Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Саломатиной Л.А.
судей Наконечной Е.В, Панфиловой Л.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лысенко А.А. к Управлению Федеральной налоговой службы по Магаданской области о взыскании денежных средств за период нахождения в оплачиваемых отпусках, недоплаченной компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области на решение Хасынского районного суда Магаданской области от 29.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 22.06.2021.
Заслушав доклад судьи Саломатиной Л.А, судебная коллегия
установила:
Лысенко А.А, обращаясь в суд, ссылалась на то, что работала в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Магаданской области в должности "данные изъяты", с 05.10.2018 - в должности "данные изъяты".
Приказом от 03.12.2020 N 02.1-09/263 ее служебный контракт от 05.10.2018 N212 расторгнут с 11.12. 2020 в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в связи с сокращением должности государственной гражданской службы).
При увольнении ей выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания - 287 626 рублей 80 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 19 дней в размере 44 632 рубля 14 копеек. Эти суммы рассчитаны без учета выплаченных истцу средств материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В период 2018 - 2020 годов ей предоставлялись ежегодные оплачиваемые отпуска: со 02.06.2018 по 05.08.2018 в количестве 64 календарных дней на основании приказа о предоставлении отпуска от 23.04. 2018 N 02.3-05/82, с 06.05.2019 по 10.07. 2019 в количестве 64 календарных дней на основании приказа о предоставлении отпуска от 18.04.2019 N 02.3-05/64, с 16.06.2020 по 30.07.2020 в количестве 45 календарных дней на основании приказа о предоставлении отпуска от 29.05.2020 N02.1-10/26. Расчет денежного содержания в период отпусков также был произведен без учета выплаченных средств материального стимулирования в расчетный период.
Просила взыскать с ответчика недоплаченные денежные средства за период нахождения в отпусках в размере 287 858 рублей 26 копеек, недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания в сумме 199 677 рублей 33 копейки, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 32 370 рублей 87 копеек, компенсацию морального вреда - 50 000 рублей.
Решением Хасынского районного суда Магаданской области от 29.03.2021, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, исковые требования Лысенко А.А. удовлетворены частично, с УФНС России по Магаданской области в пользу Лысенко А.А. взысканы денежные средства за период нахождения в оплачиваемом отпуске с 16.06.2020 по 30.07. 2020 года в сумме 99 656 рублей 98 копеек, недоплаченные денежные средства компенсации четырехмесячного денежного содержания - 199 677 рубль 33 копейки, недоплаченные денежные средства компенсации за неиспользованный отпуск - 28 162 рубля 87 копеек, и в качестве компенсации морального вреда - 5000 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований - отказано.
В кассационной жалобе Управление Федеральной налоговой службы по Магаданской области просит отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив оспариваемые судебные акты в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их отмены.
Судом установлено, что Лысенко (ранее - Крупина) А.А. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области с 09.08.2005 по 11.12.2020, последняя замещаемая должность - "данные изъяты"
Приказом Межрайонной ИФНС России N 2 по Магаданской области от 29.05.2020 N 02.1-10/26 Лысенко А.А. был предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск в количестве 45 календарных дней с 16.06.2020 по 30.07.2020 года, начислены и выплачены отпускные за указанный период в общей сумме 98 812 рублей 35 копеек.
В соответствии с приказом Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N2 по Магаданской области от 03.12. 2020 N02.1-09/256 с Лысенко А.А. расторгнут служебный контракт, она уволена 11.12.2020 в связи с сокращением должности гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
При увольнении Лысенко А.А. выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве 19 дней и в соответствии с частью 3.1 статьи 37 Федерального закона N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 287 626 рублей 80 копеек.
При расчете вышеназванных выплат не учтены суммы материального стимулирования, полученные Лысенко А.А. в течение 12 месяцев, предшествовавших дате увольнения.
Удовлетворяя требования истца о взыскании невыплаченных с учетом средств материального стимулирования отпускных в 2020 году, компенсации за неиспользованный отпуск и компенсации четырехмесячного денежного содержания при увольнении, суды первой и апелляционной инстанции руководствовались статьями 5, 14, 37, 46, 50, 51, 70 Федерального закона от 27.07. 2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 25.07.2006 N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 "Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих", позицией Минфина России, изложенной в письме от 15.07. 2014 N 14-04-05/34482 "О дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства РФ от 27.03.2014 N 238-7", и исходили из того, что средства материального стимулирования подлежат учету при расчете отпускных государственного гражданского служащего, а также расчете компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации четырехмесячного денежного содержания, выплачиваемой при увольнении с федеральной государственной гражданской службы, поскольку такие выплаты производятся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда, выплачиваются государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности и подлежат включению в фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего.
При разрешении требований о перерасчете отпускных за 2018 и 2019 годы суд первой инстанции исходил из пропуска истцом срока на обращение в суд, предусмотренного статьей 392 Трудового Кодекса Российской Федерации, о чем заявлено ответчиком, и в иске в этой части отказал.
Суды двух инстанций правильно исходили из того, что пункт 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2007 N 562 не исключает возможности учета средств, дополнительно выделяемых для материального стимулирования за пределами фонда заработной платы за счет бюджетных ассигнований, для исчисления денежного содержания, что следует из части 10 статьи 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, предусматривающей возможность выплаты гражданским служащим других выплат в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Также судами учтено, что согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15.07.2014 N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27.03.2014 года N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09. 2007 N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.03. 2014 N 238-7.
Применение такого толкования согласуется с функциями Министерства финансов Российской Федерации, закрепленными в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2004 N 329. А согласно пункту 2 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.9.2004 N 506, Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении судами денежного содержания истца сводятся к несогласию с постановленными судебными актами, основаны на ином толковании норм материального права и не влекут их отмену в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Хасынского районного суда Магаданской области от 29.03.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 22.06.2021 - оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Магаданской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.