Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Конаревой И.А.
судей Черемисина Е.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, поданную 27 апреля 2022 года, кассационную жалобу Гусейнова Эльдара Афраиловича, поданную 4 мая 2022 года, на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 декабря 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 апреля 2022 года
по административному делу N 2а-6013/2021 по административному исковому заявлению Гусейнова Эльдара Афраиловича к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю, начальнику Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю Саутину Дмитрию Викторовичу о признании бездействия незаконным, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конаревой И.А, пояснения представителя Федерального казенного учреждения Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю- Перфильевой Н.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, Гусейнова Э.А. поддержавшего доводы своей кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гусейнов Эльдар Афраилович обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю (далее - ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю), начальнику ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Саутину Дмитрию Викторовичу о признании бездействия незаконным.
В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение пункта 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 Гусейнову Э.А. не выдаются расписки от имени администрации ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю при принятии его корреспонденции с указанием дат ее передачи, данным бездействием нарушаются его права, гарантированные Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 декабря 2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 апреля 2022 года, заявленные требования удовлетворены частично: признано незаконным бездействие сотрудников ФКУ СИЗО- 1 УФСИН России по Алтайскому краю, выразившееся в невыдаче расписок от имени администрации о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, с 16 июля 2021 года по 1 декабря 2021 года. На ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю возложена обязанность выдать Гусейнову Э.А. расписки от имени администрации о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, поступивших от Гусейнова Э.А. с 16 июля 2021 года по 1 декабря 2021 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В кассационной жалобе ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 декабря 2021 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 апреля 2022 года с принятием нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований, со ссылкой на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку представленных ответчиком доказательств. В обоснование жалобы ссылается на факт регистрации корреспонденции от осужденных, в том числе от Гусейнова Э.А, в журнале учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, доставку всех принятых обращений адресатам, указывает на отсутствие нарушения прав административного ответчика.
В кассационной жалобе Гусейнов Э.А. также ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 декабря 2021 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 апреля 2022 года с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, со ссылкой на нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает, что расписки являются документами строгой отчетности и не могут выдаться за прошлое время, в связи с чем указанные способ защиты устранения допущенных нарушений является недопустимым. Полагает, что обжалуемыми актами нарушены его конституционные права, так как суд не признал незаконным бездействие с 29.03.2016 и не использовал эффективный способ восстановления его нарушенных прав, в том числе взыскания компенсации.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие неявившихся в заседание представителей участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Судами установлено и подтверждается материалами дела, что 22 марта 2016 года Гусейнову Э.А, обвиняемому в совершении совокупности особо тяжких преступлений, направленных против собственности, здоровья человека, общественной безопасности, избрана мера пресечения в виде заключения под стражу. С 29 марта 2016 года по настоящее время Гусейнов Э.А. содержится в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.
С 29 марта 2016 года до 2 июля 2021 года Гусейнов Э.А. являлся обвиняемым в совершении преступления, содержащимся под стражей, а после вступления в законную силу приговора Центрального районного суда г.Барнаула от 12 апреля 2021 года Гусейнов Э.А. приобрел статус лица, осужденного к отбыванию наказания в виде лишения свободы.
Распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 апреля 2021 года, поступило в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю 15 июля 2021 года, что подтверждается штампом входящей корреспонденции, с этого момента у ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю возникла обязанность по выдаче Гусейнову Э.А. расписок от имени администрации с указанием даты передачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб представителю ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю.
Материалами административного дела подтверждается факт выдачи уведомлений о приеме корреспонденции 04 октября 2021 года (в количестве 2 штук), 17 октября 2021 года (одна штука). Вместе с тем справкой по жалобам Гусейнова Э.А. за период с 5 июля 2021 года по 2 декабря 2021 года, подтверждается неоднократная подача административным истцом жалоб, обращений, ходатайств, заявлений в различные органы. С 16 июля 2021 года в материалах дела имеется подтверждение о выдаче ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю Гусейнову Э.А. только одного уведомления от 2 декабря 2021 года, сведений о выдаче иных расписок судом первой инстанции не установлено.
Суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, частично удовлетворяя заявленные требования исходил из того, что согласно пункту 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России 16 декабря 2016 года N 295, о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка о имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения, в связи с чем пришел к выводу о наличии бездействия сотрудников ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю по невыдаче соответствующих расписок Гусейнову Э.А. с 16 июля 2021 года по 01 декабря 2021 года.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований не согласится с выводами судов, поскольку судами правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы судов мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.
Мотивы, по которым суды пришли к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемых судебных постановлениях, содержащих соответствующие правовые нормы. Позиция судов основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.
Согласно части 3 статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, осужденные содержатся в следственном изоляторе в порядке, установленном Федеральным законом от 15 июля 1995 года N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", и на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором суда.
В соответствии с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 28 декабря 2020 года N 50-П "По делу о проверке конституционности статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 17 и 18 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" и пунктов 139 143 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы в связи с жалобой гражданина Е.В. Парамонова", правовое положение лиц, подозреваемых или обвиняемых в преступлении и заключенных под стражу, значительно отличается от правового положения осужденных к лишению свободы, оставленных в следственном изоляторе или переведенных туда для участия в следственных действиях или в судебном разбирательстве по решению следователя, дознавателя или суда, вынесение которого не требует наличия предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации условий и оснований, необходимых для избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу. Поскольку оставление в следственном изоляторе или перевод туда в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации не предполагают в качестве обязательного условия избрания осужденным этой меры пресечения, они и не должны влечь дополнительных ограничений прав осужденных.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 февраля 2019 года N2 564-0, часть 1 статьи 74 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, действуя во взаимосвязи с его статьей 77.1, не предполагает для осужденных к лишению свободы, переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве, ухудшение условий отбывания наказания по сравнению с условиями, установленными в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством в исправительной колонии соответствующего вида.
В соответствии с пунктом 1 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N 295 (далее- Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений), указанные правила устанавливают правила внутреннего распорядка в следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении находящихся в них осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительном учреждении или тюрьме, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в следственный изолятор для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого.
Согласно пункту 58 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются е со стороны администрации ИУ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
Предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы УИС и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат.
При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет ИУ (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации ИУ с указанием даты передачи жалобы представителю ИУ.
Учитывая изложенные нормы права, исходя из того, что Гусейнова Э.А, переведенного в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю в связи с необходимостью его участия в судебных заседаниях по рассмотрению уголовного дела в качестве обвиняемого, распространяются условия отбывания наказания в исправительном учреждении, выводы судов о том, что в период с 16 июля 2021 года по 01 декабря 2021 года со стороны административного ответчика было допущено бездействие по невручению Гусейнову Э.А. расписок о принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб, что повлекло ухудшение его правового статуса как осужденного, находящегося в следственном изоляторе в порядке статьи 77.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, являются правильными.
Доводы административного ответчика об обратном не опровергают правильных выводов судебных инстанций, повторяют позицию административного ответчика в суде первой и апелляционной инстанций, в оспариваемых судебных актах указанным доводам дана правильная правовая оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не содержат фактов, не учтенных судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела, которые влияли бы на обоснованность и законность судебных актов, либо опровергали выводы судов. Несогласие стороны с приведенной судом оценкой не свидетельствует о нарушении или неправильном применении судами норм права.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции также не находит оснований для отмены оспариваемых судебных постановлений и по доводам кассационной жалобы административного истца, исходя из того, что в соответствии с действующим законодательством, обязанность по выдаче Гусейнову Э.А. расписок от имени администрации с указанием даты передачи предложений, заявлений, ходатайств и жалоб представителю ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Алтайскому краю возникла у административного ответчика с момента поступления к нему распоряжения об исполнении вступившего в законную силу приговора Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 12 апреля 2021 года.
Доводы административного истца об обратном основаны на неверном понимании норм материального права.
Поскольку требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, данные требования правомерно не были рассмотрены судом апелляционной инстанции в силу части 3 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В данной части административный истец не лишен возможности обратиться в суд с самостоятельным административным исковым заявлением.
Вопреки доводам административного истца в настоящем случае судом правильно определен способ восстановления нарушенных прав административного истца. Судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, установлены обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела судами нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, в том числе и тех, что указаны в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не допущено.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшим административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке, в связи с чем кассационные жалобы Гусейнова Э.А. и Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Алтайскому краю" удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 23 декабря 2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Алтайского краевого суда от 12 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 15 июня 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.