Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Егоровой Е.С, Авериной Е.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Свиридовой Т.И. к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) о взыскании задолженности по выплате пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, по кассационной жалобе Свиридовой Т.И. на решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 мая 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, Судебная коллегия
установила:
Свиридова Т.И. обратилась в суд с иском к управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в муниципальном образовании Тихорецкий район Краснодарского края (межрайонное) (далее - ГУ УПФР в МО Тихорецкий район Краснодарского края, пенсионный орган) о взыскании задолженности по выплате пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии.
В обоснование исковых требований указано, что с 13 мая 2019 года она является получателем страховой пенсии по старости, размер которой составляет 10 681 рубль 28 копеек. Общий трудовой стаж составляет более 15 лет. У нее трое детей, один из которых ребенок инвалид, за которым она осуществляла уход. В 2014 году, по достижению 50 лет, она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии досрочно. Однако, в назначении пенсии ей было отказано и разъяснено, что льготную пенсию устанавливают женщинам, имеющих пятерых детей, а не троих, при этом факт того, что один из детей является ребенком-инвалидом, значения не имеет. В декабре 2020 года она обратилась с заявлением о перерасчете пенсии. Уведомлением от 14 января 2021 года ей было отказано в перерасчёте пенсии.
Полагая свои права нарушенными, поскольку была лишена получения пенсии с мая 2014 года по май 2019 года, истец просила суд возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии за период с мая 2014 года по май 2019 года и взыскать сумму упущенной выгоды за пять лет в размере 640 860 рублей.
Решением Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 мая 202 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2021 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права и направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В возражениях на кассационную жалобу представитель пенсионного органа полагает состоявшиеся по делу судебные постановления законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Свиридова Т.И. является матерью ребенка-инвалида.
13 мая 2019 года Свиридова Т.И, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости.
С указанного дня ей была назначена страховая пенсия по старости по основаниям пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как матери ребенка-инвалида с детства, воспитавшей ребенка до 8 лет при наличии 15 лет страхового стажа. Пенсия Свиридовой Т.И. установлена в размере 9384 руб. 38 коп. (6774, 42 + 2609, 96), 16 сентября 2019 года Свиридова Т.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии, предоставив свидетельство о рождении ребенка 12 февраля 1984 года рождения. Индивидуальный пенсионный коэффициент с 01 октября 2019 года составил 30, 426 8, 171+2, 7+5, 4+6, 055+8, 1 - за нестраховой период "период по уходу за ребенком до 1, 6 лет" за третьего ребенка). Размер фиксированной выплаты составил 6187 руб. 66 коп. (5334, 19 х 1, 16), страховой пенсии - 3238 руб. 35 коп. (30, 426 х 87, 24 х 1, 22), в связи с чем размер пенсии с 01 октября 2019 года составил 9426 руб. 01 коп.
С 01 января 2020 года произведена индексация фиксированной выплаты и увеличение стоимости одного пенсионного коэффициента (на основании Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ), размер пенсии составил - 10048 руб. 21 коп. (из которых фиксированная выплата - 6596 руб. 05 коп. (5686, 25x1, 16), страховая пенсия - 3452 руб. 16 коп. (30, 426x93, 00x1, 22)).
С 01 января 2021 года произведена индексация фиксированной выплаты и увеличение стоимости одного пенсионного коэффициента (на основании Федерального закона от 03 октября 2018 года N 350-ФЗ), размер пенсии составил - 10681 руб. 28 коп. (в том числе фиксированная выплата - 7011 руб. 60 коп. (6044, 48x1, 16), страховая пенсия - 3669 руб. 68 коп. (30, 426x98, 86x1, 22)).
В декабре 2020 года Свиридова Т.И. обратилась в пенсионный орган с заявлением, содержащим требование о выплате сумм пенсии, с момента возникновения у нее права на ее получения до даты назначения.
Уведомлением от 14 января 2021 года ГУ УПФР в МО Тихорецкий район Краснодарского края сообщило, что пенсия назначена в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 13 мая 2019 года - с даты обращения, а также разъяснило порядок расчета и индексации пенсии.
Также судами установлено, что доказательств, достоверно свидетельствующих об обращении Свиридовой Т.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии до 13 мая 2019 года материалы дела не содержат и истцом не представлены.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суды, исходя из требований статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и с учетом порядка установления страховых пенсий, предусмотренного статьей 21 названного Федерального закона, исходили из того, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за перерасчетом пенсии и представляющего необходимые документы. В связи с тем, что Свиридова Т.И. обратилась в пенсионный орган с письменным заявлением за назначением пенсии с представлением всех необходимых для ее назначения документов только 13 мая 2019 года, суды пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для изменения даты назначения пенсии и взыскания с ответчика в пользу истцу сумм пенсии за период с мая 2014 года по май 2019 года.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что приведенные выводы судебных инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Конституцией Российской Федерации провозглашено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7).
В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (часть 1 статьи 36 названного федерального закона, далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Федеральным законом "О страховых пенсиях" установлены следующие виды страховых пенсий: 1) страховая пенсия по старости; 2) страховая пенсия по инвалидности; 3) страховая пенсия по случаю потери кормильца (статья 6 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В пункте 6 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" дано понятие фиксированной выплаты к страховой пенсии - это обеспечение лиц, имеющих право на установление страховой пенсии в соответствии с данным федеральным законом, устанавливаемое в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии.
Частью 1 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), устанавливается в сумме 4 982, 90 руб. в месяц.
Фиксированная выплата к страховой пенсии устанавливается одновременно с назначением страховой пенсии в соответствии с названным федеральным законом (часть 3 статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 названного федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 этого федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи (часть 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" нетрудоспособными членами семьи признаются в том числе дети, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Частью 8 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", в частности, предусмотрено, что в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи производится соответствующий перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона "О страховых пенсиях").
28 ноября 2014 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень от 28 ноября 2014 года N 958н).
Перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 23, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии в сторону увеличения (пункт 2 части 1 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Заявление пенсионера о перерасчете размера страховой пенсии принимается при условии одновременного представления им необходимых для такого перерасчета документов, подлежащих представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 указанного федерального закона (часть 2 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Страховая пенсия, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком (часть 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Положения, аналогичные части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях", ранее содержались и в пункте 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Положениями Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что лицам, имеющим право на страховую пенсию в соответствии с этим законом, устанавливалось обеспечение в виде выплаты в фиксированном размере к страховой пенсии. Лицо, получающее страховую пенсию по старости, на иждивении которого находится нетрудоспособный член семьи, имеет право на повышение фиксированной выплаты к данной пенсии, которое производится одновременно с назначением страховой пенсии по старости.
По общему правилу указанный перерасчет фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности носит заявительный характер, то есть осуществляется пенсионным органом на основании соответствующего заявления лица, являющегося инвалидом, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, и прилагающихся к такому заявлению необходимых документов.
Выплата страховых пенсий в Российской Федерации обеспечивается Пенсионным фондом Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 2, 9 и 11 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-I (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 288, Федерального закона Российской Федерации от 5 мая 1997 года N 77-ФЗ, Федерального закона Российской Федерации от 05 августа 2000 года N 118-ФЗ, далее - Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации), Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет государственное управление финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации ведет свою деятельность через региональные отделения.
Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации).
Исходя из изложенного выше, реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых им через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, гражданин, при обращении в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения или в связи с иными жизненными событиями имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о праве на фиксированную выплату к пенсии по старости, о порядке определения ее размера и условиях перерасчета, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина, с заявлением о назначении пенсии должен был разъяснить ему права, связанные с его пенсионным обеспечением, в частности право на увеличение базовой части трудовой пенсии по старости (до 1 января 2015 г.) или на получение фиксированной выплаты к пенсии по старости в повышенном размере (после 1 января 2015 г.) с учетом количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, основания, влекущие перерасчет размера получаемой им пенсии по старости, и необходимость подачи заявления в пенсионный орган для перерасчета размера пенсии в случае изменения количества нетрудоспособных членов семьи, находящихся у него на иждивении, с целью своевременной реализации права на данный перерасчет.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению гражданина, на иждивении которого находятся нетрудоспособные члены семьи, в пенсионный орган с заявлением о перерасчете размера пенсии, указанное лицо применительно к пункту 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" имеет право на выплату недополученных сумм пенсии за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение в размере, определенном законом.
Суды первой и апелляционной инстанций изложенные нормативные положения, регулирующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, и нормы о пенсионном обеспечении в их взаимосвязи к спорным отношениям не применили.
В обоснование вывода об отказе в удовлетворении исковых требований суды первой и апелляционной инстанций сослались только на то, что истец в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении пенсии ранее 13 мая 2019 года не обращалась, при этом с заявлением о перерасчете размера пенсии по старости обратилась в декабре 2020 года, и такой перерасчет ей был произведен с 01 января 2021 года (с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором принято заявление Свиридовой Т.И. о перерасчете размера пенсии в сторону увеличения), и, как следствие, у пенсионного органа отсутствуют основания для назначения пенсии за спорный период.
Между тем, суды первой и апелляционной инстанций в результате неправильного применения норм материального права, подлежащих применению по настоящему делу, не приняли во внимание, что истец в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии по старости исходя из нахождения у нее на иждивении трех нетрудоспособных членов семьи (детей, один из которых является ребенком-инвалидом) обратилась только 13 мая 2019 года (после возникновения у нее права на назначение пенсии). При этом при рассмотрении дела в суде первой инстанции истец указывала на то, что у пенсионного органа имелось свидетельство о рождении ребенка, которое представлялось ею для получения для назначения ребенку пенсии по инвалидности. Однако в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций ответчик (пенсионный орган) не представил данных о том, что при обращении Свиридовой Т.И. с заявлением о назначении пенсии по инвалидности ребенку, он выполнил обязанность по информированию Свиридовой Т.И. о праве на досрочное назначение пенсии по старости, а также о праве на получение фиксированной выплаты к пенсии по старости, для реализации которых следует обратиться в пенсионный орган с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции в нарушение положений статей 56, 67, части 1 статьи 196, пункта 2 части 4 статьи 198 ГПК РФ (о доказательствах и доказывании, об оценке доказательств, выводах суда, мотивах, по которым суд отверг те или иные доказательства) и суд апелляционной инстанции в нарушение положений пункта 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ (об обстоятельствах дела, мотивах, по которым суд отклонил те или иные доказательства) не исследовали и не дали надлежащей правовой оценки приведенным доводам истца и представленным ею документам, исходя из положений норм права, подлежащих применению к спорным отношениям, и, как следствие, не установили обстоятельства, имеющие значение для дела.
Кроме того, судебные инстанции не учли, что истец в исковом заявлении и в ходе судебного разбирательства ссылалась на то, что была лишена возможности обратиться к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости по вине пенсионного органа, который не разъяснил ей ее право на получение такой пенсии. При этом довод истца о наличии вины пенсионного органа в неполучении ею пенсии по старости, с учетом нахождения у нее на иждивении трех нетрудоспособных членов семьи - детей, один из которых является ребенком-инвалидом - предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций не был и надлежащей правовой оценки в судебных постановлениях не получил.
Ввиду того, что суды первой и апелляционной инстанций не установили, была ли пенсионным органом исполнена обязанность по разъяснению Свиридовой Т.И. ее права на получение страховой пенсии по старости досрочно и получение повышенной фиксированной выплаты к ней с учетом нахождения у нее на иждивении ребенка-инвалида, имелась ли вина пенсионного органа в несвоевременном обращении Свиридовой Т.И. с заявлением о перерасчете размера пенсии и, как следствие, имеется ли у нее в силу пунктов 2 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", части 2 статьи 26 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на выплату неполученной пенсии за прошлое время без ограничения каким-либо сроком, выводы судов первой и апелляционной инстанций об отказе в удовлетворении исковых требований не могут быть признаны правомерными, как не отвечающие требованиям норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные постановления Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции признает незаконными. Они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя кассационной жалобы, что является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции следует разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, Судебная коллегия
определила:
решение Тихорецкого городского суда Краснодарского края от 18 мая 2021года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 15 сентября 2021 года отменить, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.