Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 9 августа 2021 года было частично удовлетворено административное исковое заявление военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действующего в интересах неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), Федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, бюджетное учреждение): на Минобороны России возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести осмотр ограждения периметра военного городка "Картель-2 зак.", расположенного в п. Большая Картель Комсомольского района Хабаровского края (далее - ограждение), с целью установления объёма и категории ремонтных работ по текущему и капитальному ремонту данного объекта с оформлением дефектных ведомостей и сметных расчётов, и выполнить ремонт ограждения, восстановив его целостность, а также установив проволочное ограждение длиной 397, 5 метров.
В удовлетворении административных исковых требований в части возложения на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанности провести осмотр ограждения с целью установления объёма и категории ремонтных работ по текущему и капитальному ремонту указанного объекта с оформлением дефектных ведомостей и сметных расчётов; обязанности выполнить ремонт ограждения в соответствии с требованиями действующего законодательства отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 9 августа 2021 года отменено; по делу принято новое решение, которым на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России возложена обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести осмотр ограждения с целью установления объёма и категории ремонтных работ по текущему и капитальному ремонту данного объекта с оформлением дефектных ведомостей и сметных расчётов. В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судом апелляционной инстанции было отказано.
21 марта 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поданная 3 марта 2022 года через Комсомольский районный суд Хабаровского края, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с неправильным применением судом апелляционной инстанции норм материального права, а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Представители Минобороны России, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", войсковой части 31458, которые были извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Исходя из положений статей 21, 35 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьёй 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Пункт 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Учреждение и казённое предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооружённых Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооружённых Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооружённых Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооружённых Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооружённых Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В соответствии с пунктом 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Приказом Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооружённых Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Как следует из материалов настоящего административного дела, военный городок "Картель-2 зак.", расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, с. Большая Картель, находится в собственности Российской Федерации и передан Минобороны России в эксплуатацию ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В ходе проверки, проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре, установлено, что ограждение территории указанного выше военного городка длиной 397, 5 м. не имеет колючей проволоки, 25 бетонных пролётов ограждения имеют критический наклон, из-за чего образуются щели размером от 0, 5 м. до 1, 5 м, позволяющие посторонним лицам, минуя контрольно-пропускной пункт, беспрепятственно проникать на территорию закрытого военного городка; кроме того, техническое состояние ограждения создаёт угрозу жизни и здоровью неопределённого круга лиц.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом осмотра ограждения от 4 февраля 2020 года, составленного сотрудниками прокуратуры с участием ведущего инженера КЖФ ПУ N 2/4 ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по Восточному военному округу и начальника инженерной службы войсковой части 31458.
В соответствии со статьёй 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения (пункт 1 статьи 36 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ).
Из положений статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ следует, что безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса; такая безопасность обеспечивается посредством соблюдения требований настоящего Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в указанные в частях 1 и 7 статьи 6 данного Федерального закона перечни, или требований специальных технических условий.
В силу пункта 44 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооружённых Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 (далее - Руководство), контроль за техническим состоянием материально-технической базы Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется путём проведения систематических плановых (весенних, осенних) и внеплановых (внеочередных) осмотров. Осмотры проводятся комиссией, назначаемой приказом командира воинской части.
В свою очередь, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России осуществляет исполнение и контроль за исполнением контрактов, организацию и исполнение поставки коммунально-эксплуатационного обеспечения на материально-техническую базу Вооружённых Сил Российской Федерации за счёт и в пределах субсидий из федерального бюджета, выделяемых на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и на иные цели в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (пункт 13 Руководства).
Пунктами 12, 13, 14, 16, 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, действующего в редакции приказа директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 30 июля 2018 года N 2025, предусмотрено, что данное бюджетное учреждение создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России является осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооружённых сил Российской Федерации. Для достижения уставных целей бюджетное учреждение осуществляет, в том числе, деятельность по обеспечению работоспособности электрических сетей; деятельность по ремонту электрического оборудования; электромонтажные работы, строительные специализированные работы; гидроизоляционные работы, штукатурные работы, столярные и плотнические работы, малярные и стекольные работы, прочие отделочные и завершающие работы; инженерные изыскания для строительства и управление недвижимым имуществом; выполняет работы по капитальному ремонту объектов, находящихся в его оперативном управлении или предоставленных в безвозмездное пользование.
Правила обследования и мониторинга технического состояния зданий и сооружений изложены в "ГОСТ 31937-2011. Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", который был введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 года N 1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011).
Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в пять лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.). Для уникальных зданий и сооружений устанавливается постоянный режим мониторинга (пункта 4.3 ГОСТ 31937-2011).
В силу пункта 4.4 ГОСТ 31937-2011 обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений; при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения); по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения); по инициативе собственника объекта; при изменении технологического назначения здания (сооружения); по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Рассмотрев заявленные административные исковые требования, Комсомольский районный суд Хабаровского края пришёл к выводу, что обязанность по проведению осмотра ограждения с целью определения объёма и категории ремонта (текущего либо капитального), а также по проведению ремонтных работ ограждения должна быть возложена на Минобороны России, которое осуществляет правомочия собственника имущества Вооружённых Сил Российской Федерации. В то же время, по мнению суда первой инстанции, ограждение периметра военного городка не передавалось ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на праве оперативного управления, в связи с чем данное бюджетное учреждение не может нести обязанности по его содержанию и ремонту.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение о возложении на бюджетное учреждение обязанности в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести осмотр ограждения с целью установления объёма и категории ремонтных работ данного объекта с оформлением дефектных ведомостей и сметных расчётов, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения Руководства и Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, указала в апелляционном определении, что именно бюджетное учреждение, специально созданное для осуществления функций по содержанию и эксплуатации объектов военной и социальной инфраструктуры Вооружённых Сил Российской Федерации, должно обеспечить проведение соответствующего осмотра. В то же время, поскольку такой осмотр ещё не проведён, объём и категория ремонтных работ ограждения не определены, оснований для возложения на Минобороны России обязанности выполнить ремонт спорного объекта не имеется.
Приведённые выводы суда апелляционной инстанций, изложенные в обжалуемом апелляционном определении, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции признаёт верными, основанными на правильном применении норм материального и процессуального права, а также на надлежащей оценке имеющихся в деле доказательств.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что непосредственно ограждение военного городка ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России не передавалось (по мнению административного ответчика, в паспорте военного городка указаны только границы земельного участка, на котором он расположен, а не ограждение), не может быть принята во внимание, поскольку соответствующее ограждение очевидно предназначено для обеспечения обслуживания и охраны военного городка "Картель-2 зак.", который, как следует из материалов административного дела, был передан Минобороны России в эксплуатацию бюджетному учреждению в пределах периметра его границ.
Здесь же необходимо отметить, что из содержания пунктов 2.38, 2, 52, 2.74 Ведомственных строительных норм "Планировка и застройка военных городков (ВСН 34-94)", утверждённых начальником строительства и расквартирования Вооружённых Сил Российской Федерации 15 февраля 1994 года, следует, что отдельные функциональные зоны военных городков должны иметь ограждение по периметру (в том числе допускается их ограждение из колючей проволоки).
Доводы кассационной жалобы о том, что Минобороны России в силу требований действующего законодательства должно обеспечить проведение текущего либо капитального ремонта спорного имущества, не имеют правового значения для оценки законности и обоснованности обжалуемого судебного акта, поскольку суд апелляционной инстанции возложил на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России обязанность провести осмотр ограждения с целью установления объёма и категории ремонтных работ, а не обязанность по проведению текущего либо капитального ремонта указанного имущества.
Иные изложенные в рассматриваемой кассационной жалобе доводы по существу сводятся к правовой и фактической переоценке установленных по административному делу обстоятельств; они повторяют доводы, которые ранее приводились бюджетным учреждением при рассмотрении административного дела в судах первой и апелляционной инстанций и которые получили необходимую правовую оценку в апелляционном определении.
Таким образом, при разрешении дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению дела, не допущено. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по административному делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 19 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.