Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1451/2020 (УИД 75RS0015-01-2020-002627-88) по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Лукашовой Лидии Андреевны к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Краснокаменскому отделу Государственного казенного учреждения Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным отказа в предоставлении суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретение оборудования, возложении обязанности выплатить сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование, по кассационной жалобе Министерства финансов Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Леонтьевой Т.В, пояснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Кадошникова С.О. об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснокаменский межрайонный прокурор в интересах Лукашовой Лидии Андреевны (далее - Лукашова Л.А.) обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Краснокаменскому отделу Государственного казенного учреждения Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края о признании незаконным отказа в предоставлении суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретение оборудования, возложении обязанности выплатить сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование.
В обоснование требований указывал на то, что Лукашова Л.А. состоит на учете в Краснокаменском отделе ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края как "Ветеран труда" и на основании пункта 2 Порядка предоставления в 2019 году компенсации понесенных отдельными категориями граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г. N390, имеет право на компенсацию понесенных расходов на самостоятельно приобретенное оборудование.
Уведомлением Краснокаменского отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 30 декабря 2019 г. Лукашовой Л.А. было отказано в удовлетворении заявления о выплате компенсации понесенных расходов на самостоятельно приобретенное оборудование по причине отсутствия бюджетных ассигнований.
Данный отказ является незаконным.
Краснокаменский межрайонный прокурор в интересах Лукашовой Л.А. просил суд признать незаконным отказ ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 10 декабря 2019 г. N 239 в предоставлении Лукашовой Л.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование; обязать Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить Лукашовой Л.А. сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельно приобретенное оборудование в размере 1000 руб.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 30 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2020 г. исковые требования Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Лукашовой Л.А. удовлетворены. Признан незаконным отказ ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 10 декабря 2019 г. N 239 в предоставлении Лукашовой Л.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельно приобретенное оборудование. На Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность выплатить Лукашовой Л.А. сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельно приобретенное оборудование в размере 1 000 руб.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 августа 2021 г. судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда перешла к рассмотрению настоящего дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. К участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 октября 2021 г. решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2020 г. отменено. Иск Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Лукашовой Л.А. удовлетворен. Признан незаконным отказ ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 10 декабря 2019 г. N 239 в предоставлении Лукашовой Л.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельно приобретенное оборудование. С Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Лукашовой Л.А. взыскано 1 000 руб.
В кассационной жалобе Министерство финансов Забайкальского края просит об отмене судебного акта апелляционной инстанции как незаконного.
Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края, прокуратурой Забайкальского края поданы возражения на кассационную жалобу.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (часть 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи (преамбула).
Статьей 1 данного закона установлено, что целями настоящего Федерального закона являются создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий.
В силу статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 г. N 1693-р Минкомсвязи России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 г. были выделены бюджетные ассигнования в размере 76 430 000 руб. на предоставление межбюджетного трансферта бюджету Забайкальского каря в целях обеспечения готовности населения Забайкальского каря к цифровому телевидению, в том числе посредством спутникового вещания, на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения для граждан, проживающих вне зоны охвата цифровым вещанием и компенсацию затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1101 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджету Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятии по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения включая приобретение комплектов непосредственного спутникового телевидения (доставку, подключение) для граждан, проживающих вне зоны охвата цифровым эфирным наземным телевидением, и компенсацию затрат на самостоятельное приобретенное оборудование, отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием.
Согласно пункта 3 данных Правил иной межбюджетный трансферт предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств Забайкальского края включая приобретение (доставку, подключение) гражданам цифрового приемного телевизионного оборудования (приставки, антенны, соединительные кабели, монтажные комплекты) для приема сигнала эфирного цифрового наземного телевизионного вещания, а также компенсации понесенных гражданами расходов на приобретение такого оборудования, в том числе частичную компенсацию расходов на приобретение цифровых приемников.
Иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
В целях реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1101 постановлением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г. N 360 утвержден Порядок предоставления в 2019 г. компенсации затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка (в ред. Постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2019 г. N 475) компенсация предоставляется за счет средств, поступивших из федерального бюджета в виде иного межбюджетного трансферта, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджету Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения, включая: компенсацию расходов на приобретение цифрового приемного телевизионного оборудования (приставки, антенны, соединительные кабели, монтажные комплекты) для приема сигнала эфирного цифрового наземного телевизионного вещания в размере не более 1000 рублей; частичную компенсацию расходов на приобретение цифровых телевизионных приемников в размере 1000 рублей.
Компенсация предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Забайкальского края от 25 декабря 2018 г. N 1668-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 г.г." на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края в виде единовременной денежной выплаты, в том числе ветеранами труда, ветеранами труда Забайкальского края, указанными в Законе Забайкальского края от 26 декабря 2008 г. N 90-ЗЗК "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Забайкальского края", на самостоятельно приобретенные ими цифровое приемное телевизионное оборудование (приставки, антенны, соединительные кабели, монтажные комплекты) и цифровые телевизионные приемники (п. 3, п.п. 8 и. 5 Порядка).
Заявление и документы, указанные в подпунктах 1-4 пункта 7 настоящего Порядка, представляются в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края заявителем либо представителем заявителя не позднее 27 декабря 2019 г. (включительно) (пункт 10 Порядка).
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктами 7-9 настоящего Порядка, в срок, установленный пунктом 10 настоящего Порядка; 2) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 3) отсутствие в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края сведений о ринадлежности заявителя к категории(ям), предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка, и непредставление документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории(ям), указанным в пункте 5 настоящего Порядка; 4) ответ органа государственной власти на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении компенсации, представлены инициативе; 5) наличие ранее принятого решения о предоставлении компенсации в отношении жилого помещения (домохозяйства), в котором проживает заявитель (пункт 14 Порядка).
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утверждённым постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. N 502.
В соответствии приказом Министерства от 25 января 2017 г. N 153 полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Судом апелляционной инстанции установлено и следует из материалов дела, что в 2019 г. между Министерством цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Правительством Забайкальского края было заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2019 г. бюджету Забайкальского края иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на гражданами цифрового приемного телевизионного оборудования для приема согнала эфирного цифрового наземного телевизионного вещания, а также компенсацию понесенных гражданам расходов на приобретение такого оборудования.
Согласно данного соглашения объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Забайкальского края на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт составляет в 2019 г. 76 430 000 рублей. Общий размер Иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в соответствии с Соглашением, составляет в 2019 г. 76 430 000 рублей.
4 сентября 2019 г. денежные средства в сумме 76 430 000 рублей были перечислены из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджет Забайкальского края, что подтверждается уведомлением N 760-2019-3-029.
Лукашова Л.А. проживает в г. Краснокаменске, который входит в зону охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского каря, и состоит на учете в Краснокаменском отделе ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края как "Ветеран труда".
23 декабря 2019 г. Лукашова Л.А. обратилась в КГУ "КЦСН" с заявлением о назначении компенсации понесенных отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным вещанием на территории Забайкальского края, затрат на самостоятельное приобретенное оборудование.
30 декабря 2019 г. Краснокаменским отделом ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края Лукашовой Л.А. было отказано в выплате компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование по причине отсутствия бюджетных ассигнований, что подтверждается уведомлением от отказе от 30 декабря 2019 г. N 253.
Разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции, руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, пришел к выводу о том, что отказ Лукашовой Л.А. в выплате компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование является незаконным, поскольку такого правового основания для отказа в выплате спорной компенсации, как отсутствие бюджетных ассигнований, постановлением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г. N 360 "Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году компенсации затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края" не предусмотрено.
Сведений о том, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края после получения заявления Лукашовой Л.А. направляло в Министерство финансов Забайкальского края заявку на финансирование для выплаты истце спорной компенсации в материалах дела не имеется.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что Лукашева Л.А. относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение спорной компенсации, в установленном порядке и в установленный срок обратилась в надлежащий орган с соответствующим заявлением, оснований для отказа в выплате спорной компенсации не установлено, в связи с чем, суд апелляционной инстанции признал отказ ответчиков N 239 от 10 декабря 2019 г. на предоставление компенсации Лукашовой Л.А. за самостоятельно приобретенное оборудование незаконным.
Поскольку в результате незаконных действий сотрудников Краснокаменскиго отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края Лукашова Л.А. была лишена возможности получить компенсацию за понесенные затраты на самостоятельно приобретенное ею оборудование, судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда пришла к выводу о том, что истец понесла убытки.
Согласно Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. N 502 и Закона Забайкальского края "О системе исполнительных органов власти Забайкальского края" от 5 октября 2009 г. N 228-ЗЗК, Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 г. N 165 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края" Министерство является финансовым органом Забайкальского края.
Согласно пункта 12.3.15 этого же постановления Министерство финансов Забайкальского края наделено функциями по исполнению судебных актов по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов края или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами края актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Министерство финансов Забайкальского края является органом, в полномочия которого входит исполнений судебных актов, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по данным требованиям именно Министерство финансов Забайкальского края является надлежащим ответчиком по делу, а потому гражданско-правовую ответственность должно нести Министерство финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не согласиться с приведенными выводами суда апелляционной инстанции не усматривает, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Кодекса в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу взаимосвязанных положений статей 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный незаконным бездействием органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования (материальный ответчик). От имени казны выступают соответствующие финансовые органы (процессуальный ответчик), если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Также при рассмотрения дел о возмещении убытков следует учитывать специфику обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, определенную бюджетным законодательством.
Так, в соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель, в том числе средств бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно, от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума N 13) разъяснено, что положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения.
На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования.
Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Постановления Пленума N 13 исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Из содержания оспариваемого судебного акта следует, что буквальное толкование и правильное применение приведенных положений законодательства и разъяснений высшей судебной инстанции, позволило суду апелляционной инстанции прийти к правомерному выводу о том, что процессуальным ответчиком в суде и исполнителем судебного акта за счет средств бюджета муниципального образования о возмещении вреда по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть, за вред, причиненный муниципальным образованием в случае причинения вреда бездействием органов муниципального образования будет являться финансовый орган муниципального образования, являющийся главным распорядителем средств бюджета муниципального образования.
Суд апелляционной инстанции установил, что Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом субъекта и главным распорядителем бюджетных средств субъекта.
Данные обстоятельства, вопреки утверждению Министерства финансов Забайкальского края, им не опровергнуты, и при этом подтверждаются материалами дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, в данном деле суд не определял Министерство финансов Забайкальского края как ответчика по обязательствам, вытекающим из его собственных действий (бездействия); его процессуальная обязанность быть ответчиком в суде и исполнителем при исполнении судебного акта о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) субъекта Российской Федерации прямо определена положениями вышеуказанных статей Гражданского кодекса Российской Федерации и Бюджетного кодекса Российской Федерации, что следует из мотивировки оспариваемого постановления суда апелляционной инстанции.
Несение истцом Лукашовой Л.А. расходов на самостоятельное приобретение оборудования установлено судом апелляционной инстанции, потому доводы кассационной жалобы в данной части отклоняются судом кассационной инстанции.
Обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, судом апелляционной инстанции определены верно. Нарушение или неправильное применение норм процессуального права при исследовании и оценке доказательств, приведших к принятию неправильного судебного постановления, судом апелляционной инстанции не допущено.
Имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судами доказательствами, в обжалуемом судебном акте содержатся исчерпывающие выводы суда апелляционной инстанции, вытекающие из установленных фактов.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судом апелляционной инстанции верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебного акта в обжалуемой части, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебного постановления суда апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 7 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.