Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Михеева С.Н., рассмотрев жалобу Литвак Нины Антоновны на вступившее в законную силу постановление судьи Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 ноября 2021г, вынесенное в отношении Литвак Н.А., по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 ноября 2021г, Литвак Н.А. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФФ, ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Определением судьи Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 11 марта 2022г прекращено исполнение постановления Центрального районного суда г. Прокопьевска от 19.11.2021г в отношении Литвак Н.А. в части принудительного административного выдворения за пределы Российской Федерации.
В жалобе Литвак Н.А. просит об отмене постановления о назначении ей административного наказания в части принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Изучив административный материал, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, или в случае утраты таких документов в неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган либо в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.
Из протокола по делу об административном правонарушении следует, что 18.11.2021г в 10:00 часов по адресу: г. Прокопьевск, ул. Баргузинская, 112, выявлена гражданка "данные изъяты" Литвак Н.А, которая нарушила режим пребывания иностранных граждан в Российской Федерации, не выехала по окончании законного срока пребывания- 20 апреля 2015г и пребывает без документов, подтверждающих право на пребывание на территории Российской Федерации.
Изложенное явилось основанием для привлечения Литвак Н.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства дела подтверждены протоколом по делу об административном правонарушении, объяснениями лица, привлекаемого к ответственности, сведениями ФМС России, заключением об установлении личности иностранного гражданина или лица без гражданства, получившими оценку в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации определяет, в частности, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
В силу пунктов 1 и 2 статьи 5 указанного закона (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных данным законом.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных данным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с данным законом. При этом непрерывный срок временного пребывания в Российской Федерации указанного иностранного гражданина не может превышать девяносто суток.
Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного названным законом или международным договором Российской Федерации, за исключением случаев, перечисленных в пункте 2 статьи 5 названного закона.
В соответствии со статьей 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, уклоняющиеся от выезда из Российской Федерации по истечении срока пребывания (проживания) в Российской Федерации, являются незаконно находящимися на территории Российской Федерации и несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вывод суда о наличии в действиях Литвак Н.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.1 статьи 18.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного кодекса.
Факт совершения Литвак Н.А. вмененного административного правонарушения не оспаривается лицом, привлеченным к административной ответственности, подтверждается совокупностью исследованных по делу доказательств и сомнений не вызывает.
Вместе с тем, назначая Литвак Н.А. наказание в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, суд не учел требований процессуального закона и выводы о необходимости назначения такого наказания не мотивировал.
Согласно части 4 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Российской Федерации или контролируемом самостоятельном выезде из Российской Федерации.
В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом N 115-ФЗ (часть 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении. При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
При рассмотрении дела суду была представлена медицинская справка о состоянии здоровья Литвак Н.А, (л.д.18), из которой следует, что она находится в терапевтическом отделении на лечении с 20.10.2021г по 19.11.2021г с диагнозом: "данные изъяты". Однако судом не учтена представленная медицинская справка, каких-либо выводов относительно состояния здоровья Литвак Н.А. в принятом постановлении не содержится, равно как и выводов о возможности назначения наказания об административном выдворении за пределы Российской Федерации.
14.12.2021г судебным приставом-исполнителем МОСП по ВИП УФССП по Кемеровской области- Кузбассу возбуждено исполнительное производство в отношении Литвак Н.А. с предметом исполнения: принудительное выдворение за пределы Российской Федерации.
Однако наказание не исполнено ввиду того, что на территории "данные изъяты" проводится специальная военная операция, приостановлено авиасообщение, не функционируют контрольно-пропускные пункты. По указанным основанием прекращено исполнение постановления о назначении Литвак Н.А. наказания в части принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 23.05.2017 N 14-П "По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мсхиладзе" указал, что в силу части 5 статьи 3.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях помещение иностранного гражданина или лица без гражданства, которым назначено административное наказание в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, в специальное учреждение, предусмотренное Федеральным законом N 115-ФЗ, является факультативной мерой, то есть зависит от усмотрения судьи, рассматривающего дело об административном правонарушении, а следовательно, ее применение в отношении конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства должно быть действительно необходимо для обеспечения его принудительного выдворения.
Прибегая к данной мере, судья обязан - исходя из того, что она является не чем иным, как одной из форм ограничения конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, - основывать свое решение на всестороннем и объективном учете соответствующих обстоятельств (характер совершенного лицом административного правонарушения, предшествующее поведение этого лица, продолжительность его нахождения на территории Российской Федерации, наличие постоянного места жительства, семейное положение, состояние здоровья и т.п.), с тем чтобы избегать произвольного вторжения в сферу личной автономии индивида при исполнении постановления об административном выдворении иностранного гражданина или лица без гражданства за пределы Российской Федерации.
Из представленной в материалы дела медицинской справки от 25.02.2022г следует, что в настоящее время у Литвак Н.А. подтвержден диагноз, указанный выше, кроме того наблюдается выраженная "данные изъяты"
Согласно пункту 6 части 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении должно содержать мотивированное решение по делу.
Суд при рассмотрении дела не дал оценку всем имеющимся в материалах дела доказательствам, в том числе касающимся состояния здоровья Литвак Н.А и назначил наказание без учета конкретных обстоятельств дела.
С учетом приведенных обстоятельств постановление судьи подлежит изменению путем исключения из него указания на назначение Литвак Н.А. административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.
Руководствуясь ст. 30.17, 30.18 КоАП РФ, судья:
постановил:
жалобу Литвак Н.А. удовлетворить частично.
Постановление судьи Центрального районного суда г. Прокопьевска Кемеровской области от 19 ноября 2021г, вынесенное в отношении Литвак Н.А, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ изменить, исключить указание на назначение Литвак Н.А. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации. В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья: С.Н. Михеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.