Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Леонтьевой Т.В, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-4237/2021; УИД: 54RS0010-01-2021-006443-19 по иску Розенталь Ирины Александровны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области о взыскании расходов на погребение, по кассационной жалобе Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лавник М.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Розенталь И.А. обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту также ГУ МВД России по Новосибирской области), в котором просила признать за ней право на получение пособия на погребение ее супруга, взыскать пособие на погребение в размере 129225 руб. 14 коп, расходы по оплате госпошлины в сумме 3785 руб.
Требования мотивированы тем, что является супругой Р, умершего "данные изъяты" 2020 г. в Израиле. Свидетельство о смерти было получено истцом на территории Израиля, захоронением истец занималась за счет собственных средств. Умерший Р. был пенсионером МВД России, куда она обратилась за взысканием расходов на погребение, однако ей было отказано в связи с непредставлением справки о смерти установленной формы.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 9 августа 2021 г. исковые требования Розенталь И.А. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 декабря 2021 г. постановлено:
"решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 9 августа 2021 г. отменить, приять новое решение в следующей редакции.
Исковые требования Розенталь Ирины Александровны удовлетворить.
Взыскать в пользу Розенталь Ирины Александровны с ГУ МВД России по Новосибирской области пособие на погребение в размере 129225 руб. 14 коп, расходы по оплате госпошлины в сумме 3785 руб.".
В кассационной жалобе представитель Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области Бочарникова Е.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 декабря 2021 г, как незаконное и необоснованное, решение Центрального районного суда от 9 августа 2021 г. оставить без изменения.
Относительно доводов кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции поступили письменные возражения представителя Розенталь И.А. - адвоката Федорченко Г.Н.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, о причинах неявки не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Такого характера нарушений норм права судом апелляционной инстанции не допущено.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, что истец Розенталь И.А. с "данные изъяты" апреля 1982 г. являлась супругой Р, который умер "данные изъяты" 2020 г. в городе "данные изъяты" государства Израиль.
Р. при жизни являлся получателем пенсии по линии МВД России.
1 декабря 2020 г. Розенталь И.А. обратилась в ГУ МВД России по Новосибирской области с заявлением на выплату пособия на погребение Р, однако в осуществлении выплаты истцу было отказано по причине отсутствия справки о смерти формы N11.
Разрешая спор суд первой инстанции установив, что в консульство Российской Федерации на территории Израиля за выдачей свидетельства о смерти Р. истец не обращалась, свидетельство о смерти выдано МВД Государства Израиль, данное свидетельство не заменяет собой справку формы N11, возможность предоставления иных форм документов, заменяющих справку формы N 11, законодательством Российской Федерации не предусмотрено, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия, проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, не согласилась с выводами суда первой инстанции полагая, что они приняты с нарушением норм материального права, что в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены решения суда.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным обстоятельствам дела и согласуются с положениями норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует, в том числе Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", статьей 10 которого предусмотрена выплата социального пособия на погребение в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего. Выплата указанного пособия производится органом, в котором умерший получал пенсию (пункт 2 статьи 10).
Выплата пособия на погребение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров и получавших пенсию, назначенную в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее по тексту также Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I), осуществляется пенсионными органами Министерства обороны Российской Федерации.
Пункт 21 Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, принятого во исполнение Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I (статья 9), закрепил право членов семьи умершего пенсионера из числа военнослужащих на пособие на погребение, выплату которого производят пенсионные органы Министерства обороны.
В соответствии с пунктом 21 названного Постановления в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и членов их семей членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, выплачивается пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.
Пособие на погребение не выплачиваются, если похороны пенсионера произведены за счет государства или оплата ритуальных услуг была произведена в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. N 460. Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.
Частью 2 статьи 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти органом, в котором умерший получал пенсию.
Согласно статье 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение.
В соответствии со статьями 4, 5 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" по общему правилу государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации; консульские учреждения Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации производят в том числе государственную регистрацию смерти; выполняют иные полномочия, связанные с государственной регистрацией актов гражданского состояния и предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами.
Из смысла статьи 65 Федерального закона от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" следует, что регистрация смерти может производиться, в том числе по месту наступления смерти.
Приказом Минюста России от 1 октября 2018 г. N 200 утверждены формы справок и иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также порядок их заполнения, в том числе и справка о смерти формы N 11, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти и содержит сведения об умершем лице (фамилия, имя, отчество и дата рождения), о составлении записи акта о его смерти (номер, дата записи и место государственной регистрации с указанием наименования органа, которым была проведена государственная регистрации смерти), о месте и причине смерти.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции указал на отсутствие у Розенталь И.А. справки о смерти установленной формы.
Вместе с тем, как правильно указал суд апелляционной инстанции, представленное истцом свидетельство о смерти, выданное МВД Государства Израиль, содержит аналогичный объем сведений, что и справка о смерти формы N 11.
Учитывая, что смерть Р. наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, зарегистрирована не органами ЗАГС Российской Федерации или консульскими учреждениями Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об актах гражданского состояния", а компетентными органами иностранного государства - отделом по делам населения и миграционной службы в "данные изъяты", что подтверждено свидетельством о смерти, из которого следует, что Р. умер "данные изъяты" 2020 г, местом смерти указано - "данные изъяты", смерть зарегистрирована в книге смертей, суд апелляционной инстанции принимая во внимание, что полученные истцом документы о смерти Р. содержат полный объем сведений, предусмотренных в справке формы N 11, обоснованно пришел к выводу, что само по себе отсутствие такой справки, не может являться достаточным основанием для отказа в выплате пособия на погребение, в связи с чем правомерно отменил решение суда первой инстанции и принял новое решение об удовлетворении исковых требований Розенталь И.А, учитывая при этом, что факт смерти Р. и право истца на получение пособия по существу, ответчиком не оспариваются, как и не оспаривается сумма пособия за погребение.
Выводы суда апелляционной инстанции требованиям закона не противоречат и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Судебная коллегия Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что вопреки доводам кассационной жалобы судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в апелляционном определении соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В целом доводы кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного постановления по существу, влияли на обоснованность и законность обжалуемого судебного постановления, либо опровергали выводы суда, направлены на переоценку установленных судом фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции, и в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке.
Поскольку при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 2 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.