Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Ходус Ю.А, судей Мироновой Н.В, Калугина Д.М, при секретаре Кулагиной А.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ахмадуллина "данные изъяты" к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка
по апелляционной жалобе Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан на решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 февраля 2022 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
административный истец Ахмадуллин И.Р. обратился в Верховный Суд Республики Татарстан с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что на основании договора перенайма земельного участка N 233 от 9 ноября 2020 года он является арендатором земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 7735 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", кадастровая стоимость названного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года на основании распоряжения Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта города Казани)" и составляет 16 428 675 рублей 90 копеек.
Исполнительным комитетом муниципального образования "город Набережные Челны" Республики Татарстан установлен размер арендной платы к договору перенайма земельного участка N 233 от 9 ноября 2020 года, при этом расчет арендной платы за фактическое пользование земельным участком с кадастровым номером N произведен в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
Административный истец, полагая кадастровую стоимость завышенной и оспаривая результаты определения кадастровой стоимости, представил отчет N 113-2021 от 23 июля 2021 год об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком ООО "Отличная оценка" М.М. Сулеймановой, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года составила 4 331 000 рублей.
В ходе рассмотрения административного дела определением Верховного Суда Республики Татарстан от 10 сентября 2021 года назначена судебная экспертиза, по результатам которой установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 4 331 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года в отчете N 113-2021 от 23 июля 2021 года, определена правильно.
Административный истец просил определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года, равной его рыночной стоимости в размере 4 331 000 рублей.
Решением Верховного Суда Республики Татарстан от 18 февраля 2022 года административное исковое заявление Ахмадуллина "данные изъяты" удовлетворено. Суд решил:
Определить кадастровую стоимость земельного участка (категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под производственную базу), площадью 7 735 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", Промкомзона, 6-я площадка, в размере 4 331 000 рублей по состоянию на 1 января 2015 года.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу "данные изъяты" Ахмадуллина в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины 300 рублей.
Взыскать с Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан в пользу общества с ограниченной ответственностью "Центр Судебной Независимой оценки "Эталон" в возмещение расходов по проведению судебной экспертизы 25 000 рублей.
Министерством земельных и имущественных отношений Республики Татарстан подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения Верховного Суда Республики Татарстан от 12 октября 2021 года как принятого с нарушением норм материального права.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что заключение судебного эксперта, на основании которого была определена рыночная стоимость спорного земельного участка, изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ) и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ), в экспертном заключении допущены нарушения методологии оценочной деятельности, некорректно проанализирован сегмент рынка, подобраны некорректные аналоги, не обоснованы значения выбранных корректировок и их применимость к рынку земли города Набережные челны.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно статье 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с федеральным законом об оценочной деятельности. Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу). В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ) юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" разъяснено, что арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, вправе обратиться с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р утверждены результаты государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани), по состоянию на 1 января 2015 года.
Из материалов дела следует, что на основании договора перенайма земельного участка N 233 от 9 ноября 2020 года, передаточного акта от 9 ноября 2020 года, расчета арендной платы за землю, Ахмадуллин И.Р. является арендатором земельного участка площадью 7 735 квадратных метров, с кадастровым номером N, расположенного по адресу: : "адрес" (л.д.16- 18 т.1).
Следовательно, административный истец, права которого как арендатора и плательщика арендной платы затрагиваются результатами определения кадастровой стоимости, является надлежащим административным истцом, имеющим право оспаривать результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Согласно информации Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" земельный участок с кадастровым номером N был поставлен на государственный кадастровый учет 25 ноября 2008 года.
Распоряжением Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан от 25 ноября 2015 года N 2846-р "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов расположенных на территории Республики Татарстан (за исключением земель населенного пункта г. Казани) кадастровая стоимость спорного земельного участка определена по состоянию на 1 января 2015 года в размере 16 428 675 рублей, 90 копеек.
Аналогичные сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости содержатся в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.12 т.1).
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, административный истец представил в суд отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ год об оценке рыночной стоимости земельного участка, подготовленный оценщиком ООО "Отличная оценка" М.М. Сулеймановой, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 4 331 000 рублей.
В ходе рассмотрения дела для проверки правильности определения рыночной стоимости спорного земельного участка по ходатайству административного ответчика определением суда от 10 сентября 2021 года, вступившим в законную силу апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 года назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО "Центр Судебной Независимой оценки "Эталон"" ФИО10 (л.д.88-88, 132-137 т.1).
Согласно заключению эксперта ООО "Центр Судебной Независимой оценки "Эталон"" ФИО10 N О/1210-12/21 от 24 января 2022 года рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N в отчете N 113-2021 от 23 июля 2021 года, подготовленном обществом с ограниченной ответственностью "Отличная оценка", определена правильно; действительная рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2015 года составляет 4 331 000 рублей. Расхождение между рыночной стоимостью, определенной экспертом и указанной в этом отчете, составляет 5, 67%, что является допустимым.
Удовлетворяя требования административного истца об установлении кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на 1 января 2015 года в размере 4 331 000 рублей, суд первой инстанции исходил из того, что заключение эксперта ООО "Центр Судебной Независимой оценки "Эталон"" Лукмановой Л.А. N О/1210-12/21 от 24 января 2022 года подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследований, в пределах имеющейся у эксперта соответствующей специальности; эксперт предупрежден судом об уголовной ответственности. Экспертное заключение отвечает требованиям статьи 82 КАС РФ, соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации"; Заключение содержит результаты анализа наиболее эффективного использования земельного участка, исследования сегмента рынка, а также анализа остальных внешних факторов, не относящихся непосредственно к объекту оценки, но влияющих на его стоимость. Корректировки к объектам - аналогам проведены по наиболее существенным ценообразующим факторам, их применение обоснованно, а также подтверждено ссылками на достоверные источники или математические формулы, расчеты не содержат математических, методических и арифметических ошибок и являются правильными, противоречий в выводах эксперта, неполноты, неясности заключения, которые могли бы послужить основанием для проведения повторной или дополнительной экспертизы судом первой инстанции не установлено.
Проанализировав экспертное заключение в совокупности с другими представленными по делу доказательствами, суд первой инстанции расценил его как надлежащее доказательство, подтверждающее достоверность указанной в отчете N 113-2021 от 23 июля 2021 года, подготовленного оценщиком ООО "Отличная оценка" ФИО9 итоговой величины рыночной стоимости объекта оценки, которое может быть положено в основу решения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они обоснованы, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
В апелляционной жалобе Министерство указало, что экспертное заключение изготовлено с нарушением требований Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" и Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ; в экспертном заключении допущены нарушения методологии оценочной деятельности, повлекшие за собой неправильное определение экспертом рыночной стоимости спорного земельного участка.
Судебная коллегия с данными доводами апелляционной жалобы согласиться не может в силу следующего.
Как следует из судебного решения кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере равном его рыночной стоимости определена на основании отчета N 113-2021 от 23 июля 2021 года, подготовленного оценщиком ООО "Отличная оценка" М.М. Сулеймановой, а не на основании заключения судебной экспертизы. Из доводов апелляционной жалобы не следует, что Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан не согласно с заключением экспертизы в той части, в которой величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N, установленная в отчете N 113-2021 от 23 июля 2021 года определена верно.
Следовательно, достоверным, относимым и допустимым доказательством по административному делу подтверждается, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N равная его рыночной стоимости, определенная отчетом об оценке N 113-2021 от 23 июля 2021является верным. Доказательств, подтверждающих обратное, административным ответчиком не представлено.
Доводы о неверном определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N заключением экспертизы, в данном конкретном случае правового значения не имеют, так как судом кадастровая стоимость равная его рыночной стоимости определена не на основании заключения экспертизы, а в ином размере, подтвержденным надлежащим доказательством, которому судом дана правильная оценка.
Решая вопрос о распределении судебных расходов по делу, суд первой инстанции исходил из положений статей 103, 106, 108 КАС РФ, пункта 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 11 июля 2017 года N 20-П, и пришел к выводу о том, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определенная в порядке массовой оценки, составляла 16 428 675 рублей 90 копеек, что существенно - в 3, 8 раза (73, 6%), в денежном эквиваленте - (12 097 675 рублей 90 копеек) превышает его кадастровую стоимость, установленную судом равной его рыночной стоимости в размере 4 331 000 рублей.
Таким образом, ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость указанного земельного участка, настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному земельному участку.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что судебные расходы по настоящему делу подлежат отнесению на административного ответчика Министерство земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, как на орган государственной власти Республики Татарстан, которым были утверждены результаты государственной кадастровой оценки, в связи с чем обоснованно взыскал с данного административного ответчика в пользу экспертной организации расходы на проведение судебной экспертизы
Иные доводы апелляционной жалобы аналогичны доводам, заявлявшимся административным ответчиком в суде первой инстанции, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка, оснований для несогласия с которой судебная коллегия не усматривает.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Татарстан от 18 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства земельных и имущественных отношений Республики Татарстан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через Верховный Суд Республики Татарстан.
Мотивированное апелляционное определение составлено ДД.ММ.ГГГГ года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.