Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ковалевской В.В, судей Варнавской Л.С, Шабаловой О.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-974/2021 (УИД 38RS0003-01-2021-000407-80) по исковому заявлению Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный сервисный оператор", Министерству жилищной политики и энергетики Иркутской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, принять меры за организацией контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами
по кассационной жалобе представителя Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Петровой М.Г. на решение Братского городского суда Иркутской области от 15 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Межрегиональное управление Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории обратилось в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Региональный сервисный оператор" (далее по тексту - ООО "РСО"), Министерству жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (с учетом переименования - Министерство жилищной политики и энергетики Иркутской области, далее также Министерство) о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, принять меры за организацией контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории установлено, что Территориальная схема обращения с отходами, в том числе, с твердыми коммунальными отходами в Иркутской области утверждена приказом Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от 29 декабря 2017 г. N.
На землях лесного фонда - в выделе N квартала "адрес" ООО "РСО" осуществляет временное складирование твердых коммунальных отходов, образующихся на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района в месте с географическими координатами N. Указанное место складирования твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) является несанкционированным, что подтверждается письмом Нижнеудинской межрайонной прокуратуры от 7 декабря 2020 г.
В соответствии с разделом 12 территориальной схемы "Сведения о зонах деятельности региональных операторов" ООО "РСО" оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Зоны 1 (Север) Иркутской области, в состав которой входят: Братский район, Усть-Илимский район, Нижнеилимский район, Тайшетский район, Чунский район, Усть-Кутский район, Нижнеилимский район, Киренский район, Катангский район, которая включает в себя 7 объектов размещения отходов, внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов.
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 N1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - ОРО введенные в эксплуатацию до 1 января 2019), могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов.
В Нижнеудинском районе существующих ОРО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г, не имеется, объекты размещения отходов в районе "адрес"" отсутствуют.
В связи с тем, что была обнаружена несанкционированная свалка ТКО, истцом было возбуждено дело об административном правонарушении, в рамках которого у ООО "РСО" была запрошена информация, согласно которой на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района ООО "РСО" осуществляет свою деятельность через операторов по обращению с ТКО, с которыми заключены договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО. Объем отходов, направленных операторами по обращению с ТКО на накопление на лесной участок в районе "адрес" составил: 2019 год - 71590, 21 куб.м.; 2020 год - 87615, 01 куб.м. Таким образом, региональным оператором подтверждается факт вывоза ТКО на несанкционированное место.
С учетом уточнения требований, истец просил обязать ООО "РСО" в целях ликвидации несанкционированной свалки принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО с земель лесного фонда (выдел 28 квартал 88 Каменской дачи Каменского участкового лесничества Нижнеудинского лесничества) в "адрес""; обязать Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области принять меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения образования региональным оператором несанкционированных свалок; установить срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 15 июля 2021 г. исковые требования истца удовлетворены. На ООО "РСО" в целях ликвидации несанкционированной свалки возложена обязанность о принятии мер по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО с земель лесного фонда "адрес" На Министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области возложена обязанность о принятии меры по организации контроля за исполнением правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в части недопущения образования региональным оператором несанкционированных свалок. Установлен срок исполнения в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 декабря 2021 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представитель Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Петрова М.Г. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений в связи с неправильным применением норм материального права и не правильной оценкой доказательств, имеющихся в материалах дела.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
В заседании суда кассационной инстанции представитель Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Петрова М.Г. доводы кассационной жалобы поддержала.
Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории Сакун М.Г. возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области (далее - Министерство) и ООО "РСО" заключено соглашение об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 1) от 7 мая 2018 г. N, предметом которого является осуществление накопления (в том числе, раздельного накопления), сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, которое должно быть безопасным для населения и окружающей среды.
Соглашение заключается на срок, на который присваивается статус регионального оператора и который составляет 10 лет.
Согласно пункту 2.1.8 соглашения, Министерство осуществляет в соответствии с законодательством, настоящим соглашением контроль за деятельностью регионального оператора, за исполнением им законодательства в области обращения с отходами, в том числе Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области, утвержденных приказом Министерства от 17 января 2017 г. N, условий настоящего соглашения, в том числе, анализирует отчеты регионального оператора, проводит проверки деятельности регионального оператора, направляет требование об устранении выявленных нарушений, допущенных при осуществлении им своей деятельности, о надлежащем исполнении им обязательств в соответствии с настоящим соглашением.
В адрес Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории поступило обращение гражданина о незаконной организации полигона ТБО в районе "адрес"
Указанное место складирования твердых коммунальных отходов является несанкционированным, что подтверждается письмом Нижнеудинской межрайонной прокуратуры от 7 декабря 2020 г.
Ответчик ООО "РСО" является региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Как следует из обоснования иска, на землях лесного фонда - в выделе "адрес" ООО "РСО" осуществляет временное складирование ТКО, образующихся на территории г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района в месте с географическими координатами N.
В соответствии с разделом 12 территориальной схемы "Сведения о зонах деятельности региональных операторов" ООО "РСО" оказывает услуги по обращению с ТКО на территории Зоны 1 (Север) Иркутской области, в состав которой входят: "адрес".
Зона 1 включает в себя 7 объектов размещения отходов (внесенных в Государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО)): полигон ТБО - "адрес"; полигон ТБО - "адрес"; полигон ТБО - "адрес"; полигон ТБО - "адрес"; полигон ТБО - "адрес"; полигон ТБО - "адрес" полигон ТБО - "адрес".
В соответствии с приказом Минприроды России от 14 мая 2019 г. N 303 "Об утверждении Порядка формирования и изменения перечня объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации и Порядка подготовки заключения Минприроды России о возможности использования ОРО введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г, для размещения твердых коммунальных отходов" и территориальной схемой в Зоне 1, зона деятельности ООО "РСО", включено 3 ОРО введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 года: "адрес".
В Нижнеудинском районе существующих ОРО, введенных в эксплуатацию до 1 января 2019 г, не имеется.
В соответствии со сведениями, содержащимися в федеральном государственном реестре, объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ООО "РСО" эксплуатирует следующие объекты размещения отходов: полигон ТБО, N категория, 2-я категория риска, по адресу: "адрес"; полигон ТБО, N, 2-я категория, 3-я категория риска, по адресу: "адрес"; полигон захоронения твердых коммунальных отходов, N, 2-я категория, 4-я категория риска, по адресу: "адрес".
В ГРОРО, сведения об объектах размещения отходов, расположенных в Нижнеудинском районе, отсутствуют.
Таким образом, объекты размещения отходов в районе 8 км от г. Нижнеудинска по "Таджикскому тракту" отсутствуют.
При анализе космических снимков установлено наличие отходов на данном земельном участке с 2009 года. По состоянию на 12 августа 2020 г. (дата космического снимка) площадь несанкционированного складирования отходов составила 23 750 кв.м. На космических снимках зафиксировано выделение дыма в месте несанкционированного складирования отходов.
Пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, предусмотрено, что региональный оператор по обращению с ТКО осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
Согласно ответу ООО "РСО" на территории города Нижнеудинска и Нижнеудинского района ООО "РСО" осуществляет свою деятельность через операторов по обращению с ТКО: ИП Марков С.Н. (ИНН N), ИП Сенников Л.В. (ИНН N), МБУ "Коммунальник" (ИНН N), с которыми заключены договоры на оказание услуг по транспортированию ТКО. Объем отходов, направленных операторами по обращению с ТКО на накопление на лесной участок в районе "адрес" составил: 2019 год - 71 590, 21 куб.м; 2020 год - 87 615, 01 куб.м.
Таким образом, региональным оператором подтверждается факт вывоза ТКО на место, не отведенное в установленном порядке для хранения либо утилизации отходов, то есть несанкционированное место.
Разрешая спор, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что только у регионального оператора заключено соглашение с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, согласно которому ООО "РСО" обязано соблюдать схему потоков, в том числе, не допускать нарушения со стороны операторов, с которыми заключены договоры, и что бездействие ответчиков по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека, в связи с чем суды пришли к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства, установив срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда первой и апелляционной инстанций законными.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе, использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пункт 2 статьи 51 Федерального закона Российской Федерации "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002 г. N7-ФЗ содержит прямой запрет на сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В силу пункта 1 статьи 13.4 Федерального закона Российской Федерации "Об отходах производства и потребления" от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон N89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами, в том числе и с ТКО субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность (часть 10 статьи 24.6 Федерального закона N89-ФЗ).
Приказом от 17 января 2017 г. N1-мпр Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области установлены Правила осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (далее - Правила). Согласно пункту 6 указанных Правил основной задачей регионального оператора является осуществление деятельности по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне своей деятельности в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, государственной программой Иркутской области "Охрана окружающей среды" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 29 октября 2018 г. N776-пп, территориальной схемой обращения с отходами и соглашением.
Пунктом 7 Правил установлено, что региональный оператор в соответствии с задачей, предусмотренной пунктом 6 Правил, в установленном порядке осуществляет в том числе следующие функции:
- осуществление самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами накопления (в том числе - раздельного накопления) сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов;
- заключение с собственниками земельного участка договоров на оказание услуг по ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов (места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении).
Согласно пункту 8 Правил региональный оператор при осуществлении функций, предусмотренных пунктом 7 Правил, обязан: не допускать нарушение схемы потоков твердых коммунальных отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, закрепленной схемой обращения с отходами; принимать в случае обнаружения мест складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, меры, направленные на ликвидацию таких мест в соответствии с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами; направлять информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в исполнительный орган государственной власти Иркутской области, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, в случае если в схеме обращения с отходами данная информация, сведения отсутствуют.
В силу пункта 13 Правил контроль за деятельностью регионального оператора, в том числе, по исполнению им настоящих Правил, осуществляют государственные органы, наделенные соответствующими контрольными (надзорными) функциями в соответствии с законодательством.
Условия об осуществлении Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области контроля за исполнением региональным оператором настоящих Правил, соглашения подлежат включению в данное соглашение в установленном порядке.
Пункт 3.7 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003 г. N80 "О введении в действие Санитарно- эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03" (вместе с "СанПиН 2.1.7.1322-03. 2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") устанавливает требования к временному хранению отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью):
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
В соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона N89-ФЗ до 1 января 2023 г. объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации (далее - ОРО введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г.), могут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов. Указанные объекты при наличии заключения федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, о возможности использования указанных объектов для размещения твердых коммунальных отходов по решению уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации могут быть включены в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации. Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Объекты, указанные в настоящем пункте, подлежат исключению из территориальной схемы обращения с отходами не позднее 1 января 2023 г. и подлежат обустройству и рекультивации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на указанных нормах действующего законодательства, приведенных в судебных постановлениях, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат.
Установив, что в государственном реестре объектов размещения отходов, сведения об объектах, расположенных в Нижнеудинском районе, отсутствуют, что объекты размещения отходов в районе 8 км от г. Нижнеудинска по "Таджикскому тракту", введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 г. также отсутствуют, и что региональным оператором подтверждается факт вывоза твердых коммунальных отходов в место, не отведенное для указанных целей, учитывая, что только у регионального оператора заключено соглашение с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области, согласно которому ООО "РСО" обязано соблюдать схему потоков, в том числе, не допускать нарушения со стороны операторов, с которыми заключены договоры, что бездействие ответчиков по решению вопросов в части непринятия мер по организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории муниципального образования, суды пришли к законному выводу об удовлетворении исковых требований Межрегионального управления Росприроднадзора по Иркутской области и Байкальской природной территории о возложении на ответчиков обязанности по устранению нарушения природоохранного законодательства, установив срок исполнения решения суда в течение одного года со дня вступления решения в законную силу.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды первой и апелляционной инстанции не конкретизируют, в чем выразилось бездействие Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области подлежат отклонению как несостоятельные. При разрешении спора судами приведены нормативные положения, регулирующие полномочия ответчика в области обращения с твердыми коммунальными отходами с указанием на его обязанность по контролю за деятельностью регионального оператора, в том числе, по исполнению им Правил осуществления деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области, утвержденных приказом от 17 января 2017 г. N1-мпр Министерства жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не проанализирован состав отходов, находящихся на несанкционированный свалке, не учтено, что промышленные отходы не подлежат сбору и утилизации региональным оператором не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных постановлений. При разрешении спора судами учтено, что по делу представлены доказательства размещения ООО "РСО" твердых коммунальных отходов на несанкционированной спорной свалке, а также то, что в силу пунктов 16-18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов возложена на собственника земельного участка, а в случае его бездействия - на регионального оператора с последующим правом взыскания понесенных расходов.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов не содержат, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену правильных по существу судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Братского городского суда Иркутской области от 15 июля 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Министерства жилищной политики и энергетики Иркутской области Петровой М.Г. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.