Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казённого учреждения "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа" на решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 декабря 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казённому учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казённому учреждению "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа", Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, полагавшей, что решение суда и апелляционное определение подлежат отмене в части, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора Хабаровского гарнизона, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному казённому учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казённому учреждению "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "ОСК ВВО"), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России), в котором, с учётом последующего уточнения заявленных требований, просил:
- возложить на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания солдатской столовой инв. N 7, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское - 1, проезд Мотострелковый, д. 3, военный городок N 6 (далее - здание столовой), в рамках которого уточнить объёмы работ по капитальному ремонту, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу;
- возложить на Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" обязанность выделить необходимые лимиты денежных средств (обеспечить финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания столовой и организовать его проведение согласно результатам внепланового осмотра в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- возложить на Минобороны России обязанность обеспечить прекращение эксплуатации хозяйственного помещения (гардеробной), помещения для мойки посуды и запасного выхода с левой стороны здания столовой до завершения работ по её капитальному ремонту со дня вступления решения суда в законную силу.
Решением Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 июня 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 декабря 2021 года, требования заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона были удовлетворены частично:
- на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой, в рамках которого уточнить объёмы работ по капитальному ремонту;
- на Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" возложена обязанность выделить необходимые лимиты денежных средств (обеспечить финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания столовой и организовать его проведение согласно результатам внепланового осмотра в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- на Минобороны России возложена обязанность со дня вступления решения суда в законную силу до завершения работ по капитальному ремонту обеспечить прекращение эксплуатации хозяйственного помещения (гардеробной) здания столовой.
Кроме того, в резолютивной части решения суда дополнительно указывалось на то, что решение суда в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой не подлежит исполнению.
Судами первой и апелляционной инстанций настоящее дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
14 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступили кассационные жалобы Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО", поданные через Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края 2 марта 2022 года, в которых ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Вместе с тем по существу в кассационных жалобах приведены доводы о незаконности судебных актов только в той части, в которой суды возложили обязанности на Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО".
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года указанные кассационные жалобы вместе с делом на основании части 3 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации переданы для рассмотрения в порядке административного судопроизводства в судебную коллегию по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции.
Помимо прокурора, представители иных участвующих в деле лиц, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит выводу о необходимости частичной отмены обжалуемых судебных актов.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Приказом Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Как следует из материалов настоящего административного дела, здание столовой находится в собственности Российской Федерации и приказом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 12 апреля 2017 года N 1140 закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
По результатам проверки, проведённой военной прокуратурой Хабаровского гарнизона, было установлено, что техническое состояние кровли, помещений, стен здания столовой не отвечает установленным требованиям; отсутствует тяга в варочном зале; трубопроводы и отопительные приборы требуют промывки; запорная арматура и санитарные приборы требуют частичной замены; трубы канализации повреждены; выпуски, колодца, жироулавливатель требуют ремонта и прочистки; требуется ремонт электропроводки и электрооборудования; оконные блоки требуют замены; разбиты дверные полотна и коробки; отмостка разрушена на 50%. По мнению административного истца, такое техническое состояние здания столовой создаёт угрозу для жизни и здоровья неопределённого круга лиц.
Со стороны административных ответчиков доказательств, опровергающих представленные прокурором материалы, характеризующие техническое состояние спорного объекта недвижимости, представлены не были.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пункта 44 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство), контроль за техническим состоянием материально-технической базы Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется путём проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части.
Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который был введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3 ГОСТ 31937-2011).
В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Возлагая на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность по организации проведения внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, в рамках которого необходимо уточнить объёмы работ по капитальному ремонту, Кировский районный суд города Хабаровска Хабаровского края и судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда, проанализировав приведённые выше положения гражданского законодательства, законодательства об обороне и о безопасности зданий и сооружений, Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N 607, пришли к выводу, что здание столовой находится в неудовлетворительном техническом состоянии и требует ремонта. В свою очередь, объём и вид работ по ремонту данного знания необходимо определить по результатам его внепланового (внеочередного) обследования, которое должно быть проведено ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, владеющим объектом недвижимости на праве оперативного управления.
Дополнительно суды указали в решении и апелляционном определении, что собственники здания столовой (Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО") обязаны выделить необходимые лимиты денежных средств (обеспечить финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания столовой и организовать его проведение согласно результатам внепланового осмотра в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Кроме того, суды возложили на Минобороны России обязанность до завершения работ по капитальному ремонту здания столовой обеспечить прекращение эксплуатации расположенного в нём хозяйственного помещения - гардеробной.
Оснований не согласиться с выводами нижестоящих судов в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к таким выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Непосредственно кассационные жалобы Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" каких-либо доводов, касающихся несогласия административных ответчиков с обжалуемыми решением и апелляционным определением в этой части, не содержат.
Между тем судебная коллегия суда кассационной инстанции считает заслуживающими внимания доводы поступивших кассационных жалоб о том, что возложение на Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" обязанности выделить необходимые лимиты денежных средств на проведение работ по капитальному ремонту здания столовой по результатам внепланового (внеочередного) осмотра, а также прекратить на время проведения капитального ремонта эксплуатацию одного из помещений указанного здания, является необоснованным.
Исполнение решения суда в данной части зависит от результатов внепланового (внеочередного) осмотра, то есть его исполнение поставлено под условие того, что внеплановый (внеочередной) осмотр объекта недвижимости укажет характер и объём работ по его капитальному ремонту. Однако такой внеплановый (внеочередной) осмотр здания столовой ещё не проведён, а его результаты могут являться основанием как для проведения капитального ремонта объекта недвижимости, так и для принятия собственником объекта недвижимости решения о его перестройке, реконструкции или сносе (в случае, если проведение капитального ремонта здания столовой ввиду его технического состояния будет признано нецелесообразным).
Учитывая требования пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в соответствии с которым суд при вынесении решения не вправе подменять органы государственной власти и принимать конкретное решение по вопросу, который относится к компетенции такого органа, судебная коллегия суда кассационной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и апелляционного определения в той части, в которой они возлагают на Минобороны России и ФКУ "ОСК ВВО" обязанность по результатам внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой в любом случае обеспечить финансирование его капитального ремонта, а также на период проведения капитального ремонта прекратить эксплуатацию расположенного в нём помещения гардеробной, с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований.
Также судебная коллегия суда кассационной инстанции считает, что из резолютивной части решения суда первой инстанции необходимо исключить указание на то, что данное решение суда в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой не подлежит исполнению.
В силу требований статьи 16 КАС РФ об обязательности судебных актов, статьи 187 КАС РФ об исполнении решения суда и разъяснений, содержащихся в пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", решение суда должно быть исполнимым, тогда как приведённое в резолютивной части решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 июня 2021 года соответствующее указание входит в противоречие с абзацем вторым резолютивной части этого же решения о возложении на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 декабря 2021 года отменить в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации и Федеральное казённое учреждение "Объединённое стратегическое командование Восточного военного округа" обязанности выделить необходимые лимиты денежных средств (обеспечить финансирование) на проведение работ по капитальному ремонту здания столовой инв. N 7, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское - 1, проезд Мотострелковый, д. 3, военный городок N 6, и организовать его проведение согласно результатам внепланового осмотра, а также в части возложения на Министерство обороны Российской Федерации обязанности со дня вступления решения суда в законную силу до завершения работ по капитальному ремонту обеспечить прекращение эксплуатации хозяйственного помещения (гардеробной) здания столовой.
Принять в данной части по делу новое решение, которым в удовлетворении указанных административных исковых требований заместителя военного прокурора Хабаровского гарнизона отказать.
Исключить из резолютивной части решения Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 июня 2021 года абзац пятый, содержащий указание на то, что решение суда в части возложения на Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации обязанности организовать проведение внепланового (внеочередного) осмотра здания столовой инв. N 7, расположенного по адресу: Хабаровский край, Хабаровский район, с. Князе-Волконское - 1, проезд Мотострелковый, д. 3, военный городок N 6, не подлежит исполнению.
В остальной части решение Кировского районного суда города Хабаровска Хабаровского края от 21 июня 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 17 декабря 2021 года оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства обороны Российской Федерации и Федерального казённого учреждения "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.