Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Тымченко А.М., рассмотрев жалобу защитника генерального директора Акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" Григорьева "данные изъяты" - Васильевой Т.Р. на вступившие в законную силу постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" (далее - АО "Находкинский МТП") Григорьева В.С.
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора N от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения решением судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решением судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо - генеральный директор АО "Находкинский МТП" Григорьев В.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник генерального директора АО "Находкинский МТП" Григорьева В.С. - Васильева Т.Р. просит вступившие в законную силу постановление должностного лица и судебные акты отменить, приводя доводы об их незаконности, производство по делу прекратить, либо направить дело на новое рассмотрение.
Изучив доводы жалобы защитника генерального директора АО "Находкинский МТП" Григорьева В.С. - Васильевой Т.Р, представленные материалы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.45 названного Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является нарушение законодательно установленной обязанности по охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон N 7-ФЗ) размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Из положений частей 1 и 2 статьи 39 Федерального закона N 7-ФЗ следует, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством.
Статья 55 Водного кодекса Российской Федерации предусматривает, что при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 56 Водного кодекса Российской Федерации меры по предотвращению загрязнения водных объектов вследствие аварий и иных чрезвычайных ситуаций и по ликвидации их последствий определяются законодательством Российской Федерации.
Требованиями раздела 2 РД 31.35.10-86 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий" установлено, что территория предприятия, портовые сооружения и акватория предприятия, а также атмосфера в районе предприятия должны содержаться в санитарном состоянии, отвечающем требованиям по охране окружающей среды. При перегрузке сыпучих грузов необходимо принимать меры, предотвращающие их просыпание в акваторию порта. В границах акватории предприятия запрещается сбрасывать в воду, на лед и на берег шлак, мусор, пищевые отходы, тару, бумажную макулатуру и какие-либо другие предметы, а также выкачивать нефть, масла, жиры и воду с примесью нефтяных, масляных, жировых и фекальных отходов, а также ядовитые вещества.
В соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" операторы морских терминалов, иные владельцы объектов инфраструктуры морского порта, капитаны судов, другие лица, которые осуществляют деятельность и (или) находятся в морском порту, обязаны обеспечивать меры по предотвращению загрязнения территории морского порта отходами производства и потребления, сточными и (или) нефтесодержащими водами, нефтью и другими опасными и (или) вредными для здоровья человека и (или) окружающей среды веществами.
Из материалов дела следует, что с целью проверки фактов, указанных в письме начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Дальневосточной транспортной прокуратуры от ДД.ММ.ГГГГ и представления должностного лица ДМУ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами ДМУ Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Приморскому краю, ФГБУ "ТОтехмордирекция" на основании приказа исполняющего обязанности руководителя ДМУ Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка АО "Находкинский МТП", в ходе которой установлено, что общество осуществляет хозяйственную деятельность по адресам: "адрес" (Первый (основной) грузовой район порта - угольный терминал N (УТ-1) и "адрес" (Второй грузовой район порта - грузовой универсальный терминал N (ГУТ-2).
ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования территории АО "Находкинский МТП" (УТ-1) установлены нарушения, в частности: железнодорожные подкрановые пути, железнодорожные пути на причальных сооружениях УТ-1 загрязнены углем и угольной пылью; у причала N под погрузкой глинозема стояло судно "Evangelia 1", погрузка глинозема не велась. Общество использует защитные полога между причалом и бортом судна для предотвращения попадания угольной пыли в акваторию водного объекта "адрес". Защитные полога изношены, не имеют целостности полотна, выразившихся в виде дыр и разрывов, что может повлечь загрязнение акватории "адрес"; у причала N ошвартовано судно "Orchid Halo", между причалом и бортом судна защитные полога для предотвращения попадания угольной пыли в акваторию водного объекта "адрес" не установлены. Ледяной покров между причалом и бортом судна загрязнен угольной пылью. Кромка причала, швартовочные тумбы, кранцы на причале загрязнены углем и угольной пылью, то есть имеется возможность загрязнения водного объекта; у причала N ошвартовано судно "Regal Majurg", ледяной покров между причалом и бортом судна, а также у кормы и у носа судна загрязнен угольной пылью. Кромка причала N, кранцы также загрязнены угольной пылью. Защитные полога между причалом и бортом судна изношены, нет целостности полотна, выражавшиеся в виде дыр и разрывов, что может повлечь загрязнение акватории "адрес"; у причала N, где во время проверки располагалось судно "Crystal Ocean", защитные полога изношены, не имеют целостности полотна, выразившихся в виде дыр и разрывов, что может повлечь загрязнение акватории "адрес". Кранцы на причале N, территория в районе швартовочной тумбы загрязнены углем и угольной пылью. Ледовый покров между бортом судна и причалом N загрязнен углем и угольной пылью.
Согласно экспертному заключению N от ДД.ММ.ГГГГ в рамках проведения внеплановой проверки произведен отбор проб и химико - аналитическая экспертиза природных морских вод бухты Находка у причалов N ГУТ-2 и причалов N (УТ-1). Оценка качества природных морских вод "адрес", обобранных у причалов АО "Находкинский МТП", производилась путем сравнения полученных концентраций загрязняющих веществ с нормативами для водных объектов хозяйственного значения (Приказ Минсельхоза России от 13 декабря 2016 года N 2).
На основании полученных результатов установлено, что в природной морской воде бухты Находка, отобранной у причальной стенки:
стыков причалов N и 71, в месте сброса выпуска сточных ливневых вод выпуска N (ГУТ-2) зафиксировано превышение утвержденных нормативов ПДК по содержанию нефтепродуктов в 3, 2 раза, меди в 2, 6 раза;
причала N (ГУТ-2) зафиксировано превышение утвержденных нормативов ПДК по содержанию нефтепродуктов в 1.1 раза, железа общего растворенного в 1, 4 раза, меди в 2, 2 раза;
стыков причалов N и N (УТ-1) зафиксировано превышение утвержденных нормативов ПДК по содержанию нефтепродуктов в 1, 9 раза, меди в 1, 5 раза;
причала N (УТ-1) зафиксировано превышение утвержденных нормативов ПДК по содержанию железа общего растворенного в 1, 9 раза, меди в 1, 5 раза;
причала N (УТ-1) зафиксировано превышение утвержденных нормативов ПДК по содержанию нефтепродуктов в 1, 4 раза, железа общего растворенного в 1, 4 раза, меди в 1, 2 раза.
По результатам проверки составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ N.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ генеральным директором АО "Находкинский МТП" является Григорьев В.С.
Допущенные на территории АО "Находкинский МТП" где генеральным директором является Григорьев В.С, нарушения требований к охране водных объектов могут повлечь попадание просыпей угля и отходов производства и потребления в акваторию водного объекта и загрязнение последнего, в связи с чем указанные нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства совершенного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которые получили оценку на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Принимая решения, судебные инстанции учли, что генеральный директор АО "Находкинский МТП" Григорьев В.С. имел возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Доводы жалобы о том, что вывод административного органа о наличии в действиях генерального директора АО "Находкинский МТП" Григорьева В.С. состава вмененного правонарушения основан на предположениях, осуществляемая хозяйственная деятельность предприятия соответствует нормам и требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области охраны водной среды, угольная пыль не относится к загрязнителям моря, являются несостоятельными, опровергаются представленными в дело доказательствами, и не влекут отмены принятых по делу актов.
Выявленные сотрудниками Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора совместно со специалистами ФГБУ "ЦЛАТИ по ДФО" - ЦЛАТИ по Приморскому краю и ФГБУ "ТОтехмордирекция" факты применения при перегрузке угля поврежденных защитных пологов, оставления на причальных сооружениях просыпей угля и строительного мусора, превышение в природной морской воде бухты Находка, отобранных у стенок причалов, на которых осуществляет хозяйственную деятельность АО "Находкинский МТП", нормативов ПДК по содержанию нефтепродуктов меди, железа, подтверждены представленными в дело доказательствами и сомнений не вызывают.
Указанные факты свидетельствуют о невыполнении АО "Находкинский МТП", где генеральным директором является Григорьев В.С. эксплуатирующей причальные гидротехнические сооружения, обязанности по обеспечению соблюдения требований пунктов 2.1, 2.3, 2.8 РД 31.35.10-86 "Правила технической эксплуатации портовых сооружений и акваторий".
В соответствии с пунктом 166 раздела II перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 года N 1316-р, загрязняющими веществами для водных объектов признаны взвешенные вещества, к которым относится и угольная пыль, поскольку при попадании в водный объект она образует нерастворимые в воде взвешенные вещества. Угольная пыль, образующаяся в результате погрузочно-разгрузочных работ, в силу положений статьи 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относится к отходам производства, образованным в процессе выполнения работ и подлежащим удалению, соответственно попадание угольной пыли в водный объект на основании части 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации недопустимо.
Оснований для применения положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Аналогичные доводы были предметом проверки судебных инстанций, своего подтверждения не нашли, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях генерального директора АО "Находкинский МТП" Григорьева В.С. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций соответствуют обстоятельствам дела, административное наказание назначено Григорьеву В.С. с применением положений установленным статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции части 4 статьи 8.13 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену принятых по делу актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых постановления должностного лица и судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Находкинского городского суда Приморского края от ДД.ММ.ГГГГ, решение судьи Приморского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенные в отношении генерального директора Акционерного общества "Находкинский морской торговый порт" Григорьева "данные изъяты" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Васильевой Т.Р. - без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции А.М. Тымченко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.