В соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Методических рекомендаций по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия и безопасности перевозок организованных групп детей автомобильным транспортом, утвержденных Роспотребнадзором и МВД РФ 21 сентября 2006 года и в целях организации перевозок учащихся, Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2013 года N 1177 "Об утверждении Правил организованной перевозки группы детей автобусами" постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах в Кочевском муниципальном районе.
2. Управлению образования администрации Кочевского муниципального района:
2.1. Руководствоваться утвержденным Положением о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах в Кочевском муниципальном районе.
2.2. Довести данное Положение до всех учреждений, предприятий и организаций, осуществляющих перевозки школьников.
3. Руководителям образовательных учреждений Кочевского муниципального района:
3.1. Провести дополнительное обучение школьников правилам поведения в автобусах в пути следования, инструктажи лиц, ответственных за сопровождение детей при перевозке.
3.2. Организовать при школах площадки для посадки и высадки детей, доставляемых на занятия автобусами, оборудованными согласно предъявляемым к ним требованиям.
4. Рекомендовать:
4.1. Подрядным организациям, занимающимся содержанием автодорог, осуществить дополнительные меры к улучшению эксплуатационного состояния автомобильных дорог на школьных маршрутах, к совершенствованию технического обустройства дорог.
4.2. Отделу ГИБДД МО МВД России "Кочевский" организовать постоянный контроль за соблюдением владельцами транспорта требований настоящего Положения.
5. Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования в газете "Кочевская жизнь" и подлежит размещению на официальном сайте в сети Интернет.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителя главы, начальника отдела управления ресурсами и развития инфраструктуры Казютина А.В.
И.о. главы муниципального района |
Г.Д. Олехова |
Положение
о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах в Кочевском муниципальном районе
(утв. постановлением администрации муниципального района от 25 апреля 2014 г. N 418)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет задачи и основные требования по обеспечению безопасности регулярных перевозок детей автобусами на регулярных школьных маршрутах муниципального района.
1.2. В Положении используются следующие основные понятия и термины:
1.2.1. "Автобус" - автотранспортное средство с двигателем, оборудованное для перевозки пассажиров, с числом мест для сидения (помимо сиденья водителя) более 8;
1.2.2. "Школьный маршрут" - установленный в процессе организации перевозок детей путь следования автобуса между начальным и конечным пунктами;
1.2.3. "Регулярные перевозки" - перевозки, осуществляемые с определенной периодичностью по установленному маршруту и расписанию, согласованными с заказчиком, с посадкой и высадкой детей на предусмотренных маршрутом остановках;
1.2.4. "Заказчик" - юридическое или физическое лицо, ответственное за обучение и проведение иных мероприятий, пользующееся услугами перевозчика для доставки детей к местам осуществления этих мероприятий в соответствии с заключенным договором;
1.2.5. "Перевозчик" - юридическое или физическое лицо - владелец автотранспортного средства, осуществляющего перевозку детей в соответствии с заключенным договором с заказчиком.
1.3. Требования настоящего Положения обязательны для всех расположенных на территории района органов местного самоуправления и организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, осуществляющих или обеспечивающих деятельность, связанную с организацией и осуществлением перевозок детей на регулярных школьных маршрутах, а также для водителей этих организаций и водителей индивидуальных предпринимателей.
1.4. Контроль за соблюдением требований настоящего Положения (контроль за техническим состоянием автобусов, соответствием состояния автомобильных дорог требованиям безопасности движения, соблюдением водителями Правил дорожного движения) осуществляется органами государственного контроля и надзора.
2. Организация перевозочного процесса, обеспечивающая безопасные условия перевозок детей на школьных маршрутах
2.1. Организация специальных школьных перевозок на новых и действующих маршрутах осуществляется в установленном порядке в соответствии с действующими правилами организации специальных автобусных маршрутов.
2.2. Регулярные школьные перевозки на автобусных маршрутах осуществляются образовательными учреждениями или перевозчиками на договорной основе с заказчиком по Единым правилам перевозок пассажиров и багажа в Российской Федерации при наличии действующих лицензий на перевозки пассажиров автомобильным транспортом, а также договора фрахтования, заключенного фрахтовщиком и фрахтователем в письменной форме, - в случае осуществления организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
2.3. В договоре на организацию школьных маршрутов должны предусматриваться:
путь следования автобусов, их количество, начальные, конечные и промежуточные пункты маршрута, места посадки и высадки детей;
количество перевозимых детей, их возраст;
периодичность и расписание движения автобусов;
фамилия, имя, отчество и должность ответственного за организацию перевозки детей и сопровождающих по каждому автобусу;
обязательства, подлежащие выполнению каждой договаривающейся стороной, с указанием порядка возмещения расходов, продления, изменения и расторжения договора.
2.4. Договоры на осуществление перевозок детей на школьных маршрутах заключаются не позднее чем за 30 суток до начала перевозок, подписываются руководителями организаций - заказчика и перевозчика.
2.5. Регулярные школьные маршруты открываются распоряжениями главы муниципального района при соблюдении условий, обеспечивающих безопасность движения.
2.6. Оценка соответствия технического состояния и уровня содержания автомобильных дорог, улиц, автобусных остановок, искусственных сооружений установленным требованиям безопасности движения осуществляется на основании обследования маршрутов комиссией, формируемой распоряжением главы муниципального района.
2.7. Комиссия формируется в составе представителей администрации муниципального района, ответственных представителей организаций, осуществляющих перевозки детей на этих маршрутах, дорожных, коммунальных и других организаций, в ведении которых находятся автомобильные дороги, улицы, искусственные сооружения, органов ГИБДД.
2.8. Обследование школьных маршрутов производится перед их открытием и в процессе эксплуатации - не реже двух раз в год в порядке, определяемом действующими законодательными и иными нормативными правовыми документами.
2.9. Результаты обследования оформляются актом. При выявлении на маршруте недостатков, угрожающих безопасности дорожного движения, в акте отражаются предложения комиссии о проведении неотложных и перспективных мероприятий, направленных на улучшение условий движения и предупреждение дорожно-транспортных происшествий на маршруте и дается заключение о возможности открытия школьного маршрута или эксплуатации действующего маршрута.
2.10. Акты обследования передаются в администрацию Кочевского муниципального района для принятия решения об открытии или продолжении эксплуатации школьного маршрута, о временном прекращении автобусного движения на этом маршруте или его закрытии, а также для принятия мер и организации контроля за устранением выявленных недостатков.
2.11. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны:
2.11.1. Совместно с заказчиком перевозок произвести выбор трассы маршрута, используя только дороги с твердым покрытием, замер протяженности маршрута и расстояний между остановочными пунктами, нормирование скоростей движения, определить места остановок для посадки и высадки детей.
2.11.2. Выбрать тип и марку автобусов в зависимости от дорожных условий без нарушения норм вместимости. Количество перевозимых в автобусе детей вместе с сопровождающими не должно превышать число оборудованных мест для сидения.
2.11.3. Составить и утвердить на каждый автобусный маршрут регулярных школьных перевозок паспорт и схему маршрута с указанием опасных участков и остановочных пунктов для посадки и высадки детей. Паспорт маршрута согласовывается с администрацией муниципального района, схема маршрута согласовывается с Отделом ГИБДД.
2.11.4. Разработать и утвердить график (расписание) движения автобусов на маршруте на основе нормативных значений скоростей движения на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами с учетом обеспечения безопасности перевозок и соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентирующихся действующими нормативными документами. Расписание движения согласовывается с заказчиком.
2.11.5. Обеспечить каждого водителя графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок для отдыха и питания (далее график движения), схемой маршрута с обозначением опасных участков.
2.11.6. Организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
2.11.7. Производить комиссионные обследования состояния автомобильных дорог, мест посадки и высадки детей на маршруте в соответствии с пунктами 2.7-2.10 настоящего Положения.
2.11.8. При неблагоприятном изменении дорожных условий (ограничение движения, появление временных препятствий и др.) и (или) иных обстоятельствах, влекущих изменение времени отправления, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик обеспечивает принятие мер по своевременному оповещению родителей (законных представителей) детей, сопровождающих, медицинского работника (при наличии медицинского сопровождения) и соответствующее подразделение Госавтоинспекции (при сопровождении автомобилем (автомобилями) подразделения Госавтоинспекции).
2.11.9. Для осуществления организованной перевозки необходимо решение о назначении сопровождения автобусов автомобилем подразделения ГИБДД или уведомление о принятии отрицательного решения по результатам рассмотрения заявки на такое сопровождение;
2.12. Перевозка детей в светлое время суток должна осуществляться с включенным ближним светом фар. Скорость движения выбирается водителем в зависимости от дорожных, метеорологических и других условий, но при этом во всех случаях скорость не должна превышать 60 км/час. При неблагоприятных изменениях дорожных условий в весенний, осенне-зимний периоды, при иных обстоятельствах расписание должно быть скорректировано в сторону снижения скорости (увеличения времени движения). Об изменении расписания перевозчик должен известить заказчика, который принимает меры по своевременному оповещению детей.
2.13. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь обеспечивает назначение в каждый автобус, осуществляющий перевозку детей, сопровождающих, которые сопровождают детей при перевозке до места назначения.
Количество сопровождающих на один автобус назначается из расчета их нахождения у каждой двери автобуса, при этом один из сопровождающих является ответственным за организованную перевозку группы детей по соответствующему автобусу и осуществляет координацию действий водителя (водителей) и других сопровождающих в указанном автобусе.
2.14. В случае если для осуществления организованной перевозки группы детей используется два и более автобуса, руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь назначает старшего ответственного за организованную перевозку группы детей и координацию действий водителей и ответственных по автобусам, осуществляющим такую перевозку.
Нумерация автобусов при движении присваивается руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщиком и передается фрахтователю не позднее чем за 2 рабочих дня до начала такой перевозки для подготовки списка детей.
2.15. В случаях, не терпящих отлагательства, когда дорожные или метеорологические условия представляют угрозу безопасности перевозок детей, владельцы автобусов, дорожные, коммунальные организации, органы ГИБДД обязаны в соответствии со своими полномочиями прекратить движение на школьном маршруте.
2.16. Окна в салоне автобуса при движении должны быть закрыты.
2.17. Водитель обязан осуществить посадку и высадку детей только после полной остановки автобуса, а начинать движение только с закрытыми дверями и не открывать их до полной остановки. Водителю запрещается выходить из кабины автобуса при посадке и высадке детей, осуществлять движение задним ходом.
2.18. Для осуществления организованной перевозки необходимо иметь документ, содержащий порядок посадки детей в автобус, установленный руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, образовательной организации, организации, осуществляющей обучение, организации, осуществляющей образовательную деятельность, медицинской организации или иной организации, индивидуальным предпринимателем, осуществляющими организованную перевозку группы детей автобусом (далее - организация), или фрахтователем, за исключением случая, когда указанный порядок посадки детей содержится в договоре фрахтования;
2.19. Сопровождающие проходят специальный инструктаж в организации-перевозчике по обеспечению безопасности перевозки детей автобусами. Инструктаж проводится под роспись в журнале учета инструктажей. Без прохождения сопровождающими инструктажа автобус заказчику не предоставляется. Инструктаж должен содержать порядок:
подачи автобуса к месту посадки, правила посадки и высадки детей;
взаимодействия сопровождающего и водителя;
поведения детей в местах сбора, посадки и высадки, при нахождении в салоне автобуса;
пользования оборудованием салона: вентиляционными люками, форточками, сигналами требования остановки автобуса;
контроля за детьми при движении и остановках автобуса.
При проведении инструктажа отражаются вопросы, связанные с чрезвычайными ситуациями (поломка автобуса, вынужденная остановка, дорожно-транспортное происшествие, захват автобуса террористами), в т.ч.:
порядок эвакуации пассажиров;
порядок использования аварийных выходов из автобуса и пользования устройствами приведения их в действие;
правила пользования огнетушителями, способы оказания первой помощи пострадавшим.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.19. Заказчик обязан провести инструктаж детей:
о правилах безопасного поведения в местах сбора во время ожидания автобуса, о порядке посадки и высадки из автобуса;
о правилах поведения в пути следования и пользования автобусом;
о поведении при возникновении опасных или чрезвычайных ситуаций во время перевозок;
о способах оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
При проведении инструктажей должно быть предусмотрено использование наглядных пособий, обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе дорожного движения.
2.20. В случае нахождения детей в пути следования согласно графику движения более 3 часов в каждом автобусе руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает наличие наборов пищевых продуктов (сухих пайков, бутилированной воды) из ассортимента, установленного Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальным управлением.
3. Обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов
3.1. К управлению автобусами, осуществляющими перевозки детей, могут быть допущены водители, имеющие непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства категории "D" не менее 1 года и не подвергшиеся в течение последнего года административному наказанию в виде лишения права управления транспортным средством либо административного ареста за совершение административного правонарушения в области дорожного движения.
3.2. Для обеспечения профессиональной надежности водителей автобусов перевозчики обязаны выполнять следующие требования:
3.2.1 Наличие документа, содержащего сведения о водителе (водителях) (с указанием фамилии, имени, отчества водителя, его телефона);
3.2.2. При назначении водителей впервые для работы на регулярных школьных перевозках организовать проведение предварительной стажировки. Стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения при осуществлении перевозок детей только на тех типах автобусов и на тех маршрутах, на которых водители в дальнейшем будут работать самостоятельно.
3.2.3. Обеспечивать прохождение водителями обязательного медицинского освидетельствования в сроки, установленные Министерством здравоохранения Российской Федерации.
3.2.4. Организовать проведение предрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий и режима работы) медицинских осмотров водителей с отметкой в путевых листах и регистрацией в журнале.
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
3.2.4. Устанавливать режимы труда и отдыха водителей в соответствии с нормами, определяемыми трудовым законодательством и Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей. Продолжительность рабочей смены водителей, занятых на перевозке детей, не должна превышать 10 часов.
3.2.5. Регулярно обеспечивать поддержание необходимого уровня информированности водителей об условиях движения и работы на школьных маршрутах путем проведения инструктажей.
Инструктажи должны включать сведения:
о порядке организации перевозки детей автобусами в соответствии с настоящим Положением;
об условиях движения и наличии опасных участков, мест концентрации дорожно-транспортных происшествий на маршруте;
о состоянии погодных и дорожных условий, о скоростных режимах движения на маршруте;
о расположении пунктов медицинской и технической помощи, постов ГИБДД;
об особенностях обеспечения безопасности движения и эксплуатации автобусов при изменении дорожно-климатических условий на маршруте, при возникновении технической неисправности автобуса, при ухудшении состояния здоровья водителя и пассажиров в пути;
о соблюдении правил техники безопасности и противопожарной безопасности при работе на линии и действиях при возникновении пожара в автобусе;
о действиях водителя при попытке захвата или захвате автобуса криминальными элементами (террористами);
об ответственности водителя за нарушение нормативных актов по обеспечению безопасности дорожного движения и настоящего Положения. Проведение инструктажей должно регистрироваться в журнале учета инструктажей под роспись водителей и лица, проводившего инструктаж. Инструктажи проводятся с периодичностью не реже одного раза в месяц.
3.2.6. Организовать проведение ежегодных занятий по повышению профессионального мастерства водителей. Сведения о прохождении курса занятий и сдачи зачетов заносятся в личное дело водителя.
3.2.7. Оригиналы документов хранятся организацией или фрахтовщиком и фрахтователем (если такая перевозка осуществлялась по договору фрахтования) в течение 3 лет после осуществления каждой организованной перевозки группы детей.
3.2.8. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтовщик, за 2 рабочих дня до организованной перевозки группы детей обеспечивает передачу водителю (водителям) копии договора фрахтования, а также утвержденных руководителем или должностным лицом, ответственным за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, или уполномоченным лицом фрахтовщика копии графика движения и схемы маршрута - в случае организованной перевозки группы детей по договору фрахтования;
3.2.9. Включение детей возрастом до 7 лет в группу детей для организованной перевозки автобусами при их нахождении в пути следования согласно графику движения более 4 часов не допускается.
3.2.10. Руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает в установленном порядке подачу заявки на сопровождение автобусов автомобилями подразделения Госавтоинспекции.
3.2.11. В ночное время (с 23 часов до 6 часов) допускается организованная перевозка группы детей к железнодорожным вокзалам, аэропортам и от них, а также завершение организованной перевозки группы детей (доставка до конечного пункта назначения, определенного графиком движения, или до места ночлега) при незапланированном отклонении от графика движения (при задержке в пути). При этом после 23 часов расстояние перевозки не должно превышать 50 километров.
3.2.12. При организованной перевозке группы детей в междугородном сообщении организованной транспортной колонной в течение более 3 часов согласно графику движения руководитель или должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, организации, а при организованной перевозке группы детей по договору фрахтования - фрахтователь или фрахтовщик (по взаимной договоренности) обеспечивает сопровождение такой группы детей медицинским работником.
4. Обеспечение эксплуатации автобусов, находящихся в технически исправном состоянии
4.1. Для осуществления организованной перевозки группы детей используется автобус, с года выпуска которого прошло не более 10 лет, который соответствует по назначению и конструкции техническим требованиям к перевозкам пассажиров, допущен в установленном порядке тахографом, а также аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
4.2. Техническое состояние, объемы и сроки проведения технического обслуживания, оборудование автобусов должны отвечать установленным требованиям ГОСТ Р 51160-98 "Автобусы для перевозки детей", введенного с 01.01.1999.
4.3. Владельцы автобусов (перевозчики) обязаны:
4.3.1. Использовать для перевозки детей автобусы, зарегистрированные в органах Государственной инспекции безопасности дорожного движения, прошедшие в установленном порядке государственный технический осмотр.
4.3.2. Обеспечивать проведение технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
4.3.3. Обеспечить ежедневный контроль технического состояния автобусов перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки. Должностные лица перевозчика, ответственные за техническое состояние автобусов, обязаны производить в путевом листе и журнале отметки о технической исправности транспортных средств.
4.4. Требования по оснащению и техническому состоянию прочих элементов конструкции автобуса:
4.4.1. Должны быть в работоспособном состоянии:
аварийные выходы автобусов и устройств приведения их в действие;
привод управления дверями, сигнализация работы дверей и сигнал требования остановки;
звуковой сигнал;
механизмы открывания крышек потолочных и вентиляционных люков, системы вентиляции и отопления салона.
4.4.2. Аварийные выходы в автобусах должны быть обозначены и иметь таблички по правилам их использования. Не допускается оборудование дополнительными элементами конструкции салона автобуса, ограничивающими свободный допуск к аварийным выходам.
4.4.3. Автобусы должны быть оснащены противооткатными упорами (не менее двух), огнетушителями (один в кабине водителя, второй в пассажирском салоне), двумя укомплектованными медицинскими аптечками, знаками аварийной остановки (или мигающим красным фонарем). Использование огнетушителей без пломб и с истекшими сроками годности не допускается. Медицинские аптечки должны быть укомплектованы пригодными для использования препаратами.
4.4.4. Поручни в автобусах, сиденья, огнетушители, медицинская аптечка должны быть закреплены в местах, предусмотренных конструкцией автобуса.
4.4.5. Автобусы спереди и сзади должны быть оборудованы опознавательными знаками "Перевозка детей" в виде квадрата желтого цвета с каймой красного цвета с изображением символа дорожного знака 1.21 (ПДД) черного цвета, лобовыми и боковыми указателями "Школьный".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 25 апреля 2014 г. N 418 "Об утверждении положения о порядке организации и осуществления регулярных перевозок детей на школьных маршрутах в Кочевском районе"
Настоящее постановление вступает в силу с момента официального опубликования
Текст постановления официально опубликован не был