Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика администрации городского округа Большой Камень Пикуль А.В. на решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2021 года, принятые по административному делу по административному исковому заявлению Большекаменского межрайонного прокурора Приморского края в интересах Рожкова А.А, Рожковой О.С, ФИО1, ФИО2, ФИО3 к администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности обеспечить земельный участок инженерной инфраструктурой.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, выслушав представителя администрации городского округа Большой Камень Пикуль А.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишонову Ф.А, полагавшую оставить принятые по делу судебные акты без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Большекаменский межрайонный прокурор Приморского края, действуя в интересах Рожкова А.А, Рожковой О.С, ФИО4 ФИО5 ФИО6 обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации городского округа Большой Камень о возложении обязанности обеспечить земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный многодетной семье, необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением, электроснабжением и дорожной инфраструктурой.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что постановлением администрации городского округа Большой Камень от 6 октября 2016 года N 1457 многодетной семье Рожковых предоставлен земельный участок с кадастровым номером N, который до настоящего времени не обеспечен подъездными путями, системой водоснабжения и водоотведения, сетями электроснабжения, что свидетельствует о незаконном бездействии органа местного самоуправления и существенно нарушает права многодетной семьи, которой земельный участок предоставлен в качестве меры социальной поддержки, однако отсутствует возможность его использования в соответствии с целевым назначением - для строительства жилого дома.
Решением Шкотовского районного суда Приморского края от 26 февраля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2021 года, требования прокурора удовлетворены, на администрацию городского округа Большой Камень возложена обязанность обеспечить земельный участок с кадастровым номером N, предоставленный многодетной семье Рожкова А.А, необходимой инженерной инфраструктурой, а именно: водоснабжением и водоотведением, электроснабжением и дорожной инфраструктурой в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.
9 ноября 2021 года представителем администрации городского округа Большой Камень Пикуль А.В. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 18 ноября 2021 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенных по делу судебных актов и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных прокурором в интересах семьи Рожковых административных исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы считает, что с учетом полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и органов местного самоуправления предусмотренных законом оснований для возложения на администрацию муниципального образования обязанности по обеспечению земельных участков, предоставляемых гражданам, имеющим трех и более детей, объектами инфраструктуры без выделения соответствующих субсидий не имеется.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 ноября 2021 года настоящее дело на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации передано для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Административные истцы, в интересах которых подано исковое заявление прокурором, о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, на основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
В данном случае судами первой и апелляционной инстанций таких нарушений допущено не было.
Разрешая заявленные требования, суды нижестоящих инстанций, руководствуясь положениями статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг", Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае", распоряжения Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 года N 1119-р "Об утверждении комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей", приказа Минрегиона России от 9 сентября 2013 года N 372 "Об утверждении методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", пришли к выводу, что обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях их предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, подлежит исполнению администрацией муниципального образования в порядке решения вопросов местного значения, а поскольку администрацией городского округа Большой Камень обязанность по обеспечению предоставленного семье Рожковых земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства необходимой инженерной и транспортной инфраструктурой не исполнена, что нарушает права многодетной семьи, возложили на орган местного самоуправления обязанность устранить допущенное незаконным бездействием нарушение.
Оснований не согласиться с данными выводами судов не имеется, поскольку они основаны на законе, соответствуют исследованным доказательствам и установленным по делу обстоятельствам.
Предусмотренный пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации льготный порядок предоставления земельных участков многодетным семьям не предполагает произвольного формирования земельных участков, предоставляемых в соответствии с законом в собственность граждан бесплатно, без соблюдения условия их обеспечения инженерной инфраструктурой.
Частью 3 статьи 4 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей в Приморском крае" предусмотрено, что образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.
Образование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории (часть 3(1)).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
Министерство регионального развития Российской Федерации, утверждая приказом от 9 сентября 2013 года N 372 Методические рекомендации субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, также исходит из того, что при установлении процедуры формирования перечней земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также государственная собственность на которые не разграничена, необходимо учитывать такие критерии, как транспортная доступность, обеспеченность объектами социальной и инженерной инфраструктуры, удовлетворительная экологическая обстановка, имея в виду отсутствие на земельном участке зон охраны производственных и особенно опасных производственных объектов (в том числе магистральных трубопроводов, шумового воздействия аэропортов и т.п.), других критериев, обусловленных целями предоставления земельных участков многодетным семьям. В случае отсутствия обеспеченности земельных участков объектами инженерной инфраструктуры должна быть определена потребность в строительстве таких объектов и сроки такого строительства, расходы на подключение (технологическое присоединение) строящихся объектов жилищного строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Из материалов дела усматривается, что с момента предоставления семье Рожкова А.А. земельного участка в 2016 году обязанность органа местного самоуправления по обеспечению земельного участка необходимой коммунальной и транспортной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность использования земельного участка по целевому назначению, в разумные сроки не выполнена.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 9 ноября 2017 года N 2516-О, в случае, если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом. Понятие "организация", используемое для целей определения вопросов местного значения, подразумевает необходимость решения органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера, в том числе регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организованно-властного воздействия, в целях реализации системы мер жизнеобеспечения населения в конкретной сфере и гарантирования соответствующих публично значимых услуг.
Судами при рассмотрении настоящего административного дела установлено, что административный ответчик не принял в разумные сроки необходимые меры, направленные на решение вопросов местного значения по обеспечению инженерно-техническими коммуникациями и подъездными путями земельного участка административных истцов, что свидетельствует о нарушении органом местного самоуправления законных прав и интересов лиц, в интересах которых прокурор обратился с административным иском.
При таких обстоятельствах суды нижестоящих инстанций обоснованно возложили на администрацию городского округа Большой Камень обязанность по устранению нарушений прав административных истцов путем обеспечения земельного участка водоснабжением и водоотведением, электроснабжением и дорожной инфраструктурой.
Вопреки доводам кассационной жалобы само по себе отсутствие достаточных средств на осуществление возложенных законом на орган местного самоуправления полномочий в сфере водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, дорожной деятельности и отсутствие финансовой помощи со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации не могут являться основаниями для освобождения органа муниципального образования от исполнения указанных полномочий, поскольку формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма определяются в законодательном порядке, а для разрешения возможных разногласий могут быть использованы судебные процедуры.
При этом необходимо отметить, что административным ответчиком не представлено доказательств принятия действенных мер для обеспечения земельного участка, находящегося в собственности семьи Рожковых, инженерной и дорожной инфраструктурой на протяжении длительного времени, предшествующего обращению в суд.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судами первой и апелляционной инстанций не допущены ошибки в применении норм материального и процессуального права, которые бы повлияли на исход рассмотрения дела, выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела, поэтому оснований для их отмены по доводам кассационной жалобы администрации городского округа Большой Камень не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Шкотовского районного суда Приморского края от 26 февраля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 2 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации городского округа Большой Камень - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу судебного акта суда первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.