сухачев А.П. обращался с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 и 2018 года, не чаще одного раза в год, пришел к выводу, что исключение его из электронной очереди по заявлениям от 22 февраля 2017 г. и 5 декабря 2017 г. влечет нарушение его прав на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, и, как следствие, удовлетворении исковых требований в отношении ответчика Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В удовлетворении требований к ответчику Филиалу N7 Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации суд первой инстанции отказал, поскольку филиал является структурным подразделением Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации и не обладает статусом юридического лица.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции, руководствуясь указанными нормами права, установив, что на момент обращения истца с заявлениями от 2017 г. в Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о предоставлении путевки, в отношении истца уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 2016 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2020 календарном году, по заявлению от 14 января 2021 г. Государственным учреждением - Алтайским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации в хронологическом порядке начата новая процедура по предоставлению путевки по заявлению истца с приложенной действующей медицинской справкой от 20 января 2021 г, что соответствует Административному регламенту, пришел к выводу о том, что оснований для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей, по заявлениям от 2017 г. у ответчика не имелось.
По мнению судебной коллегии. указанные действия ответчика не противоречат и нормативным правом актам, регламентирующим порядок предоставления указанной социальной меры государственной поддержки, действующим на момент предоставления путевки за 2016 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами суда апелляционной инстанции.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со статьей 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 2 января 2000 года N0-ФЗ).
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (часть 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу части 5 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 (действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и утратившим силу с 1 сентября 2021 г.) утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует, в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее - Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - уполномоченный орган) (пункт 3.3 Порядка).
Согласно пункту 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22 ноября 2004 г. N 256. В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 г. N 834н утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N 070/у.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее - органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (пункт 3.7 Порядка).
В соответствии с пунктами 3.8, 3.9 Порядка от 29 декабря 2004 г. N328 территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера. Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно- курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право па получение набора социальных услуг (пункт 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N1294).
Согласно части 1 статьи 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 рублей в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 рублей и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 рублей Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели (пункт 3 названных приказов).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации нрава на санаторно- курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
При этом данные нормативные правовые акты не устанавливают и не регулируют порядок формирования очереди граждан, имеющих право на получение такой услуги, не наделяют компетентные государственные органы обязанностью по формированию такой очереди. Нормативного правового акта, регулирующего порядок формирования и ведения такой очереди, не принималось.
Между тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N105-О-О, от 23 июня 2009 года N908-О-О, от 24 сентября 2012 года N1575-О, от 18 сентября 2014 года N1821-О, от 24 апреля 2018 года N970-О, от 25 октября 2018 года N2722-О, от 28 февраля 2019 года N391-О и др).
Относительно порядка предоставления гражданам рассматриваемого вида государственной социальной помощи, Конституционный суд Российской Федерации отмечает, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N686-О).
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно- курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Во исполнение возложенных на Фонд социального страхования полномочий по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N 271н был утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, действовавший в период спорных правоотношений и утративший силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 19 августа 2019 г. N564н.
Результатом предоставления государственной услуги является предоставлением заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки па санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункты 10, 10.1 Административного регламента).
В соответствии с пунктом 13 Административного регламента документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.
В пункте 19 Административного регламента приведен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно, а именно: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства Российской Федерации, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
В соответствии с пунктами 26, 27 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N271н регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), представленных заявителем в территориальный орган Фонда на личном приеме, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда. Регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документов (содержащихся в них сведений), направленных заявителями с использованием средств почтовой связи или в форме электронных документов, осуществляется в день их поступления в территориальный орган Фонда либо на следующий день в случае поступления заявления и документов в территориальный орган Фонда по окончании рабочего времени.
В силу пунктов 51, 51.1 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N271н 1. предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры обеспечение заявителей при наличии медицинских показаний санаторно-курортным лечением путем предоставления путевки на санаторно-курортное лечение: прием и регистрация заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента, в территориальных органах Фонда; рассмотрение заявления о предоставлении государственной услуги и документов и определение наличия или отсутствия оснований для отказа заявителю в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 19 настоящего Административного регламента; принятие решения о предоставлении путевки территориальным органом Фонда, уведомление заявителя о выделении путевки, выдача заявителю путевки на санаторно-курортное лечение и специальных талонов и (или) направлений на право бесплатного получения проездных документов.
В соответствии с пунктом 53 Административного регламента от 27 марта 2012 г. N271н основанием для начала административной процедуры по приему и регистрации заявления о предоставлении государственной услуги и документов в территориальных органах Фонда является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и (или) документа (содержащихся в нем сведений), указанных в пункте 13 настоящего Административного регламента, а также предъявление документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428 утвержден новый Административный регламент предоставления Фондом гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, с принятием которого Административный регламент от 27 марта 2012 г. утратил силу.
В пунктах 53, 65 регламента от 21 августа 2019 г. закреплено аналогичное предыдущему Регламенту положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение Фондом зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача гражданину - заявителю путевки на санаторно-курортное лечение.
В пункте 22 Регламента содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" указанного пункта регламента наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. NАКПИ20-603 по делу признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N 428, указано, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Разрешая спор по существу, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на момент обращения истца к ответчику с заявлениями о предоставлении путевки от 2017 г. в отношении истца уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 2016 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2020 г, на момент завершения предыдущей процедуры по предоставлению государственной услуги в 2020 г. действовал Административный регламент от 21 августа 2019 г, который был применен ответчиком в отношении заявлений от 2017 г, по заявлению от 14 января 2021 г. ответчиком в хронологическом порядке начата новая процедура по предоставлению путевки по заявлению истца с приложенной действующей медицинской справкой от 20 января 2021 г, судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда пришла к правомерному выводу об отсутствии нарушения прав Сухачев А.П, сохранении за истцом права на государственную социальную помощь в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, постановке истца в электронную очередь на предоставление государственной социальной услуги, и, как следствие, отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы, кассационного представления о регистрации поданных им заявлений от 22 февраля 2017 г. и 5 декабря 2017 г. в единой очереди под различными номерами и их самостоятельный учет в качестве оснований для предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение за 2017 г. и 2018 г, отсутствии в Административном регламенте, действовавшем на момент принятия и регистрации вышеуказанных заявлений, положений об отказе в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение при наличии ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно-курортное лечение не была предоставлена, не могут повлечь отмену обжалуемого судебного акта, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что действующий на момент оказания государственной услуги по предоставлению Сухачеву А.П. путевки на санаторно-курортное лечение Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденный Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N428 предусматривал в качестве основания отказа в предоставлении соответствующей государственной услуги наличие начатой процедуры по предоставлению путевки по ранее поданному заявлению.
Таким образом, учитывая, что возможность начала новой процедуры по предоставлению истцу путевки на санаторно-курортное лечение в соответствии с действовавшим с 5 ноября 2019 г. Административным регламентом была связана только с завершением процедуры (предоставлением путевки) по ранее принятому и зарегистрированному заявлению, путевкой по заявлению от 1 февраля 2016 г. Сухачев А.П. был обеспечен в 2020 году и затем был поставлен в очередь в соответствии с поступившим заявлением от 14 января 2021 г, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что выводы суда апелляционной инстанции, изложенные в апелляционном определении противоречат ранее высказанным выводам суда в апелляционных определениях по гражданским делам о предоставлении Сухачеву А.П. путевок на санаторно-курортное лечение, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, поскольку предметом рассмотрения по указанным гражданским делам были иные исковые требования истца.
Доводы кассационной жалобы, кассационного представления по сути повторяют правовую позицию стороны истца, выраженную в ходе судебного разбирательства, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемом судебном постановлении, основаны на неверном толковании норм материального права, не содержат указаний на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, сводятся к иному толкованию норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, и не могут повлечь отмену апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Фактически приведенные в кассационной жалобе, кассационном представлении доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанций.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в обжалуемом судебном акте, мотивированы, соответствуют собранным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанций не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы, кассационного представления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сухачева А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.