Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г, судей Варнавской Л.С, Благодатских Г.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2а-5382/2021 (УИД 75RS0001-02-2021-007233-73) по исковому заявлению Сосниной Ольги Сергеевны к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, заместителю руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Погребной Л.А. об оспаривании решения и бездействия органа государственной власти, возложении обязанности
по кассационной жалобе Сосниной О.С. на решение Центрального районного суда г. Читы от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Варнавской Л.С, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Соснина О.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, заместителю руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Погребной Л.А. о признании незаконным предложения заместителя руководителя Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края Погребной Л.А. от 28 мая 2021 г. N о предоставлении бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N площадью 1200 кв.м, местоположение которого установлено: "адрес" (птичник) земельный участок N; признании незаконным бездействия в рассмотрении заявления административного истца от 28 июня 2021 г.; возложении обязанности на Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края предоставить административному истцу в границах Ингодинского района г. Читы бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства земельный участок, отвечающий критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства площадью не менее 0, 12 га.
В обоснование требований указано, что в 2018 г. истец подала в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края заявление о предоставлении ей и членам ее семьи земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства.
28 мая 2021 г. ответчик направил в ее адрес предложение о предоставлении в собственность для индивидуального жилищного строительства земельного участка с кадастровым номером N площадью 1200 кв.м, местоположение которого установлено: "адрес", (птичник) земельный участок N, вид разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства.
Предоставляемый земельный участок, по мнению истца, не отвечает критериям инфраструктурной пригодности земельного участка для его использования по целевому назначению для индивидуального жилищного строительства: отсутствуют дороги общего пользования, отсутствует возможность подключения жилого дома к инженерно- техническим сетям.
28 июня 2021 г. административный истец направила административному ответчику заявление об отказе от предложенного земельного участка и о предоставлении ей и членам ее семьи иного земельного участка. Данное заявление по существу не разрешено, письменного ответа на заявление административным истцом получено не было.
Протокольным определением суда от 21 сентября 2021 г. принят отказ Сосниной О.С. от административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Департамента государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края, связанного с нерассмотрением заявления административного истца от 28 июня 2021 г.
Решением Центрального районного суда г. Читы от 13 октября 2021 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Определением судебном коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 15 декабря 2021 г. суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Сосниной О.С. ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений ввиду неправильного применения норм материального права.
Письменных возражений на кассационную жалобу не поступило.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрения дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции определиларассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Указанных в законе оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 30 января 2019 г.
Соснина О.С. через МФЦ обратилась в Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края с заявлением о принятии ее на учет и бесплатном предоставлении в собственность земельного участка на территории г. Читы для индивидуального жилищного строительства (как многодетная семья).
Согласно уведомлению от 27 февраля 2019 г. распоряжением Департамента N от 20 февраля 2019 г. Соснина О.С. включена в реестр лиц, имеющих право на бесплатное предоставление в собственность земельных участков на территории г. Читы для индивидуального жилищного строительства, за номером N.
Также ей было сообщено, что порядковый номер очереди не пересматривается и остается неизменным до момента получения земельного участка. Предложение земельного участка для получения в собственность будет направлено по мере формирования земельных участков и их включения в Перечень земельных участков на территории города Читы, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам для индивидуального жилищного строительства, в порядке очередности в указанном реестре. Указанный перечень публикуется в уполномоченном органе печати и размещается на сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
28 мая 2021 г. Департаментом в адрес Сосниной О.С. направлено предложение о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1200 кв.м, с кадастровым номером N, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, местоположение которого установлено: "адрес".
При выезде 28 июня 2021 г. по месту нахождения земельного участка истцом установлено, что в радиусе 2 км от земельного участка отсутствуют какие-либо объекты инженерной инфраструктуры, осуществляющие производство и поставку потребителям энергетических, тепловых и водных ресурсов, отсутствуют объекты такой инфраструктуры, обеспечивающей возможность беспрепятственного подключения жилого дома к инженерно- техническим сетям надлежащего качества и объема, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Дорожная деятельность в месте расположения земельного участка не организована, отсутствуют дороги общего пользования местного значения, отсутствует проезд к земельному участку.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра, составленным Сосниной О.С. совместно с Сосниным А.В. и приложенными к нему фотоматериалами.
29 июня 2021 г. Соснина О.С. подала письменный отказ от предложенного земельного участка и заявила требование о предоставлении иного земельного участка для индивидуального жилищного строительства, отвечающего критериям инфраструктурной пригодности.
16 июля 2021 г. Департаментом дан ответ N-А о том, что предоставление земельных участков возможно только в рамках процедуры, установленной Законом Забайкальского края от 1 апреля 2009 г. N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края". Подбор земельных участков осуществляется исходя из требований Генерального плана г. Читы и правил землепользования и застройки, все земельные массивы рассматриваются на межведомственной комиссии.
Согласно концепции Генерального плана г. Читы, утвержденного решением Думы городского округа "Город Чита" от 22 декабря 2011 г. N 282, учитывая плотность застройки в городе, развитие индивидуальной жилой застройки планируется на территории Черновского административного района г. Читы, в частности в п. Застепь, мкр. Черемушки и п. Кадала и на территории, распложенной между п. Застепь и мкр. Черемушки. По мере застройки указанных территории органом местного самоуправления будет постепенно формироваться соответствующая инфраструктура на них.
Постановлением администрации городского округа "Город Чита" от 17 декабря 2018 г. утвержден проект планировки территории южнее "адрес" (птичник) по обе стороны вдоль "адрес" в Черновском административном районе городского округа "Город Чита". Согласно проекту на территории запланировано строительство дорог, двух детских садов, школы, иных объектов социальной инфраструктуры.
Обращаясь в суд с настоящим иском, Соснина О.С. ссылалась на то, что предложение о предоставлении ей земельного участка, не отвечающего критериям инфраструктурной пригодности для индивидуального жилищного строительства, является незаконным и просила обязать ответчика предоставить земельный участок, отвечающий таким требованиям, по месту ее проживания, то есть в границах Ингодинского административного района г. Читы.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, положениями Закона Забайкальского края от 1 апреля 2009 г. N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края", суд первой инстанции исходил из того, что действия Департамента совершены в рамках действующего законодательства, и пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для признания оспариваемых судебных постановлений незаконными.
Подпунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок предоставления земельных участков предусмотрен Законом Забайкальского края от 1 апреля 2009 г. N 152-ЗЗК "О регулировании земельных отношений на территории Забайкальского края".
Согласно части 12 статьи 5 указанного Закона предоставление в собственность земельных участков осуществляется по мере формирования и постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам. Уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления обеспечивает подготовку проекта планировки территории, на которой расположены такие земельные участки, формирование земельных участков, а также их постановку на государственный кадастровый учет.
Статьей 5 Закона N 152-ЗЗК предусмотрено, что в собственность может быть предоставлен земельный участок, включенный в перечень земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также в перечень земельных участков, сформированных за счет земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, полномочия по управлению и распоряжению которыми переданы органам государственной власти Забайкальского края, и предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам.
Указанные перечни должны содержать местоположение, кадастровые номера, площадь, вид разрешенного использования земельных участков.
Перечни и изменения к ним утверждаются уполномоченным органом или уполномоченным органом местного самоуправления и не позднее 15 календарных дней с даты утверждения подлежат опубликованию в уполномоченном органе печати и размещению на официальном сайте уполномоченного органа или уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в тот же срок (часть 13).
Таким образом, в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность уполномоченный орган или уполномоченный орган местного самоуправления формируют и утверждают перечни таких земельных участков. Предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, осуществляется из утвержденного перечня и в порядке очередности.
Суды первой и апелляционной инстанции, установив, что земельный участок, предлагаемый истцу для предоставления в собственность бесплатно, сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления в собственность гражданам, в соответствии с требованиями земельного законодательства, очередность предложения земельных участков гражданам, которая определяется датой утверждения перечня и нумерацией земельных участков в перечне, ответчиком соблюдена, порядок предложения земельного участка не нарушен, а также установив, что в границах Ингодинского района г.Читы земельные участки для бесплатного предоставления гражданам, не сформированы, пришли к законному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что суды не учли, что предоставлением земельного участка не отвечающего критериям инфраструктурной пригодности, нарушаются права истца на реализацию права на получение земельного участка, основаны на неправильном толковании норм материального права, не свидетельствуют о незаконности оспариваемых судебных актов.
Согласно пунктам 35, 36 "Методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей", утвержденных приказом Минрегиона России от 9 сентября 2013 г. N372 (далее - Рекомендации), при установлении порядка отбора земельных участков в целях их предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства рекомендуется принимать во внимание, что для целей жилищного строительства, в первую очередь, необходимо рассматривать земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, установленный вид разрешенного использования которых позволяет осуществлять индивидуальное жилищного строительство или которые могут быть использованы для такого строительства в соответствии с документами территориального планирования и градостроительного зонирования муниципального образования, в том числе после изменения вида их разрешенного использования.
Земельные участки, расположенные в зонах перспективной застройки за границами населенных пунктов, могут рассматриваться в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства с учетом сроков их предполагаемого включения в границы населенных пунктов.
В случае передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществления полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, в целях предоставления для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, рекомендуется учитывать, что согласно части 1.1 статьи 14 Федерального закона от 24 июля 2008 г. N 161-ФЗ "О содействии развитию жилищного строительства", принятие органом государственной власти решений о предоставлении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей, допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки в границах земельных участков, осуществление полномочий по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации. Принимая во внимание, что безвозмездная передача земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, для жилищного строительства является формой государственной поддержки таких семей, в закон субъекта Российской Федерации, регулирующий указанные правоотношения, рекомендуется включить норму, согласно которой предоставление земельных участков таким гражданам допускается только после обеспечения указанных земельных участков объектами инфраструктуры в соответствии с параметрами планируемого строительства систем инженерно-технического обеспечения, предусмотренными проектами планировки территории в границах указанных земельных участков, осуществление полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению которыми передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Указанный нормативный акт носит рекомендательный характер. Кроме того, из Рекомендаций следует, что земельные участки, предоставляемые гражданам, имеющим трех и более детей, не во всяком случае на момент предоставления подлежат обеспечению объектами инфраструктуры, поскольку субъектам также рекомендуется учитывать, что согласно пункту 4 части 1 статьи 14, пункту 4 части 1 статьи 15, пункту 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" вопросы организации в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, а также водоотведения относятся к вопросам местного значения соответствующих муниципальных образований (пункт 38).
В соответствии с пунктом 1 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения у муниципальных образований возникают расходные обязательства.
Таким образом, обязанность по обеспечению объектами инфраструктуры земельных участков в целях предоставления на безвозмездной основе для индивидуального жилищного строительства гражданам, имеющим трех и более детей, может быть выполнена соответствующим муниципальным образованием в порядке решения вопросов местного значения, в том числе и в после предоставления такого участка.
Кассационная жалоба ссылок на обстоятельства, влекущие безусловную отмену постановленных судебных актов в кассационном порядке, не содержит, позиция подателя жалобы направлена на иную правовую оценку установленных обстоятельств дела, выводов судов не опровергает, о нарушениях норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не свидетельствует, ввиду чего не может повлечь отмену по существу правильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Читы от 13 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Забайкальского краевого суда от 3 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сосниной О.С. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.