В соответствии с Федеральными законами от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", на основании письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2009 г. N 06-1254 "Рекомендации по организации деятельности созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации", письма Министерства образования и науки Пермского края от 14 мая 2014 года N СЭД-26-01-21-610 "Об обеспечении возможности использования детьми-инвалидами оборудования для дистанционного обучения после окончания школы" постановляю:
1. Утвердить Положение об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Кочевского муниципального района.
2. Управлению образования администрации Кочевского муниципального района обеспечить методическое и организационное сопровождение обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
3. Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания, подлежит официальному опубликованию в газете "Кочевская жизнь" и размещению на официальном сайте в сети Интернет.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника управления образования администрации Кочевского муниципального района Котяшеву З.Я.
И.о.главы муниципального района |
Г.Д. Олехова |
Положение
об организации обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях Кочёвского муниципального района
(утв. постановлением администрации муниципального района от 30 сентября 2014 г. N 798)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в целях регулирования процедуры организации дистанционного образования детей-инвалидов на дому, осуществляемой в Кочёвском муниципальном районе, в рамках реализации мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" по направлению "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов", одобренного на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 года.
1.2. Нормативными документами, регламентирующими дистанционное образование детей-инвалидов на дому, осуществляемое в Пермском крае (далее - дистанционное образование детей-инвалидов), являются:
Федеральный закон от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
Федеральный закон от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
Федеральный закон от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных";
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008 года N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации";
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 января 2014 N 2 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 сентября 2009 года N 06-1254 "Рекомендации по организации деятельности созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации";
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 февраля 2012 года N 06-308 "О рекомендациях об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования" (вместе с "Рекомендациями об использовании детьми-инвалидами компьютерного оборудования после окончания общеобразовательного учреждения, в том числе для получения профессионального образования");
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2012 года N 07-832 "Методические рекомендации по организации обучения на дому детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий";
Письмо Министерства образования Пермского края от 14 мая 2014 года N СЭД-26-01-21-610 "Об обеспечении возможности использования детьми-инвалидами оборудования для дистанционного обучения после окончания школы".
1.3. Цель организации дистанционного образования детей-инвалидов (далее - Мероприятие) - предоставление обучающимся возможности доступа к качественному общему образованию непосредственно по месту жительства учащегося или его временного пребывания (нахождения), соблюдение прав детей-инвалидов на получение качественного общего образования; расширения возможностей их последующей профессиональной занятости и успешной социализации.
1.4. Задачи:
реализация общеобразовательных программ с учетом характера течения заболевания учащихся;
предоставление возможностей доступа к предпрофессиональной подготовке детей-инвалидов в соответствии с особенностями развития и подготовки учащихся;
создание благоприятных условий, способствующих развитию индивидуальных способностей каждого ученика, формированию потребности саморазвития и самоопределения;
обеспечение щадящего режима проведения занятий и индивидуального подхода при организации образовательного процесса на дому.
1.5. Образовательные программы при осуществлении обучения детей-инвалидов на дому с использованием дистанционных образовательных технологий реализуются школой как самостоятельно, так и совместно с образовательными организациями посредством сетевого взаимодействия (далее - сетевая форма реализации образовательной программы).
2. Организационная схема управления дистанционным образованием детей-инвалидов
2.1. Создание необходимых условий для организации дистанционного образования детей-инвалидов обеспечивается в результате взаимодействия Министерства образования и науки Пермского края, управления образования администрации Кочевского муниципального района" (далее - Управление образования), Центра дистанционного образования государственного образовательного учреждения Пермского края (далее - краевой Центр дистанционного образования), образовательных организаций.
2.2. Управление образования осуществляет организацию дистанционного образования детей-инвалидов в Кочёвском муниципальном районе.
2.3. Краевой Центр дистанционного образования выполняет функции регионального координатора дистанционного образования детей-инвалидов.
2.4. Взаимодействие ответственных лиц за организацию дистанционного образования детей-инвалидов осуществляется в письменной и устной форме, с использованием средств голосовой, факсимильной и электронной связи.
3. Техническое обеспечение организации дистанционного образования детей-инвалидов
3.1. Порядок технического обеспечения организации дистанционного образования с применением средств компьютерной техники и связи определяется Управлением образования в соответствии с действующим законодательством.
3.2. Для организации дистанционного образования обеспечивается оснащение рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением. Требования к комплектам оборудования для организации дистанционного обучения и услуге по обеспечению доступа детей-инвалидов, а также педагогических работников к сети Интернет определены Министерством образования и науки Российской Федерации.
3.3. Для организации дистанционного образования обеспечивается подключение рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников к сети Интернет. Оплата доступа к сети Интернет рабочих мест детей-инвалидов, обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий, и педагогических работников школ осуществляется из средств краевого бюджета.
3.4. Подбор оборудования для оснащения рабочего места обучающегося осуществляется специалистами краевого Центра дистанционного образования с учетом специальных образовательных потребностей ребенка-инвалида, обусловленных теми или иными ограничениями в использовании компьютерной техники.
3.5. Обеспечение детей-инвалидов комплектами оборудования для организации дистанционного обучения осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным действующим законодательством Пермского края, после утверждения списка участников проекта приказом Министерства образования и науки Пермского края.
3.6. Оборудование для организации дистанционного обучения детей-инвалидов, обучающихся на дому, передается в соответствии с нормативно-правовым актом Пермского края по договору безвозмездного временного пользования родителям (законным представителям) ребенка-инвалида. Между организацией, на которую возложено право оперативного управления имуществом (оборудованием для организации дистанционного обучения), и родителями (законными представителями) ребенка заключается соответствующий договор.
3.7. В случае обнаружения технических препятствий для подключения комплекта оборудования для организации дистанционного обучения к сети Интернет и невозможности их устранения, организация, на которую возложено право оперативного управления имуществом (оборудованием для организации дистанционного обучения), имеет право расторгнуть договор и изъять оборудование.
3.8. Краевой Центр дистанционного образования реализует комплекс мероприятий по техническому сопровождению и технической поддержке комплектов компьютерного оборудования рабочих мест детей-инвалидов и педагогических работников.
4. Порядок и условия включения детей-инвалидов в дистанционное образование
4.1. Управление образования с согласия родителей (законных представителей) ребенка-инвалида, переведенного на индивидуальную форму обучения на дому, готовит пакет документов для направления ходатайства в Министерство образования и науки Пермского края о включении ребенка в дистанционное образование детей-инвалидов.
4.2. На каждого ребенка, предлагаемого для включения в список кандидатов для участия в Проекте, предоставляются следующие документы:
копия справки Бюро медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности;
справка из лечебно-профилактического учреждения об отсутствии медицинских противопоказаний для работы с компьютерной техникой и организации обучения с использованием дистанционных образовательных технологий;
справка врачебной комиссии (ВК) или клинико-экспертной комиссии (КЭК);
справка из муниципального образовательного учреждения о месте обучения ребенка;
ксерокопия паспорта одного родителя (законного представителя). Документ, подтверждающий права законного представителя (для законных представителей);
ксерокопия паспорта ребенка-инвалида или свидетельства о рождении;
документ, оформляющий согласие педагогических работников и родителей (законных представителей) детей-инвалидов на предоставление и обработку персональных данных.
4.3. Специалисты краевого Центра дистанционного образования проводят экспертизу представленных на ребенка документов с целью установления принадлежности ребенка к целевой группе и целесообразности организации дистанционного образования.
4.4. Управление образования информирует родителей (законных представителей) об условиях включения в дистанционное образование детей-инвалидов, их правах и обязанностях в связи с передачей им в безвозмездное временное пользование оборудования для организации дистанционного обучения, сроках начала дистанционного обучения.
4.5. До завершения ребенком-инвалидом, включенным в Мероприятие, обучения в образовательной организации в связи с получением основного общего образования или среднего общего образования, оборудование остается в собственности Кочёвского муниципального района и находится в оперативном управлении образовательной организации, включенной в Мероприятие. Детям-инвалидам оборудование передается на договорной основе во временное безвозмездное пользование (так как комплекты передаются несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)).
4.6. После окончания ребенком-инвалидом, включенным в Мероприятие, обучения в образовательной организации в связи с получением основного общего образования или среднего общего образования, оборудование передается в дар ребенку-инвалиду (инвалиду) для продолжения образования с использованием дистанционных образовательных технологий, а также получения доступа к информационным ресурсам (если комплекты передаются в дар несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор дарения заключается с их родителями (законными представителями)).
4.7. В случае потери ребенком статуса ребенка-инвалида вследствие успешной медицинской, социальной или иной реабилитации, оборудование, срок эксплуатации которого не истек (составляет менее 3 лет в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. N 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"), возвращается в образовательную организацию, остается в собственности Кочёвского муниципального района и может быть впоследствии передано другому обучающемуся на дому ребенку-инвалиду для организации обучения с использованием дистанционных технологий. Если срок эксплуатации оборудования истек (превысил 3 года), оборудование передается в дар ребенку.
4.8. В случае получения ребенком-инвалидом медицинских рекомендаций об изменении формы обучения и продолжении дальнейшего обучения в традиционной классно-урочной форме, но сохранении статуса ребенка-инвалида, оборудование продолжает находиться в распоряжении ребенка-инвалида на договорной основе и может быть в дальнейшем передано в дар в соответствии с алгоритмом, описанным в п. 4.7.
4.9. В семьи, имеющие детей-инвалидов, обучающихся дистанционно и находящихся в социально опасном положении, осуществляется выездная проверка на предмет наличия оборудования, его исправности и эксплуатации в соответствии с целями и условиями его предоставления не реже 1 раза в месяц. Право организации на указанную проверку должно быть закреплено в договоре безвозмездного пользования, заключенного между образовательной организацией и родителями (законными представителями) ребенка-инвалида.
5. Организация образовательного процесса
5.1. Образовательный процесс для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществляется педагогическими работниками школы. Организация учебного процесса для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, регламентируется уставом школы, договором между школой и родителями (законными представителями) обучающегося.
5.2. Дистанционное обучение детей-инвалидов, обучающихся на дому, строится на основе сочетания различных форм и технологий обучения, которые определяются школой с учетом индивидуальных образовательных потребностей данной категории обучающихся.
5.3. Содержание общего образования для детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных технологий, определяется индивидуальной образовательной программой, разрабатываемой школой в соответствии с федеральными Государственными образовательными стандартами.
5.4. Режим организации дистанционного образовательного процесса определяется уставом школы, в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, с учетом особых образовательных потребностей обучающихся.
5.5. Объем учебной нагрузки детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, а также соотношение объема занятий, проведенных с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуальным учебным планом.
5.6. Индивидуальный учебный план разрабатывается образовательной организацией с учетом кадровых, технических, организационных ресурсов школы и запроса обучающегося или родителей (законных представителей) обучающегося.
5.7. Индивидуальный учебный план детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, согласуется с Управлением образования и утверждается руководителем образовательной организации, в которую зачислен ребенок-инвалид.
Возможно изменение (корректировка) индивидуального учебного плана в течение учебного года как в сторону уменьшения количества часов, так и в сторону их увеличения при условии прохождения образовательной программы, в связи с характером протекания заболевания и необходимости осуществления лечения.
5.8. Для обучающихся на ступенях начального общего и основного общего образования предусмотрено сочетание занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и занятий с посещением детей на дому учителем.
Для обучающихся на ступени среднего общего образования предусмотрено обучение с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающегося и педагогического работника.
5.9. Допускается возможность периодического посещения детьми-инвалидами образовательной организации. Таким детям наряду с дистанционным обучением и занятиями, проводимыми учителями на дому, могут быть организованы занятия с посещением образовательной организации (индивидуально или в малых группах). При наличии возможности обеспечивается участие этих детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий, организуемых образовательной организацией.
5.10. Для каждого ребенка-инвалида, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, обеспечивается психолого-педагогическое сопровождение в муниципальной образовательной организации, в которой обучается ребенок.
5.11. Управление образования оказывает методическую и консультативную помощь образовательным организациям в сопровождении детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
5.12. Контроль за образованием детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, осуществляется в соответствии с планом внутришкольного контроля образовательной организации.
5.13. Периодичность проведения промежуточной аттестации (по четвертям и полугодиям учебного года) детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных технологий, определяется образовательной организацией.
5.14. Государственная итоговая аттестация выпускников IX и XI классов проводится в соответствии с Порядком проведения ГИА по образовательным программам основного общего и среднего общего образования. Выпускникам, прошедшим государственную итоговую аттестацию, образовательная организация, в списочный состав которой был зачислен обучающийся, выдает аттестат об основном общем или среднем общем образовании.
6. Документация
6.1. С целью отслеживания прохождения программного материала, а также успеваемости детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, в образовательной организации должно быть обеспечено наличие и ведение следующей документации:
индивидуальная образовательная программа учащегося;
индивидуальный учебный план учащегося, обучающегося на дому с использованием дистанционных образовательных технологий;
индивидуальное календарно-тематическое планирование занятий с учащимся;
программы учебных предметов, рабочие программы по предметам;
классный журнал;
индивидуальный журнал обучения на дому;
индивидуальное расписание занятий.
6.2. Фамилии детей, обучающихся на дому, с использованием дистанционных образовательных технологий, вносятся в список класса в соответствующем классном журнале образовательной организации, в которой обучается ребенок. На странице учебного предмета, по которому ученик обучается дистанционно, рядом с фамилией обучающегося в сроке указывается номер приказа, в соответствии с которым организовано дистанционное обучение. Текущие отметки в журнале не фиксируются. Данные о результатах промежуточной аттестации (четвертные, полугодовые, годовые отметки), переводе из класса в класс, государственной (итоговой) аттестации и выпуске из школы вносятся в классный журнал соответствующего класса в соответствии с указаниями к ведению классного журнала.
6.3. Индивидуальные журналы детей-инвалидов, обучающихся на дому с использованием дистанционных образовательных технологий, хранятся в школе в течение 3 лет.
7. Участники образовательного процесса
7.1. Участники образовательного процесса: учащиеся, педагогические работники и административные работники образовательной организации, родители (законные представители) учащихся.
7.2. Целевую группу учащихся для организации дистанционного образования составляют дети-инвалиды, которые обучаются на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером и обучения с использованием дистанционных образовательных технологий. Данная категория обучающихся включает учащихся с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом.
7.3. Права и обязанности учащихся и их родителей (законных представителей) закрепляются в договорах между образовательной организацией и родителями (законными представителями) учащихся об организации обучения по индивидуальному учебному плану с использованием дистанционных образовательных технологий с применением средств компьютерной техники и связи.
7.4. Образовательный процесс в школе осуществляют педагогические работники, обладающие необходимыми знаниями в области методик и технологий организации образовательного процесса для детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
7.5. Обязанности педагогических и административных работников закрепляются в должностных инструкциях, разрабатываемых школой самостоятельно.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Кочевского муниципального района Пермского края от 30 сентября 2014 г. N 798 "Об использовании детьми-инвалидами оборудования для дистанционного обучения"
Настоящее постановление вступает в силу с момента подписания
Текст постановления официально опубликован не был