Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Карсаковой Н.Г.
судей Носковой Т.В, Поповой Е.И.
при секретаре Витвицкой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 24 января 2022 года административное дело N2а-1569/2021 по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области на решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2021 года по административному исковому заявлению Висчинского С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области о признании незаконным отказа в осуществлении учетно-регистрационных действий.
Заслушав доклад судьи Карсаковой Н.Г, выслушав объяснения представителя административного истца Висчинского С.В. - Сенникова Н.М, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Висчинский С.В. обратился в Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга с административным исковым заявлением, в котором, уточнив требования в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области (далее - Управление Росреестра по Псковской области) от 1 октября 2019 года N... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
В качестве меры по восстановлению нарушенных прав Висчинский С.В. просил обязать административного ответчика Управление Росреестра по Псковской области произвести государственный кадастровый учет нежилого здания (административного здания), построенного на земельном участке с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес" (л.д. 189 том 1).
В обоснование заявленных требований Висчинский С.В. указал, что в 2012 году он приобрел в собственность земельный участок с кадастровым номером N... который относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Администрацией Порховского района Псковской области 5 апреля 2019 года выдано разрешение на строительство административного здания крестьянского (фермерского) хозяйства, 20 мая 2019 года - разрешение на ввод объекта в эксплуатацию. В ходе проверки, проведенной в отношении Висчинского С.В. Управлением Росреестра по Псковской области с 15 мая 2019 года по 16 мая 2019 года, нарушений обязательных требований, установленных земельным законодательством, не выявлено. 25 июня 2019 года административный истец обратился в Управление Росреестра по Псковской области для осуществления государственного кадастрового учета нежилого здания, который уведомлением от 1 июля 2019 года приостановлен. 8 июля 2019 года в возобновлении учетно-кадастровых действий отказано. Данный отказ был обжалован Висчинским С.В. в апелляционную комиссию, решением которой от 22 августа 2019 года отклонено заявление об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета в связи с тем, что земельный участок, на котором создан объект недвижимости отнесен к сельскохозяйственным угодьям, на которых любое строительство запрещено. Административный истец полагает, что поскольку земельный участок отнесен к категории земель сельскохозяйственного назначения и приобретен для целей ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, то на нем могут размещаться производственные и иные объекты, используемые в процессе сельскохозяйственного производства.
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2020 года признано незаконным решение Управления Росреестра по Псковской области об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении здания, расположенного по адресу: "адрес"
На Управление Росреестра по Псковской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет нежилого здания, построенного на земельном участке с кадастровым номером N... (л.д.3-12 том 2).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2020 года решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2020 года оставлено без изменения (л.д.121-128 том 2).
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Санкт-Петербургского городского суда от 18 августа 2020 года отменены (л.д.187-199 том 2).
Решением Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2021 года признано незаконным решение Управления Росреестра по Псковской области об отказе в осуществлении учетно-регистрационных действий в отношении здания, расположенного по адресу: "адрес".
На Управление Росреестра по Псковской области возложена обязанность осуществить государственный кадастровый учет нежилого здания, построенного на земельном участке с кадастровым номером N... (л.д.80-91 том 3).
В апелляционной жалобе Управление Росреестра по Псковской области просит решение отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований административного иска. В обоснование доводов апелляционной жалобы указало, что 1 октября 2019 года государственным регистратором принято решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета здания в связи с неустранением причин, препятствующих его осуществлению, указанных в уведомлении о приостановлении от 1 июля 2019 года N... и дополнении к уведомлению о приостановлении от 23 июля 2019 года N... Земельный участок с кадастровым номером N... относится к сельскохозяйственным угодьям (пастбище). Приватизации гражданами подлежали исключительно сельскохозяйственные угодья. Управление Росреестра по Псковской области считает вывод суда первой инстанции о том, что в проекте перераспределения земель колхоза "Ленинский путь" отсутствуют данные об отнесении земельного участка административного истца к землям сельскохозяйственных угодий, несостоятельным, поскольку проект перераспределения не содержит конкретизирующей информации в отношении отдельных земельных участков, а определяет площади сельскохозяйственных угодий. Материалы дела содержат достаточные сведения об отнесении земельного участка административного истца к сельскохозяйственным угодьям. Кроме того, застройка сельскохозяйственных угодий, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности, без изменения категории земель не допускается. Управление Росреестра по Псковской области полагает, что судом первой инстанции неверно применены нормы материального права, в связи с чем, решение вынесено незаконно и необоснованно (л.д.93-103 том 3).
Административный истец Висчинский С.В. в возражениях на апелляционную жалобу указал, что проект перераспределения сельскохозяйственных угодий колхоза должен быть утвержден на общем собрании коллектива хозяйства. На основании проекта органами местной администрации принимается решение по предоставлению и передаче земель в собственность бесплатно, за плату и в аренду, и о зачислении оставшихся земель в фонд перераспределения. В материалах дела отсутствует решение собрания собственников о выделении им конкретных земельных участков. Представленное административным ответчиком распоряжение N 295-р от 19 мая 1992 года не имеет отношения к настоящему делу. Представленный проект подписан только главным инженером, подпись начальника отдела Л.О.М. и печать отсутствуют. Доказательств об отнесении земельного участка к сельскохозяйственным угодьям административным ответчиком не представлено, также, как и не представлено документов, подтверждающих, что земельный участок административного истца был предоставлен или передан ему собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта. Предыдущему собственнику земельный участок от колхоза "Ленинский путь" передавался в соответствии с действующим на момент передачи законодательством с правом возведения на выделенном земельном участке, в том числе и различного рода сооружений и зданий (л.д.129-136 том 3).
В судебное заседание суда апелляционной инстанции административный истец Висчинский С.В, представитель административного ответчика Управления Росреестра по Псковской области, заинтересованные лица заместитель руководителя Управления Росреестра по Псковской области Полукошко В.В, консультант по вопросам строительства и муниципального жилищного контроля Управления по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства и закупок Антонцева Т.В, представитель заинтересованного лица администрации Порховского района Псковской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с частью 1 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Также информация о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации размещена на сайте Санкт-Петербургского городского суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
По смыслу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами по усмотрению лица является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных прав, поэтому не является преградой для рассмотрения дела по существу.
Неявившиеся лица об отложении дела не просили и доказательств уважительной причины неявки не представили, их неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, и судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав объяснения представителя административного истца, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и исследовав новые доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Судом первой инстанции установлено, что согласно договору дарения от 12 сентября 2011 года, зарегистрированному 28 сентября 2011 года N.., Н.Т.Н. подарила Висчинскому С.В. земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" площадью 173 135 кв.м, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.217 том 3).
Впоследствии из указанного земельного участка был выделен земельный участок площадью 45 145 кв.м с кадастровым номером N.., поставленный на кадастровый учет 17 апреля 2012 года и зарегистрированный на праве собственности за Висчинским С.В. 16 мая 2012 года (л.д.16 том1, л.д. 232-234 том 3).
5 апреля 2019 года Висчинскому С.В. администрацией Порховского района Псковской области выдано разрешение на строительство объекта капитального строительства -административного здания крестьянского (фермерского) хозяйства на земельном участке с кадастровым номером N.., разрешение на ввод эксплуатацию построенного объекта выдано 20 мая 2019 года (л.д.26-31 том 1).
25 июня 2019 года Висчинский С.В. обратился в Управление Росреестра по Псковской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет здания, возведенного на земельном участке с кадастровым номером N.., расположенного по адресу: "адрес"
1 июля 2019 года Уведомлением Управления Росреестра по Псковской области приостановлен государственный кадастровый учет объекта недвижимости на основании пункта 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" - форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, и по основаниям, изложенным в пункте 23 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ - земельный участок, на котором создан (создается) объект недвижимости, предоставлен, передан собственником не для целей строительства (размещения) такого объекта (л.д.39-41 том 1).
8 июля 2019 года Уведомлением государственного регистратора Висчинскому С.В. отказано в возобновлении учетно-регистрационных действий по постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в связи с наличием оснований, предусмотренных пунктом 23 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 года N218-ФЗ, неустраненных заявителем (л.д.35-38 том 1).
6 августа 2019 года Висчинский С.В. направил в апелляционную комиссию заявление, в котором просил отменить решение о приостановление кадастрового учета и осуществить кадастровый учет административно здания (л.л.46-48 том 1).
22 августа 2019 года апелляционной комиссией принято решение N 30 об отклонении заявления Висчинского С.В. об обжаловании решения о приостановлении государственного кадастрового учета (л.д.49-52 том 1).
1 октября 2019 года Уведомлением Управления Росреестра по Псковской области N... Висчинскому С.В. отказано в постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости без одновременной государственной регистрации прав в связи с истечением срока приостановления, указанного в уведомлении от 1 июля 2019 года N.., и неустранением приведенных в данном уведомлении причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета объекта недвижимости (л.д.190-193 том 1).
Удовлетворяя требования административного иска, суд первой инстанции пришел к выводу, что Висчинским С.В. правомерно построено здание на земельном участке, приобретенном у предыдущего собственника, категория земли - земли сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, допускающим строительство зданий. Поскольку доказательств того, что спорный земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, включенным в перечень земель, использование которых для других целей не допускается, в материалы дела не представлено, то основания для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета у Управления Росреестра по Псковской области отсутствовали.
Основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Такого рода нарушения допущены судом первой инстанции.
Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; они могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (части 2 и 3 статьи 36).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основываются данный кодекс и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, является принцип определения правового режима земель исходя из их принадлежности к определенной категории и виду разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Пунктом 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на 7 категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения (подпункт 1), земли населенных пунктов (подпункт 2).
Земли, указанные в пункте 1 названной статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются "сельскохозяйственные угодья".
Оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на принципе сохранения их целевого использования, что соответствует статье 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество.
Из системного толкования положений статей 77, 83, 85 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что законодатель разделил по целевому использованию (видам разрешенного использования) земли сельскохозяйственного назначения:
- находящиеся за границами населенного пункта;
- земель сельскохозяйственного использования, входящие в соответствии с градостроительными регламентами в территориальные зоны населенных пунктов.
Разрешенное использование земельных участков, расположенных за пределами населенного пункта, регламентировано пунктом 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьей 79 Земельного кодекса Российской Федерации сельскохозяйственными угодьями признаются пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.
Возможность дачного, либо иного строительства противоречащего целям предоставления земельного участка на таких участках законом не предусмотрена.
Такому выводу корреспондируют положения статьи 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую", содержащей закрытый перечень оснований для перевода земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли поселений; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Из данной нормы следует, что такой вид категории земель, как "сельскохозяйственные угодья" законодательством Российской Федерации не предусмотрен.
Согласно пункту 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации в составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья.
Таким образом, сельскохозяйственные угодья входят в состав земель сельскохозяйственного назначения и не могут являться самостоятельной категорией земель.
При этом судом первой инстанции не учтено, что права на земельные доли возникали при приватизации именно сельскохозяйственных угодий, на что указывает статья 15 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон об обороте), согласно пункту 1 которой земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 "О порядке реорганизации колхозов и совхозов" (действовавшим до 27 января 2003 г.) в целях повышения эффективности сельскохозяйственного производства и создания условий для предпринимательства на селе в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" совхозам и колхозам предписывалось до 1 января 1993 г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25 декабря 1990 г. N 445-1 "О предприятиях и предпринимательской деятельности", другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.
Согласно пунктам 8 и 9 Положения о реорганизации колхозов, совхозов и приватизации государственных сельскохозяйственных предприятий, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1992 г. N 708 "О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса" (далее - Положение), в каждом реорганизуемом колхозе и совхозе определяются индивидуальные имущественные паи и земельные доли.
В соответствии пунктами 16 и 17 Положения владелец земельной доли мог использовать ее следующими способами: получить при выходе из хозяйства с целью создания крестьянского (фермерского) хозяйства, внести в качестве взноса в создаваемое товарищество, акционерное общество или кооператив, продать или сдать в аренду другим владельцам долей (паев).
При этом выделение в натуре земельной доли лицам, выходящим из колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий для создания крестьянского (фермерского) хозяйства, являлось обязательным, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 20, 21, 22, 23 и 26 Положения.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. N 96 "О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев" (далее - Постановление N 96) и пунктом 28 Рекомендаций о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, одобренных указанным постановлением, решение о местоположении земельных участков, предоставляемых в счет выделенных земельных долей, принимает собрание собственников земельных долей или их представителей. В решении перечисляются земельные массивы, урочища и поля, на которых заявителям предлагается выбрать себе земельный участок или предлагаются конкретные земельные участки.
При этом размер земельной доли, рассчитывается в соответствии с пунктом 11 Постановления N 96 в гектарах и в балло-гектарах.
В гектарах размер земельной доли рассчитывается путем деления общей площади сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение в собственность земельных долей. Общая площадь сельскохозяйственных угодий определяется по данным инвентаризации, а при их отсутствии - по государственному акту (свидетельству).
Размер земельной доли в балло-гектарах рассчитывается путем деления суммы балло-гектаров всех сельскохозяйственных угодий, переданных в общую собственность участников (членов) указанной организации (предприятия), на число лиц, имеющих право на получение земельной доли.
Согласно проекту перераспределения земель колхоза "Ленинский путь" Порховского района Псковской области, выполненного Псковским землеустроительным проектно-изыскательским предприятием СевзапНИИгипрозем в 1992 году, численность лиц, имеющих право на получение земельного пая составила 467 человек (л.д. 163-174 том 1).
В соответствии с расчетом дифференцированного среднего земельного пая, фактически установленный размер земельного пая составил 9, 7 га, количество баллогектаров на один пай - 173, 6.
На основании установленного размера земельного пая и количества граждан, имеющих право на его получение, определены общие площади сельскохозяйственных угодий, переданные в частную и коллективную собственность бесплатно, которые составили 4513 га.
Согласно экспликации земель реорганизуемого колхоза "Ленинский путь" и выписки из протокола общего собрания колхоза "Ленинский путь" Порховского района Псковской области от 4 июня 1992 г. было выделено бесплатно в коллективную собственность 4513 га сельскохозяйственных угодий, из них пашни - 3266 га, залежей - 30 га, сенокосов - 188 га, пастбищ - 1029 га (л.д. 166-172 том 1).
Проект перераспределения земель колхоза "Ленинский путь" Порховского района Псковской области утвержден распоряжением администрации Порховского района Псковской области N 375-р от 29 июня 1992 года, копия которого представлена в суд апелляционной инстанции (л.д. 97-98 том 4).
Как следует из материалов дела и материалов, представленных в суд апелляционной инстанции, земельный участок с кадастровым номером N.., категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства, образован путем раздела земельного участка с кадастровым номером N.., поставлен на государственный кадастровый учет 17 апреля 2012 года на основании межевого плана от 02 декабря 2011 года (л.д. 17-25 том 1, л.д. 32-52 том 4).
В свою очередь земельный участок с кадастровым номером N... образован из земель сельскохозяйственного назначения колхоза "Ленинский путь" путем выдела в счет земельной доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером N.., расположенный по адресу: "адрес" согласно межевого плана от 3 февраля 2010 года, подготовленного кадастровым инженером И.Н.И. (л.д. 5-17 том 4). Указанный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 4 февраля 2010 года (л.д. 53-57 том 4).
Как следует из представленного в суд апелляционной инстанции межевого плана от 3 февраля 2010 года земельного участка с кадастровым номером N... документами, использованными при подготовке межевого плана послужили: кадастровая выписка о земельном участке N... от 15 июля 2008 года; свидетельство на право собственности на землю N... от 12 июля 1994 года; объявление в газетах "Псковская правда", "Порховский вестник" от 14 апреля 2009 года; протокол собрания пайщиков к/х "Ленинский путь" от 15 мая 2009 года; доверенность N... от 24 апреля 2008 года; планшеты ВИСХАГИ М 1:10000 (дежурная кадастровая карта колхоза "Ленинский путь").
Согласно экспликации земельного участка, выделяемого в счет земельной доли из общей собственности в границах "адрес"", общая площадь выделяемого участка составила 17, 31 га (173, 6 баллогектаров), из них: сельхозугодия 16, 35 га (пашня 2, 7 га; пастбища 13, 65 га); древесно-кустарниковые насаждения 0, 96 га (л.д. 16 том 4).
Как следует из копии кадастровой выписки от 15 июля 2008 года о земельном участке с кадастровым номером N.., местоположение: "адрес", в особых отметках указано: граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; общая площадь сельхозугодий -29120000 кв.м, в том числе пашни - 19230000 кв.м, залежей - 2060000 кв.м, пастбищ - 7410000 кв.м, сенокосов - 420000 кв.м (л.д. 18-19 том 4).
Согласно представленным документам в суд апелляционной инстанции, выделенный в натуре земельный пай, принадлежал на праве собственности Б.Т.Н. на основании свидетельства от 12 июля 1994 года N.., выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Порховского района (л.д. 196-235 том 3).
Исходя из вышеизложенного, вывод суда первой инстанции о том, что собственник Н.Т.Н. в 2011 году подарила Висчинскому С.В. земельный участок в районе деревни "адрес" на котором можно было возводить здания сельскохозяйственного назначения, а не в деревне "адрес", поскольку на земельный пай в деревне "адрес" Б.Т.Н. выделялось 11 га, в то время как по договору дарения 2011 года она передала участок большего размера - 173135 кв.м, является ошибочным.
Из представленного в материалы дела свидетельства на право собственности на землю от 12 июля 1994 года N... (регистрационная запись N...) следует, что предоставленный Б.Т.Н. земельный пай из земель колхоза "Ленинский путь" имел размер 11, 0 га, из них сельхозугодий - 11, 0 га (173, 6 баллогектара) (л.д. 203-204 том 3).
Согласно указанной выше содержащейся в межевом плане экспликации земельного участка, выделяемого в счет земельной доли из общей собственности в границах колхоза "Ленинский путь", общая площадь образованного земельного участка составила 17, 31 га (173135 кв.м), что соответствует 173, 6 баллогектарам.
То обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером N... относится к сельскохозяйственным угодьям, подтверждает и представленный в материалы дела административным истцом агрохимический паспорт земельного участка, из которого следует, что данный участок расположен на массиве сельскохозяйственных угодий, использовавшемся ранее колхозом "Ленинский путь" в качестве пашни. По картосхемам внутрихозяйственного землеустройства ВИСХАГИ и топооснове Росреестра сельскохозяйственные угодья, на которых расположен участок с кадастровым номером N.., определяется в качестве естественного пастбища (л.д. 118-123 том 1).
Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно Классификатору содержание вида разрешенного использования земельного участка "сельскохозяйственное использование" включает в себя выращивание зерновых и иных сельскохозяйственных культур, овощеводство, выращивание тонизирующих, лекарственных, цветочных культур, садоводство, выращивание льна и конопли, животноводство, скотоводство, звероводство, птицеводство, свиноводство, пчеловодство, рыбоводство, научное обеспечение сельского хозяйства, хранение и переработка сельскохозяйственной продукции, ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках, питомники, в том числе размещение зданий и сооружений, используемых для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Таким образом, на землях сельскохозяйственного назначения возможно строительство зданий, сооружений и строений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции. При этом для размещения зданий и сооружений для переработки и хранения сельскохозяйственной продукции следует использовать земельный участок (его часть), не являющийся сельскохозяйственным угодьем (письмо Минсельхоза России от 13 февраля 2018 года N 15-А-273/ОГ).
Согласно части 13 статьи 34 Федерального закона от 23 июня 2014 года "171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" по заявлению правообладателя земельного участка об установлении соответствия разрешенного использования земельного участка классификатору видов разрешенного использования земельных участков уполномоченные на установление или изменение видов разрешенного использования земельного участка орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение одного месяца со дня поступления такого заявления обязаны принять решение об установлении соответствия между разрешенным использованием земельного участка, указанным в заявлении, и видом разрешенного использования земельных участков, установленным классификатором видов разрешенного использования земельных участков. Данное решение является основанием для внесения изменений в сведения государственного кадастра недвижимости о разрешенном использовании земельного участка.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции исходил из того, что согласно Правилам землепользования и застройки сельского поселения "Красноармейская волость", утвержденным решением собрания депутатов сельского поселения "Красноармейская волость" от 29 декабря 2012 года N 108, земельный участок с кадастровым номером N... 36, площадью 45145 кв.м, находящийся по адресу: "адрес" расположен в зоне СХ-1- зоны пассивного сельскохозяйственного использования территорий, основные виды разрешенного использования: все виды животноводческой деятельности, все виды растениеводства; условно разрешенные виды использования: личные подсобные хозяйства, садоводство, дачное хозяйство; вспомогательные виды разрешенного использования: размещение зданий или помещений для персонала; административных зданий или помещений; зданий или помещений для охраны. В соответствии с п.п.1 п.12.2 вспомогательные виды использования земельных участков и объектов капитального строительства, разрешены при условии, если собственник, застройщик (инвестор) реализовал на своем участке какой-либо из основных и условно разрешенных видов разрешенного использования (л.д. 19-22 том 3).
Однако поскольку в соответствии с действующим градостроительным законодательством для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, то эти виды не могут быть изменены. Запрет на установление градостроительного регламента исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, а также применения порядка принятия решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ".
Таким образом, системное толкование вышеприведенных правовых норм свидетельствует о том, что изменение вида разрешенного использования земельных участков, в том числе отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", не допускается без изменения категории земельного участка. Следовательно, внесение изменений в государственный кадастр недвижимости в части изменения вида разрешенного использования земельных участков, отнесенных к категории "земли сельскохозяйственного назначения", недопустимо без изменения категории земельного участка.
Аналогичная по своему содержанию правовая позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2013 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 июня 2014 года.
Согласно части 10 статьи 35 и статье 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации зоны сельскохозяйственного использования (в том числе, зоны сельскохозяйственных угодий), а также зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения, могут включаться в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов. На земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ этой территориальной зоны, распространяется действие градостроительного регламента.
С учетом названных положений и пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, предоставленные из земель сельскохозяйственного назначения гражданам для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства, гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, могут включаться в состав указанных территориальных зон в границах населенных пунктов в результате перевода этих земельных участков в иную категорию - "земли населенных пунктов".
Включение указанных земельных участков в границы населенного пункта с одновременным установлением либо изменением вида разрешенного использования может осуществляться в порядке части 1 и части 2 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Однако до перевода земель в другую категорию в действующем законодательстве отсутствуют основания для изменения вида разрешенного использования земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также земельных участков сельскохозяйственного назначения, предоставленных для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства, крестьянского (фермерского) хозяйства и личного подсобного хозяйства гражданам и их объединениям.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" в состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственные и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.
В состав имущества фермерского хозяйства могут входить, в том числе, земельный участок, хозяйственные и иные постройки, сооружения, а также иное имущество, необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства (пункт 1 статьи 6 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Для строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления деятельности фермерского хозяйства, могут предоставляться и приобретаться земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий (пункт 2 статьи 11 Закона о крестьянском (фермерском) хозяйстве).
Материалами дела подтверждается регистрация Висчинского С.В. в качестве индивидуального предпринимателя 25 марта 2021 года, согласно ЕГРИП виды деятельности - разведение сельскохозяйственных животных и птиц, сельское хозяйство и выращивание растений (л.д. 77-78 том 3). Также им представлены фотографии и документы, свидетельствующие об осуществлении деятельности фермерского хозяйства (л.д. 46-75 том 3).
Между тем, указание в части 2 статьи 11 Закона N 74-ФЗ на возможность приобретения земель сельскохозяйственного назначения в целях строительства зданий, строений, сооружений, необходимых для осуществления фермерским хозяйством его деятельности, не исключает необходимость соблюдения правового режима сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, в том числе недопустимость выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки (пункт 1 статьи 79 Земельного кодекса).
Как следует из материалов дела и пояснений представителя административного истца в суде апелляционной инстанции, Висчинским С.В. на указанном земельном участке возведен объект капитального строительства - административное здание, назначение которого не связано с переработкой и хранением сельскохозяйственной продукции.
Из материалов дела следует, что спорный земельный участок находится за границами населенного пункта "адрес", не переведен из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель населенного пункта. В связи с этим оспариваемое решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области от 1 октября 2019 года N... об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права является законным и обоснованным.
Согласно части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ (пункт 2). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Поскольку судом первой инстанции неверно определены обстоятельства дела, имеющие значение для правильного разрешения спора, и неверно применены нормы материального права, то решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в удовлетворении требований Висчинского С.В.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Петродворцового районного суда Санкт-Петербурга от 17 августа 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Висчинского С. В. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Псковской области об оспаривании отказа в осуществлении государственного кадастрового учета, отказать.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Петродворцовый районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.