Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Иванов А.Е., рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования город Краснодар, поступившую в суд первой инстанции 14 марта 2022 года, на решение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ООО Страховое общество "Верна" (далее - ООО СО "Верна") об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере равном рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО СО "Верна" обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости по состоянию на 18 февраля 2019 года:
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 23 861 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажные жилые дома;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 22 140 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажные жилые дома;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 16 871 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажные жилые дома со встроено-пристроенными на 1 этаже помещениями общественного назначения;
- земельного участка с кадастровым номером N, площадью 12 823 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категории земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - многоэтажные жилые дома со встроено-пристроенными на 1 этаже помещениями общественного назначения.
В обоснование заявленных требований административным истцом предоставлен отчет об оценке N 085 от 15 ноября 2019 года, подготовленный ИП Вронским А.В, в соответствии с которым рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет: земельного участка с кадастровым номером N - 43 713 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 40 560 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 30 908 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 23 492 000 рублей.
Вместе с тем, согласно данным филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 247 222 866 рублей 56 копеек, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 229 391 654 рублей 40 копеек, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 178 825 345 рублей 47 копеек, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 135 918 286 рублей 11 копеек.
Заявленные исковые требования мотивированы тем, что значительное превышение оспариваемой кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости над их рыночной стоимостью, приводит к необоснованному увеличению земельного налога, что нарушает права административного истца как правообладателя указанных земельных участков.
Решением Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года, принятым в порядке упрощенного (письменного) производства, заявленные требования ООО СО "Верна" удовлетворены частично.
Установлена кадастровая стоимость кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года в размере 115 411 881 рублей 53 копейки, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года - 107 087 676 рублей 84 копейки, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года - 81 602 357 рублей 54 копейки, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года - 62 022 822 рублей 04 копейки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости установлено 05 марта 2020 года.
Апелляционным определением Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2022 года решение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, представитель администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности Кривошеева А.А. ставит вопрос об отмене решения Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года и апелляционного определения Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2022 года, а также просит отказать в удовлетворении административных исковых требований ООО СО "Верна".
В соответствии с положениями части 2 статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) кассационные жалоба, представление на вступившие в законную силу судебные приказы, судебные акты по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, определения, которыми не оканчивается производство по административному делу, и вынесенные по результатам их обжалования судебные акты, рассматриваются судьей суда кассационной инстанции единолично без проведения судебного заседания в срок, не превышающий одного месяца со дня поступления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 КАС РФ).
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судья не находит оснований, предусмотренных статьей 328 КАС РФ, для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу пункта 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 статьи 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 ЗК РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Положениями пункта 3 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности), подлежащей применению в спорных правоотношениях, предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно материалам дела, предметом настоящего спора является кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, правообладателем которых является ООО СО "Верна".
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости указанных земельных участков, административным истцом в суд первой инстанции был представлен отчет об оценке N 085 от 15 ноября 2019 года, подготовленный ИП Вронским А.В, в соответствии с которым рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 43 713 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 40 560 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 30 908 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 18 февраля 2019 года составляет 23 492 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанного отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, а также учитывая значительную разницу между размером кадастровой стоимости, установленной Комиссией и вышеуказанным заключением эксперта, судом первой инстанции была назначена судебная оценочная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, проведение которой было поручено эксперту ООО "Эксперт Оценка Юг" Корневой Ю.А.
Согласно заключению эксперта ООО "Эксперт Оценка Юг" Корневой Ю.А. N 3А-1154/2020 от 08 декабря 2020 года, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 18 февраля 2019 года составила: с кадастровым номером N - 87 427 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 81 652 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 63 722 000 рублей, земельного участка с кадастровым номером N - 49 599 000 рублей.
В связи с возникшими сомнениями в обоснованности вышеуказанного отчета об оценке и достоверности определения рыночной стоимости, а также ходатайством департамента имущественных отношений Краснодарского края, судом первой инстанции была назначена повторная судебная экспертиза с целью определения рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, проведение которой было поручено эксперту НЧУ "Южный региональный центр экспертиз" Демченко О.В.
Согласно заключению эксперта НЧУ "Южный региональный центр экспертиз" Демченко О.В. N59/09/21 от 07 сентября 2021 года, рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 18 февраля 2019 года составила: земельного участка с кадастровым номером N -115 411 881 рублей 53 копейки, земельного участка с кадастровым номером N - 107 087 676 рублей 84 копейки, земельного участка с кадастровым номером N - 81 602 357 рублей 54 копейки, земельного участка с кадастровым номером N -62 022 822 рублей 04 копейки.
Оценив по правилам статей 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение судебной экспертизы N59/09/21 от 07 сентября 2021 года, судебные инстанции согласились с изложенными в ней выводами и обоснованно пришли к тому, что указанное заключение соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", Федеральным стандартам оценки в той части, которые подлежат применению при производстве судебной экспертизы, отвечают требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Подателем кассационной жалобы выводы судебной экспертизы N59/09/21 от 07 сентября 2021 года не опровергнуты, доказательств её порочности не представлено.
Доказательств того, что рыночная стоимость спорных земельных участков является иной, чем отражено в заключении указанной судебной экспертизы, суду не представлено.
Более того, Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года N 20-П и от 05 июля 2016 года N 15-П отмечено, что для целей налогообложения имеется преимущество в применении кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, перед кадастровой стоимостью, поскольку рыночная стоимость получена в результате индивидуальной оценки конкретных объектов недвижимости.
При рассмотрении административного дела судом первой и апелляционной инстанции верно определены юридически значимые обстоятельства дела, которые всесторонне и полно исследованы при надлежащей оценке доказательств, правильно применен и истолкован материальный закон, а доводы подателя жалобы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали изложенные в обжалуемом судебном акте выводы, поэтому признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права.
Доводов, подтверждающих несоответствие выводов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, заявителем не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определил:
на решение Краснодарского краевого суда от 28 сентября 2021 года и апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 01 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьей 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья А.Е. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.