Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Сапрыгина Л.Ю., рассмотрев жалобу Гертнер Светланы Викторовны на вступившие в законную силу постановление судьи Далматовского районного суда Курганской области от 16 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Гертнер Светланы Викторовны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, индивидуальный предприниматель Гертнер С.В. (далее также ИП Гертнер С.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, Гертнер С.В. выражает несогласие с указанными выше судебными актами, просит их отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Часть 1 ст.20.6.1 КоАП РФ устанавливает, что невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных ч.2 ст.6.3 настоящего Кодекса, влечет административную ответственность.
Такие правила поведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N417 (далее - Правила).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации, исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Постановлением Правительства РФ от 31.01.2020 N66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Губернатора Курганской области от 16.03.2020 N 12 "О введении режима повышенной готовности" на территории Курганской области введён режим повышенной готовности.
Согласно п. 8 Постановления органы власти, организации и индивидуальные предприниматели, а также иные лица, деятельность которых связана с совместным пребыванием граждан и не приостановлена в соответствии с решениями областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nСоV) на территории Курганской области, областного оперативного штаба по проведению организационных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий по предупреждению распространения гриппа, острых респираторных вирусных инфекций, новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Курганской области (далее - Оперативные штабы) обязаны:
1) обеспечить соблюдение гражданами (в том числе работниками) социального дистанцирования, в том числе путем нанесения специальной разметки и установления специального режима допуска и нахождения в зданиях, строениях, сооружениях (помещениях в них), на соответствующей территории (включая прилегающую территорию);
2) организовать мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции, в том числе по обязательной дезинфекции контактных поверхностей (мебели, оргтехники и других) во всех помещениях в течение дня, наличию запаса дезинфицирующих средств для уборки помещений и обработки рук работников (сотрудников);
3) определить должностных лиц, ответственных за соблюдение требований по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV).
На основании п.п.1 п. 11 вышеуказанного Постановления все работодатели, осуществляющие деятельность на территории Курганской области обязаны обеспечить измерение температуры тела работникам на рабочих местах с обязательным отстранением от нахождения на рабочем месте лиц с повышенной температурой тела и (или) респираторными симптомами.
Также решением оперативного штаба N 34 от 10.06.2020 утвержден порядок работы организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, а также индивидуальных предпринимателей по соблюдению санитарно-противоэпидемических требований, которым определено, что должна проводиться регулярная дезинфекция (перед началом работы и в течение рабочей смены каждые 2-4 часа) контактных поверхностей рабочего места (дверных ручек, полок, стеллажей, ручек покупательских тележек и корзин, прилавков, транспортеров, кассовых аппаратов, считывателей банковских карт и др.) с фиксацией времени обработки рабочего места в журнал, обеспечение между покупателями социального дистанцирования (не менее 1, 5 метра), в том числе путем нанесения специальной разметки.
Основанием для привлечения ИП Гертнер С.В. к административной ответственности по названной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, согласно которым 19 ноября 2021 года в 14 час. 10 мин. ИП Гертнер С.В. в магазине "Сибирское здоровье", расположенном по адресу: Курганская область, г. Далматово, ул. 4-го Уральского полка, 97-16, не вела журнал проведения дезинфекции помещения, в помещении магазина отсутствует разметка социального дистанцирования, чем нарушены правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории Курганской области, выразившееся в неисполнении правил, введенных Постановлением Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 N 12.
Постановлением судьи Далматовского районного суда Курганской области от 16 декабря 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, ИП Гертнер С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем принятые по делу судебные акты законными признать нельзя.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Согласно этим нормам, действие закона, отменяющего административную ответственность, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Пункт 8 Постановления Губернатора Курганской области от 16.03.2020 N 12 "О введении режима повышенной готовности", нарушение которого вменялось Гертнер С.В, утратил силу в связи с принятием Постановления Губернатора Курганской области от 21.03.2022 N 34 "О внесении изменений в постановление Губернатора Курганской области от 16 марта 2020 года N 12".
Таким образом, приведенные выше положения Постановления Губернатора Курганской области от 16.03.2020 N 12 утратили силу, что улучшает положение лица, совершившего административное правонарушение.
В материалах настоящего дела не имеется сведений об исполнении постановления о назначении Гертнер С.В. административного наказания.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты, состоявшиеся в отношении Гертнер С.В. о привлечении её к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Изложенное в настоящем постановлении не противоречит правовой позиции, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N22).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
постановление судьи Далматовского районного суда Курганской области от 16 декабря 2021 года, решение судьи Курганского областного суда от 07 февраля 2022 года, вынесенные в отношении индивидуального предпринимателя Гертнер Светланы Викторовны, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.
Судья Седьмого кассационного
суда общей юрисдикции Л.Ю. Сапрыгина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.