Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дмитриевой О.С.
судей Прудентовой Е.В. и Баера Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 42RS0029-01-2021-000700-51 по иску Мариинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства
по кассационной жалобе ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России на решение Яйского районного суда Кемеровской области от 20 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дмитриевой О.С, выслушав объяснения представителя ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ФСИН России - Валуевой К.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, прокурора Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мариинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу о понуждении к устранению нарушений федерального законодательства.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой в феврале 2021 года проведена проверка соблюдения ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу законодательства о пожарной безопасности, в ходе которой выявлены нарушения законодательства о пожарной безопасности.
Администрацией ИК-37 самостоятельно, за счет собственных средств устранить нарушения не представляется возможным в силу значительных финансовых затрат.
Просил обязать ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до 1 октября 2021 г. организовать проведение мероприятий по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязать ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до 01.08.2021 организовать материально-техническое и финансовое обеспечение указанных мероприятий.
Определением Яйского районного суда Кемеровской области от 1 июня 2021 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний.
Решением Яйского районного суда Кемеровской области от 20 июля 2021 г. исковые требования удовлетворены.
На ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до 1 января 2022 г. возложена обязанность организовать материально-техническое и финансовое обеспечение мероприятий для оборудования лестниц 3-го типа общежитий N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и помещений комнаты длительных свиданий; в лестничных клетках дверей административного штаба и комнат длительных свиданий - приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, отделяющие лестничную клетку от коридора. Доводчиков на дверях (в караульном помещении, в комнате длительных свиданий).
На ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность в срок до 1 июня 2022 г. организовать проведение мероприятий по оборудованию лестниц 3-го типа общежитий N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и помещений комнаты длительных свиданий; в лестничных клетках дверей административного штаба и комнат длительных свиданий - приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, "отделяющие лестничную клетку от коридора. Доводчиков на дверях (в караульном помещении, в комнате длительных свиданий)".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. решение Яйского районного суда Кемеровской области от 20 июля 2021 г. отменено, принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены частично.
На ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу возложена обязанность в срок до 1 июня 2022 г. устранить выявленные нарушения в сфере пожарной безопасности, а именно: организовать проведение мероприятий по оборудованию лестниц 3-го типа общежитий N 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и помещений комнаты длительных свиданий; в лестничных клетках административного штаба и комнат длительных свиданий - оборудовать двери, отделяющие лестничную клетку от коридора, с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; в караульном помещении, в комнате длительных свиданий установить доводчики на дверях.
При недостаточности у ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу собственных денежных средств обязать ФСИН России, ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в срок до 1 января 2022 г. организовать финансирование вышеуказанных мероприятий по устранению выявленных нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу, ФСИН России просят судебные постановления отменить. В обоснование доводов жалобы указывают, что ФКУ ИК-37 не располагает необходимыми средствами для исполнения возложенной на нее судом обязанности, в связи с чем не может являться надлежащим ответчиком по делу. Данные мероприятия могут быть проведены только за счёт средств федерального бюджета. Поскольку ГУФСИН не является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, следовательно, не является надлежащим ответчиком. Возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственных органов.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции находит жалобу подлежащей частичному удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения допущены судами при рассмотрении данного дела.
Судебными инстанциями установлено и из материалов дела следует, что прокуратурой г. Мариинска по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка соблюдения в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу уголовно-исполнительного законодательства на территории учреждения ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу по адресу: ул. Жуковского, д. 1, пгт. Яя, Кемеровская область - Кузбасс, 652100.
По результатам обследования противопожарного состояния объектов ИК-37 установлено, что наружные открытые лестницы 3-го типа общежитий 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 и помещений комнат длительных свиданий (ширина таких лестниц должна быть не менее 0, 8 м, а проступи их ступеней должны быть сплошными шириной не менее 0, 2 м, уклон лестниц на путях эвакуации должен быть, как правило, не более 1:1, а высота ступени - не более 22 см и не менее 5 см, эти лестницы должны иметь площадки на уровне эвакуационных выходов, ограждения высотой не менее 1, 2 м; не проведены эксплуатационные испытания пожарных лестниц, наружных открытых лестниц, предназначенных для эвакуации людей из зданий и сооружений при пожаре, ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний), чем нарушены требования пунктов 7.1.2, 4.4.3, 4.4.7 СП 1.13130.2020, засти 4 статей 4, 5 ФЗ N 123 от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В лестничных клетках административного штаба и помещений длительных свиданий отсутствуют двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, отделяющие лестничную клетку от коридора, чем нарушены положения статьи 88 таблицы 23 Федерального закона от 22.07.2008 N123-Ф3 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"; пунктов 1.2, 6.2.10 СП 4.13130.2013 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно- планировочным и конструктивным решениям".
Отсутствуют доводчики на дверях (в караульном помещении, в комнате длительных свиданий), что является нарушением требования пункта 14 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. N 1479, пункта 4.2.7 СП 1.13130.2009 "Эвакуационные пути и выходы".
По данному факту прокуратурой в адрес начальника ФКУ ИК-37 внесено представление с требованием устранения выявленных нарушений и недопущению их в будущем.
Согласно ответу ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу Мариинскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях для устранения нарушений требований пожарной безопасности необходимы денежные средства, по выделению которых ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу неоднократно направляло заявки на выделение денежных средств.
Перечисленные в исковом заявлении прокурора нарушения требований пожарной безопасности не устранены.
Из Устава ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу следует, что данное учреждение является учреждением уголовно- исполнительной системы, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, имеет гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и несет связанные с этой деятельностью обязанности. Учредителем учреждения является Российская Федерация. Функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Федеральная служба исполнений наказаний. Собственником имущества учреждения является Российская Федерация в лице ФСИН России (пункты 1.1, 1.2 Устава).
В соответствии с пунктом 5.9 Устава источниками финансирования деятельности учреждения являются средства федерального бюджета; иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 5.12 Устава при недостаточности у учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2.1. Устава учреждение является юридическим лицом, которое, среди прочего, обязано создать осужденным условия содержания, соответствующие нормам законодательства, а также обеспечить охрану их прав, свобод и законных интересов.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 3, 12, 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статьями 1, 34, 37 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", исходил из того, что до настоящего времени в ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу не выполнены законные требования прокурора по устранению выявленных в ходе проверки нарушений федерального законодательства, и, таким образом, не в полном объеме обеспечена пожарная безопасность зданий, используемых для одновременного пребывания в них большого количества осужденных. При этом отсутствие денежных средств для устранения выявленных прокурором нарушений не освобождает ФКУ ИК-37 от обязанности устранить имеющиеся нарушения требований пожарной безопасности.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами районного суда о законности требований прокурора об устранении выявленных нарушений в сфере пожарной безопасности, однако в связи с допущенными судом нарушениями норм материального и процессуального права, не разрешением требований к ответчику ФСИН России отменил решение и принял новое о частичном удовлетворении иска.
При этом суд второй инстанции исходил из того, что в силу положений статьи 9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации, учитывая положения пункта 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пп. 5, 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2014 г. N 1314, а также пп. 5.9, 5.12 Устава ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу источниками финансирования деятельности Учреждения являются средства федерального бюджета, иные поступления, разрешенные законодательством Российской Федерации, и при недостаточности у Учреждения денежных средств ответственность по его обязательствам несут ФСИН России и УФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, в связи с чем пришел к выводу о возложении субсидиарной ответственности по финансированию работ по устранению нарушения требований законодательства о пожарной безопасности при недостаточности собственных денежных средств у ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу.
Доводы ответчиков о том, что удовлетворение требований прокурора является вмешательством в финансовую деятельность органа исполнительной власти, суд второй инстанции отклонил, указав, что судом не определяется ни размер финансирования, ни порядок выделения средств.
В кассационной жалобе ответчиков отсутствуют доводы о несогласии с выявленными нарушениями требований пожарной безопасности. При рассмотрении дела ответчиками не оспаривалось, что такие нарушения имеют место, возражения учреждения сводились к отсутствию финансирования таких мероприятий, несмотря на соответствующие обращения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов в части наличия оснований для возложения на ФКУ ИК-37 УФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности законными и обоснованными.
Отсутствие или недостаточность бюджетного финансирования не освобождает ФКУ ИК-37 УФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу от ответственности за неисполнение законодательно установленных требований, в связи с чем соответствующие доводы кассационной жалобы подлежат отклонению.
Вместе с тем, суд кассационной инстанции не может согласиться с судебными постановлениями в остальной части.
В соответствии с пунктом I статьи 56 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.
Согласно пункту 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Удовлетворяя заявленные исковые требования в части возложения на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обязанности организовать финансирование мероприятий по устранению выявленных нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности, суд апелляционной инстанции исходил из недостаточности средств у ФКУ ИК-37 ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу для устранения выявленных прокурором нарушений требований законодательства.
Недостаточность лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению, является основанием для привлечения к ответственности главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение, только для исполнения денежных обязательств, на что указано в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации". Разрешая вопрос о привлечении главного распорядителя средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета) к ответственности по долгам подведомственного ему казенного учреждения при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, судам необходимо иметь в виду, что основанием для привлечения главного распорядителя бюджетных средств к предусмотренной бюджетным законодательством ответственности является наличие неисполненного судебного акта по предъявленному кредитором в суд иску к основному должнику - казенному учреждению (пункт 10 статьи 242.3, пункт 9 статьи 242.4, пункт 9 статьи 242.5 БК РФ).
Однако таких обстоятельств судами по делу не установлено.
В кассационной жалобе указано, что возложение на ФСИН России обязанности организовать финансовое обеспечение является вмешательством в административно-хозяйственную деятельность государственных органов.
Согласно пункту 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН России), утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, ФСИН России осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (в том числе исправительных колоний), предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций, полномочия собственника в отношении федерального имущества, переданного учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы, предприятиям учреждений, исполняющих наказания, а также иным предприятиям, учреждениям и организациям, специально созданным для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, в соответствии с законодательством Российской Федерации; контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Возложение на ФСИН России и ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу обязанности организовать финансирование мероприятий по устранению нарушений федерального законодательства о пожарной безопасности свидетельствует о вмешательстве в административно-хозяйственную деятельность государственного органа и фактическом понуждении ФСИН России к выделению финансирования, что является ограничением права главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы, и реализацию возложенных на нее функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции данного органа, и нарушает установленный статьей 10 Конституции Российской Федерации принцип разделения властей.
Допущенные судом апелляционной инстанции нарушения являются существенными, они повлияли на исход дела, в связи с чем апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. в части удовлетворения исковых требований к ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и ФСИН России подлежит отмене с направлением дела в указанной части на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. в части удовлетворения исковых требований к ГУФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу и ФСИН России отменить. Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобе - без удовлетворения.
Председательствующий О.С. Дмитриева
Судьи Е.В. Прудентова
Е.А. Баер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.