Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Хребтовой Н.Л, Аноприенко К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федько Владимира Владимировича к Главному управлению МЧС России по Сахалинской области о взыскании денежного вознаграждения за работу в праздничные дни и сверхурочную работу, по кассационной жалобе Главного управления МЧС России по Сахалинской области, на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2021 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Хребтовой Н.Л, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Федько В.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Сахалинской области о взыскании заработной платы, указывая, что состоит в должности командира отделения 7 пожарно-спасательной части 1 разряда по охране города Южно-Сахалинска ПСО ФПС ГПС ГУ МЧС России по Сахалинской области. В 1 квартале 2020 года исполнял трудовые обязанности в составе дежурного караула пожарно-спасательной части с привлечением к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, отработал сверх нормы рабочего времени. Полагает, что оплата его труда произведена с нарушением действующего законодательства, в одинарном размере исходя из размера установленного оклада. Просил взыскать в свою пользу зарплату за работу в выходные и нерабочие праздничные дни в январе 2020 года в размере 39 266 рублей 09 копеек, за сверхурочную работу за январь, март 2020 года в размере 10 492 рубля 93 копейки.
Решением Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 14 июля 2020 года (с учетом определения об исправлении арифметической ошибки от 19 ноября 2020 года) с ГУ МЧС России по Сахалинской области в пользу Федько В.В. взыскана сумма денежного вознаграждения за сверхурочную работу 13 804 рубля 59 копеек. В остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 26 января 2021 года решение суда изменено. С ГУ МЧС России по Сахалинской области в пользу Федько В.В. взыскана денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за январь и март 2020 года в размере 35 146 рублей 64 копейки, денежная компенсация за работу в нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 года в размере 8 412 рублей 64 копейки, всего 43 559 рублей 28 копеек.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 17 июня 2021 года отменено апелляционное определение от 26 января 2021 года, дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда 28 сентября 2021 года решение Южно-Сахалинского городского суда от 14 июля 2020 года изменено. Взыскано с ГУ МЧС России по Сахалинской области в пользу Федько В.В. денежная компенсация за работу сверх нормального количества рабочих часов за январь и март 2020 года в размере 35 146 рублей 64 копейки, денежная компенсация за работу в нерабочие и праздничные дни января и февраля 2020 года в размере 31 968 рублей. В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе с ГУ МЧС России по Сахалинской области просит отменить апелляционное определение от 28 сентября 2021 года и принять новое решение о взыскании с ГУ МЧС России по Сахалинской области в пользу Федько В.В. денежной компенсации за работу сверх нормального количества рабочих часов за январь и март 2020 года в размере 35 146 рублей 46 копеек, денежную компенсацию за работу в нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 года в размере 11 777 рублей 67 копеек, всего взыскать 46 924 рубля 31 копейку. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела не допущены.
В силу частей 1, 2 статьи 2 Федерального закона от 23 мая 2016 года N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации; настоящим Федеральным законом; Федеральным законом от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Федеральным законом от 30.12.2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе; нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации; нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 54 Федерального закона N 141-ФЗ служебное время - период времени, в течение которого сотрудник федеральной противопожарной службы в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности относятся к служебному времени.
В соответствии с указанной нормой закона нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника федеральной противопожарной службы не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя. Продолжительность служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы в дневное и ночное время одинакова. Сотрудник федеральной противопожарной службы в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация. Порядок предоставления сотруднику федеральной противопожарной службы дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти в области пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 55 Федерального закона N 141-ФЗ режим служебного времени сотрудника федеральной противопожарной службы устанавливается правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности, подразделения. Особенности режима служебного времени сотрудника могут определяться законодательством Российской Федерации, должностным регламентом (должностной инструкцией) и контрактом.
Частью 1 статьи 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.
В силу ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.
В соответствии со ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.
Согласно пункту 10 Порядка привлечения сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления им дополнительных дней отдыха, а также отдельных видов дополнительных отпусков, утвержденного Приказом МЧС России от 24.09.2018 г. N 410, продолжительность выполнения сотрудником федеральной противопожарной службы служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени определяется при суммированном учете служебного времени - сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени за учетный период.
Согласно пп. "а" п. 2, п. 5, п. 6 Раздела 1 Приложения N 2 к Приказу МЧС России от 14.12.2019 N 747 (ред. от 31.01.2020) "Вопросы оплаты труда работников органов, организаций (учреждений) и подразделений системы МЧС России" работникам устанавливаются следующие виды выплат компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей), сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и выполнение работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Выплаты компенсационного характера, их размеры и условия устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников.
Выплаты компенсационного характера устанавливаются к должностным окладам (тарифным ставкам) (далее соответственно - оклады, тарифные ставки) без учета их увеличения в виде доплат, надбавок, если иное не установлено законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Раздела 2 Приложения N 2 к указанному Приказу сверхурочная работа оплачивается:
а) за первые два часа работы, - не менее чем в полуторном размере часовой ставки (часовой тарифной ставки);
б) за последующие часы, - не менее чем в двойном размере часовой ставки (часовой тарифной ставки).
Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу определяются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Пунктом 11 предусмотрено, что работникам оплата труда в выходной или нерабочий праздничный день производится в соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации в следующем размере:
а) работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки;
б) работникам, получающим оклад, - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки сверх оклада, если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.
В соответствии с п. 2.3, 2.9 Коллективного договора Главного управления МЧС России по Сахалинской области на 2020-2021 годы оплата труда работников производится в соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 N 583, приказом МЧС России от 14.12.2019 N 747; работникам, где по условиям работы не может быть соблюдена установленная для данной категории работников ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, может вводится суммированный учет рабочего времени, применяемый при разработке графиков сменности. Учетный период - квартал, при суммированном учете рабочего времени применяется повременная система оплаты труда - тарифные ставки, должностной оклад.
Изменяя решение суда частично, суд апелляционной инстанции руководствовался указанными нормами действующего законодательства и исходил из того, что судом первой инстанции к взысканию Федько В.В. определен размер оплаты труда в выходные, нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 года без учета того обстоятельства, что истцом работа в указанные дни производилась сверх нормы рабочего времени, в связи с чем в соответствии со статьей 153 ТК РФ подлежит оплате в двойном размере сверх оклада. Суд апелляционной инстанции произвел расчет оплаты, исходя из требований статьи 153 ТК РФ, за нерабочие праздничные дни января и февраля 2020 года в количестве 48 и 16 часов и взыскал в пользу Федько В.В. недоплаченную денежную компенсацию в размере 31 968 рублей.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
В кассационной жалобе представитель ГУ МЧС России по Сахалинской области указывает на то, что судом апелляционной инстанции дана неверная оценка обстоятельствам дела, поскольку часы, относящиеся к праздничным дням отработаны согласно графику сменности и приходятся на начало месяца при суммированном учете рабочего времени, работа в названные праздничные дни включается в месячную норму рабочего времени. Соответственно расчет доплаты за работу в эти часы производится в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки за день или час работы сверх оклада. Доплата производится за часы, фактически проработанные в праздничный день. Полагает, что судебной коллегией не учтено при расчете в нерабочие праздничные дни, что Федько В.В. в одинарном размере оплачены дни в составе заработной платы. Указывает, что оплата праздничных и выходных дней уже "сидит" в заработной плате в одинарном размере, а из вывода судебной коллегии следует, что праздничные выходные дни подлежат оплате в тройном размере плюс компенсационные и стимулирующие выплаты.
Данные доводы подлежат отклонению, поскольку в апелляционном определении выводы суда об оплате в тройном размере работы истца в выходные праздничные дни отсутствуют.
Отменяя апелляционное определение от 26 января 2021 года и направляя дело на новое апелляционное рассмотрение, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в определении от 17 июня 2021 года указала на отсутствие выводов о том, производилась ли истцом работа в выходные или нерабочие праздничные дни в пределах месячной нормы рабочего времени или сверх месячной нормы рабочего времени. Между тем, от указанного обстоятельства зависит исчисление заработной платы в одинарном или двойном размере.
Однако при новом апелляционном рассмотрении дела представителем ГУ МЧС России по Сахалинской области данное юридически значимое обстоятельство не было подтверждено документально, сведения о том, что оплата праздничных и выходных дней уже вошла в заработную плату истца в одинарном размере, суду не представлены, указание на такие доказательства в возражениях ответчика на апелляционную жалобу отсутствуют.
При таких обстоятельствах несогласие ГУ МЧС России по Сахалинской области с расчетом заработной платы истца, произведенным судом апелляционной инстанции, не может повлечь отмену апелляционного определения и служить основанием для проведения судом кассационной инстанции иного расчета.
Доводов о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права (ТК РФ, подзаконных нормативных актов) при расчете заработной платы кассационная жалоба ответчика не содержит, в связи с чем подлежит отклонению за необоснованностью.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от 28 сентября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления МЧС России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.