Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Васева А.В, судей Зуевой Н.В. и Шатохина М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Управлению труда и социальной поддержки населения администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг (номер дела, присвоенный судом первой инстанции, 2-1786/2021)
по кассационной жалобе ФИО6 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 г.
Заслушав доклад судьи Зуевой Н.В, пояснения представителя ФИО6 - ФИО9, поддержавшей доводы кассационной жалобы,
УСТАНОВИЛА:
ФИО6 обратилась в суд с иском к администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о восстановлении мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении жилого помещения по адресу: "адрес" "адрес", как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, размер выплаты которой рассчитывается с учетом совместно зарегистрированных граждан в полном объеме с 1 января 2019 г, компенсации недополученной с 1 февраля 2019 г. суммы компенсаций расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Также просила взыскать расходы по оплате государственной пошлины.
В обоснование требований ссылалась на то, что является педагогическим работником, пенсионером, проработавшей преподавателем до ухода на пенсию в образовательных учреждениях для детей, расположенных в сельской местности, проживает в сельской местности по указанному выше адресу. В течение нескольких лет являлась получателем меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на
оплату жилого помещения и коммунальных услуг. С 1 января 2019 г. решением ответчика указанная мера социальной поддержки перестала распространяться на членов ее семьи, при этом администрация ссылается на внесение изменений в статью 72 Социального кодекса Ярославской области. Считает данное решение администрации незаконным.
Решением Ленинского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2021 г. постановлено:
исковые требования ФИО6 удовлетворить.
Обязать Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области с 1 января 2019 г. восстановить ФИО6, проживающей по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как пенсионеру из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, с учетом проживающих совместно с ней членов семьи: ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, произведя расчет и выплату компенсации в установленном законом порядке с 1 января 2019 г.
Взыскать с Управления труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области в пользу ФИО6 возврат государственной пошлины в сумме 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 г. решение Ленинского районного суда г. Ярославля от 13 сентября 2021 г. отменено. Принято по делу новое решение, которым исковые требования ФИО6 оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе ФИО6 просит об отмене апелляционного определения в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемого судебного постановления по правилам статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судебная коллегия кассационного суда приходит к следующему.
Согласно материалам дела ФИО6 является собственником 1/2 доли в праве собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес".
Сособственником 1/2 доли в праве собственности на данное помещение является ее дочь ФИО2 Совместно с истцом и ее дочерью в квартире проживают и зарегистрированы: сын ФИО1, мать ФИО3, внук ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р, и внучка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ФИО6 является работающим пенсионером из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
В период до 31 декабря 2018 г. истец получала компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с частью 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области, которая рассчитывалась в учетом проживающих совместной с ней членов семьи.
С 1 января 2019 г. расчет компенсации производится только на ФИО6
Принимая решение по делу, суд первой инстанции исходил из того, что сын истца ФИО1, дочь истца ФИО2, мать истца ФИО3 и внуки истца ФИО4 и ФИО4 являются членами семьи ФИО6 в смысле положений статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, соответственно Управление труда и социальной поддержки населения Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области необоснованно не начисляло с 1 января 2019 г. истцу компенсацию расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи пенсионера из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Данные выводы суда первой инстанции суд апелляционной инстанции нашел ошибочными, основанными на неверном толковании закона.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что по смыслу ч. ч. 6.1, 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции Закона от 24.12.2018 года N 92-з) выплата компенсации осуществляется педагогическому работнику (работающему педагогическому работнику) без учета членов его семьи, либо пенсионеру (не работающему педагогическому работнику) из их числа, с учетом членов его семьи.
При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что поскольку у ФИО6 отсутствует статус не работающего педагогического работника, так как она является работающим пенсионером, за период предоставления мер социальной поддержки педагогической деятельности не прекращала, у нее отсутствует право на получение компенсаций на основании части 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области. В связи с чем не имеется правовых оснований для начисления ФИО6 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи пенсионера из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
Требования к содержанию апелляционного определения установлены частями 2-4 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пунктов 5 и 6 части 2 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны: обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления; мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, и ссылка на законы, которыми суд руководствовался.
Приведенным требованиям процессуального закона обжалуемое апелляционное определение не соответствует.
Согласно ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с ч. 8 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" установлено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Соответствующие положения, регулирующие предоставление данной меры социальной поддержки на территории субъекта, содержатся в Законе Ярославской области от 19.12.2008 N 65-з "Социальный кодекс Ярославской области".
Согласно ч. 3 ст. 43 Социального кодекса Ярославской области работники государственных организаций и педагогические работники, работающие и проживающие в сельских населенных пунктах и рабочих поселках Ярославской области, имеют право на получение компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии со ст. 72 настоящего Кодекса.
Право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, сохраняется за пенсионерами, которые имели право на их получение к моменту выхода на пенсию, проработали в сельской местности не менее 10 лет и проживают там. Сохранение права на получение мер социальной поддержки осуществляется независимо от вида назначенной работнику государственной организации или педагогическому работнику страховой пенсии и основания прекращения им трудовой деятельности (ч. 4 ст. 43).
Согласно ст. 51 Социального кодекса Ярославской области предоставление социальной поддержки в соответствии с настоящим Кодексом основывается на недопустимости снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан.
Статьей 52 Социального кодекса Ярославской области закреплена недопустимость снижения ранее достигнутого уровня социальной поддержки граждан, выражающаяся в том, что: снижение размеров установленных гражданам мер социальной поддержки не допускается. В случае замены ранее установленных гражданам мер социальной поддержки новыми мерами социальной поддержки, а также в случае изменения формы или порядка их оказания условия предоставления социальной поддержки не могут быть ухудшены.
Согласно ч. 6.1 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг работникам государственных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, и пенсионерам из их числа осуществляется: 1) в размере 100 процентов платы за содержание жилого помещения; 2) в размере 100 процентов платы за пользование жилым помещением (платы за наем); 3) в размере 100 процентов взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (в пределах общей площади жилья исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Ярославской области); 4) в размере 100 процентов платы за электроснабжение (в части освещения) и отопление (централизованное теплоснабжение, газовое и электрическое теплоснабжение, а при наличии печного отопления - поставки твердого топлива).
В соответствии с ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции, действовавшей до 01.01.2019) указывалось, что предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семей педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности (пенсионеров из числа указанных работников).
Законом Ярославской области от 24.12.2018 N 92-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Ярославской области в части предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан" ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области изложена в новой редакции: предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности.
Данные изменения вступили в силу с 1 января 2019 г.
Как следует из материалов дела, до 31 декабря 2018 г. включительно ответчик предоставлял указанную компенсацию истцу в полном объеме, т.е. с учетом членов семьи истца, круг которых определяется в соответствии с положениями ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации.
С 1 января 2019 г. ответчик прекратил предоставление истцу компенсации с учетом членов семьи истца, ссылаясь на изменение редакции ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что Законом Ярославской области от 24 декабря 2018 г. N 92-з в часть 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области внесены изменения, в соответствии с которыми предусмотренные частью 6.1 настоящей статьи меры социальной поддержки распространяются на членов семьи пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, а поскольку у ФИО6 отсутствует статус не работающего педагогического работника, так как она является работающим пенсионером, за период предоставления мер социальной поддержки педагогической деятельности не прекращала, у нее отсутствует право на получение компенсаций на основании ч. 6.2 ст. 72 Социального кодекса Ярославской области, в связи с чем не имеется правовых оснований для начисления ФИО6 компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг с учетом зарегистрированных и проживающих совместно членов семьи пенсионера из числа педагогических работников, работающих и проживающих в сельской местности.
При этом судом апелляционной инстанции не дано никакой оценки доводам истца о том, что положения Социального кодекса Ярославской области не содержат норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 г.
Как неоднократно подчеркивал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, изменение законодателем ранее установленных правил предоставления гражданам льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики, в том числе в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (например, Определение от 1 декабря 2005 г. N 521-О).
Таким образом, произвольно истолковав части 6.1, 6.2 статьи 72 Социального кодекса Ярославской области (в редакции на 1 января 2019 г.) без учета отсутствия норм об отмене либо ограничении прав пенсионеров из числа педагогических работников, работавших и проживающих в сельской местности, в том числе продолжающих осуществлять трудовую деятельность после выхода на пенсию, на получение мер социальной поддержки с учетом членов их семей, начиная с 1 января 2019 г, суд апелляционной инстанции допустил существенное нарушение норм материального права.
Допущенные нарушения норм материального права судебная коллегия Второго кассационного суда общей юрисдикции признает существенными, повлиявшими не исход дела и подлежащими исправлению посредством отмены обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 г.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями гражданского процессуального законодательства и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь статьями 39, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ярославского областного суда от 16 декабря 2021 г. отменить.
Дело направить на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Ярославского областного суда.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.