Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Новоженина О.Р., рассмотрев жалобу инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по городу Тольятти Завязкина С.В. на вступившее в законную силу решение судьи Самарского областного суда от 21 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зинкина Андрея Александровича,
УСТАНОВИЛА:
постановлением инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г. Тольятти N 18810063200001301788 от 28 ноября 2020 года, оставленным без изменения решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 января 2021 года, Зинкин А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.
Решением судьи Самарского областного суда от 8 апреля 2021 года решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 20 января 2021 года отменено, дело возвращено в Автозаводский районный суд г. Тольятти Самарской области на новое рассмотрение.
Решением судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 8 апреля 2021 года постановление инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г. Тольятти N 18810063200001301788 от 28 ноября 2020 года оставлено без изменения.
Решением судьи Самарского областного суда от 21 октября 2021 года решение судьи Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 8 апреля 2021 года, постановление инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД УМВД России по г. Тольятти N 18810063200001301788 от 28 ноября 2020 года отменены, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление по делу об административном правонарушении, инспектор ДПС ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по городу Тольятти Завязкин С.В. ставит вопрос об изменении решения судьи областного суда, отразив в нем правовую позицию по определению правомерности привлечения Зинкина А.А. к административной ответственности.
Зинкину А.А. в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлялось извещение о подаче должностным лицом Завязкиным С.В. жалобы на постановление и судебное решение. Последним возражений не представлено.
Изучение материалов истребованного дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.
Основанием для привлечения Зинкина А.А. к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужили выводы инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по г. Тольятти Завязкина С.В. о том, что гражданин Российской Федерации Зинкин А.А, постоянно проживающий на территории Российской Федерации, 28 ноября 2020 года в 13 часов 00 минут у дома N 3б по ул. Ботанической в г. Тольятти управлял транспортным средством марки "Mercedes-Benz", государственный регистрационный знак N, состоящем на регистрационном учете в Республике Армения с 28 октября 2019 года, но не зарегистрированным в установленном порядке в Российской Федерации.
Отменяя постановление должностного лица и решение судьи первой инстанции, судья Самарского областного суда указал, что судья районного суда не принял во внимание положения Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также "Порядка государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 938 от 12 августа 1994 (действующего до 01.01.2021, то есть на момент инкриминируемого правонарушения и на момент вынесения постановления должностным лицом), в соответствии с которыми регистрация транспортных средств, зарегистрированных надлежащим образом на территории государств - членов Евразийского экономического союза, в данном случае в Республике Армения, в органах МВД Российской Федерации не требуется. Судья второй инстанции пришел к выводу о том, что транспортное средство, находящееся в собственности Зинкина А.А, не подлежало государственной регистрации на территории Российской Федерации, доводы защитника о наличии у Зинкина А.А, являющегося собственником указанного выше и зарегистрированного на территории Республики Армения транспортного средства, обычного места жительства вне Российской Федерации и о временном ввозе этого транспортного средства на территорию РФ, не опровергнуты.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо, вынесшее постановление, указывает на то, что транспортное средство, ввезенное в Российскую Федерацию из Республики Армения лицом, имеющим постоянное место жительства в Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в подразделении Госавтоинспекции МВД России.
Данный довод заслуживает внимания.
Пунктом 3 статьи 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) установлено, что транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует Основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации. Требования, касающиеся государственного учета, не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввозимые на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Согласно статье 1 Конвенции о дорожном движении (заключена в г. Вене 8 ноября 1968 г.) транспортное средство считается находящимся в международном движении по территории какого-либо государства, если оно: принадлежит лицу, имеющему обычное местожительство вне этого государства; не зарегистрировано в этом государстве; временно ввезено в него.
При этом временный ввоз транспортных средств для личного пользования урегулирован статьей 264 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Исходя из положений пункта 1 этой статьи, для физических лиц государств-членов временным ввозом признается ввоз такими физическими лицами на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года транспортных средств для личного пользования, которые зарегистрированы в государстве, не являющемся членом Евразийского экономического союза. Следовательно, в силу указанной нормы транспортные средства, состоящие на регистрационном учете в государствах-членах, при ввозе на территорию Российской Федерации не являются временно ввозимыми.
Положения законодательства в отношении транспортных средств, временно ввозимых из Республики Армения на территорию других государств-членов, касаются только лиц, постоянно проживающих в Республике Армения.
Так, в силу пункта 35 Приложения N 3 (Условия и переходные положения) к Договору о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (подписан в г. Минске 10 октября 2014 г.) автомобили, указанные в пунктах 30 и 31 названного Приложения, зарегистрированные на территории Республики Армения, могут временно ввозиться на территории других государств-членов только лицами, постоянно проживающими в Республике Армения, без уплаты таможенных пошлин, налогов и без внесения обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. Ввоз и использование на территориях других государств-членов таких автомобилей иными лицами, а также их отчуждение, передача в пользование, распоряжение на территориях таких других государств-членов допускаются только при условии их таможенного декларирования в таможенных органах этих других государств и уплаты таможенных пошлин, налогов с учетом пункта 31 названного Приложения.
Согласно пункту 3 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 г. N 1764, государственному учету в регистрационных подразделениях подлежат транспортные средства (за исключением временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более одного года, либо являющихся товаром, реализуемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговую деятельность), а также базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами.
Из анализа приведенных норм следует, что транспортное средство, зарегистрированное в другом государстве-члене за гражданином Российской Федерации, имеющим постоянное место жительства только в Российской Федерации, должно быть зарегистрировано в подразделении Госавтоинспекции МВД России. Владелец такого транспортного средства обязан обратиться с соответствующим заявлением в регистрационное подразделение в течение десяти дней со дня ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации.
Установленные названными выше нормами требования не распространяются только на транспортные средства, которые участвуют в международном движении или ввезены на территорию Российской Федерации на срок не более одного года.
Вместе с тем, отменяя постановление должностного лица и судебные акты, судья второй инстанции исходил из того, что доводы защитника Зинкина А.А. о том, что последний постоянно проживает в Республике Армения и временном им ввозе транспортного средства, надлежащим образом не опровергнуты.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлениях от 17 декабря 1996 года N 20-П, от 31 мая 2005 года N 6-П и определениях от 7 декабря 2006 года N 544-О, от 1 октября 2008 года N 670-О-О, от 26 января 2010 года N 124-О-О указал в том числе, что государственная регистрация транспортных средств направлена на защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, в том числе права на обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Госавтоинспекции, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов.
Вместе с тем оценка виновности Зинкина А.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предполагает выяснение в соответствии со статьей 26.1 этого Кодекса вины в совершении инкриминируемого административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности по части 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях составляет 2 месяца.
Поскольку административное правонарушение, инкриминированное Зинкину А.А. имело место 28 ноября 2020 года, к моменту рассмотрения жалобы должностного лица в Шестом кассационном суде общей юрисдикции установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности истек.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение установленных в статье 4.5 Кодекса сроков давности привлечения к административной ответственности, возможность прерывания которых Кодексом не предусмотрена.
Исходя из смысла указанных норм по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос о виновности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, обсуждаться не может.
В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Нарушение процессуальных требований по делу установлено не было.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения судьи Самарского областного суда от 21 октября 2021 года не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановила:
решение судьи Самарского областного суда от 21 октября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Зинкина Андрея Александровича, оставить без изменения, а жалобу инспектора ДПС ОБ ДПС ГИБДД У МВД России по городу Тольятти Завязкина С.В. - без удовлетворения.
Судья О.Р. Новоженина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.