Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда в составе председательствующего В.В. Ставича, судей Н.С. Кирпиковой, О.В. Гордеевой, при секретаре А.А. Аликсиной, рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи В.В. Ставича административное дело по апелляционной жалобе административного истца С.В. Майоровой на решение Чертановского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2021 года по административному иску С.В. Майоровой к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве об оспаривании решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество,
УСТАНОВИЛА:
С.В. Майорова обратилась в суд с указанным выше административным иском к Росреестру по Москве, полагая незаконным решение об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу адрес, на основании договора купли-продажи квартиры от 15 октября 2021 года, заключенного между С.В. Майоровой и В.В. Левитан и удостоверенного нотариально.
Требование мотивировано тем, что Управление требует для регистрации документы, которые не предусмотрены законом.
Решением Чертановского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2021 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе административного истца С.В. Майоровой ставится вопрос об отмене решения.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 150, 152 КАС РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 4 части 2 статьи 310 КАС РФ оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что 15 октября 2020 года между С.В. Майоровой (покупатель) и В.В. Левитан (продавец) был заключен договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: адрес, реестровый номер.., удостоверенный фио, исполняющей обязанности нотариуса г. Москвы З.В. Кирюхиной.
15 октября 2020 года стороны сделки обратились в Росреестр по Москве с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру, предоставив необходимые документы, в том числе договор купли-продажи квартиры.
16 октября 2020 года государственный регистратор уведомил С.В. Майорову (уведомление N...) о приостановлении регистрационных действий на основании пункта 9 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в связи получением из ОМВД по району Бирюлево Западное г. Москвы информации о возможных противоправных действиях в отношении данного жилого помещения. Для уточнения данной информации государственным регистратором был направлен запрос в органы внутренних дел.
Поскольку не поступил ответ на указанный запрос в период, на который регистрация была приостановлена, в совершении государственной регистрации было отказано на основании статьи 27 названного Федерального закона.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией документов по межведомственному запросу может служить основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной услуги.
Судебная коллегия считает приведенные выводы ошибочными, основанными на неверном толковании норм материального права и обстоятельств дела.
В соответствии с ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается на срок до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца, если иное не установлено настоящей статьей.
В силу ст. 27 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в ст. 26 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 21 указанного Закона документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной "регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
Согласно п. 4 Положения о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2010 г. N697 "О единой системе межведомственного электронного взаимодействия" данная система предназначена для решения следующих задач: обеспечение исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме; обеспечение информационного взаимодействия в электронной форме при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций.
В соответствии с п. 6 Положения основными функциями системы взаимодействия являются: а) обеспечение передачи запросов, иных документов и сведений, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и поданных заявителями через единый портал, в подключенные к системе взаимодействия информационные системы органов и организаций, обязанных предоставить испрашиваемые государственные (муниципальные) услуги; б) обеспечение обмена электронными сообщениями между органами и организациями, информационные системы которых подключены к системе взаимодействия, при предоставлении государственных и муниципальных услуг и исполнении государственных и муниципальных функций;
Исходя из п. п. 5, 6 ст. 7.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" межведомственное информационное взаимодействие в целях представления и получения документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия осуществляется в соответствии с положением о единой системе межведомственного электронного взаимодействия, утвержденным Правительством Российской Федерации, и принятыми в соответствии с ним правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации о региональных системах межведомственного электронного взаимодействия. Порядок представления и получения документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, может определяться нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления с учетом указанного положения.
Непредставление (несвоевременное представление) органом или организацией по межведомственному запросу документов и информации, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7 настоящего Федерального закона, в орган, указанный в абзаце первом части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, не может являться основанием для отказа в предоставлении заявителю государственной или муниципальной услуги. Должностное лицо и (или) работник, не представившие (несвоевременно представившие) запрошенные и находящиеся в распоряжении соответствующих органа либо организации документ или информацию, подлежат административной, дисциплинарной или иной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Принимая во внимание обстоятельства дела в совокупности с предписаниями вышеприведенных законоположений, судебная коллегия находит неправильными выводы суда о законности оспариваемого решения Росреестра по Москве.
Так, судом первой инстанции не учтено, что договор купли-продажи квартиры от 15 октября 2020 года, заключенный между С.В. Майоровой (покупатель) и В.В. Левитан (продавец), никем не оспорен и недействительным не признавался.
Сведения о том, что в Единый государственный реестр недвижимости внесены данные об аресте квартиры по адресу: адрес или иные ограничения также отсутствуют.
Ссылаясь в уведомлении о приостановлении регистрационных действий на поступившую из правоохранительных органов информацию о возможности совершения противоправных действий с данной квартирой, государственный регистратор так и не установил, было ли возбуждено уголовное дело, предпринимались ли органами предварительного расследования меры в порядке статьи 115 УПК РФ по наложению ареста на имущество.
В то же время сама по себе поступившая в орган государственной регистрации информация о возможных противоправных действиях с недвижимым имуществом, в силу положений статьи 26 и 27 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не является основанием для отказа в совершении регистрационных действий без принятия достаточных мер по проверке такой информации.
В данном случае судебная коллегия установила, что заявление С.В. Майоровой по существу Росреестром по Москве не было рассмотрено и поэтому принимает решение о частичном удовлетворении административного иска, признании незаконным решения Управления Росреестра по Москве от 9 августа 2021 года NКУВД -... и возложении на административного ответчика обязанности повторно рассмотреть по существу заявление и принять по нему решение.
Руководствуясь ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Московского городского суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Чертановского районного суда г. Москвы от 7 декабря 2021 года отменить и принять по делу новое решение.
Признать незаконным уведомление Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве от 9 августа 2021 года NКУВД -... об отказе в государственной регистрации прав.
Обязать Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Москве рассмотреть повторно заявление С.В. Майоровой от 15 октября 2020 года о государственной регистрации перехода права собственности на квартиру по адресу: адрес и принять решение в соответствии с законом.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции и Верховный Суд России.
Председательствующий
Судьи
...
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.