Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Ворониной И.В, судей Лемагиной И.Б, Мошечкова А.И, с участием прокурора Лобочкиной Н.Ю, при помощнике Чельдиеве Г.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское
дело N 2-5871/2021 по апелляционной жалобе ДГИ г. Москвы на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 г, которым постановлено:
Исковое заявление прокурора Северо-Восточного административного округа г. Москвы в интересах Макарова Д.В. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 23.04.2020 (протокол N 226) по жилищному вопросу Макарова Д.В, *** года рождения.
Признать за Макаровым Д.В. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве, как лица, имеющего право на социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В удовлетворении иска в остальной части - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Северо-Восточного административного округа г. Москвы обратился с указанным иском в суд в интересах Макарова Д.В, в котором просил признать незаконным и отменить решение в форме заключения Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 23.04.2020 (протокол N 226) по жилищному вопросу Макарова Д.В, *** года рождения; признать за Макаровым Д.В, относящимся к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений в г. Москве, как лица, имеющего право на социальную поддержку в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Макарову Д.В. благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений в г.Москве, мотивируя требования тем, что в ходе проверки прокуратурой Северо-Восточного административного округа г. Москвы обоснованности и законности протокола заседания Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлено, что Макарову Д.В, *** г.р, незаконно отказано в предоставлении жилого помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Представитель процессуального истца - помощник Пресненского межрайонного прокурора г. Москвы Князева И.С. в судебном заседании поддержала исковые требования.
Макаров Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил участие в деле своего представителя Головань А.И, который поддержал исковые требования.
Представитель ответчика Департамента городского имущества города Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не просил.
Представитель ответчика Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Хмелевая Т.А. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении исковых требований.
Представитель третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Чернышева Ю.Б. в судебном заседании просила в иске прокурора отказать.
В соответствии с ч.3 ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит ДГИ г. Москвы по доводам апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены обжалуемого решения не находит.
Статья 27 Конвенции о правах ребенка закрепила право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Право на жилище является одним из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно пунктам "ж" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся вопросы защиты семьи и детства, социальной защиты и жилищное законодательство.
В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Дополнительные гарантии права на жилое помещение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлены в статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В городе Москве правоотношения в сфере льготного обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа урегулированы в статье 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Порядок реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по льготному обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, установлен положениями постановления Правительства Москвы от 14 июля 2015 г. N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
Судом также установлено, Макаров Д.В. родился 5 февраля 2002 г. в городе Москве (повторное свидетельство о рождении II -МЮ N 893949 выдано Дмитровским отделом ЗАГС г. Москвы 29.07.2005), относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Макарова Д.В. - Макарова Е.В, *** г.р, - умерла ***; отец - Макаров В.С, *** г.р, - умер ***.
Распоряжением Управления социальной защиты населения района Западное Дегунино САО г. Москвы от 21.10.2014 N 168-ОПП над Макаровым Д.В. была установлена предварительная опека сроком на срок шесть месяцев со стороны дяди Макарова С.С, проживающего по адресу: ***.
Распоряжением Управления социальной защиты населения района Отрадное СВАО г. Москвы от 21.04.2015 N 143-ОП над Макаровым Д.В, *** г.р, установлена опека со стороны Макарова С.С.; определено место проживания малолетнего подопечного Макарова Д.В. с опекуном по адресу: ***; за Макаровым Д.В. сохранено право пользования жилым помещением по адресу: ***.
Согласно Единому жилищному документу от 31.07.2021 N 7170826, Макаров Д.В. с 15.07.2008 зарегистрирован по месту жительства в 3-х комнатной квартире общей площадью 77, 90 кв.м, жилой площадью 43, 80 кв.м, расположенной по адресу: ***. В квартире также зарегистрированы по месту жительства: Макаров А.В, *** г.р. (брат), Черняев А.С, *** г.р. (неполнородный брат). Вид заселения - социальный наем.
В акте обследования жилого помещения по адресу: ***, составленного 10.12.2019 комиссией специалистов органа опеки и попечительства ОСЗН района Западное Дегунино г. Москвы, указано, что в квартире проживают Макаров А.В. (брат) и Черняев А.С. (брат), которые ведут асоциальный образ жизни, употребляют спиртные напитки, содержат квартиру в неудовлетворительном санитарно-гигиеническом состоянии, не оплачивают коммунальные платежи, в связи с чем, управляющей компанией ООО УК "Галактика" в Тимирязевский районный суд г. Москвы было подано исковое заявление о взыскании с них задолженности за жилищно-коммунальные услуги. Решением Тимирязевского районного суда г. Москвы от 17 сентября 2018 г. исковые требования управляющей компании были частично удовлетворены.
На момент проведения обследования в квартире находились Черняев А.С. и Злотник А.Н, которые спали и не реагировали на присутствие посторонних. Рядом с ними лежали пустые бутылки из-под алкоголя. Со слов попечителя несовершеннолетнего стало известно, что в настоящее время Макаров А.В. и Черняев А.С. стали часто звонить Макарову Денису и уговаривать его по достижении совершеннолетия снять денежные средства со счета и отдать им.
Комиссия пришла к выводу, что необходимо вынести на рассмотрение межведомственной Городской комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, рассмотрение вопроса об установлении факта невозможности проживания Макарова Д.В. в жилом помещении по адресу: ***, в связи с тем, что оно находится в неудовлетворительном санитарно-техническом состоянии.
В жилом помещении проживают граждане, ведущие асоциальный образ жизни, злоупотребляющие спиртными напитками, что противоречит интересам несовершеннолетнего подопечного, может оказывать на него отрицательное влияние и будет являться препятствием для его социальной адаптации в общество при вступлении в самостоятельную жизнь.
Жилых помещений на праве собственности Макаров Д.В. не имеет, что подтверждается уведомлениями Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.12.2014 N 21/111/2014-129, от 17.02.2020 N 00-00-4001/5028/2020-87935.
18.02.2020 бывший попечитель Макарова Д.В. - Макаров С.С. обратился в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы с заявлением об установлении факта невозможности проживания Макарова Д.В. в жилом помещении по адресу: ***.
Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на заседании 23 апреля 2020 г. (протокол N 226) по жилищному вопросу Макарова Д.В. принято решение: "Снять с рассмотрения. Департаменту городского имущества города Москвы проработать вопрос выселения Черняева А.С, *** г.р, Макарова А.В, *** г.р, из жилого помещения, расположенного по адресу: ***, в связи с созданием в жилом помещении неблагоприятных условий для проживания и наличием задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг".
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве".
Из вышеприведенных норм права следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, если они:
1) не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, или
2) являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.
В пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2) жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Согласно подпункту 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", содержащим отсылочную норму к положениям законодательства субъектов Российской Федерации, в части 6 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" установлено, что проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием, в частности, следующего обстоятельства:
проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, не являющихся членами семьи этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (пункт 1-"г").
В пункте 5 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации
Согласно части 7 статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, определяется Правительством Москвы.
В соответствии с пунктом 2 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями по договорам социального найма или членами семьи нанимателя по договору социального найма либо собственниками которых они являются, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП (приложение 2), вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа детей-сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - Комиссия), созданной распоряжением Правительства Москвы от 19 апреля 2002 г. N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, является ведение общего хозяйства, под которым следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Судом установлено, что в 3-х комнатной квартире общей площадью 77, 90 кв.м, жилой площадью 43, 80 кв.м, по адресу: ***, помимо Макарова Д.В. зарегистрированы по месту жительства и фактически проживают Макаров А.В, *** г.р, Черняев А.С, *** г.р.
Согласно единому жилищному документу от 31.07.2021 задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг составляет 879950, 77 руб.
Макаров Д.В. в жилом помещении по адресу регистрации не проживает более 7 лет, с
19.10.2014, с момента смерти матери и устройства его под опеку дяди Макарова С.С.
Как пояснил в судебном заседании представитель истца, Макаров Д.В. по окончании пребывания под попечительством в связи с достижением возраста 18 лет, по адресу регистрации не вселился, до настоящего времени проживает на площади бывшего попечителя.
Следовательно, суд пришел к выводу, что в силу части 1 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений данных в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", зарегистрированные по месту жительства и фактически проживающие в жилом помещении по адресу: ***, Макаров А.В, *** г.р, и Черняев А.С, *** г.р, не являются членом семьи Макарова Д.В.
На основании изложенного, районный суд пришел к выводу, что проживание Макарова Д.В. в жилом помещении по адресу: ***, невозможно в силу наличия обстоятельства, прямо предусмотренного подпунктом 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в системном единстве с пунктом 1-"г" части 6 статьи 13 Закона г. Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", а именно: проживание в жилом помещении Макарова А.В. и Черняева А.С, не являющихся членами семьи Макарова Д.В. и, как следствие, является основанием для однократного предоставления Макарову Д.В. благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа по договору найма специализированных жилых помещений.
В настоящее время пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 1 января 2013 г.) установлен перечень обстоятельств, при которых проживание в жилом помещении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признается невозможным. При этом дополнительные обстоятельства могут быть предусмотрены в законодательстве субъектов Российской Федерации (подпункт 4 пункта 4 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ).
Кроме того, суд учел, что жилое помещение, расположенное по адресу: ***, является единственным жилым помещением, право на которое Макаров Д.В. имеет.
Согласно абзацам второму и третьему пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Положения статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ не содержат указания на сроки предоставления жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включенным в список. Из этого следует, что жилые помещения специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным гражданам по общему правилу немедленно по достижении ими 18 лет, а также в случае наступления иных обстоятельств, указанных в Законе.
Таким образом, суд пришел к выводу, что решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, от
23 апреля 2020 г. (протокол N 226) нарушает право Макарова Д.В. на своевременное предоставление жилого помещения по достижению им возраста 18 лет.
В соответствии с пунктом 18 Порядка установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 14.07.2015 г. N 430-ПП, на заседании Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот рассматриваются документы в отношении каждого ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот и по результатам рассмотрения:
18.1. Выносится заключение о невозможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при наличии одного или нескольких обстоятельств, установленных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.2. Выносится заключение о возможности проживания ребенка-сироты, лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении при отсутствии обстоятельств, установленных статьей 13 Закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", свидетельствующих о невозможности проживания ребенка-сироты или лица из числа детей-сирот в ранее занимаемом жилом помещении.
18.3. Принимается решение о снятии вопроса с рассмотрения, если для вынесения заключений, указанных в пунктах 18.1, 18.2 настоящего Порядка, требуются дополнительные документы и (или) информация, в котором указывается о необходимости предоставления соответствующих документов и (или) информации и срока их предоставления.
Исходя из изложенного, суд пришел к выводу, что решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот от 23 апреля 2020 г. (протокол N 226) по жилищному вопросу Макарова Д.В. принято вне пределов компетенции Комиссии, в связи с чем, признал решение Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от 23 апреля 2020 г. (протокол N 226) по жилищному вопросу Макарова Д.В. незаконным и необоснованным.
В силу положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" во взаимосвязи с положениями статьи 13 Закона города Москвы от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве" Макаров Д.В. имеет право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений.
При этом, суд не принял довод представителя Комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей о том, что решение принято в интересах Макарова Д.В, поскольку выселение ведущих асоциальный образ жизни братьев с последующим проведением ремонта в жилом помещении за счет средств бюджета позволит ему приватизировать трехкомнатную квартиру по адресу: ***, сразу же. В случае предоставления ему жилого помещения по категории "дети-сироты" вместо трехкомнатной квартиры, на которую он имеет право сейчас, ему будет предоставлена однокомнатная квартира, право на трехкомнатную при этом он утратит, оформить однокомнатную квартиру в собственность он сможет не ранее, чем через пять лет. Ответчиком в порядке статьи 56 ГПК РФ не представлено доказательств об утрате Черняевым А.С. и Макаровым А.В. право пользования указанным жилым помещением.
Вместе с тем, суд посчитал, что требование прокурора обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить Макарову Д.В. однократно благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений удовлетворению не подлежит, поскольку заявлено преждевременно. Суду в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств уклонения ответчика Департамента городского имущества города Москвы от предоставления Макарову Д.В. благоустроенного жилого помещения.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии совокупности юридически значимых обстоятельств, при которых иск подлежит удовлетворению частично.
Судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем, решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Вопреки доводам апеллятора, решение Тимирязевского районного суда г. Москвы от 25.01.2022 по гражданскому делу 02-167/2022 о выселении из жилого помещении по адресу: *** Макарова А.В. и Черняева А.С. не было принято на дату принятия решения судом первой инстанции по настоящему делу и на дату рассмотрения его в суде апелляционной инстанции в законную силу не вступило, поэтому не принимается во внимание. При этом судебная коллегия находит, что предоставление в связи с невозможностью проживания в ранее занимаемом жилом помещении Макарову Д.В. отдельного жилого помещения исходя из конкретной жизненной ситуации наиболее отвечает его интересам. Иск прокурора основан на доказанных фактах невозможности совместного проживания истца, имеющего статус дети-сироты, с указанными выше лицами, ведущими асоциальный образ жизни, с которыми он не ведет общего хозяйства и членом семьи не является, тогда как предлагаемый ДГИ г. Москвы вариант освобождения для истца трехкомнатной квартиры путем выселения из нее Макарова А.В. и Черняева А.С. не приведет к защите прав Макарова Д.В, наоборот, противопоставит его своим братьям, приведет к возникновению между ними стойкого и неразрешимого конфликта, урегулировать который Макаров Д.В. со всей очевидностью не сможет, и цель Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ - предоставление дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей достигнута не будет.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований ст. 67 ГПК РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения. Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильности выводов суда, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, к отмене состоявшегося судебного решения.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с вынесенным по делу решением, признает его законным и обоснованным.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 10 ноября 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.