Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Стаховой Т.М.
судей
Головкиной Л.А, Семеновой И.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи
Катковой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, административное дело N 3а-77/2021 по апелляционной жалобе государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" на решение Курганского областного суда от 10 декабря 2021 года, которым удовлетворено административное исковое заявление Колосовниковой О.В. о признании незаконным решение государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" об отказе в определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной стоимости, установлении кадастровой стоимости здания в размере рыночной стоимости.
Заслушав доклад судьи Стаховой Т.М, судебная коллегия
установила:
Колосовникова О.В. является собственником объекта недвижимости - двухэтажного нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1 498, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость которого по состоянию на 26 января 2021 года определена актом государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" (далее - ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости") N 45-25/ОО-00019@ от 29 января 2021 года в размере 50 008 323 рубля 66 копеек.
Полагая размер кадастровой стоимости объекта недвижимости, определенный в результате государственной кадастровой оценки, завышенным, что нарушает права и законные интересы административного истца, как плательщика налогов, 13 августа 2021 года Колосовникова О.В. в соответствии с положениями статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" обратилась в ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, по состоянию на 30 марта 2021 года равной 12 960 200 рублей, представив совместно с заявлением отчет об оценке рыночной стоимости объекта N 2021-07/66/2 от 30 июля 2021 года, выполненный оценщиком ООО "Региональная оценочная компания "Ломакин и Ко" ФИО1
Решением ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года в установлении кадастровой стоимости здания в размере рыночной стоимости отказано. Основанием для отказа послужило несоответствие представленного заявителем отчета об оценке N 2021-07/66/2 от 30 июля 2021 года, требованиям к проведению оценки недвижимости, установленным федеральными стандартами оценки, а именно:
- оценщиком неправильно выбран наиболее эффективный вид использования объекта оценки, тем самым, нарушены требования пункта 5 Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", пунктов 13, 20 Федерального стандарта оценки N 7 "Оценка недвижимости (ФСО N 7)";
- при выделении стоимости ОКС из стоимости ЕОН оценщиком избрана иная методика, чем та, которую он декларировал в отчете и не проанализирована плотность застройки для объекта оценки и объектов-аналогов, а следовательно, не обосновано применение коэффициента на долю стоимости приходящейся на улучшения в общей стоимости ЕОН, тем самым, нарушены требования пункта 5 Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)".
Не согласившись с решением бюджетного учреждения, Колосовникова О.В. обратилась в Курганский областной суд с административным иском о признании незаконным решение ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года, и установлении кадастровой стоимости здания с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости, равной 12 960 200 рублей.
Решением Курганского областного суда от 10 декабря 2021 года административное исковое заявление Колосовниковой О.В. удовлетворено, решение ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере рыночной стоимости признано незаконным. Кадастровая стоимость здания с кадастровым номером N установлена судом равной рыночной стоимости, определенной отчетом оценщика в размере 10 800 200 рублей (сумма без учета НДС) по состоянию на 30 марта 2021 года.
В апелляционной жалобе представитель ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" просит отменить решение Курганского областного суда от 10 декабря 2021 года, считая его незаконным и необоснованным. Податель жалобы полагает, что судом дана ненадлежащая оценка нарушениям, допущенным оценщиком при составлении отчета об оценке рыночной стоимости нежилого здания.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, доказательств уважительности причин неявки и (или) ходатайств об отложении судебного разбирательства не представили, в связи с чем, в соответствии с положениями статей 247, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дело рассмотрено судебной коллегией в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, судебная коллегия приходит к следующему.
Установление кадастровой стоимости и порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Федеральный закон N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" внесены изменения - введена статья 22.1, регулирующая вопросы установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости и оспаривания ее результатов, которая вступила в силу 11 августа 2020 года.
Согласно статье 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости.
Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости(часть 15).
При этом, статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" определено, что требование об установлении рыночной стоимости не носит самостоятельного характера, а может быть заявлено только одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения.
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости судом такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете.
Постановлением Правительства Курганской области от 23 декабря 2020 года N 443 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Курганской области - 1 января 2021 года.
Таким образом, с 1 января 2021 г. на территории Курганской области кадастровая стоимость здания может быть установлена решением бюджетного учреждения в размере рыночной стоимости соответствующего объекта недвижимости по заявлению лиц, чьи права затрагиваются, которое может быть оспорено в судебном порядке.
Из материалов дела следует, что Колосовниковой О.В. на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером N, площадью 1 498, 2 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", в отношении которого административным истцом инициирован вопрос о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной.
Объект недвижимости с кадастровым номером N поставлен на государственный кадастровый учет 26 января 2021 года. Кадастровая стоимость объекта по состоянию на 26 января 2021 года определена актом ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N 45-25/ОО-00019@ от 29 января 2021 года в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" в размере 50 008 323 рубля 66 копеек.
В связи с выявлением технической ошибки в сведениях о характеристиках объекта (материале стен), повлекшей некорректное определение кадастровой стоимости, ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", во исполнение положений части 15 статьи 21 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", осуществлен перерасчет кадастровой стоимости объекта. Актом определения кадастровой стоимости от 2 июня 2021 года N АОКС-45/2021/000107 кадастровая стоимость нежилого здания с кадастровым номером "данные изъяты" установлена в размере 46 696 452 рубля 89 копеек по состоянию на 26 января 2021 года.
В дальнейшем (уже после возбуждения настоящего административного дела в суде), в связи с изменением сведений о характеристике объекта недвижимости, которые влекут за собой изменение их кадастровой стоимости (изменение вида разрешенного использования с "автосервис" на "магазин"), актом ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N АОКС-45/2021/000214 от 12 октября 2021 года в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" кадастровая стоимость спорного объекта определена по состоянию на 8 октября 2021 года в размере 33 575 809 рублей 06 копеек.
Новая кадастровая стоимость объекта в размере 33 575 809 рублей 06 копеек административным истцом не оспорена в ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" в порядке, установленном статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", требования административного иска не изменены.
Согласно части 1 статьи 176 КАС Российской Федерации суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.
В связи с вышеизложенным предметом судебного контроля по настоящему делу является проверка обоснованности кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере 46 696 452 рублей 89 копеек и законность решения ГБУ Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости здания в размере рыночной стоимости.
При этом за административным истцом сохраняется право оспорить кадастровую стоимость объекта, установленную на 08 октября 2021 года в размере 33 575 809 рублей 06 копеек, в судебном порядке путем подачи самостоятельного иска при обязательном соблюдении нового порядка оспаривания кадастровой стоимости, установленного статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
Как следует из материалов административного дела, полагая кадастровую стоимость объекта, установленную в размере 46 696 452 рублей 89 копеек на 26 января 2021 года незаконной, административный истец 13 августа 2021 года обратилась в ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" с заявлением об установлении кадастровой стоимости здания в размере его рыночной стоимости. К указанному заявлению в соответствии с требованиями части 5 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявителем приложен отчет об оценке рыночной стоимости объекта N 2021-07/66/2 от 30 июля 2021 года, выполненный оценщиком ООО "Региональная оценочная компания "Ломакин и Ко" ФИО1, согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2021 года составляет 12 960 200 рублей - с учетом НДС (20%), 10 800 200 рублей - без учета НДС (20 %)
8 сентября 2021 года, то есть в срок, установленный частью 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" административным ответчиком принято мотивированное решение об отказе в установлении кадастровой стоимости.
Основанием для принятия оспариваемого решения послужило, по мнению административного ответчика, нарушение оценщиком требований пункта 5 Федерального стандарта оценки N 3 "Требования к отчету об оценке (ФСО N3)", пунктов 13, 20 Федерального стандарта оценки N 7 "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".
Исследовав и оценив отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости, суд первой инстанции пришел к выводу о неправомерности отказа бюджетного учреждения в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, признав представленный административным истцом отчет допустимым доказательством, отвечающим требованиям законодательства об оценочной деятельности, и с достоверностью подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости.
При этом судом первой инстанции не учтено, что определение рыночной стоимости объекта недвижимости для целей установления кадастровой стоимости с выделением в ее составе налога на добавленную стоимость противоречит нормам законодательства об оценочной деятельности и налогового законодательства.
Для устранения указанных противоречий, судом апелляционной инстанции в соответствии со статьей 77 КАС Российской Федерации назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Евро Аудит Групп" ФИО2 с целью проверки отчета об оценке на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности, исходя из перечня нарушений, выявленных бюджетным учреждением. В случае несоответствия отчета, эксперту поручено определить рыночную стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2021 года.
Согласно заключения эксперта N0060.Э.22 от 14 мая 2022 года, отчет об оценке N 2021-07/66/2 от 30 июля 2021 года, выполненный оценщиком ООО "Региональная оценочная компания "Ломакин и Ко" ФИО1, не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности. В отчете допущены нарушения, указанные в решении ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года: выбранный оценщиком вид наиболее эффективного использования не соответствует п.13 и п.20 ФСО N7, при этом экспертом отмечено, что последующий расчет стоимости объекта оценки путем сравнения его с аналогами производственно-складского сегмента привел к занижению итоговой стоимости не только по причине разницы в ценах в общественно-деловом и производственно-складском сегментах, корректировка на отсутствие грузоподъемных механизмов (которые не являются востребованными в общественно-деловом сегменте) также привела к дополнительному снижению стоимости; отсутствие анализа сопоставимости объектов-аналогов по соотношению параметров зданий относящихся к ним земельных участков привело к нарушению п.5 ФСО N3.
Рыночная стоимость здания с кадастровым номером N по состоянию на 30 марта 2021 года определена экспертом в размере 16 460 000 рублей.
Лицам, участвующим в деле, копии заключения направлены своевременно, посредством электронной почты. Возражений относительно достоверности заключения эксперта участниками судебного разбирательства, а равно доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности экспертного исследования и определенной в нем величины рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, сторонами не представлено.
Экспертиза проведена лицом, обладающим достаточной степенью квалификации, предупрежденным об уголовной ответственности по статье 307 УК Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, о чем дал подписку, которая представлена вместе с заключением по результатам оценочной экспертизы и приобщена к материалам дела.
Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта судебной коллегией не усмотрено, напротив, по мнению судебной коллегии заключение судебной экспертизы полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки. Оснований сомневаться в обоснованности заключения эксперта, а также полагать о наличии противоречий в выводах эксперта у судебной коллегии не имеется. Заключение является обоснованным, логичным и последовательным, исследования проведены всесторонне и в полном объеме. В заключении эксперт ответил на поставленные вопросы, итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта сделано экспертом на основе достоверных данных и исчерпывающего анализа, суждения эксперта основываются на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных, существо проведенных исследований и высказанных суждений является понятным.
Руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия признает названное выше экспертное заключение надлежащим доказательством, с достоверностью подтверждающим рыночную стоимость спорного объекта недвижимости.
При установленных обстоятельствах состоявшееся по делу судебное решение подлежит отмене в части удовлетворения требований административного иска о признании оспариваемого решения ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" незаконным, поскольку по результатам судебной экспертизы установлено, что представленный административным истцом отчет об оценке требованиям законодательства Российской Федерации не соответствует, имелись основания для отказа в удовлетворении заявления административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости равной рыночной, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, оспариваемое решение принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы принятия.
Вместе с тем, несмотря на факультативный и производный характер требования административного иска об установлении кадастровой стоимости объекта в размере рыночной, с учетом диспозиции пункта 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, его разрешение не поставлено в зависимость от разрешения требования о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что одной из задач административного судопроизводства, закрепленной в пункте 2 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан и юридических лиц в сфере административных и иных публичных правоотношений, в связи с чем судебная коллегия, учитывая, что причиной обращения с иском в суд для административного истца явилась необходимость восстановления нарушенных прав на справедливое налогообложение и принимая во внимание функцию разрешения административно-правовых споров, которая является основополагающей и вытекает из целевого предназначения самой судебной власти, в целях реализации приведенной задачи судопроизводства провести в рамках рассмотрения дела вопрос об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной подлежит разрешению судом даже при условии отказа в удовлетворении требований о признании решения бюджетного решения незаконным.
Исходя из этого в части требований об установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N в размере рыночной, решение суда подлежит изменению в части размера определенной судом рыночной стоимости объекта, подлежащей установлению в качестве кадастровой, с вынесением нового решения об установлении кадастровой стоимости здания в размере рыночной, определенной по состоянию на 30 марта 2021 года в заключении судебной оценочной экспертизы экспертом ООО "Евро Аудит Групп" - 16 460 000 рублей.
При этом судебная коллегия соглашается с обоснованностью вывода суда о дате, ограничивающей применение установленной судом кадастровой стоимости объекта в размере рыночной для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации - по 8 октября 2021 года, поскольку 08 октября 2021 года установлена новая кадастровая стоимость здания в размере 33 575 809 рублей 06 копеек в порядке статьи 16 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (в связи с изменением вида его разрешенного использования), размер которой во внесудебном и в судебном порядке не оспорен и применяется с 09 октября 2021 года в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения.
В соответствии со ст. 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в определении суда апелляционной инстанции, среди прочего, указывается на распределение между сторонами судебных расходов.
В ходе судебного разбирательства, определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 23 марта 2022 года назначена судебная оценочная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Евро Аудит Групп" без возложения на стороны обязанности по ее предварительной оплате.
Судебная экспертиза проведена без предварительной оплаты. По проведении экспертизы, экспертом совместно с экспертным заключением в суд представлено заявление о возмещении экспертному учреждению расходов, понесенных на проведение судебной экспертизы в размере 60 000 рублей.
Разрешая вопрос о распределении указанных судебных расходов, руководствуясь статьями 103, 106, 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N28, правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N20-П и учитывая, что в настоящем случае расхождение между определенной в результате государственной кадастровой оценки кадастровой стоимостью объекта недвижимости (46 696 452 рубля 89 копеек) с его установленной рыночной стоимостью (16 460 000 рублей) является значительным - составило более половины, что не укладывается в приемлемый диапазон отклонений существующего стандарта государственной кадастровой оценки и свидетельствует об ошибочности ранее состоявшейся кадастровой оценки объекта недвижимости, повлекшей нарушение прав административного истца, судебная коллегия приходит к выводу, что судебные расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в сумме 60 000 рублей должны быть возмещены экспертному учреждению за счет административного ответчика ГБУ "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости", совершившего действия по установлению оспоренной кадастровой стоимости принадлежащего истцу объекта недвижимости.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского областного суда от 10 декабря 2021 года отменить в части удовлетворения требований административного иска о признании незаконным решение государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года.
Отказать в удовлетворении административных исковых требований Колосовниковой О.В. о признании незаконным решение государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" N ОРС-45/2021/000369 от 8 сентября 2021 года об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Изменить решение Курганского областного суда от 10 декабря 2021 года в части размера определенной судом рыночной стоимости объекта недвижимости, подлежащей установлению в качестве кадастровой стоимости.
Установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 1 498, 2 кв.м, расположенного по адресу: "адрес" в размере рыночной стоимости, равной 16 460 000 рублей по состоянию на 30 марта 2021 года.
Оставить без изменения решение Курганского областного суда от 10 декабря 2021 года в части указания на то, что сведения о кадастровой стоимости, установленной настоящим решением, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по 8 октября 2021 года.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения Курганской области "Государственный центр кадастровой оценки и учета недвижимости" в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Евро Аудит Групп" судебные расходы на проведение судебной оценочной экспертизы в размере 60 000 рублей.
Кассационные жалобы могут быть поданы в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.