Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шмыгаля С.В. к администрации г. Хабаровска, Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по кассационной жалобе администрации г.Хабаровска на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, пояснения представителя администрации г.Хабаровска Круковской П.В, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Шмыгаль С.В, полагавшего судебное постановление законным и обоснованным, судебная коллегия
установила:
Шмыгаль С.В. обратился в суд с иском к администрации г.Хабаровска, Министерству строительства Хабаровского края о возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, поставить на учет как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
В обоснование заявленных требований указал, что является лицом, принимавшим участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в период с 25.07.1986 по 17.08.1986 и имеет право на социальные льготы и меры поддержки, предусмотренные Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", в том числе на обеспечение жильем. В марте 2021 года обратился в администрацию г.Хабаровска с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося. Ответа не получил.
С учетом уточненных в ходе рассмотрения дела исковых требований просил суд возложить обязанность на администрацию "адрес" поставить его на учет (включить в списки участников ведомственной целевой программы) как имеющего право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 9 сентября 2021 в удовлетворении исковых требований Шмыгаль С.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2022 года, решение суда первой инстанции в части отказа в иске к администрации г.Хабаровска отменено, постановлено возложить на администрацию г.Хабаровска обязанность рассмотреть заявление Шмыгаль С.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В остальной части решение оставлено без изменения
В кассационной жалобе администрация г.Хабаровска просит отменить постановление суда апелляционной инстанции. Указывает, что возлагая на администрацию г.Хабаровска обязанность по рассмотрению заявления Шмыгаль С.В, суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных требований, поскольку данные требования истцом не заявлялись. Обращает внимание, что ответчиком истцу не было отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконные действия/бездействия администрации не признавались в порядке КАС РФ, в связи с чем, правовых оснований для принятия такого решения, у суда отсутствовали. Считает, что отсутствие решения о признании истца малоимущим не может являться законным основанием для отказа в постановке на учет, а является преждевременным, поскольку такого решения органом местного самоуправления не принималось. Настаивает на нарушении судом апелляционной инстанции норм материального права, поскольку Законом Хабаровского края от 13.10.2005 N 304 "О жилищных правоотношениях в Хабаровском крае", определено, что орган местного самоуправления ведет учет только малоимущих граждан. Указывает, что нормы действующего жилищного законодательства РФ не предусматривают возможность постановки на учет в качестве нуждающегося по категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АС, поскольку нормы жилищного законодательства РФ и Закон Хабаровского края от 13.10.2005 N304 не предусматривают возможности ведения учета граждан по отдельным категориям и при принятии органом местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся такие граждане включаются в общий список очередности на предоставление жилых помещений.
В отзыве на кассационную жалобу Минстрой Хабаровского края указал на согласие с судебным решением.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, выслушав пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Меры социальной поддержки участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе по обеспечению в улучшении жилищных условий, предусмотрены Законом РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 13 указанного Закона к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения.
Согласно п.2 ч.1 ст.14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в ред. Федерального закона от 04.06.2011г. N 130-ФЗ) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, один раз.
Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Настоящие Правила устанавливают порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов (далее - сертификат) в рамках реализации ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения (далее - социальная выплата).
В соответствии с подпунктом "е" п.5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26.11.1998 N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.
В соответствии с подпунктом "г" п.19 Правил для участия в ведомственной целевой программе граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов (далее - подразделения), органы местного самоуправления (граждане, указанные в подпунктах "з" и "и" пункта 5 настоящих Правил, - в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если законом субъекта Российской Федерации государственные полномочия субъекта Российской Федерации по постановке на учет граждан указанных категорий в качестве имеющих право на получение социальной выплаты и их учету не переданы органам местного самоуправления) (далее - орган местного самоуправления (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляющий учет граждан) или администрацию г. Байконура, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в ведомственной целевой программе и о своем согласии и согласии всех членов своей семьи на обработку персональных данных по форме согласно приложению N 1 с приложением следующих документов: граждане, указанные в подпункте "е" пункта 5 настоящих Правил:
документ, подтверждающий право гражданина на обеспечение жилым помещением за счет средств федерального бюджета;
выписка из решения органа по учету и распределению жилых помещений о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (в жилых помещениях);
копия документа, подтверждающего право на дополнительную площадь жилого помещения (в случаях, когда такое право предоставлено законодательством Российской Федерации);
копии документов, удостоверяющих личность каждого члена семьи.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса РФ состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст. 49 Жилищного кодекса РФ категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям, по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, исходил из того, что Шмыгаль С.В. зарегистрирован и проживает в г. Хабаровске, в установленном законом порядке не признан малоимущим, для решения вопроса о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в установленном законом порядке не обратился, администрация г.Хабаровска, Министерство строительства Хабаровского края не нарушали права и законные интересы Шмыгаль С.В, в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истцу не отказывали, кроме этого, указанные полномочия не относятся к полномочиям Министерства строительства Хабаровского края. При несоблюдении истцом установленного порядка обращения с соответствующим заявлением в уполномоченный орган правовые основания для удовлетворения иска отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции, указав, что Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защиты граждан, подвергшихся воздействию реакции вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" является специальным законом, регулирующим вопросы улучшения жилищных условий граждан, регулирующим вопросы улучшения жилищных условий граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭ, путем обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета. Расходы на его реализацию учтены в федеральном бюджете.
При этом, как указал суд апелляционной инстанции, действующее законодательство, не связывает основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, непосредственно с признанием их малоимущими (ст. 51 ЖК РФ) и предусматривает постановку на такой учет не только граждан, нуждающихся в жилых помещениях и признанных в установленном порядке малоимущими, обеспечиваемых жильем из муниципального жилищного фонда, но и связывает право на получение жилья участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС лишь с нуждаемостью в жилье.
В связи с установлением судом апелляционной инстанции фактических обстоятельств дела, отсутствием решения по заявлению Шмыгаля С.В. о постановке либо об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, принимая во внимание, что принятие решения о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, создавшего препятствия к осуществлению истцом своих прав, пришел к выводу о возложении на администрацию г.Хабаровска обязанности рассмотреть заявление Шмыгаля С.В. о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по категории участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального и процессуального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд апелляционной инстанции вышел за пределы заявленных исковых требований, судебная коллегия считает несостоятельными, поскольку именно суд правомочен определять круг юридически значимых обстоятельств для разрешения спора, которые в данном случае касались установления права истца на постановку на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Ответчик же в ходе рассмотрения дела исковые требования Шмыгаль С.В. не признавал, в том числе и по причине того, что орган местного самоуправления не принимал решения об отказе в постанов, в связи с чем, оснований полагать, что суд при рассмотрении дела вышел за пределы предмета и оснований иска, нарушив ч. 3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса РФ, у суда кассационной инстанции не имеется.
Иные доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика в споре, которым дана соответствующая оценка судом апелляционной инстанции в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и сводится к иному толкованию норм материального права.
В силу части 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального и норм процессуального права.
Несогласие с оценкой доказательств к таким основаниям не относятся.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.Хабаровска - без удовлетворения.
Приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 14 января 2022 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.