Кассационный военный суд в составе
председательствующего Иванова В.В, судей Красношапки В.Б. и Шпакова С.П.
при секретаре Куропаткине Р.А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе представителя административного ответчика - Министерства обороны Российской Федерации Пиунова Эдуарда Валентиновича на решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 1 октября 2021 г. и апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 21 декабря 2021 г, принятые по административному делу N 2а-297/2021 Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части N. "звание" Козниченко Станислава Владимировича об оспаривании бездействия названного военного ведомства, связанного с учетом на именном накопительном счете доходов от инвестирования.
Заслушав доклад председательствующего, изложившего обстоятельства административного дела, содержание принятых по делу судебных актов, доводы кассационной жалобы, Кассационный военный суд
установил:
вышеназванным решением Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда удовлетворено административное исковое заявление Козниченко С.В.
На федеральное государственное казенное учреждение "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека") возложена обязанность определить величину инвестиционного дохода, который был бы зачислен в накопления для жилищного обеспечения административного истца, в случае его своевременного включения в реестр участников НИС с 24 сентября 2007 г, и истребовать денежные средства из Министерства обороны Российской Федерации, а на Министерство обороны Российской Федерации - перечислить данную сумму инвестиционного дохода на индивидуальный накопительный счет (далее - ИНС) Козниченко С.В.
Апелляционным определением 1-го Западного окружного военного суда судебный акт суда первой инстанции в части способа восстановления нарушенного права административного истца отменен, принято новое решение, которым на ФГКУ "Росвоенипотека" возложена обязанность доначислить Козниченко С.В. сумму инвестиционного дохода на ИНС в размере "данные изъяты". за счет поступающего в указанное учреждение и распределяемого им инвестиционного дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих.
В поданной 13 апреля 2022 г. кассационной жалобе представитель административного ответчика Пиунов Э.В, выражая несогласие с состоявшимися судебными актами и полагая, что они приняты с нарушением норм материального и процессуального права, просит об их отмене и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
В обоснование жалобы он, ссылаясь на нормы действующего законодательства и обстоятельства дела, выражает несогласие с определением источника восстановления сумм инвестиционного дохода, указывает, что получение дохода от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения в спорный период возможно только при наличии открытого ИНС.
Кроме этого Министерство обороны Российской Федерации не уполномочено доводить дополнительные лимиты бюджетных обязательств ФГКУ "Росвоенипотека", поскольку данную функцию осуществляет Департамент бюджетного планирования и социальных гарантий ведомства.
В заключение Пиунов Э.В. настаивает, что ИНС является формой аналитического учета, а не банковским счетом, открываемым в кредитной организации, и перечислить какую-либо сумму инвестиционного дохода на него не представляется возможным. Также, по мнению представителя, принятые судебные акты не соответствуют требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Препятствий для рассмотрения данного дела в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещённых о времени и месте рассмотрения жалобы в кассационном порядке, не имеется.
Рассмотрев материалы административного дела и обсудив доводы жалобы, Кассационный военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 2 и 3 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривающими дело, в пределах доводов кассационной жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами, что Козниченко С.В. подлежал включению в реестр участников НИС с 24 сентября 2007 г. Однако, из-за нераспорядительности должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации он фактически включен в названный реестр 6 июля 2020 г. с указанием даты возникновения оснований для такого включения - 24 сентября 2007 г.
4 сентября 2020 г. Козниченко С.В. изъявил желание на получение накоплений, учтенных на его ИНС, в связи с чем 27 января 2021 г. ему было перечислено "данные изъяты".
Согласно поступивших Козниченко С.В. письменных сообщении из ФГКУ "Росвоенипотека" от 4 июня и 29 июля 2021 г, на ИНС административного истца инвестиционный доход начислялся и учитывался исходя из даты фактического включения его в реестр НИС и открытия указанного счета, а именно с 30 июля 2020 г.
Удовлетворяя административное исковое заявление суды первой и апелляционной инстанций дали верное толкование и применили п.п 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", ч. 1 ст. 5, п. 2 ст. 7 и п. 1 ч. 1, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Федеральный закон "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих"), и на основании не вызывающей сомнений в своей правильности и обоснованности оценки, в соответствии со ст. 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, представленных сторонами доказательств пришли к обоснованному выводу о том, что непринятие мер по учету на ИНС Козниченко С.В. суммы инвестиционного дохода нарушает жилищные права административного истца, поскольку существенно снижает размер целевого жилищного займа, который может быть предоставлен ему для приобретения жилого помещения, и ставят в неравные условия с другими военнослужащими, своевременно поставленными на соответствующий учет.
Утверждение Пиунова Э.В. об отсутствии законодательного регулирования правоотношений, связанных с начислением доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения на именные счета участников НИС несвоевременно включенных в реестр, в силу ст. 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в защите нарушенных прав граждан в сфере административных правоотношений.
С целью восстановления нарушенных прав административного истца гарнизонный военный суд возложил на ФГКУ "Росвоенипотека" обязанность определить величину дохода от инвестирования, который был бы начислен Козниченко С.В. при своевременном включении его в реестр участников НИС, а на Министерство обороны Российской Федерации перечислить ее на именной накопительный счет административного истца.
В свою очередь утверждение представителя военного ведомства о том, что Министерство обороны Российской Федерации не уполномочено доводить дополнительные лимиты бюджетных обязательств до ФГКУ "Росвоенипотека", исходя из анализа вышеприведенных нормативно-правовых актов, правильно признано судом первой инстанции необоснованным.
Окружной военный суд, отменяя решение в части способа восстановления нарушенного права административного истца определилдоначислить на ИНС Козниченко С.В. сумму равную разнице между инвестиционным доходом, учтенным на ИНС административного истца, и инвестиционным доходом, учтенным на ИНС военнослужащих, включенных в один период с Козниченко С.В, за счет средств распределяемого инвестиционного дохода, то есть из общих средств, накопленных и подлежащих перечислению на ИНС других военнослужащих - участников НИС, поскольку, по мнению суда второй инстанции, восстановление нарушенных прав административного истца за счет лимитов бюджетных средств является неправомерным.
Такой вывод окружного военного противоречит нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии с ч. 4, 5, 6 ст. 5 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" учет накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается со дня закрытия этого счета.
Учет доходов от инвестирования на ИНС участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтенных на ИНС участников, и срокам их инвестирования за отчетный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 указанного Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих", в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В целях реализации ст. 7 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 Правил регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с названными Правилами.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 1888 утверждено Положение о Департаменте жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время утверждено приказом Министра обороны Российской Федерации от 29 декабря 2020 г. N 744), который является уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по формированию и ведению реестра участников НИС.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение ФГКУ "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих".
В силу подп. "в" п. 5, пп. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, ИНС включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников НИС Министерством обороны Российской Федерации, соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учет накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счета, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений. При внесении изменений в ИНС производится перерасчет размера накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на этом счете.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения, утвержденных тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчетов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на ИНС участников НИС с учетом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учета его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтенным на ИНС, и срокам их инвестирования за отчетный период с округлением до копейки.
В расчет суммы дохода от инвестирования средств, переданных с доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренным ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих".
Анализируя изложенное, надлежит констатировать, что действующим законодательством не предусмотрено, кроме случаев оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями, расходования доходов от инвестирования участников НИС на какие-либо цели.
Исходя из изложенного, решение 1-го Западного окружного военного суда о восстановлении прав административного истца за счет доходов от инвестирования средств других военнослужащих участников НИС, которые подлежат безусловному учету на их ИНС, нарушает права последних и принято с нарушением норм материального права.
Более того, такое решение о перечислении денежных средств из общего инвестиционного дохода других военнослужащих, не привлеченных к участию в данном деле, противоречит задачам и принципам административного производства, предусмотренных ст. 3 и 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Ошибка в применении норм материального права, допущенная судом апелляционной инстанции, привела к принятию неправильного судебного акта, что является основанием к его отмене в кассационном порядке. При этом, поскольку выводы суда первой инстанции основаны на верном толковании и применении норм материального права, то согласно п. 4 ч. 1 ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит оставлению в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 1 октября 2021 г.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 327, 328, п. 4 ч. 1 ст. 329, ст. 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Кассационный военный суд
определил:
апелляционное определение 1-го Западного окружного военного суда от 21 декабря 2021 г, принятое по административному исковому заявлению Козниченко Станислава Владимировича в части способа восстановления его нарушенного права за счет инвестиционных доходов полученных от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения других военнослужащих, отменить, оставить в силе решение Санкт-Петербургского гарнизонного военного суда от 1 октября 2021 г.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке и срок, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы непосредственно в Судебную коллегию по делам военнослужащих Верховного Суда Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 18 мая 2022 г.
Председательствующий В.В. Иванов
Судьи В.Б. Красношапка
С.П. Шпаков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.