На основании статей 17, 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 2 решения Земского Собрания Кудымкарского муниципального района от 18.11.2010 N 71 "О принятии Положения о стратегическом планировании социально-экономического развития Кудымкарского муниципального района" постановляю:
1. Утвердить прилагаемую Стратегию социально-экономического развития Кудымкарского муниципального района на 2014-2029 годы (далее - Стратегия).
2. Рекомендовать главам сельских поселений - главам администраций сельских поселений, руководителям (отраслевых) функциональных органов администрации Кудымкарского муниципального района руководствоваться положениями Стратегии при разработке муниципальных программ и иных программных документов.
3. Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования в газете "Иньвенский край".
4. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Глава района - |
В.А. Климов |
Стратегия
социально-экономического развития Кудымкарского муниципального района на 2014-2029 годы (далее - Стратегия)
(утв. постановлением администрации Кудымкарского муниципального района от 1 августа 2014 г. N 492-01-06)
Кудымкарский муниципальный район (далее - район) основан в 1924 году, занимает площадь 4733 кв. км, протяженность района составляет с севера на юг - 105 км, с запада на восток - 110 км. С запада район граничит - с Кировской областью, на востоке - с Юсьвинским районом Пермского края, на юго-востоке - с Карагайским и на северо-востоке - с Усольским районами, на юге - с Сивинским и Карагайским районами, с севера - с Юрлинским и Косинским районами.
По состоянию на 01.01.2014 года население района составляет 24045 человек, которое проживает в шести сельских поселениях:
Белоевское сельское поселение - 4905 человек;
Верх-Иньвенское сельское поселение - 4657 человек;
Егвинское сельское поселение - 3643 человека,
Ленинское сельское поселение - 2788 человек,
Ошибское сельское поселение - 2913 человек,
Степановское сельское поселение - 5139 человек.
На территории района расположено 276 населенных пунктов. Административный центр района - г. Кудымкар.
I. Социально-экономическое положение района
1.1. Состояние экономики района.
Экономика Кудымкарского муниципального района представлена предприятиями агропромышленного комплекса, торговли, лесопереработки, всего деятельность осуществляют 430 субъектов предпринимательства. Из общего количества 4 отнесены к категории крупных и средних предприятий, 94 предприятия и 332 индивидуальных предпринимателя - субъекты малого предпринимательства.
В целом за 2013 год объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ, услуг составил 387,3 млн. руб. или 95,6% к уровню 2012 года.
Наибольший удельный вес в объеме отгруженных товаров собственного производства, работ, услуг занимает продукция сельского хозяйства 51,7%, в том числе по крупным и средним сельхозпредприятиям 47,0%. Продукция промышленности составляет 41,7%. Услуги образования, здравоохранения, гостиниц, прочие услуги составляют 6,6%.
Сельское хозяйство для района является профилирующим. Отличительной чертой отрасли является сезонность производства. Основная цель развития сельского хозяйства - это ориентация на увеличение выпуска тех видов продукции, производство которых наиболее эффективно в данных условиях.
В настоящее время в районе ведут сельскохозяйственное производство 9 предприятий, 3 из которых (СХПК "Россия" и СПК "колхоз им. Кирова", СПК колхоз "Урал") относятся к категории "бизнес", остальные относятся к категории "занятость".
За 2013 год сельхозпредприятиями района реализовано продукции на сумму 195,8 млн. руб., что составляет 93% к уровню 2012 года. В 2013 году коллективными хозяйствами района было посеяно зерновых культур на площади 7543 га, что больше на 197 га к уровню 2012 года. Общая посевная площадь уменьшилась на 786 га и составила 16823 га.
Производство зерна в весе после доработки составило 9219 т при урожайности 12,2 ц с 1 га, это на 1,2 ц меньше 2012 года.
Валовое производство молока в 2013 году в сельхозпредприятиях составило 8813,5 т, что меньше на 6,4% чем в 2012 году. Надоено молока от одной фуражной коровы 4240 кг или 94,9% к уровню 2012 года. Реализовано молока 8414,9 т, что составляет 91,1% от количества, полученного в 2012 году.
Произведено мяса 615,2 тонны, что на 17,1 тонн больше или на 102,8% к уровню 2012 года. Реализовано на убой скота (в живом весе) 553,4 тонны.
В коллективных хозяйствах сохраняется тенденция сокращения поголовья скота, при увеличении поголовья в крестьянских (фермерских) хозяйствах и в хозяйствах индивидуальных предпринимателей, занятых сельскохозяйственным производством.
В 2013 году отгружено промышленной продукции на сумму 161,49 млн. руб., индекс промышленного производства составил 90,1% по отношению к 2012 году.
Пищевая промышленность в районе представлена в основном хлебопечением, производством кондитерских изделий.
Основными производителями хлебобулочных, кондитерских изделий являются потребительские общества. Из 10 пекарен 6 принадлежат кооперации. В 2013 году произведено хлебобулочных изделий 814,6 тонны или 98,4% к 2012 году, кондитерских изделий 42,8 тонны, что составляет 116,0% к уровню 2012 года.
Лесопромышленный комплекс представлен 99 хозяйствующими субъектами малого бизнеса, количество малых лесопильных цехов составляет 75 объектов.
За 2013 год лесопользователями, зарегистрированными на территории района, заготовлено 331,6 тыс.куб.м, что на 133,1 тыс.куб.м. больше чем в 2012 году.
Основные виды выпускаемой продукции это круглые лесоматериалы в объеме 127,1 тыс.куб.м., также было выпущено и реализовано различных видов погонажных изделий в объеме 7,8 тыс.куб.м, реализовано 1,7 тыс.куб.м. срубов жилых домов и других построек, изготовленных методом оцилиндровочной технологии и ручным способом.
Лесозаготовителями района реализовано готовой продукции на сумму 122,7 млн. руб. В лесопромышленном комплексе занято 575 чел., среднемесячная заработная плата по району составляет 6900 рублей.
На территории района действуют 246 объектов розничной и мелкорозничной торговли, 5 предприятий бытового обслуживания, 15 объектов общественного питания, 4 объекта дорожного сервиса, кроме того работает 21 школьная столовая на аутсорсинге.
В сфере торговли и общественного питания работают 22 организации и 81 индивидуальный предприниматель.
Обеспеченность торговыми площадями по состоянию на 1 января 2014 года составляет 348,7 кв. м. на 1000 жителей, в 2012 было 344 кв.м.
Численность работающих в сфере торговли, общественного питания и бытовых услуг в 2013 году составила 784 человек.
Состояние торговли и общественного питания оказывает значительное влияние на общеэкономическую ситуацию района. Налоговые поступления в бюджет района по торговле занимают 22% от всех налоговых поступлений.
По статистическим данным розничный товарооборот в 2013 году по всем объектам торговли составил 787,4 млн. руб., что в фактических ценах составляет 102,1% аналогичного периода прошлого года.
Товарооборот общественного питания составил 7,8 млн. рублей, что в фактических ценах составляет 144% аналогичного периода прошлого года.
Основную нагрузку по розничной торговле, обслуживанию населения в отдаленных населенных пунктах несут 7 сельских потребительских обществ, которые имеют на территории района 89 объектов торговли и общественного питания или 42% от общего количества.
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг субъектов малого предпринимательства за 2013 год составил 173,7 млн. рублей, что составляет 44,8% от общего объема. В структуре объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг субъектами малого и среднего предпринимательства: 70,6% составляют товары лесопромышленного комплекса, 18,6% - пищевой промышленности, 10,78% - сельского хозяйства, прочие - 0,02%.
Общая численность работающих в этой сфере 1513 чел., или 42,2% от среднесписочной численности работающих. Среднемесячная заработная плата за 2013 г. составила 8087 руб.
Малый бизнес стал обеспечивать основной прирост новых рабочих мест, прежде всего, в сфере сельского хозяйства, лесопереработки, строительства, торговли, в течение года создано 75 рабочих мест, в 2012 году было создано - 117.
Годовая сумма налоговых поступлений от предпринимательской деятельности субъектов малого бизнеса составила 65,9 млн.руб. или на 41,6 млн.руб. больше по сравнению с 2012 годом.
Общий объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы района предприятиями и организациями всех форм собственности, за 2013 год составил 156,7 млн. руб. или 105% к уровню 2012 г., в том числе хозяйствующие субъекты 77,9 млн. руб. Из объема всех инвестиций были обеспечены за счет собственных средств 45,3 млн. руб. или 28,9%. Основными источниками собственных средств являются амортизационные отчисления предприятий (29,5%), прибыль (6,4%), прочие собственные средства (64,1%).
Из общего объема инвестиций на строительство зданий и сооружений использовано 63,4 млн. руб. (26,4%), на приобретение машин и оборудования - 61,5 млн. руб. (44,8%), на приобретение племенного скота - 29,0 млн. руб. (28,8%), прочее 2,7 млн. руб.
Крупные сельскохозяйственные предприятия и бюджетные организации являются основными инвесторами развития района.
Анализ трудовых ресурсов позволил обозначить следующие тенденции. Для района в целом характерно снижение численности экономически активного населения. Средняя численность работающих за 2013 г. составила 4328 чел., снижение к 2012 г. произошло на 7%.
Среднемесячная начисленная заработная плата по крупным и средним предприятиям района составляет в размере 14294,3 рублей, что на 22% выше, чем в 2012 году. Среднемесячная начисленная заработная плата по полному кругу предприятий района составляет в размере 12136,1 рублей.
Соотношение максимального и минимального значения среднемесячной заработной платы составило 3,2 раза. Самую низкую заработную плату имеют работники, занятые в гостиничном бизнесе (8464 руб.), высокую - работники, занятые в предприятиях связи (26569,2 руб.).
1.2. Основные проблемы и задачи текущего периода
В социальной сфере:
- низкая укомплектованность кадрами, продолжающееся старение кадров, отсутствие реальных механизмов привлечения молодых специалистов и развития их профессиональных компенсаций;
- несоответствие стоимости предоставляемых муниципальных услуг фактическим затратам;
- низкая укомплектованность врачами учреждений здравоохранения;
- недостаточное количество мест в дошкольных образовательных учреждениях;
- малое количество доступного жилья и отсутствия эффективных приемлемых механизмов для приобретения жилья молодыми семьями, нуждающимися в улучшении жилищных условий;
- малые единовременные пропускные способности спортивных сооружений на территории района;
- высокая степень изношенности спортивных сооружений.
В сфере общественной безопасности:
- недостаточный уровень готовности к чрезвычайным ситуациям.
В сфере экономики:
- низкая среднемесячная заработная плата работников сельского хозяйства;
- высокие ставки страховых взносов на фонд оплаты труда;
- отсутствие оперативных статистических данных у муниципалитета о тенденциях развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории;
- нежелание предпринимателей оформлять трудовые отношения с наемными работниками в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
- низкий уровень оплаты труда в малых организационных формах (малые предприятия, индивидуальные предприниматели);
- слабый интерес со стороны субъектов малого и среднего предпринимательства к инновационному развитию бизнеса;
- отсутствие эффективной системы и механизмов, стимулирующих инновационные проекты;
- высокие тарифы на энергоносители, что значительно увеличивает затраты предприятий;
- диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию и продукцию промышленных производств, используемую в сельском хозяйстве;
- отсутствие финансовой возможности внедрения современных, эффективных технологий в сельскохозяйственное производство;
- дефицит квалифицированных рабочих кадров и специалистов с необходимым уровнем подготовки;
- низкая численность экономически активного населения;
- миграционный отток населения;
- отсутствие систем водоснабжения и газификации в населенных пунктах;
- отсутствие альтернативных отраслей экономического роста;
- высокая стоимости услуг по подключению к электрическим сетям;
- недостаточно развитая сфера обслуживания: организация общественного питания, гостиничного бизнеса, парикмахерских;
- отсутствие узнаваемого бренда территории;
- недостаточное развитие туристической инфраструктуры района;
- недостаточный уровень развития рынка сельскохозяйственных угодий, включающего куплю-продажу и аренду, в том числе с земельных долей;
- высокие ставки арендной платы за землю, за исключением сельскохозяйственных угодий;
- недоступность и дороговизна для начинающих предпринимателей кредитных ресурсов;
- недостаточность услуг в сфере познавательного и событийного туризма на территории района;
- недостаточно развитые транспортная инфраструктура и транспортные услуги;
- низкий уровень развития сельского хозяйства;
- отсутствие современной сельскохозяйственной техники;
- отсутствие регулируемых и управляемых рынков сбыта для сельхозпроизводителей.
В сфере территориального управления: градостроительства, инфраструктуры, развития территорий:
- отсутствие перспективных производств в некоторых сельских поселениях;
- отсутствие рабочих мест в некоторых сельских поселениях;
- отсутствие стимулов и условий для привлечения молодежи в сельскую местность;
- недостаточное развитие социальной инфраструктуры в сельской местности: детских площадок, центров культуры и досуга для молодежи и взрослого населения, центров здоровья;
- низкий уровня благоустройства сел и деревень;
- отсутствие эффективной системы вывоза твердых бытовых отходов (далее - ТБО);
- недостаточное развитие инженерной инфраструктуры:
- отсутствие газификации большинства населенных пунктов,
- изношенность водопроводных и электрических сетей,
- отсутствие внутри поселковых дорог с твердым покрытием;
- отсутствие специализированной и коммунальной техники в сельских поселениях;
- большое количество дорог, не отвечающих нормативным требованиям;
- большое количество многоквартирных домов, требующих капитального ремонта либо сноса;
- отсутствие источников резервных тепловых мощностей для дальнейшего развития района;
- отсутствие современного полигона ТБО.
В сфере муниципального управления: общественных финансов, управления имуществом и развития гражданского общества:
- неэффективное использование муниципального имущества и земельных участков;
- зависимость и нестабильность величины и пропорций собственных доходов от бюджетной политики государства и края в области формирования межбюджетных отношений;
- высокая доля расходов в общем объеме бюджета района на формирование фонда оплаты труда бюджетной сферы;
- снижение доли инвестиционных расходов в расходах бюджета района;
- низкая доходная база большей части поселений;
- дефицит квалифицированных кадров в сфере муниципального управления, в особенности в сельской местности.
II. Задачи, которые необходимо решить в процессе реализации Стратегии
В социальной сфере необходимо:
- обеспечить уровень заработной платы работникам в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации;
- создать систему мотивации для привлечения специалистов в учреждения социальной сферы;
- создать эффективную систему расчета и учета стоимости муниципальных услуг в социальной сфере;
- привести все учреждения социальной сферы в нормативное состояние;
- обеспечить доступность населению амбулаторно-поликлинической помощи;
- способствовать созданию условий для укомплектования врачами учреждений здравоохранения;
- способствовать приведению в соответствие с законодательством нормативов площади, для оказания первичной медицинской помощи населению в медицинских учреждениях на территории района, в соответствии с соглашением между Министерством здравоохранения Пермского края и администрацией района;
- полностью ликвидировать очереди в дошкольные образовательные учреждения;
- в объекты социальной сферы обеспечить доступ людей с ограниченной возможностью;
- сформировать и продвигать на краевом и российском уровнях бренд Кудымкарского муниципального района;
- создать привлекательный имидж района, постоянно повышать его рейтинг в статусе одного из лучших муниципальных районов Пермского края;
- создать в районе привлекательные условия для жизни и работы творческих лиц и культурных сообществ;
- установить устойчивые связи с другими территориями России в области культуры, искусства;
- обеспечить привлечение инвестиций и ресурсов благотворительных фондов в развитие сферы культуры района;
- создать доступные условия для молодых семей по приобретению жилья экономического класса;
- провести реконструкцию и капитальный ремонт существующих спортивных сооружений;
- способствовать возведению новых спортивных объектов.
В сфере общественной безопасности необходимо:
- обеспечить снижение уровня преступности;
- создать эффективную систему взаимодействия всех ведомств по профилактике правонарушений;
- содействовать созданию и развитию добровольных народных дружин, объединений граждан в области обеспечения охраны общественного порядка;
- разработать механизмы, обеспечивающие высокую гражданскую активность граждан.
В экономической сфере необходимо:
- разработать меры поддержки местных производителей района;
- содействовать инвестированию в модернизацию и технологическое перевооружение в сельском хозяйстве;
- содействовать формированию новых отраслей экономического развития, в том числе внутреннего и въездного туризма;
- создать условия для развития туристического бизнеса;
- расширить и усовершенствовать туристскую инфраструктуру района;
- разработать и реализовать мероприятия, направленные на развитие познавательного и событийного туризма;
- создать системы и механизмы стимулирования разработок инновационных проектов;
- увеличить количество субъектов предпринимательства, реализующих инновационные проекты;
- способствовать инновационному развитию бизнеса путем проведения информационно-пропагандистской работы среди субъектов предпринимательства;
- вести образовательную работу среди предпринимателей;
- содействовать созданию новых рабочих мест;
- обеспечить привлечение инвестиций в район с целью создания новых производств и расширения имеющихся;
- создать социальную и инженерную инфраструктуру в сельских населенных пунктах;
- способствовать формированию заказов на обучение по рабочим специальностям в учебных заведениях города Кудымкара в соответствии с потребностями предприятий;
- способствовать расширению производственных мощностей крупных и средних предприятий;
- проведение мероприятий по субсидированию части затрат субъектам бизнеса по подключению к электрическим сетям в рамках краевых и муниципальных программ;
- предоставлять субсидии на возмещение процентов по кредитам для субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с программами развития предпринимательства в районе;
- создавать льготные условия при реализации социально значимых инвестиционных проектов;
- содействовать оформлению со стороны субъектов бизнеса трудовых отношений с наемными работниками в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации;
- разработать и реализовать меры поддержки организациям, содействующим развитию малого предпринимательства;
- способствовать развитию сельскохозяйственных организаций, личных подсобных хозяйств, крестьянских фермерских хозяйств;
- способствовать обеспечению рынка сбыта сельскохозяйственной продукции;
- содействовать бизнесу в развитии сферы качественных транспортных услуг;
- привлечь средства федерального и краевого бюджетов на совершенствование транспортной инфраструктуры района;
- способствовать реализации проектов по строительству цехов по забою сельскохозяйственных животных.
В сфере территориального управления и развития необходимо:
- удовлетворить потребность населения района в жилье экономического класса;
- своевременно вносить изменения в генеральные планы и правила землепользования и застройки поселений;
- разработать проекты планировки по перспективным участкам застройки;
- выполнить благоустройство улиц центральных усадеб сельских поселений;
- провести капитальный ремонт дорог района;
- привести муниципальные дороги в нормативное состояние;
- обеспечить транспортную доступность во все населенные пункты района с числом жителей не менее 50 человек;
- отремонтировать мостовые сооружения;
- создать благоприятные условия для организации деятельности товариществ собственников жилья (далее - ТСЖ);
- обеспечить своевременное проведение капитального ремонта многоквартирных домов;
- ликвидировать аварийный жилищный фонд;
- оборудовать многоквартирные дома общедомовыми приборами учета тепловой энергии, холодной воды;
- провести инвентаризацию земель, имущества района, коммунальных сетей;
- выполнить замену и ремонты инженерных сетей в соответствии с муниципальной программой развития коммунальной инфраструктуры с использованием современных материалов и технологий;
- разработать и реализовать программы по газификации, модернизации сферы жилищно-коммунального хозяйства и дорожной деятельности;
- сократить затраты на отопление путем перехода жилищного фонда и объектов социальной сферы на альтернативные источники энергии;
- создать условия для организации сбора ТБО;
- создать эффективную систему сбора отходов во всех поселениях;
- установить собственников гидротехнических сооружений;
- обеспечить проведение капитального ремонта и реконструкции гидротехнических сооружений;
- провести противопожарное обустройство границ населенных пунктов, граничащих с землями лесного фонда;
- ликвидировать несанкционированные свалки на территории района;
- создать комфортную среду проживания в сельской местности.
В сфере муниципального управления и развития необходимо:
- обеспечить долгосрочную сбалансированность бюджета района;
- разработать систему эффективного использования финансовых ресурсов и иных финансовых инструментов для реализации инвестиционных проектов с высокой степенью экономической и социальной эффективности;
- формировать бюджет района и входящих в его состав поселений в соответствии с целями, установленными Стратегией;
- проводить разработку муниципальных программ открыто и гласно с привлечением районных общественных организаций, депутатов, экспертов и научных коллективов, имеющих соответствующие компетенции, знания и опыт;
- повысить эффективность деятельности муниципальных учреждений;
- внедрить программно-целевые принципы организации деятельности органов местного самоуправления и учреждений района;
- создать систему управления качеством предоставления муниципальных услуг;
- вести эффективный и профессиональный учет и контроль за исполнением расходных обязательств в соответствии с установленными полномочиями;
- внедрить систему мотивации муниципальных служащих, учитывающую результаты профессиональной служебной деятельности;
- принимать участие в краевой целевой программе по подготовке и повышению квалификации муниципальных служащих;
- определить и реализовать мероприятия по максимизации доходов и минимизации расходов бюджета от использования имущества и земельных участков с учетом стратегических целей и задач;
- установить необходимые критерии для определения необходимости и доли участия муниципальных образований в хозяйствующих обществах.
Целью бюджетной стратегии будет повышение эффективности деятельности муниципальных образований по выполнению муниципальных функций и обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития территории.
Решение указанных задач и разрешение текущих проблем должны в перспективе обеспечить:
- устойчивый экономический рост;
- стабилизацию численности населения и формирование условий для ее роста;
- стабильную достойную заработную плату для работающего населения и необходимый прожиточный минимум для социально незащищенных групп;
- доступную и качественную медицинскую помощь;
- возможности для непрерывного индивидуального образования всех граждан;
- возможности для качественного отдыха и досуга для всех слоев населения;
- возможности для физического, духовного и культурного развития населения в соответствии с потребностями каждого жителя;
- качество и доступность услуг в сфере торговли и быта;
- снижение масштабов злоупотребления алкоголем и табачными изделиями.
Результатом реализации Стратегии будет создание в районе социальной и экономической инфраструктуры, обеспечивающей достойные, комфортные условия жизни населения района.
III. Потенциал развития района
При принятии стратегических решений необходимо учитывать факторы развития района.
Слабые позиции:
- высокая зависимость бюджета района от государственной и региональной налоговой и бюджетной политики;
- социальная неустроенность слабо защищенных социально и экономических групп населения: работников социальной сферы, молодых специалистов и молодых семей, пенсионеров;
- не соответствие состояния дорог нормативным требованиям;
- отдаленность от краевого центра г. Перми - 200 км, ближайшая железнодорожная станция п. Менделеево - 100 км;
- низкий уровень предпринимательской деятельности активности населения;
- низкий уровень гражданской активности населения.
Сильные позиции:
- относительно стабильная, поддающаяся прогнозу доходная база бюджета;
- хорошая экология;
- наличие свободных земель для развития бизнеса и сельского хозяйства;
- наличие полезных ископаемых;
- 54,6% площади района - земли лесного фонда;
- активные патриотически настроенные граждане.
Возможности:
- активная позиция государства, нацеленная на инновационное развитие;
- государственные программы и проекты, позволяющие покрыть часть расходов на проекты в социальной сфере;
- возможность участия в региональных программах и проектах на условиях софинансирования расходов;
- депутаты, избираемые в Земское Собрание района, Законодательное Собрание Пермского края, могут и должны принимать участие в развитии района, принимая на себя публичную ответственность за достижение точно определенных целей;
- финансовые механизмы, закрепленные законодательством Российской Федерации, в том числе Бюджетным и Налоговым кодексами, позволяющие проводить эффективную финансово-кредитную политику в районе.
Угрозы:
- отток молодежи в крупные города;
- стареющий кадровый состав социальной сферы;
- уменьшающаяся налоговая база и налоговый потенциал;
- продолжающая политизация и растущая разобщенность населения;
- деструктивные для муниципального развития и малого бизнеса изменения действующего федерального и регионального законодательства.
Ключевые стратегические факторы:
а) 37% населения проживает в 10 более крупных населенных пунктах;
б) район граничит с 7 муниципальными районами;
в) 51% экономики района формируют предприятия сельского хозяйства;
г) в районе низкий уровень развития конкуренции;
д) отсутствие прямого (короткого) ж/д сообщения с г. Пермь, ст. Менделеево;
е) наличие внутреннего ресурсного и человеческого потенциала территории.
IV. Система направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития Кудымкарского муниципального района на период до 2029 года
Под развитием, в целях реализации настоящей Стратегии, будет пониматься процесс реализации целевых проектов и программ, направленных на модернизацию существующих и появление новых экономических и социальных объектов, в том числе управленческих и организационных систем и механизмов.
Реконструкция и ремонт любых процессов, объектов, систем, инструментов и механизмов не относятся к развитию и должны финансироваться из бюджета текущих расходов.
Во всех программах и проектах должен быть описан и рассчитан точный социальный или экономический эффект. При этом проекты, финансируемые из бюджета, должны быть востребованы местным сообществом, а их эффективность подлежать при необходимости проверке независимым аудитом.
Оперативное управление территорией, а именно набор установленных законодательством и подлежащих безусловному обеспечению бюджетным финансированием полномочий, не является предметом стратегического планирования.
Для эффективного управления территорией и ее ресурсами должна быть создана соответствующая система оперативного планирования.
Главными направлениями развития района на период с 2014 по 2029 год станут:
- экономическое развитие;
- социальное развитие;
- территориальное развитие;
- муниципальное развитие
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
4.2. Стратегическая цель.
Стратегической целью для всех жителей и сообществ района, а также органов местного самоуправления, станет комплексное и сбалансированное развитие района, повышение благосостояния граждан, проживающих на территории района, поскольку только обеспеченный человек может полностью использовать все свои творческие способности и активно пользоваться благами и свободами, предоставленными Конституцией Российской Федерации.
Стратегическая цель будет достигнута путем формирования, управления, реализации и достижения главных целей и решения задач в ключевых областях и сферах развития в рамках заданных основных направлений и приоритетов развития.
4.3. Главное направление "Экономическое развитие" включает в себя следующие основные цели:
1) развитие сельского хозяйства и агробизнеса;
2) развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе инновационного;
3) развитие производства высокотехнологичных и инновационных товаров лесопереработки;
4) развитие туризма.
Главная цель направления: стабилизация и рост экономики на территории района.
Приоритетные отрасли экономического развития района на плановый период:
1) сельское хозяйство;
2) производство высокотехнологичных и инновационных товаров лесопереработки;
3) строительство, включая производство строительных материалов;
4) туризм;
5) жилищно-коммунальное хозяйство;
6) оказание бытовых и транспортных услуг.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) газификация предприятий;
2) создание системы реализации сельскохозяйственной продукции;
3) создание убойных пунктов.
4.4. Главное направление "Социальное развитие" включает в себя следующие основные цели:
1) развитие системы дошкольного и общего образования;
2) развитие сферы медицинских услуг и медицинской помощи;
3) развитие сферы досуга и физической культуры;
4) развитие сферы культуры путем реализации программ.
Главная цель: повышение качества жизни граждан района.
Ключевые сферы социального развития на плановый период:
1) медицина;
2) образование;
3) досуг и отдых;
4) физкультура и спорт;
5) культура и искусство.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) модернизация и строительство учреждений системы образования;
2) модернизация и строительство системы культурно-досуговых центров (КДЦ);
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4) развитие системы физкультурно-оздоровительных сооружений;
5) создание и развитие системы дистанционного образования.
4.5. Главное направление "Территориальное развитие" включает в себя следующие основные цели развития:
1) газификация населенных пунктов;
2) развитие дорожной сети;
3) жилищное строительство;
4) развитие коммунальной инфраструктуры;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
4) создание эффективной системы сбора отходов.
Главная цель: создание комфортной среды проживания для населения и гостей района.
Ключевые направления территориального развития на плановый период:
1) газификация;
2) жилищное строительство;
3) развитие коммунального хозяйства;
4) дорожное строительство;
5) сбор ТБО.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) газификация большей части территории района;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
1) полное удовлетворение потребности в жилье экономического класса;
2) модернизация всех коммунальных сетей с учетом развития территории;
3) модернизация всех дорожных магистралей с учетом развития территории;
4) разработка программы транспортной инфраструктуры и подготовка предложений по включению проектов программы в краевые, федеральные проекты и программы.
4.6. Главное направление "Муниципальное развитие" включает в себя следующие основные цели:
1) развитие политически активного демократического общества;
2) развитие системы эффективного местного самоуправления.
Главная цель: рост уровня гражданской сознательности и активности населения.
Ключевые сферы муниципального развития на плановый период:
1) общественные организации;
2) органы местного самоуправления;
3) организации территориального общественного самоуправления;
4) муниципальные учреждения.
Крупные значимые для развития района программы и проекты планового периода:
1) реализация административной реформы, в том числе рост качества предоставления государственных и муниципальных услуг;
2) проведение административно-территориальной реформы в соответствии с идеологией сбалансированного развития территорий, установленной в Концепции Российской Федерации, а также с учетом концепции опорного каркаса расселения Пермского края.
4.7. Стратегические приоритеты текущего периода.
Основным приоритетным направлением развития района в течение срока реализации Стратегии будет экономическое развитие, направленное на создание сильной и стабильной экономической базы для реализации стратегии следующего периода.
Стратегия устанавливает основную приоритетную цель - газификация района.
Дополнительная приоритетная цель - создание хорошей дорожной сети.
Приоритетные проекты и программы, реализуемые в рамках приоритетного направления, всегда должны финансироваться в первую очередь и в полном объеме. А в случае недостатка средств, приоритетными должны быть целевые программы, направленные на реализацию приоритетных целей в соответствии с их значимостью.
V. Система принципов и ценностей
5.1. Основной ценностью в районе будет всегда Человек, вне зависимости от каких бы то ни было признаков, и как это провозглашают и закрепляют Всеобщая декларация прав человека и Конституция Российской Федерации.
В районе должны быть созданы и охраняться органами местного самоуправления и общественными организациями все условия, позволяющие любому гражданину реализовать свои конституционные права, в особенности на судебную защиту.
5.2. Местное самоуправление должно осуществляться в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации.
5.3. Основные принципы стратегического развития текущего периода:
1) принцип сбалансированного развития, который требует равномерно развивать территорию, давая больше возможностей для самостоятельности сильным территориям и оказывая большую поддержку отстающим территориям;
2) принцип программно-проектного управления, который устанавливает проектную методологию как основную форму и инструмент реализации Стратегии;
3) принцип открытости, в соответствии с которым все проекты и программы, а также и целевые ориентиры будут обсуждаться с населением, а информацию об их реализации любой гражданин сможет получать через электронные средства в любое время;
4) принцип вовлеченности населения в управление, в соответствии с которым позволят большинству населения выражать свое мнение по любым вопросам, которые касаются и развития и управления территорией;
5) принцип обоснованности решений, в соответствии с которым никаких проектов, программ и изменений не допускается проводить без соответствующего независимого аналитически обоснованного расчета благ и выгод, которые получат в итоге граждане, проживающие на территории района;
6) принцип конкурентного развития, в соответствии с которым органы местного самоуправления должны позаботиться о создании новых бизнес-единиц в тех сферах, где будет выявлена неконкурентная среда, о чем будут свидетельствовать неконкурентные завышенные цены и тарифы или будет выявлено плохое качество товаров и услуг;
7) принцип взаимодействия с предприятиями, образующими основу экономики района, который требует обсуждать стратегические экономические и социальные решения с руководством таких предприятий. Данное взаимодействие с малым бизнесом будет осуществляться через представителей бизнеса в Совете предпринимателей.
5.4. В районе должна быть создана нормативная правовая и организационная базы, позволяющие реализовать стратегические принципы и ценности.
5.5. Органы местного самоуправления с целью реализации стратегических принципов и ценностей должны:
- выявлять потребности граждан;
- оценивать степень срочности и необходимости реализации потребностей;
- инициировать общественный диалог, результатом которого должно стать взвешенное и обоснованное решение по инициации мероприятий, направленных на реализацию установленных потребностей;
- готовить программы и проекты наиболее компетентными исполнителями;
- контролировать ход реализации проектов и программ, а в случае неэффективного управления - своевременно принимать меры.
VI. Инструменты реализации стратегии
6.1. Инструментами реализации Стратегии станут:
6.1.1. Стратегический план - документ, представляющий собой иерархически упорядоченную систему целей (приложение 1);
6.1.2. Программа комплексного социально-экономического развития - упорядоченный перечень проектов, которые будут реализованы на территории в плановом периоде с указанием сроков реализации, ответственных исполнителей, бюджета и источников финансирования расходов. Программа социально-экономического развития района (далее - СЭР) составляется на срок не менее 5 лет. В программу СЭР также могут быть включены проекты, направленные на развитие определенных систем и объектов, финансируемые из внебюджетных источников. Оперативная деятельность, осуществляемая органами местного самоуправления, не является предметом программы СЭР;
6.1.3. Муниципальная программа, представляющая собой программу, направленную на достижение заявленной в Стратегии любой главной цели. Муниципальная программа состоит из подпрограмм и мероприятий;
6.1.4. Проект - система определенных по времени начала и завершения мероприятий по достижению любой цели последнего (элементарного) уровня, с выделенным бюджетом, финансовым планом и определенным участниками;
6.1.5. Цель - это элемент Стратегии, представляющий собой результат, который должен быть достигнут;
6.1.6. Задача - это элемент Стратегии, представляющий собой описание необходимого и запланированного для достижения цели действия. Цель может достигаться через одну и более задачу;
6.1.7. Мероприятия - элементарные действия, совершаемые исполнителем с целью решения определенной задачи;
6.2. Реестр инвестиционных проектов - документ, включающий перечень проектов по капитальному строительству объектов и сооружений.
6.3. Все программы и проекты должны разрабатываться в соответствии с положением, утвержденным муниципальным нормативным актом.
6.4. Любая программа или проект должны содержать бюджет и точные источники финансирования.
6.5. Не допускается принимать программы и проекты, не обеспеченные финансированием.
6.6. Все остальные цели должны финансироваться так, как это будет определено в соответствующих программах.
6.7. Программы и проекты должны предусматривать по возможности софинансирование из регионального и (или) федерального бюджета.
6.8. Приоритетом будут пользоваться, при прочих равных условиях, те проекты и программы, где доля финансирования из местного бюджета будет минимальной, а эффект для большей части населения района максимальный.
6.9. Система в целях реализации Стратегии - это комплекс различных взаимосвязанных между собой управленческих элементов, взаимодействующих между собой и окружающей средой, таких как концепции, программы, проекты, регламенты, правила, принципы и иные процедуры, описывающие исходные начальные условия и направленные на достижение определенных целей и задач.
6.10. Механизмы в целях реализации Стратегии - это управленческие технологии и группы управленческих инструментов, направленные на получение определенного результата или эффекта.
VII. Развитие территорий
7.1. Территориальное развитие района должно основываться на доступности использования экономических потенциалов близлежащих территорий.
7.2. Необходимо добиться равномерного развития территорий района на основе уже сложившихся осей расселения - мест с развитой социальной инфраструктурой и инженерной подготовкой. Это позволит сосредоточить усилия на выявлении и повышении привлекательности конкретных инвестиционных площадок.
7.3. Ограниченность ресурсов не позволяет вести сегодня общее равномерное развитие всех территорий района.
7.4. Ключевым и основным принципом всех преобразований должен стать принцип качественного улучшения качества жизни населения, проживающего в муниципальных образованиях.
7.5. Программа СЭР должна быть обеспечена ресурсно, пройти всенародное обсуждение и получить предварительную поддержку большинства депутатов представительного органа района.
7.6. В целях улучшения уровня жизни населения и обеспечения снижения текущих затрат муниципального образования, учитывая согласие жителей, планируется переселение из труднодоступных и малочисленных населенных пунктов (с численностью менее 50 человек) в населенные пункты с более развитой инфраструктурой.
7.7. Любые преобразования должны быть обоснованы экономически и поддержаны депутатами Земского Собрания.
7.8. Только после этого могут быть, при необходимости, проведены соответствующе референдумы.
7.9. Никакие преобразования недопустимы до тех пор, пока не будет публично заявлено, обосновано и гарантировано, что условия и качество жизни населения, проживающего на преобразуемых территориях, не ухудшатся.
7.10. На территории района будут развиваться промышленные площадки.
7.11. Все системные преобразования и управление общими для всего района системными объектами должны осуществляться из единого центра, которым должна стать администрация района.
7.12. Основной задачей органов местного самоуправления поселений должна стать задача благоустройства территорий и обеспечения безопасности проживающих в поселениях граждан.
7.13. Органы местного самоуправления должны создать такую модель управления в районе, при которой за ними должны остаться только функции инициирования и контроля за выполнением различных мероприятий, планов, программ и проектов, а также за функционированием систем и объектов.
VIII. Заключительные положения
8.1. Стратегия предусматривает разработку и принятие муниципальных правовых актов по определенным в Стратегии вопросам и темам, такие акты должны быть разработаны и утверждены в течение трех месяцев с момента утверждения Стратегии.
8.2. В соответствии со Стратегией должна быть разработана программа комплексного социально-экономического развития района на период не менее 5 лет.
8.3. В течение шести месяцев с момента утверждения Стратегии должны быть внесены изменения в муниципальные программы по количеству определенных в Стратегии основных целей.
8.4. Прямую ответственность за эффективность и точность реализации Стратегии несут органы местного самоуправления района: администрация Кудымкарского муниципального района и Земское Собрание Кудымкарского муниципального района.
8.5. Все программы и проекты, не соответствующие Стратегии, должны быть завершены или преобразованы.
8.6. Цели, не обозначенные в Стратегии, но важные с точки зрения определенных групп населения или политических сил, могут быть обозначены в рамках отдельных программ. Финансирование таких программ может осуществляться из любых источников, но не из бюджета развития, который должен направляться только на достижение целей, установленных в Стратегии.
Приложение 1
к Стратегии социально-экономического
развития Кудымкарского муниципального
района на 2014-2029 годы
Система
целей (иерархическая)
Стратегическая цель |
Главные цели |
Основные цели |
0000: Комплексное и сбалансированное развития района, устойчивый рост благосостояния граждан, проживающих на территории района |
1000: Стабилизация и рост экономики на территории района |
1100: Развитие малого и среднего предпринимательства, в т.ч. инновационного |
1200: Развитие сельского хозяйства и агробизнеса | ||
1300: развитие производства высокотехнологичных и инновационных товаров лесопереработки | ||
1400: Развитие туризма | ||
1500: резерв | ||
2000: Рост качества жизни граждан района |
2100: Развитие системы дошкольного и общего образования |
|
2200: Развитие сферы медицинских услуг и медицинской помощи | ||
2300: Развитие сферы досуга и физической культуры | ||
2400: развитие сферы культуры путем реализации программ | ||
2500: Резерв | ||
3000: Создание комфортной среды проживания для населения и гостей района |
3100: Газификация населенных пунктов |
|
3200: Развитие дорожной сети | ||
3300: Жилищное строительство | ||
3400: Развитие коммунальной инфраструктуры | ||
3500: Создание эффективной системы сбора ТБО | ||
3600: Резерв | ||
4000: Рост уровня гражданской сознательности и активности населения |
4100: Развитие политически активного демократического общества |
|
4200: Развитие системы эффективного местного самоуправления | ||
4300: Резерв | ||
4400: Резерв |
Нумерация:
- 0000 - стратегическая цель;
- X000 - главные цели по направлениям;
- XX00 - основные цели по направлениям;
- XXX0 - операционные цели по основным целям;
- XXXX - рабочие цели (цели-средства) по операционным целям.
Приложение 2
к Стратегии социально-экономического
развития Кудымкарского муниципального
района на 2014-2029 годы
Интегральные индикаторы
реализации Стратегии Кудымкарского муниципального района Пермского края
N п/п |
Наименование показателя, единица измерения |
Описание показателя |
Факт |
План |
||||
2013 |
2016 |
2019 |
2022 |
2025 |
2029 |
|||
1 |
Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на 1 человека, руб. |
Источник информации: Пермьстат. Разъяснения по показателю: Информация по показателю формируется из формы федерального статистического наблюдения N П-2, N ПМ, N МП (микро), N 1-ИЖС, расчет параметров скрытой и неформальной деятельности, данных о среднегодовой численности постоянного населения |
77,8 |
97,7 |
113,9 |
123,4 |
130,9 |
141,8 |
2 |
Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами (без НДС и акцизов), млн. руб. |
Источник информации: Пермьстат. Разъяснения по показателю: Показателем отражается объем отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, без НДС и акцизов. Данные предоставлены по крупным и средним организациям |
210,9 |
280,7 |
352,6 |
314,2 |
385,4 |
841,8 |
3 |
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников, руб. |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Сумма начисленной заработной платы в отчетном периоде / кол-во занятых работников |
14462,2 |
15784,5 |
19914,9 |
23718,0 |
28248,5 |
32692,2 |
4 |
Доля собственных доходов местного бюджета (за исключением безвозмездных поступлений), процент* |
Источник информации: Финансовое управление администрации Кудымкарского муниципального района. Расчет показателя: Доходы бюджета (налоговые, неналоговые), тыс. рублей / общая сумма доходов бюджета (за исключением субвенций) x 100 |
10,4 |
12,2 |
12,2 |
12,5 |
12,5 |
13,0 |
5 |
Коэффициент экологической ситуации |
Источник информации: управление экономики администрации Кудымкарского муниципального района. Расчет показателя: Годовой объем выбросов в атмосферу, в водные объекты, объем размещенных отходов на территории муниципалитета / годовой объем выбросов в атмосферу, в водные объекты, объем размещенных отходов на территории муниципалитета в крае x 100 |
0,77 |
0,76 |
0,74 |
0,72 |
0,70 |
0,70 |
6 |
Уровень зарегистрированной безработицы, процент |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Численность зарегистрированных безработных / численность трудоспособного населения x 100 |
2,46 |
2,1 |
2,0 |
1,8 |
1,8 |
1,8 |
7 |
Отношение среднего балла ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ |
Источник информации: МУ "Управление образования администрации Кудымкарского муниципального района" Расчет показателя: Средний балл ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами ЕГЭ / средний балл ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами ЕГЭ |
1,07 |
1,07 |
1,06 |
1,06 |
1,05 |
1,05 |
8 |
Общий коэффициент смертности |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Отношение общего числа смертей за год к средней численности населения, выраженный в промилле, то есть на 1 тыс. населения |
20,5 |
19,5 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
20,0 |
9 |
Коэффициент младенческой смертности |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Число детей, умерших в возрасте до 1 года, выраженный в промилле, то есть на 1000 родившихся |
11,7 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
12,0 |
10 |
Удельный вес населения систематически занимающихся физической культурой и спортом, процент |
Источник информации: МУ "Отдел культуры, молодежной политики и спорта" администрации Кудымкарского муниципального района. Расчет показателя: Численность населения, занимающегося спортом / общую численность населения x 100 |
19,0 |
20,0 |
21,0 |
22,0 |
23,0 |
24,0 |
11 |
Коэффициент транспортной доступности |
Источник информации: управление экономики администрации Кудымкарского муниципального района. Разъяснения по показателю: Показывает различие муниципалитетов по степени развития системы расселения, удаленности населенных пунктов, протяженности и типам покрытия автомобильных дорог: |
0,64 |
0,66 |
0,68 |
0,70 |
0,72 |
0,75 |
12 |
Доля населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году, в общей численности населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях, процент |
Источник информации: управление экономики администрации Кудымкарского муниципального района. Расчет показателя: Численность населения, получившего жилые помещения и улучшившего жилищные условия в отчетном году / общая численность населения, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях на конец прошлого года x 100 |
17,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
15,0 |
13 |
Уровень преступности |
Источник информации: Межмуниципальный отдел МВД России "Кудымкарский" ГУ МВД России по Пермскому краю. Расчет показателя: Отношение числа зарегистрированных преступлений к общей численности населения, выраженное в промилле, то есть на 1 тыс. населения |
21,8 |
21,5 |
21,3 |
21,2 |
21,1 |
21,0 |
14 |
Удельный вес трудоспособного населения в общей численности населения, процент |
Источник информации: Пермьстат. Расчет показателя: Численность населения трудоспособного возраста / общая численность населения |
57,7 |
57,0 |
57,0 |
57,0 |
57,0 |
57,0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кудымкарского муниципального района Пермского края от 1 августа 2014 г. N 492-01-06 "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Кудымкарского муниципального района на 2014-2029 годы"
Настоящее постановление вступает в силу после его официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был