Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Никитиной Г.Н, Войтко С.Н, при секретаре Чесноковой М.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-2/2022 по административному исковому заявлению Федерального агентства лесного хозяйства об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" от 23 декабря 2019 года N 71 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" с апелляционной жалобой административных ответчиков муниципального казенного учреждения Совет депутатов муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин", муниципального казенного учреждения администрация муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин", Главы муниципального казенного учреждения муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 03 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
31 октября 2016 года решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" Республики Бурятия N 110 утвержден Генеральный план муниципального образования городского поселения "поселок Усть-Баргузин" (далее - Генеральный план).
Решением Совета депутатов муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" Республики Бурятия от 23 декабря 2019 года N 71 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" (далее - решение Совета депутатов от 23 декабря 2019 года N 71) в указанный Генеральный план в части населенных пунктов поселок Усть-Баргузин и село Максимиха внесены изменения.
Федеральное агентство лесного хозяйства (далее - Рослесхоз) обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов от 23 декабря 2019 года N 71 в части незаконного включения участков из состава земель лесного фонда общей площадью 74, 14 га, в том числе: лесотаксационных выделов N 9, 13 (части) лесного квартала N 1, лесотаксационного выдела N 15 (часть) лесного квартала N 2, лесотаксационных выделов N 3, 8, 9, 10, 16, 21, 22, 24, 26, 37, 58, 60, 62 (части), лесотаксационного выдела N 59 лесного квартала N 13, лесотаксационного выдела N 9 (часть) лесного квартала N 14, лесотаксационных выделов N 2, 3, 5, 6, 12, 15, 16, 20, 21 (части), лесотаксационных выделов N 1, 4, 8 лесного квартала N 30, лесотаксационных выделов NN 17, 24, 36, 37, 39, 43 (части) лесного квартала N 41 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества; лесотаксационных выделов N 2, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14 (части) лесного квартала N 4, лесотаксационных выделов N 2, 3 (части) лесного квартала N 13 Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества.
В обоснование заявленных требований указано, что изменения в Генеральный план были приняты в нарушение статей 83, 84 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Проект изменений не был согласован Рослесхозом, в связи с чем земли лесного фонда незаконно переведены в земли населенных пунктов.
В нарушение пункта 7 части 7 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию Генерального плана не содержат перечень земельных участков, которые включаются в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, с указанием категорий земель, к которым планируется отнести эти земельные участки, и целей их планируемого использования. Генеральный план не содержит информацию о включении в его границы земельных участков из состава земель лесного фонда, их площадь и местоположение.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 03 февраля 2022 года административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе административные ответчики просят решение суда отменить и принять новый судебный акт об отказе удовлетворении административного иска. В обоснование указывают на ошибочность ссылки в судебном акте на Устав и Совет депутатов муниципального образования Иволгинский район Республики Бурятия. В обжалуемом судебном постановлении не конкретизированы нормы материального права, неверно истолкованные административными ответчиками. Судом оставлено без внимания письмо Республиканского агентства лесного хозяйства Республики Бурятия от 21 июня 2016 года "О рассмотрении проекта "Генеральный план муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" Баргузинского района Республики Бурятия", в котором указано, что по результатам рассмотрения указанного проекта в части населенных пунктов п. Усть-Баргузин и с. Максимиха замечаний нет. При этом судом не рассматривался вопрос делегирования Рослесхозом права подписи подобных документов Республиканскому агентству лесного хозяйства.
В судебном заседании суду было заявлено об отсутствии внесения земель лесного фонда в границы населенных пунктов. Земли п. Усть-Баргузин, указанные в административном иске, не могли быть признаны спорными, поскольку никто из лиц, участвующих в деле, не смог указать место нахождения этих спорных территорий. Кроме того, в обжалуемом решении судом не указано о допустимой погрешности в размере 5 метров при проведении работ ФГБУ "Рослесинфорг" по определению координат характерных точек границ земельного участка.
Помимо этого, апеллянты указывают на отсутствие в решении суда ссылки о представленном заинтересованным лицом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия отзыве на административное исковое заявление, в котором указаны сведения о внесении в ЕГРН границ населенных пунктов п. Усть-Баргузин и с. Максимиха. В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ "О землеустройстве" землеустройство проводится в обязательном порядке, в том числе в случаях установления или изменения границ объектов землеустройства. Межевание является обязательным элементом при проведении кадастровых работ по уточнению описания местоположения границ и площади земельных участков в соответствии с действующим законодательством, однако административным истцом указанные работы не проводились, следовательно, суду не были представлены реальные координаты границ спорных территорий.
В возражениях на апелляционную жалобу прокуратура Республики Бурятия обосновывает ее несостоятельность и просит в удовлетворении жалобы отказать.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
В соответствии с частями 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-Ф3) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Как следует из положений пункта 1 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона N 131-Ф3 к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относится утверждение документов территориального планирования муниципального образования, к которым также относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что генеральный план поселения, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, которым в соответствии с Уставом муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" Баргузинского района Республики Бурятия является Совет депутатов муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин".
Проанализировав доказательства соблюдения процедуры принятия нормативного правового акта и его обнародования, суд сделал правильный вывод о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в надлежащей форме. Нарушений порядка принятия и опубликования оспариваемого нормативного акта судом не установлено, по этим основаниям решение суда не обжалуется.
В то же время административным ответчиком не представлены документы, подтверждающие соблюдение порядка подготовки проекта Генерального плана в части согласования с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Федеральный законакон N 172-ФЗ), пункту 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Нарушение установленного Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием для признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую (пункт 3 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 24, 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации и с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также с учетом предложений заинтересованных лиц.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае включении в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе, образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
В период подготовки и утверждения оспариваемого Генерального плана такой порядок был установлен приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 года N 460, утвердившим порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования (далее - Порядок согласования).
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусмотрено направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 2.9 Порядка согласования Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного Порядка.
Отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации (подпункт "в" пункта 2.7 Порядка согласования).
Правомочным органом по согласованию включения земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов в силу Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", является Рослесхоз - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях), а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области лесных отношений.
Согласно пункту 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства к полномочиям Рослесхоза относится рассмотрение проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации, генеральных планов гг. Москвы и Санкт-Петербурга, схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовка заключений в пределах своей компетенции.
В силу изложенного, при включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Рослесхозом. Без проведения соответствующих согласительных процедур проект документа территориального планирования не может представляться на утверждение и утверждаться представительным органом местного самоуправления.
Исходя из требований приведенных норм законодательства, а также с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации об особом правовом режиме лесного фонда, закрепленной в определении от 03 февраля 2010 года N 238-О-О, отсутствие согласования Рослесхозом проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы поселения земель лесного фонда, является существенным нарушением порядка принятия указанного документа территориального планирования.
Материалами дела подтверждается, что 19 мая 2010 года за Российской Федерацией зарегистрировано право собственности на лесной участок, категория земель - земли лесного фонда, площадью 1625401929 кв.м, расположенный по адресу: Республика Бурятия, Баргузинский район, Усть-Баргузинское лесничество, кадастровый номер N. Участок имеет статус "ранее учтенный".
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции представитель административных ответчиков пояснил, что оспариваемым решением Совета депутатов от 23 декабря 2019 года N 71 была утверждена новая редакция Генерального плана, не предусматривающая, как следует из материалов по его обоснованию, перевод земель лесного фонда в земли населенных пунктов. Проект Генерального плана согласование с Рослесхозом не прошел, поскольку не предусматривал включение в границы населенных пунктов участков лесного фонда.
Из писем Рослесхоза от 02 июля 2014 года N ЮГ-11-32/7822 и от 07 октября 2020 года N АВ-03-46/19678 усматривается, что проект внесения изменений в Генеральный план муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин", предусматривавший увеличение площади земель населенного пункта за счет земель лесного фонда, поступал на рассмотрение и согласование в Рослесхоз в 2014 году, однако в его согласовании было отказано. Повторно проект на рассмотрение в Рослесхоз представлен не был.
Как следует из сообщения филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 19 мая 2020 года N 294, в соответствии с запросом Рослесхоза от 17 марта 2020 года N АВ-02-46/5214 в результате проведения работ по совмещению границ населенных пунктов со сведениями ЕГРН и материалами лесоустройства установлено, что в границах населенных пунктов п. Усть-Баргузин и с. Максимиха муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" выявлены пересечения с землями лесного фонда.
В соответствии с заключениями ФГБУ "Рослесинфорг" N 1256 и N 1257, в которых содержится картографическое отображение наложения границ населенных пунктов и земель лесного фонда, а также указаны площади и реестры наложений, выявлено пересечение земель лесного фонда с границами населенных пунктов п. Усть-Баргузин и с. Максимиха, общей площадью 74, 14 га, а именно в части лесотаксационных выделов N 9, 13 (части) лесного квартала N 1, лесотаксационного выдела N 15 (часть) лесного квартала N 2, лесотаксационных выделов N 3, 8, 9, 10, 16, 21, 22, 24, 26, 37, 58, 60, 62 (части), лесотаксационного выдела N 59 лесного квартала N 13, лесотаксационного выдела N 9 (часть) лесного квартала N 14, лесотаксационных выделов N 2, 3, 5, 6, 12, 15, 16, 20, 21 (части), лесотаксационных выделов N 1, 4, 8 лесного квартала N 30, лесотаксационных выделов NN 17, 24, 36, 37, 39, 43 (части) лесного квартала N 41 Усть-Баргузинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества; лесотаксационных выделов N 2, 4, 7, 8, 9, 10, 12, 14 (части) лесного квартала N 4, лесотаксационных выделов N 2, 3 (части) лесного квартала N 13 Максимихинского участкового лесничества Усть-Баргузинского лесничества.
В силу статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Статьей 3 Федерального закона от 04 декабря 2006 года N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" предусмотрено, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности. Пунктом 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации также установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Таким образом, лесные участки из земель лесного фонда в силу прямого указания закона находятся исключительно в федеральной собственности, что обусловливает необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов, входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом (часть 8 статьи 24, пункт 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В этой связи, вывод суда первой инстанции о том, что в нарушение требований статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект Генерального плана был утвержден при отсутствии заключения Рослесхоза, что свидетельствует о существенном нарушении порядка подготовки указанного документа территориального планирования, является верным.
Представленные административным истцом доказательства наложения границ не опровергнуты стороной административных ответчиков.
При этом, согласование проекта Генерального плана с Республиканским агентством лесного хозяйства Республики Бурятия, на что ссылаются административные ответчики в апелляционной жалобе, не заменяет процедуру согласования проекта нормативного правового акта с федеральными органами исполнительной власти.
Отсутствие в обжалуемом судебном постановлении сведений о поступлении на административное исковое заявление отзыва заинтересованного лица ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Бурятия не свидетельствует о незаконности принятого судебного акта.
Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, повторяют позицию стороны административных ответчиков в суде первой инстанции, не содержат правовых оснований к отмене либо изменению решения суда, не содержат фактов, не проверенных и не учтенных Верховным Судом Республики Бурятия при рассмотрении дела и имеющих юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияющих на обоснованность и законность судебного постановления, либо опровергающих выводы суда первой инстанции.
На основании изложенного вынесенное по делу решение следует признать законным, а доводы апелляционной жалобы об обратном необоснованными.
Допущенная в решении описка относительно указания на Устав и Совет депутатов муниципального образования Иволгинский район Республики Бурятия на законность принятого судебного акта не влияет и может быть исправлена судом первой инстанции в порядке, предусмотренном статьей 184 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 03 февраля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административных ответчиков муниципального казенного учреждения Совет депутатов муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин", муниципального казенного учреждения администрация муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин", Главы муниципального казенного учреждения муниципального образования городское поселение "поселок Усть-Баргузин" - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Верховный Суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 июня 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.