Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гусева Д.А, судей Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1736/2021 (УИД 42RS0002-01-2021-002489-92) по иску Абубакирова Марселя Талгатовича к Главному управлению Министерства внутренних Российской Федерации по Кемеровской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" о включении в трудовой стаж периодов работы в льготном исчислении, по кассационной жалобе представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" Патраковой Натальи Николаевны на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" Патраковой Н.Н, поддержавшей доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Абубакиров Марсель Талгатович (далее по тексту - Абубакиров М.Т, истец) обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних Российской Федерации по Кемеровской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Кемеровской области, ответчик), Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" (далее по тексту - МО МВД России "Беловский", ответчик) о включении в трудовой стаж периодов работы в льготном исчислении.
Требования мотивированы тем, что с 24 июня 2000 г. по 31 августа 2018 г. истец проходил службу в органах внутренних дел в МО МВД России "Беловский". 24 сентября 2000 г. приказом УВД г. Белово N от 28 сентября 2000 г. он был назначен на должность милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово, а 23 ноября 2001 г. приказом УВД г. Белово N от 23 ноября 2001 г. он был переведен на должность командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово. В данной должности он прослужил до 28 октября 2020 г. включительно. 31 августа 2018 г. он был уволен из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (выслуге лет, дающей право на получение пенсии). При увольнении был произведен расчет выслуги лет службы для назначения пенсии в календарном и льготном исчислении. Расчет производился заместителем начальника ОРЛС МО МВД России "Беловский", согласно этому расчету на день увольнения выслуга составляла: в календарном исчислении 20 лет 2 месяца 5 дней, в льготном исчислении: 23 года 3 месяца 4 дня, при этом сотрудник ОРЛС не учла в льготном исчислении некоторые периоды его службы в конвойном подразделении УВД г. Белово, на что он и попросил обратить внимание. В ответ ему было озвучено, что иной расчет не будет принят отделом пенсионного обслуживания Центром финансового обеспечения Главного управления Министерства внутренних дел России по Кемеровской области (ЦФО ГУ МВД России по КО). В итоге с данным расчетом он был ознакомлен.
В декабре 2018 года отделом пенсионного обслуживания ЦФО ГУ МВД России по КО ему было направлено уведомление о назначении пенсии, согласно которому его выслуга составляет 23 года и в соответствии с которой ему назначен размер пенсии.
3 сентября 2020 г. в ответ на его запрос в ГУ МВД России по КО ему пришел ответ с подробным расчетом выслуги в календарном и льготном исчислении, согласно которому ему не были зачтены в льготном исчислении периоды службы:
- 1 января 2001 г. - 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы, роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 23 ноября 2001 г. - 22 декабря 2001 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 26 марта 2002 г. - 25 октября 2002 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 26 апреля 2003 г. - 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 9 августа 2004 г. - 25 сентября 2005 г. в должности командира отделения отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Белово;
- 23 марта 2006 г. - 19 марта 2007 г. в должности командира отделения отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Белово;
- 14 сентября 2007 г. - 28 октября 2010 г. в должности командира отделения отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Белово.
7 сентября 2020 г. он подал заявление в ГУ МВД России по КО о включении в трудовой стаж вышеуказанных периодов службы в льготном исчислении. 3 ноября 2020 г. ему был дан ответ, что лишь часть указанных им периодов службы будут зачтены на льготных условиях, а именно:
- 9 августа 2004 г. - 25 сентября 2005 г. в должности командира отделения отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Белово;
- 23 марта 2006 г. - 19 марта 2007 г. в должности командира отделения отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Белово;
- 14 сентября 2007 г. - 28 октября 2010 г. в должности командира отделения отдельной роты охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых УВД г.Белово.
Остальные указанные им периоды службы, а именно:
- 1 января 2001 г. - 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы, роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 23 ноября 2001 г. - 22 декабря 2001 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 26 марта 2002 г. - 25 октября 2002 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- 26 апреля 2003 г. - 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово, не были включены в расчет выслуги лет на льготных условиях в связи с отсутствием поименованных должностей в Перечне должностей, утвержденных Приказом МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий". Период с 1 января 2001 г. по 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы, роты конвойной службы милиции УВД г. Белово не был даже принят во внимание. Его обращение в МВД России, принятое к регистрации через сайт МВД России 4 декабря 2020 г. N (3 декабря 2020 г. id обращения N), было оставлено без ответа.
Однако его обязанности заключались в выполнении функций по охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых при слушании уголовных дел в судах с их участием, при проведении следственных действий, этапировании арестованных в СИЗО и из СИЗО. К исковому заявлению прилагает свои должностные инструкций, из которых следует, что в вышеуказанные периоды службы он непосредственно осуществлял функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых.
Перечень должностей, утвержденных приказом МВД России от 20 декабря N 868, принят во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, предусматривающего льготный порядок исчисления выслуги лет для лиц, занимающих должности в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции, подразделениях полиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, следовательно, для указанных в Перечне должностей ("полицейский (милиционер), (командир отделения) в составе роты, взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, характерно выполнение указанных функций. Факт выполнения истцом функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений непосредственно вытекает из наименования структурного подразделения, в котором он нес службу и по этому несоответствие наименования занимаемых им должностей с Перечнем является недосмотром сотрудников кадрового подразделения органа внутренних дел, в котором он проходил службу и не может ставиться им в вину и ущемлять тем самым его права.
С учетом изложенного истец просил суд обязать ответчика произвести перерасчет стажа службы, включить в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет) в льготном исчислении (1 месяц за 1, 5 месяца) периоды службы: 1 января 2001 г. - 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы, роты конвойной службы милиции УВД г. Белово; 23 ноября 2001 г. - 22 декабря 2001 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово; 26 марта 2002 г. - 25 октября 2002 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово; 26 апреля 2003 г. - 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово. Произвести перерасчет пенсии по выслуге лет с учетом включения указанных периодов службы с момента назначения пенсии.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2021 г. на Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" и Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области возложена обязанность произвести перерасчет стажа службы Абубакирова М.Т. в органах внутренних дел, произведя исчисление стажа службы Абубакирова М.Т. с 1 января 2001 г. - 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы, роты конвойной службы милиции УВД г. Белово, с 23 ноября 2001 г. - 22 декабря 2001 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово, с 26 марта 2002 г. - 25 октября 2002 г. и с 26 апреля 2003 г. - 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии Абубакирова М.Т. по выслуге лет с даты назначения пенсии, то есть с 1 сентября 2018 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. решение Беловского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2021 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ГУ МВД России по Кемеровской области, МО МВД России "Беловский" Патракова Н.И. просит отменить решение Беловского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. как незаконные.
Относительно доводов кассационной жалобы Абубакировым М.Т. представлены письменные возражения.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчиков ГУ МВД России по Кемеровской области и МО МВД России "Беловский" Патракова Н.Н, действующая на основании представленных доверенностей, доводы и требования кассационной жалобы поддержала, просила кассационную жалобу удовлетворить.
Истец Абубакиров М.Т. своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явился.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов дела, в период с 24 июня 2000 г. по 31 августа 2018 г. истец проходил службу в органах внутренних дел в Управлении внутренних дел по "адрес", о чем имеется запись в его трудовой книжке.
Согласно выписке из приказа от 31 августа 2018 г. N N "данные изъяты" полиции Абубакиров М.Т. ("данные изъяты") полицейский поста внутренней охраны изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России "Беловский" был уволен со службы в органах внутренних дел по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
Согласно указанной выписке из приказа от 31 августа 2018 г. N N выслуга лет Абубакирова М.Т. на день увольнения в календарном исчислении составляет 20 лет 02 месяца 05 дней, в льготном исчислении - 23 года 03 месяца 04 дня.
После дополнительного перерасчета выслуги лет не засчитаны в стаж службы в органах внутренних дел (выслуга лет) в льготном исчислении (1 месяц за полтора месяца службы) следующие периоды службы:
- с 1 января 2001 г. по 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г.Белово;
- с 23 ноября 2001 г. по 22 декабря 2001 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- с 26 марта 2002 г. по 25 октября 2002 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово;
- с 26 апреля 2003 г. по 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования Абубакирова М.Т. о включении спорных периодов службы в льготный стаж, перерасчете пенсии, суд первой инстанции руководствовался положениями Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей", установив, что в спорные периоды Абубакирова М.Т. проходил службу в конвойных подразделениях милиции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, пришел к выводу о том, что истец имеет право на включение в выслугу лет указанных периодов в льготном исчислении, из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции, указав, что они соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Пенсионное обеспечение сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регулируется Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" (далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1).
В статье 1 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 перечислены лица, на которых распространяется действие данного Закона, в частности на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и семьи этих лиц (за исключением лиц, указанных в п. "б" настоящей статьи, и их семей) (абз. 4 п. "а").
В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 в подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 гN 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей" был введен абзац, в соответствии с которым в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях (из расчета один месяц службы за полтора месяца) служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2003 г. N 684, вступившим в силу с 24 ноября 2003 г, указанный абзац дополнен указанием на то, что служба в указанных подразделениях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Приказом МВД России от 9 октября 2004 г. N 640 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, который утратил силу в связи с изданием Приказа МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 "Об утверждении Перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий".
Из вышеприведенных положений следует, что с 1 января 2001 г. и до принятия перечня должностей, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации для исчисления выслуги лет в льготном порядке, необходимым условием исчисления выслуги лет в льготном порядке являлась служба сотрудника в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, связанных с выполнением обязанностей по непосредственному осуществлению ими функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений. Данное обстоятельство определялось исходя из закрепленных и фактически исполняемых должностных обязанностей сотрудника.
Как следует из материалов дела, в обоснование отказа во включении истцу спорных периодов службы в льготном исчислении ответчики ссылаются на Приказ МВД России от 20 декабря 2016 г. N 868 (ранее действовавший приказ МВД России от 9 января 2004 г. N 1640), которым утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, в которых отсутствуют должности: милиционер охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции, командир отделения отдельной роты конвойной службы милиции, в связи с чем периоды прохождения истцом службы в данных должностях с 1 января 2001 г. по 23 ноября 2001 г, с 23 ноября 2001 г. по 22 декабря 2001 г, с 26 марта 2002 г. по 25 октября 2002 г, с 26 апреля 2003 г. по 9 августа 2004 г. засчитаны в выслугу лет в календарном исчислении.
Однако, на момент прохождения истцом службы в спорные периоды действовало Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации", подпункт "г" пункта 3 которого Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2000 г. N 690 дополнен абзацем следующего содержания:
"в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.".
Таким образом, с 1 января 2001 года право на исчисление стажа службы в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца, получили сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
С 1 января 2001 г. по 23 ноября 2001 г. Абубакиров М.Т. проходил службу в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции, выполнение обязанностей по которой связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В периоды с 23 ноября 2001 г. по 22 декабря 2001 г, с 26 марта 2002 г. по 25 октября 2002 г. и с 26 апреля 2003 г. по 9 августа 2004 г. Абубакиров М.Т. проходил службу в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово.
Согласно должностным инструкциям Абубакирова М.Т. в данные периоды в его должностные обязанности, в частности, входило осуществление охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Следовательно, и в указанные периоды выполнение должностных обязанностей истцом было связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П и от 3 июня 2004 г. N 11-П принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения. Это, как и точность и конкретность правовых норм, которые лежат в основе соответствующих решений правоприменителей, включая суды, необходимо для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
Следовательно, периоды службы Абубакирова М.Т. с 1 января 2001 г. по 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово, с 23 ноября 2001 г. по 22 декабря 2001 г, с 26 марта 2002 г. по 25 октября 2002 г. и с 26 апреля 2003 г. по 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово подлежат льготному исчислению - один месяц службы за полтора месяца, поскольку такой порядок исчисления стажа службы был предусмотрен действовавшим на тот период законодательством Российской Федерации.
Как следует из пенсионного удостоверения Абубакирова М.Т. и пояснений представителя ответчиков, пенсия истцу назначена с 1 сентября 2018 г.
С учетом изложенного, суды пришли к верному выводу о возложении на ответчиков обязанности произвести перерасчет стажа службы Абубакирова М.Т. в органах внутренних дел, произведя исчисление стажа службы Абубакирова М.Т. с 1 января 2001 г. по 23 ноября 2001 г. в должности милиционера охранно-конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово, с 23 ноября 2001 г. по 22 декабря 2001 г, с 26 марта 2002 г. по 25 октября 2002 г. и с 26 апреля 2003 г. по 9 августа 2004 г. в должности командира отделения отдельной роты конвойной службы милиции УВД г. Белово в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца и произвести перерасчет пенсии Абубакирова М.Т. по выслуге лет с даты назначения пенсии, то есть с 1 сентября 2018 г.
Являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что в случае приобретения истцом права на перерасчет пенсии в сторону увеличения пересмотр пенсии производится с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, повлекшие изменение размера пенсии, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии, поскольку никакие новые обстоятельства, на основании которых должен производится перерасчет стажа службы не были установлены, новые документы, влекущие необходимость такого перерасчета не представлены, в связи с чем судами обоснованно указано о необходимости перерасчет стажа службы Абубакирова М.Т. в соответствии с пунктом "а" статьи 53 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы о пропуске истцом срока на обращение в суд, поскольку данным обстоятельствам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, при этом, суд апелляционной инстанции правильно указал, что в соответствии с абзацем 2 статьи 58 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N4468-1 (ред. от 22 декабря 2017 г, на момент назначения пенсии истцу) сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающему пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком. Действующая редакция приведенной нормы не претерпела изменений.
Таким образом спорные правоотношения касаются пенсионного обеспечения, в случае если пенсия не была назначена или была назначена в меньшем размере, то пенсионер имеет право на назначение пенсии или ее перерасчет вне зависимости от времени обращения в суд за защитой пенсионных прав.
Также являются несостоятельными доводы кассационной жалобы о том, что истец должен занимать должность, названную в перечне должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, определенном приказом МВД России 20 декабря 2016 г..N 868 (ранее приказом МВД России от 9 января 2004 г..N 640), поскольку правительством Российской Федерации 15 сентября 2000 г..принято постановление N 690 "О внесении дополнений в постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N941, в соответствии с которым дополнен подпункт "г" пункта 3 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г..N941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" - "в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 года", следовательно достаточным условием для льготного исчисления выслуги лет является служба в конвойном подразделении милиции в должности, выполнение обязанности по которой связано с непосредственным осуществлением функции по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, тогда как факт выполнения истцом в спорные периоды функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений вытекает из самого наименования структурного подразделения - милиционер охраны (начальник отделения) конвойной службы отдельной роты конвойной службы милиции УВД г..Белово, в должностные
обязанности истца входило в том числе осуществление охраны и конвоирование подозреваемых и обвиняемых.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов о наличии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию ответчиков, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией ответчиков, основаны на их субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Беловского городского суда Кемеровской области от 14 июля 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 октября 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Кемеровской области, Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Беловский" Патраковой Натальи Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.