Дело N 2а-471/2021
г. Краснодар 26.04.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Русакова А.Е, Борс Х.З, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 09.03.2022 кассационную жалобу ФССП России на решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 12.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.01.2022 по административному делу по административному иску Целихина А.В. к Федеральной службе судебных приставов о признании незаконными действий, решений уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, представителя ФССП России по доверенности ФИО, представителя ГУ ФССП России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО, поддержавших кассационную жалобу, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛ:
Целихин А.В. обратился в суд с административным иском, в котором просил признать незаконными действия ФССП России, выразившиеся в отказе предоставления административному истцу путевки на санаторно-курортное лечение, предусмотренное частью 6 статьи 10 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 328-ФЗ). Обязать административного ответчика устранить нарушение прав и законных интересов административного истца.
В обоснование требований Целихин А.В. указал на то, что приказом Директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N N майор внутренней службы Целихин А.В. уволен со службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации 02.11.2020 по выслуге лет.
При увольнении выслуга лет административного истца в календарном и льготном исчислении составила 34 года 07 месяцев 04 дня.
С 03.11.2020 Целихин А.В. является получателем пенсии за выслугу лет.
Реализуя свое право на санаторно-курортное лечение, Целихин А.В. обратился к административному ответчику с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение в ФГАУ "Санаторий ФССП России "Зеленая Долина" в период сентябрь-октябрь 2021 за плату в размере 25 процентов от стоимости путевки.
13.08.2021 из ФССП России Целихину А.В. поступил ответ, из содержания которого следовало, что у него не возникло право на приобретение санаторно-курортной путевки в льготном порядке в размере 25% от ее стоимости.
Целихин А.В. отмечает, что приказом Директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N N Целихину А.В. в стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации засчитана служба в Вооруженных силах Российской Федерации - 15 лет 1 месяц, в ФССП России до 01.06.2020 - 19 лет 1 месяц, служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 01.06.2020 - 5 месяцев.
В этой связи полагает, что у него возникло право на приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в размере 25% от ее стоимости, а оспариваемый отказ является незаконным.
Решением Белоглинского районного суда Краснодарского края от 12.10.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.01.2022, административный иск Целихина А.В. удовлетворен.
Суды признали незаконным отказ ФССП России в предоставлении Целихину А.В. путевки на санаторно-курортное лечение в ФГАУ "Санаторий ФССП России "Зеленая Долина", подведомственном ФССП России, за 25% от ее стоимости. Обязали административного ответчика устранить нарушение прав Целихина А.В.
В кассационной жалобе ФССП России просит об отмене судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального права, принятии нового решения об отказе в административном иске.
Заявитель жалобы указывает на то, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела и постановлены с нарушением материального закона.
Обращает внимание на то, что общий стаж службы Целихина А.В. для назначения пенсии составил 34 года 7 месяцев 04 дня, из которых: 05.08.1982 по 17.09.1997 - военная служба, с 01.06.2020 по 02.11.2020 - служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации, которые учитываются при льготном использовании права на санаторное - курортное лечение. Вместе с тем, периоды с 10.04.2001 по 23.12.2004, с 28.12.2004 по 31.05.2020 государственной гражданской службы, по мнению заявителя, не входят в общий стаж, дающий право административному истцу на приобретение путевок на санаторно-курортное лечение за 25 % ее стоимости.
На кассационную жалобу Целихиным А.В. поданы возражения, в которых содержится просьба об оставлении судебных актов без изменения, кассационной жалобы - без удовлетворения.
От Целихина А.В. поступило заявление о рассмотрении дела без участия административного истца. Кассационная жалоба рассмотрена в его отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В целях реализации конституционных предписаний статья 218 КАС РФ предоставляет право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, лицам, чьи права, по их мнению, нарушены решениями, действиями (бездействием) упомянутых публичных органов.
По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания незаконными решений, действий (бездействия) публичного органа необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов лица, обратившегося в суд.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы принудительного исполнения, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника регулируются Федеральным законом от 01.10.2019 N 328-ФЗ (ред. от 30.04.2021) "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Закон N 328-ФЗ).
Согласно пунктам 1, 4, 6 части 2 статьи 36 Закона N 328-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах принудительного исполнения включаются: период замещения сотрудником должностей в органах принудительного исполнения; период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации; период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями, медицинское и санаторно-курортное обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и иными федеральными законами (статья 65 Закона N 328-ФЗ).
В соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию и имеющий стаж службы (выслугу лет) в учреждениях и органах 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), за исключением лиц, уволенных со службы в учреждениях и органах по основаниям, указанным в части 8 статьи 3 настоящего Федерального закона, члены его семьи и лица, находящиеся на его иждивении, имеют право на приобретение один раз в год путевок на санаторно-курортное лечение в медицинскую организацию (санаторно-курортную организацию) уполномоченного федерального органа исполнительной власти за плату в размере соответственно 25 процентов и 50 процентов стоимости путевки, определяемой указанным органом, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Разрешая дело, суды руководствовались вышеуказанными законоположениями и исходили из того, что приказом Директора ФССП России от ДД.ММ.ГГГГ N N Аристова Д.В. установлено, что выслуга лет Целихина А.В. по состоянию на 02.11.2020 в календарном и льготном исчислении составляет 34 года 07 месяцев 04 дня.
Суды пришли к выводу о том, что поскольку при увольнении из органов принудительного исполнения Российской Федерации Целихину А.В. назначена пенсия по выслуге лет, то он имеет право на все льготы, предусмотренные действующим законодательством, включая приобретение путевки для прохождения санаторно-курортного лечения за 25% от ее стоимости.
С выводами судов надлежит согласиться, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, постановлены на основании правильного применения норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и соблюдением процессуального закона.
Утверждение подателя жалобы на то, что период государственной гражданской службы не засчитывается в выслугу лет в органах принудительного исполнения противоречат пункту 6 части 2 статьи 36, статье 65 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке правильных выводов судов обеих инстанций, в связи с чем не могут являться основанием для отмены постановленных судебных актов.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
определил:
решение Белоглинского районного суда Краснодарского края от 12.10.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 18.01.2022 оставить без изменения, кассационную жалобу ФССП России - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный статьей 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 05.05.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.