Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Гайдарова М.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области, федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" на решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 апреля 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению Ижерского А.В. к Федеральной службе исполнения наказаний (далее - ФСИН России), Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области (далее - ГУФСИН России по Нижегородской области), федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 11 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Нижегородской области" (далее - ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области) о взыскании компенсации за ненадлежащие условия содержания.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Желонкиной Г.А, объяснения представителя ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области Романовой А.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ижерский А.В. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области за период с 16 сентября 2014 года по 12 декабря 2017 года.
В обоснование заявленных требований указал, что с 16 сентября 2014 года по 12 декабря 2017 года отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях содержания, а именно с нарушением материально-бытового обеспечения, минимальных норм жилой площади и количества санитарно-технических приборов, ненадлежащим питанием. Так, в отряде общей площадью 320 кв.м содержалось от 130 до 140 осужденных, установлено 87 двухъярусных кроватей, 87 тумбочек, 174 табуретки, на остальной площади было установлено 8 раковин на всех осужденных; туалет с 6 унитазами на 130 - 140 человек; раздевалка для верхней одежды и обуви площадью 8, 74 кв.м. При этом сушилка для вещей, горячая вода, бытовая комната отсутствуют, питание не соответствовало установленным требованиям: овощей и фруктов не выдавали, мясо давали ниже нормы - по 10 грамм в сутки. Вещевое довольствие было неудовлетворительное: теплое нательное белье, обувь по сезону и зимнее одеяло не выдавали.
Решением Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 ноября 2020 года административные исковые требования Ижерского А.В. удовлетворены частично. Признано незаконным бездействие ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области по обеспечению надлежащих условий содержания Ижерского А.В. в период с 16 сентября 2014 года по 12 декабря 2017 года в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. С Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Ижерского А.В. взыскана компенсация за ненадлежащие условия содержания в исправительном учреждении в размере 3000 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований Ижерскому А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 апреля 2021 года решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 ноября 2020 года изменено в части размера компенсации, сумма компенсации увеличена с 3000 рублей до 150 000 рублей. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 2 августа 2021 года решение Нижегородского районного суда города Нижнего Новгорода от 24 ноября 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Нижегородского областного суда от 7 апреля 2021 года оставлены без изменения, кассационная жалоба Ижерского А.В. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 17 января 2022 года через Нижегородский районный суд города Нижнего Новгорода, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 января 2022 года, ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области просят отменить судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Выражают несогласие с выводом суда о том, что в жилых отрядах в достаточном количестве отсутствовало санитарно-техническое оборудование, санитарные узлы не обеспечивали условия приватности, поскольку предпринимались меры для обеспечения надлежащих условий содержания.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Удовлетворяя частично административные исковые требования, суд первой инстанции установилфакты нарушения условий содержания Ижерского А.В. в период отбывании им наказания в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области, а именно: необеспечение минимальной площади жилого помещения в период с 16 сентября 2014 года по 12 декабря 2017 года, превышение численности осужденных в отряде, необеспечение в минимальном количестве санитарно-технических устройств (унитазы, рукомойники, частичное отсутствие перегородок в туалете).
Изменяя решение суда первой инстанции в части размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, апелляционная инстанция исходила из практики Европейского суда по правам человека, физических и психологических последствий для административного истца в связи с нахождением в ненадлежащих условиях и пришла к выводу, что взысканный судом первой инстанции размер компенсации явно занижен. При определении размера компенсации учитывался характер и продолжительность нарушений, фактические обстоятельства дела, характер и степень нравственных страданий, критерии достаточности компенсации.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Ижерский А.В. приговором "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ осужден по "данные изъяты" лишения свободы в исправительной колонии строгого режима и с 16 сентября 2014 года по 12 декабря 2017 года отбывал наказание в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области. Так, с 18 сентября 2014 года по 19 января 2016 года отбывал наказание в отряде N, с 19 января 2016 года по 31 августа 2016 года - в отряде N, с 31 августа 2016 года по 12 декабря 2017 года - в отряде N.
Нижегородской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях на постоянной основе проводились проверки ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области материально-бытового обеспечения осужденных и условий их содержания, по результатам которых в адрес исправительного учреждения выносились представления.
В представлении от 30 декабря 2014 года указывалось, что в нарушение требований частями 1, 3 статьи 99, части 3 статьи 110 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установленная норма жилой площади на одного осужденного в учреждении не соблюдается, на 1 человека приходится 1, 9 кв.м, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, в отряде численность осужденных превышает 100 человек, не соблюдаются нормы материально-бытового обеспечения мебелью.
Согласно ответу ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области от 30 января 2015 года на представление в отряде N нормой 2 кв.м не обеспечено 16 осужденных, норма обеспечения осужденных умывальниками и унитазами составляет 1 на 15 осужденных, тогда как приказом ФСИН России от 27 июня 2006 года N норма обеспеченности осужденных умывальниками составляет 1 на 10 осужденных.
В представлении от 14 декабря 2015 года указывалось, что в нарушение требований части 1 статьи 99, части 3 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установленная норма жилой площади на одного осужденного в отрядах N в учреждении не соблюдается. Так, в отряде N на 133 осужденных приходится 260, 3 кв.м, то есть 1, 95 кв.м на человека, осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, унитазами, ножными ваннами.
В представлении от 17 июня 2016 года указано на необеспеченность осужденных отряда N по установленной норме рукомойниками, напольными чашами, частично отсутствуют перегородки, обеспечивающие приватность.
В представлении прокурора от 27 февраля 2017 года указано на нарушение требований части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации в части установленной нормы жилой площади на одного осужденного в отрядах 1, 7. Так в отряде N на 112 осужденных приходится 206, 1 кв.м, то есть 1, 84 кв.м на человек; осужденные не обеспечены по установленной норме рукомойниками, унитазами, ножных ванн.
По результатам рассмотрения представлений прокурора в установленные сроки направлены ответы.
Согласно части 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Право осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, на охрану здоровья, включая оказание медицинской помощи, закреплено в Федеральном законе от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации.
Лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение (часть 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Меры принуждения, ограничивающие свободу и личную неприкосновенность, применяемые в связи с необходимостью изоляции лица от общества, пребывания в ограниченном пространстве, должны осуществляться без нарушения условий содержания лиц, подвергнутых таким мерам.
Под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц (пункты 2, 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания").
В пункте 14 названного постановления разъяснено, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
О наличии нарушений условий содержания лишенных свободы лиц могут свидетельствовать переполненность камер (помещений), невозможность свободного перемещения между предметами мебели, отсутствие индивидуального спального места, естественного освещения либо искусственного освещения, достаточного для чтения, отсутствие либо недостаточность вентиляции, отопления, отсутствие либо непредоставление возможности пребывания на открытом воздухе, затрудненный доступ к местам общего пользования, соответствующим режиму мест принудительного содержания, в том числе к санитарным помещениям, отсутствие достаточной приватности таких мест, не обусловленное целями безопасности, невозможность поддержания удовлетворительной степени личной гигиены, нарушение требований к микроклимату помещений, качеству воздуха, еды, питьевой воды, защиты лишенных свободы лиц от шума и вибрации.
В соответствии со статьёй 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемых под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя, с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих (часть 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).
Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными (принятыми на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями в городе Женеве 30 августа 1955 года) предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, кубатуру этих помещений, их минимальную площадь, освещение, отопление и вентиляцию.
Согласно части 2 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин).
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации. Нормы вещевого довольствия осужденных утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний (часть 3).
В соответствии с приказом Минюста России от 30 декабря 2005 года N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" отряд создается приказом исправительного учреждения. Количество осужденных в отряде устанавливается в соответствии с нормативными актами Минюста России в пределах 50 - 100 человек в зависимости от вида режима и численности осужденных.
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 утверждены нормы обеспечения мебелью, инвентарем и предметами хозяйственного обихода для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, уголовно-исполнительной системы (Приложение 2) (пункт 1). Начальникам управлений Федеральной службы исполнения наказаний по федеральным округам, территориальных органов и учреждений Федеральной службы исполнения наказаний предписано привести фактическую оснащенность мебелью, инвентарем, оборудованием и предметами хозяйственного обихода (имуществом) общежитий, столовых, клубов, объектов коммунально-бытового назначения учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов УИС в соответствие с табельной положенностью из средств федерального бюджета и внебюджетных источников финансирования; обеспечить контроль за сохранностью и надлежащей эксплуатацией мебели, инвентаря и оборудования, а также за своевременным проведением их ремонта и обоснованностью списания предметов, пришедших в негодность (пункт 2). Согласно нормам, в спальном помещении общежития исправительного учреждения предусмотрено размещение: кровати металлической - на 1 человека, тумбочки прикроватной - 1 на двух человек, табурета - 1 на человека; в комнате для умывания: умывальник (рукомойник) - 1 на 10 человек.
В пункте 42 Правил внутреннего распорядка установлены требования к оборудованию камер, согласно которым камеры должны быть оборудованы, в том числе столом, и скамейками с числом посадочных мест по количеству лиц, содержащихся в камере; светильниками дневного и ночного освещения; вентиляционным оборудованием (при наличии возможности), напольной чашей (унитазом), умывальником.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-ДСП утверждена Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России (СП-17-02 Минюста России), которой установлено, что количество умывальников и ножных ванн в учреждениях должно соответствовать расчету 1 единица на 15 осужденных, а унитазов - 1 единица на 10 человек.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
В соответствии с подпунктами 3, 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Судебная коллегия полагает, что суды нижестоящих инстанций правильно пришли к выводу о нарушении административными ответчиками условий содержания осужденного Ижерского А.В, которые выразились в период отбывания наказания в необеспечении минимальной площади жилого помещения, в связи с переполненностью отряда, санитарно-техническими устройствами (унитазы, рукомойники, частичное отсутствие перегородок).
Определяя размер компенсации, апелляционная инстанция учитывала длительность отбывания наказания административным истцом в ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области в ненадлежащих условиях, характер и продолжительность нарушений условий отбывания наказания, соизмеримость с выплатами, присуждаемыми Европейским Судом по правам человека в сопоставимых обстоятельствах, приближенность к суммам, которые предлагают власти России в схожих обстоятельствах в рамках односторонней декларации.
При определении размера компенсации судом учтены данные о личности осужденного, обстоятельства нарушений его содержания, длительность нарушений, в связи с чем оснований считать, что определенный размер компенсации является несоответствующим характеру и продолжительности нарушения условий содержания допущенных в отношении административного истца, не имеется. Размер присужденной компенсации определен с учетом конкретных обстоятельств по настоящему административному делу, характера и степени причиненных административному истцу нравственных страданий, степени разумности и справедливости.
Утверждения административных ответчиков в кассационной жалобе о принятии мер к обеспечению надлежащих условий содержания и частичном восполнении допущенных нарушений не опровергают выводы суда о нарушении условий содержания осужденного и не влекут отмену судебных актов.
Доводы кассационной жалобы основаны на иной оценке доказательств, однако не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судами.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
кассационную жалобу ФСИН России, ГУФСИН России по Нижегородской области, ФКУ ИК-11 ГУФСИН России по Нижегородской области оставить без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 1 марта 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.