N 88-10769/2022
г. Кемерово 10 июня 2022 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Лавник М.В.
рассмотрел гражданское дело N 2-800/2021; УИД: 22MS0147-01-2021-000378-90 по иску краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" к Альховскому Сергею Васильевичу о взыскании излишне выплаченной суммы пособия по безработице, по кассационной жалобе Альховского Сергея Васильевича на решение мирового судьи судебного участка N 8 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 29 июня 2021 г, апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 января 2022 г,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное казенное учреждение "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" (далее по тексту также КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу") обратилось с иском к Альховскому С.В. о взыскании излишне выплаченной суммы по безработице. В обоснование указано, что Альховский С.В. обратился с заявлением посредством Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций) о содействии в поиске подходящей работы. Альховский С.В. был признан в установленном законом порядке безработным с 16 июня 2020 г.
11 сентября 2020 г. в целях проверки достоверности представленной заявителем информации посредством сервисов ФНС запрошена информация о наличии факта занятости. Согласно полученному ответу Альховский С.В. является действующим руководителем Автономной некоммерческой организации "Служба формирования созидательной социальной среды" с 28 марта 2016 г, о чем 8 октября 2020 г. был составлен акт N об установлении факта незаконного получения пособия по безработице.
30 сентября 2020 г. был издан приказ о снятии Альховского С.В. с регистрационного учета в качестве безработного с 16 июня 2020 г. в связи с попыткой получения либо получения пособия по безработице обманным путем. За период с 16 июня 2020 г. по 24 августа 2020 г. ответчиком получено незаконно 31723, 86 руб. пособия по безработице.
3 декабря 2020 г. ответчику была направлена претензия о необходимости погашения указанной задолженности в срок до 25 декабря 2020 г... В настоящее время задолженность ответчиком не погашена.
На основании изложенного истец просил взыскать с ответчика сумму в размере 31723, 86 руб.
Решением мирового судьи судебного участка N 8 Центрального района города Барнаула от 29 июня 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением Центрального районного суда г. Барнаула от 14 января 2022 г, исковые требования КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" удовлетворены. Взыскана с Альховского С.В. в пользу КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" излишне выплаченная сумма пособия по безработице за период с 16 июня 2020 г. по 24 августа 2020 г. в размере 31723, 86 руб. Взыскана с Альховского С.В. в доход бюджета муниципального образования городского округа город Барнаул государственная пошлина в размере 1151, 72 руб.
В кассационной жалобе Альховский С.В. просит об отмене принятых по делу судебных постановлений как незаконных.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Как следует из обжалуемых судебных постановлений, таких нарушений судами не допущено.
Как следует из письменных материалов гражданского дела и установлено судебными инстанциями, приказом КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" от 26 июня 2020 г. N Альховский С.В, с 16 июня 2020 г. признан безработным с назначением с 16 июня 2020 г. пособия по безработице, установлением периода выплаты пособия по безработице с 16 июня 2021 г. по 15 декабря 2020 г. в размере 13949, 50 руб.
Приказом КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" от 30 сентября 2020 г. N Альховский С.В. с 16 июня 2020 г. снят с регистрационного учета, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.
Согласно справке КГКУ "Управление социальной защиты населения по городу Барнаулу" от 26 октября 2020 г. N Альховским С.В. за период с 16 июня 2020 г. по 24 августа 2020 г. получено пособие по безработице в сумме 31723, 86 руб, в том числе: за период с 16 июня 2020 г. по 30 июня 2020 г. в сумме 6974, 75 руб.; за период с 1 июля 2020 г. по 31 июля 2020 г. в сумме 13949, 50 руб.; за период с 1 августа 2020 г. по 24 августа 2020 г. в сумме 10799, 61 руб.
Судебными инстанциями также установлено, что Альховский С.В. с 28 марта 2016 г. является учредителем и лицом, имеющим право действовать без доверенности (директором), автономной некоммерческой организации "Служба Формирования Созидательной Социальной Среды".
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, проверив доводы и возражения сторон, руководствуясь положениями статей 1102, 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, положениями Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции соглашается с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счет другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счет другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
По общему правилу, лицо, получившее имущество в качестве неосновательного обогащения, обязано вернуть это имущество потерпевшему. Вместе с тем законом (статьей 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации) определен перечень имущества, которое не подлежит возврату в качестве неосновательного обогащения. К такому имуществу помимо прочего относится заработная плата и приравненные к ней платежи, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки.
Согласно преамбуле Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" (далее по тексту также Закон от 19 апреля 1991 г. N 1032-1) (здесь и далее в редакции, действующей на момент спорных правоотношений) настоящий Закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.
В соответствии с правилами пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и среднего месячного заработка за период трудоустройства и (или) единовременной компенсации гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Абзацем 8 пункта 3 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 установлено, что безработными не могут быть признаны граждане, перечисленные в статье 2 настоящего Закона.
Согласно статье 2 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 занятыми считаются граждане являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации (абзац 2 пункта 1 статьи 3 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2020 г. N 460 утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
Регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме) (абзац 1 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (абзац 2 пункта 2 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 3 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных постановка на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы осуществляется путем внесения центром занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в заявлении в электронной форме, а также даты обращения гражданина в центр занятости населения, которая является датой постановки на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы.
Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
В силу пункта 10 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных при постановке на регистрационный учет граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о том, что они зарегистрированы в качестве безработных в центре занятости населения.
Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. Граждане в электронной форме с использованием информационно-аналитической системы либо единого портала уведомляются о размере и сроках выплаты пособия по безработице (пункт 11 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пособие по безработице начисляется гражданам с 1-го дня признания их безработными (пункт 12 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Согласно пункту 17 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в редакции, действовавшей с 3 мая 2020 г. до 31 декабря 2020 г, центры занятости населения ежемесячно с использованием информационно-аналитической системы направляют запрос в Пенсионный фонд Российской Федерации в целях выявления факта осуществления гражданином трудовой деятельности. На основе указанной информации осуществляется перерегистрация граждан, признанных в установленном порядке безработными, без личного посещения ими центров занятости населения.
В силу пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения гражданами, признанными в установленном порядке безработными, перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки.
Гражданин уведомляется центром занятости населения при личном посещении им центра занятости населения или с использованием личного кабинета информационно-аналитической системы или личного кабинета единого портала либо иным доступным способом о дате, времени и форме его перерегистрации. Дистанционная форма перерегистрации граждан, признанных в установленном порядке безработными, осуществляется на основании информации, указанной в пунктах 4(1) и 17 настоящих Временных правил, без личного посещения ими центров занятости населения (абзац 2 пункта 17(1) Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных).
Пунктом 19 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных установлено, что в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
Согласно части 6 статьи 31 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.
В силу части 2 статьи 35 Закона от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случае попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем.
Судебными инстанциями установлено, что Альховский С.В. является учредителем автономной некоммерческой организации (далее по тексту также АНО) "Служба Формирования Созидательной Социальной Среды".
Согласно Уставу АНО "Служба Формирования Созидательной Социальной Среды", утвержденного 1 марта 2016 г. АНО может осуществлять предпринимательскую деятельность и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Производства товаров и услуг создаются с целью трудоустройства сирот, малоимущих, инвалидов и других социально не защищенных категорий граждан.
Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Согласно пункту 5.7 Устава АНО "Служба Формирования Созидательной Социальной Среды" полученная АНО прибыль не подлежит распределению в пользу учредителя АНО.
Судебными инстанциями также установлено, что в соответствии с приказом N от 28 марта 2016 г. Альховский С.В. приступил к выполнению обязанностей директора АНО "Служба Формирования Созидательной Социальной Среды" на безвозмездной основе, а также возложил на себя обязанности по ведению бухгалтерского учета.
Руководствуясь приведенными выше нормами права, а также проанализировав положения статей 20, 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)", установив указанные обстоятельства, а также установив, что Альховским С.В. не представлено доказательств, что выполняемая им работа в должности директора АНО "Служба Формирования Созидательной Социальной Среды", а также работа по ведению бухгалтерского учета, выполнялась им безвозмездно, суды пришли к обоснованному выводу, что на момент подачи заявления о содействии в поиске подходящей работы 9 сентября 2020 г. Альховский С.В. не имел права на получение пособия по безработице, в связи с чем удовлетворили заявленные требования.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у кассационного суда не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанции пришли к своим выводам, подробно приведены в обжалуемых судебных постановлениях и в дополнительной аргументации не нуждаются. Судами учтены положения процессуального законодательства об относимости и допустимости доказательств (статьи 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), в судебных постановлениях отражены результаты оценки доказательств с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям части 4 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы кассатора в судах первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой и апелляционной инстанции в части оценки доказательств и установленных обстоятельств дела, правом на которую суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не наделен, выводов судов не опровергают и о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, не свидетельствуют, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при рассмотрении дела судом первой инстанции и судом апелляционной инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного акта, оснований для отмены решения и апелляционного определения в соответствии с положениями статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение мирового судьи судебного участка N 8 Центрального района г. Барнаула Алтайского края от 29 июня 2021 г, апелляционное определение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 14 января 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Альховского Сергея Васильевича - без удовлетворения.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.