Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Новожиловой И.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1450/2020 (УИД 75RS0015-01-2020-002626-91) по иску Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Верхотиной Надежды Александровны к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Краснокаменскому отделу Государственного казенного учреждения Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о признании незаконным отказа в предоставлении суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретение оборудования, возложении обязанности о выплате суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование, по кассационной жалобе Министерства финансов Забайкальского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Козлицкой О.С, полагавшей кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Краснокаменский межрайонный прокурор в интересах Верхотиной Надежды Александровны (далее по тексту - Верхотина Н.А.) обратился в Краснокаменский городской суд Забайкальского края к Министерству труда и социальной защиты населения Забайкальского края, Государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (далее по тексту - ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края), Краснокаменскому отделу Государственного казенного учреждения Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края (далее по тексту - Краснокаменский отдел ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края) с иском о признании незаконным отказа от 10 декабря 2019 г. N 253 в предоставлении Верхотиной Н.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование, обязании Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края выплатить сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование в размере 1 000 рублей.
Определением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 30 ноября 2020 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Решением Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2020 г, исковые требования удовлетворены. Отказ ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 10 декабря 2019 г. N 253 в предоставлении Верхотиной Н.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование, признан незаконным. На Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края возложена обязанность выплатить Верхотиной Н.А. сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование в размере 1 000 рублей.
Определением от 12 октября 2021 г. судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 декабря 2021 г. решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2020 г. отменено. Иск Краснокаменского межрайонного прокурора в интересах Верхотиной Н.А. удовлетворен. Признан незаконным отказ ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 30 декабря 2019 г. N 253 в предоставлении Верхотиной Н.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование. С Забайкальского края в лице Министерства финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края в пользу Верхотиной Н.А. взыскана 1 000 рублей.
Министерство финансов Забайкальского края обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой в которой просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 декабря 2021 г, оставить в силе решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 28 декабря 2020 г, кассационную жалобу рассмотреть в отсутствие представителя.
В обоснование кассационной жалобы указано на незаконность и необоснованность постановления суда апелляционной инстанции, нарушение судом норм материального права, применение норм, не подлежащих применению, несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела. Выплата Верхотиной Н.А. компенсации расходов является денежным обязательством государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края, так как является обязанностью казенного учреждения уплатить за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с делегированными Министерством соцзащиты полномочиями. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по ним от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает главный распорядитель бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение. По общему правилу для того, чтобы возникло обязательство по возмещению имущественного вреда лицу, право которого нарушено, недостаточно установить факт неправомерного причинения такого вреда. Истцу необходимо подтвердить его размер соответствующими доказательствами, в материалах дела отсутствует доказательство понесенных Верхотиной Н.А. расходов, судом данный факт не исследован. Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края, участвующий в деле прокурор Забайкальского края в возражениях на кассационную жалобу. представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 декабря 2021 г, просят оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в 2019 г. между Министерством цифрового развития связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Правительством Забайкальского края было заключено Соглашение о предоставлении из федерального бюджета в 2019 г. бюджету Забайкальского края иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение на приобретение гражданами цифрового приемного телевизионного оборудования для приема сигнала эфирного цифрового наземного телевизионного вещания, а также компенсацию понесенных гражданам расходов на приобретение такого оборудования.
Согласно данному соглашению, объем бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете Забайкальского края на финансовое обеспечение расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется иной межбюджетный трансферт составляет в 2019 г. 76 430 000 рублей. Общий размер иного межбюджетного трансферта, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Забайкальского края в соответствии с Соглашением, составляет в 2019 г. 76 430 000 рублей.
4 сентября 2019 г. денежные средства в сумме 76 430 000 рублей были перечислены из резервного фонда Правительства Российской Федерации в бюджет Забайкальского края, что подтверждается уведомлением N 760-2019-3-029.
Объем бюджетных ассигнований для выплаты компенсации гражданам, проживающим в зоне охвата цифровым телевизионным вещанием, составляет 26 879 500 рублей. Выплата произведена 26 872 гражданам, кассовый расход составил 26 839 510 рублей. Объем средств в сумме 39 990 рублей не был использован и возвращен в бюджет.
Верхотина Н.А. проживает в г. Краснокаменске, который входит в зону охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского каря, и состоит на учете в Краснокаменском отделе ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края как "Ветеран труда".
Верхотина Н.А. обратилась с заявлением о назначении компенсации понесенных отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным вещанием на территории Забайкальского каря, затрат на самостоятельное приобретенное оборудование.
30 декабря 2019 г. Краснокаменским отделом ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края Верхотиной Н.А. было отказано в выплате компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование по причине отсутствия бюджетных ассигнований, что подтверждается уведомлением об отказе от 30 декабря 2019 г. N 253.
Краснокаменский межрайонный прокурор, считая отказ незаконным, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Постановления Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г..N 390 "Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году компенсации понесенных отдельными категориями граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края", Постановления Правительства Забайкальского края от 5 ноября 2019 г..N 429 "О внесении изменений в пункт 5 Порядка предоставления в 2019 г, Постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2019 г..N 475 "О внесении изменений в Порядок предоставления в 2019 году компенсации затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г..N 1101 "Об утверждении Правил предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджету Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятии по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения включая приобретение комплектов непосредственного спутникового телевидения (доставку, подключение) для граждан, проживающих вне зоны охвата цифровым эфирным наземным телевидением, и компенсацию затрат на самостоятельное приобретенное оборудование, отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием", Распоряжении Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 г..N 1693-р, оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу о нарушении установленного Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г..N 390 права Верхотиной Н.А. на
предоставление компенсации за самостоятельно приобретенное оборудование, в связи с чем удовлетворил исковые требования.
Суд апелляционной инстанции, установив, что суд первой инстанции разрешилспор, не привлекая к участию в деле в качестве ответчика Министерство финансов Забайкальского края, без участия которого невозможно рассмотреть дело в связи с характером спорного правоотношения, определением от 12 октября 2021 г. перешел к рассмотрению дела по правилам производства суда первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве соответчика привлек Министерство финансов Забайкальского края.
В суде апелляционной инстанции прокурор уточнил исковые требования и со ссылкой на статью 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановление Правительства Забайкальского каря от 24 апреля 2018 г. N 165 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края" просил признать незаконным отказ Государственного казенного учреждения "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края от 30 декабря 2019 г. N 253 в предоставлении Верхотиной Н.А. суммы компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование и обязать Министерство финансов Забайкальского края за счет бюджета Забайкальского края выплатить Верхотиной Н.А. сумму компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование в размере 1 000 рублей.
Рассматривая дело по правилам производства суда первой инстанции и удовлетворяя исковые требования, суд апелляционной инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что отказ Верхотиной Н.А. в выплате компенсации понесенных расходов на самостоятельное приобретенное оборудование является незаконным, поскольку такого правового основания для отказа в выплате спорной компенсации, как отсутствие бюджетных ассигнований, Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г. N 360 "Об утверждении Порядка предоставления в 2019 году компенсации затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края" не предусмотрено. Сведений о том, что Верхотина Н.А. не имеет законных оснований на выплату спорной компенсации, ответчики суду не представили. Сведений о том, что Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края после получения заявления Верхотиной Н.А. направляло в Министерство финансов Забайкальского края заявку на финансирование для выплаты истице спорной компенсации в материалах дела не имеется.
Установив, что в результате незаконных действий сотрудников Краснокаменскиго отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края Верхотина Н.А. была лишена возможности получить компенсацию за понесенные затраты на самостоятельное приобретенное ею оборудование, она понесла убытки, ответственность за незаконные действия сотрудников Краснокаменского отдела ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края суд апелляционной инстанции возложил на Министерство финансов Забайкальского края за счет казны Забайкальского края.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами суда апелляционной инстанции.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации).
Федеральный закон от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" устанавливает правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, определяет полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи (преамбула).
Статьей 1 данного закона установлено, что целями настоящего Федерального закона являются создание условий для оказания услуг связи на всей территории Российской Федерации; содействие внедрению перспективных технологий.
В силу статьи 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи" отношения, связанные с деятельностью в области связи, регулируются также нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 июля 2019 г. N 1693-р Минкомсвязи России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2019 г. были выделены бюджетные ассигнования в размере 76 430 000 рублей на предоставление межбюджетного трансферта бюджету Забайкальского края в целях обеспечения готовности населения Забайкальского края к цифровому телевидению, в том числе посредством спутникового вещания, на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения для граждан, проживающих вне зоны охвата цифровым вещанием и компенсацию затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1101 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджету Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятии по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения включая приобретение комплектов непосредственного спутникового телевидения (доставку, подключение) для граждан, проживающих вне зоны охвата цифровым эфирным наземным телевидением, и компенсацию затрат на самостоятельное приобретенное оборудование, отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием.
Согласно пункта 3 данных Правил иной межбюджетный трансферт предоставляется в целях софинансирования расходных обязательств Забайкальского края включая приобретение (доставку, подключение) гражданам цифрового приемного телевизионного оборудования (приставки, антенны, соединительные кабели, монтажные комплекты) для приема сигнала эфирного цифрового наземного телевизионного вещания, а также компенсации понесенных гражданами расходов на приобретение такого оборудования, в том числе частичную компенсацию расходов на приобретение цифровых приемников.
Иной межбюджетный трансферт предоставляется на основании соглашения, заключаемого Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти Забайкальского края.
В целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N 1101 Постановлением Правительства Забайкальского края от 3 октября 2019 г. N 360 утвержден Порядок предоставления в 2019 г. компенсации затрат на самостоятельно приобретенное оборудование отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным цифровым вещанием на территории Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 2 данного Порядка (в редакции Постановления Правительства Забайкальского края от 9 декабря 2019 г. N 475) компенсация предоставляется за счет средств, поступивших из федерального бюджета в виде иного межбюджетного трансферта, источником финансового обеспечения которого являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджету Забайкальского края на софинансирование расходных обязательств Забайкальского края, возникающих при реализации мероприятий по обеспечению населения оборудованием для приема цифрового телевидения, включая: компенсацию расходов на приобретение цифрового приемного телевизионного оборудования (приставки, антенны, соединительные кабели, монтажные комплекты) для приема сигнала эфирного цифрового наземного телевизионного вещания в размере не более 1000 рублей; частичную компенсацию расходов на приобретение цифровых телевизионных приемников в размере 1000 рублей.
Компенсация предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Забайкальского края от 25 декабря 2018 г. N 1668-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 гг." на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства труда и социальной защиты населения Забайкальского края.
Предоставление компенсации осуществляется Министерством труда и социальной защиты населения Забайкальского края в виде единовременной денежной выплаты, в том числе ветеранами труда, ветеранами труда Забайкальского края, указанными в Законе Забайкальского края от 26 декабря 2008 г. N 90-ЗЗК "О порядке и условиях присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Забайкальского края", на самостоятельно приобретенные ими цифровое приемное телевизионное оборудование (приставки, антенны, соединительные кабели, монтажные комплекты) и цифровые телевизионные приемники (пункт 3, подпункт 8 пункта 5 Порядка).
Заявление и документы, указанные в подпунктах 1 - 4 пункта 7 настоящего Порядка, представляются в Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края заявителем либо представителем заявителя не позднее 27 декабря 2019 г. (включительно) (пункт 10 Порядка).
Основаниями для отказа в предоставлении компенсации являются: 1) непредставление (представление не в полном объеме) документов, предусмотренных пунктами 7 - 9 настоящего Порядка, в срок, установленный пунктом 10 настоящего Порядка; 2) выявление в представленных документах не соответствующих действительности сведений; 3) отсутствие в Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края сведений о принадлежности заявителя к категории(ям), предусмотренным пунктом 5 настоящего Порядка, и непредставление документа, подтверждающего принадлежность гражданина к категории(ям), указанным в пункте 5 настоящего Порядка; 4) ответ органа государственной власти на межведомственный запрос, свидетельствующий об отсутствии документа и (или) сведений, необходимых для принятия решения о предоставлении компенсации, представлены инициативе; 5) наличие ранее принятого решения о предоставлении компенсации в отношении жилого помещения (домохозяйства), в котором проживает заявитель (пункт 14 Порядка).
Министерство труда и социальной защиты населения Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, осуществляет свои полномочия в соответствии с Положением о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. N 502.
В соответствии приказом Министерства от 25 января 2017 г. N 153 полномочия и функции Министерства в сфере социальной защиты населения переданы государственному казенному учреждению "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края.
Руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи и установив, что Верхотина Н.А. относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение спорной компенсации, она в установленном порядке обратилась в ГКУ "Краевой центр социальной защиты населения" Забайкальского края с заявлением о назначении компенсации понесенных отдельным категориям граждан, проживающих в зоне охвата эфирным вещанием на территории Забайкальского края, затрат на самостоятельное приобретенное оборудование, при рассмотрении заявления указанным органом обстоятельств, являющихся в соответствии с Порядком основанием для отказа в выплате спорной компенсации, не установлено, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о незаконности отказа от 30 декабря 2019 г. N 253 на предоставление Верхотиной Н.А. компенсации за самостоятельно приобретенное оборудование.
Пунктом 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьей 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу взаимосвязанных положений статей 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный незаконным бездействием органа местного самоуправления, подлежит возмещению за счет казны муниципального образования. От имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель, в том числе средств бюджета муниципального образования выступает в суде, соответственно, от имени муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
В пункте 13 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" разъяснено, что положения главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации разграничивают полномочия органов, исполняющих судебные акты об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и устанавливают различный порядок их исполнения. На финансовые органы - Минфин России, финансовый орган субъекта Российской Федерации, финансовый орган муниципального образования - возложено исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного в результате действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, а также иных судебных актов, предусматривающих взыскание средств за счет казны соответствующего публично-правового образования. Порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен бюджетным законодательством и не может быть произвольно определен судом при изложении резолютивной части судебного акта.
Согласно абзацу 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 г. N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" исполнение судебных актов о возмещении вреда, причиненного в результате незаконных действий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или их должностных лиц, а также по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования осуществляется: финансовым органом субъекта Российской Федерации - за счет казны субъекта Российской Федерации, финансовым органом муниципального образования - за счет казны муниципального образования в порядке, аналогичном порядку, установленному для взыскания с казны Российской Федерации, и в соответствии с федеральным законодательством (пункты 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положения о Министерстве труда и социальной защиты населения Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 27 декабря 2016 г. N 502 и Закона Забайкальского края от 5 октября 2009 г. N 228-ЗЗК "О системе исполнительных органов власти Забайкальского края", Министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края. Финансирование Министерства осуществляется за счет средств бюджета Забайкальского края.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Забайкальского края от 24 апреля 2018 г. N 165 "Об утверждении Положения о Министерстве финансов Забайкальского края" Министерство является финансовым органом Забайкальского края.
Согласно пункта 12.3.15 этого же Постановления Министерство финансов Забайкальского края наделено функциями по исполнению судебных актов по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов края или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами края актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь приведенными нормами и установив, что в данном случае Министерство финансов Забайкальского края является органом, в полномочия которого входит исполнение судебных актов за счет средств бюджета муниципального образования о возмещении вреда по правилам статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу о том, что по данным требованиям именно Министерство финансов Забайкальского края является надлежащим ответчиком по делу, правомерно возложил на него обязанность возместить Верхотиной Н.А. расходы на самостоятельно приобретенное оборудование за счет казны Забайкальского края как главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования.
Вопреки доводам кассационной жалобы Министерства финансов Забайкальского края, при разрешении спора суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер спорных правоотношений, закон, которым следует руководствоваться при разрешении спора, и обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и примененным нормам материального права.
В данном случае Министерство финансов Забайкальского края, как верно указанно судом апелляционной инстанции, является не лицом, по чьей вине причинены убытки, а главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования.
Кассационная жалоба Министерства финансов Забайкальского края не содержит ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, приведенные в ней доводы выражают исключительно несогласие с выводами суда по фактическим обстоятельствам спора и основаны на ином толковании норм материального права.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного постановления (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 9 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи И.А. Новожилова
О.С. Андуганова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.