Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Лысовой Е.В.
судей: Шамрай М.С, Анненковой К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотчевой Ольги Владимировны к Управлению МВД России по Смоленской области об исчислении стажа службы в органах внутренних дел, по кассационной жалобе Зотчевой Ольги Владимировны на решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 16 ноября 2021 года, Заслушав доклад судьи судебной коллегии по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции Шамрай М.С, судебная коллегия
установила
Зотчева О.В. обратилась в суд с иском к Управлению МВД России по Смоленской области об исчислении стажа службы в органах внутренних дел, указав в обоснование заявленных требований, что с 15 марта 2013 года по 31 мая 2020 года проходила федеральную государственную гражданскую службу Российской Федерации на различных должностях в Управлении ФССП России по Смоленской области.
31 мая 2020 года освобождена от должности в связи с переходом на государственную службу иного вида, с 01 июня 2020 года назначена на должность начальника отделения - старшего судебного пристава отделения судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Смоленску с присвоением специального звания - лейтенант внутренней службы. 31 июля 2020 года служебный контракт расторгнут по инициативе истца.
04 сентября 2020 года между истцом и УМВД России по Смоленской области заключен срочный трудовой договор на период испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел. 01 декабря 2020 года заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел с назначением на должность следователя отделения по расследованию преступлений против личности и незаконного оборота оружия отдела N 1 СУ УМВД России по г. Смоленску.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел Российской Федерации исчислен истцу ответчиком на дату заключения контракта 04 декабря 2021 года продолжительностью 05 месяцев, то есть, с даты присвоения ей УФССП России по Смоленской области специального звания лейтенант внутренней службы.
Не соглашаясь с произведенным ответчиком расчетом выслуги, истец просила суд обязать УМВД России по Смоленской области зачесть в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел Российской Федерации стаж службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации - 09 лет 09 месяцев 15 дней.
Решением Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 16 ноября 2021 года, в удовлетворении исковых требований Зотчевой О.В. отказано.
В кассационной жалобе Зотчева О.В. просит об отмене судебных постановлений, в связи с их незаконностью и необоснованностью, нарушением судами норм материального и процессуального права. Приводя нормы права, регулируемые спорные правоотношения, кассатор настаивает на том, что стаж истца (выслуга лет) в органах принудительного исполнения Российской Федерации на момент увольнения, то есть, на 31 июля 2020 года, составил 09 лет 09 месяцев 15 дней и подлежит зачету в выслугу лет для выплаты ежемесячной процентной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел в полном объеме.
Согласно ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились стороны. Направленные в адрес истца судебное извещение возвращено в связи с истечением срока хранения.
С учетом положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, в том числе, принимая во внимание, что информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Второго кассационного суда общей юрисдикции.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены либо изменения судебных постановлений в кассационном порядке не имеется.
В соответствии со ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такого характера нарушения судами первой и апелляционной инстанций при разрешении настоящего дела не допущено.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом, 15 марта 2013 года Зотчева О.В. принята на государственную гражданскую службу Российской Федерации и назначена на федеральную государственную гражданскую должность ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) Ленинского РОСП г. Смоленска с присвоением классного чина юстиции юрист 3 класса.
01 августа 2017 года переведена на должность ведущего специалиста-эксперта (дознавателя) Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Смоленску.
12 января 2018 года переведена на должность главного специалиста-эксперта (дознавателя) Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Смоленску.
23 октября 2018 года истец переведена на должность судебного пристава (дознавателя) отдела организации дознания.
20 сентября 2019 года переведена на должность начальника отдела - старшего судебного пристава Отдела судебных приставов по исполнению исполнительных документов о взыскании алиментных платежей и дознанию по г. Смоленску.
31 мая 2020 года освобождена от занимаемой должности в связи с переводом на государственную службу иного вида.
Приказом от 20 мая 2020 года Зотчева О.В. с 01 июня 2020 года принята на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, назначена на должность начальника отделения - старшего судебного пристава с присвоением специального звания - лейтенант внутренней службы.
По состоянию на 31 июля 2020 года выслуга лет в календарном исчислении составила 7 лет 04 месяца 16 дней, в льготном исчислении 09 лет 09 месяцев 15 дней.
04 сентября 2020 года между Зотчевой О.В. и Управлением МВД России по Смоленской области заключен срочный трудовой договор на период испытания при поступлении на службу в органы внутренних дел. 01 декабря 2020 года заключен контракт о прохождении службы в органах внутренних дел с назначением на должность следователя отделения по расследованию преступлений против личности и незаконного оборота оружия отдела N1 СУ УМВД России по г. Смоленску.
23 марта 2021 года издан приказ Управления МВД России по Смоленской области N 20л/с, согласно которому Зотчевой О.В. установлен стаж службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания по состоянию на 1 января 2021 г. равный 05 месяцам 28 дням.
Основанием для издания приказа от 23 марта 2021 года явилось заключение Управления МВД РФ по Смоленской области от 01 февраля 2021 года об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет).
Как следует из указанного заключения, принято решение о включении в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) следующих периодов службы (работы) истца: с 01 июня 2020 года по 31 июля 2020 года, с 03 сентября 2020 года по 03 декабря 2020 года, с 03 декабря 2020 года по настоящее время, итого по состоянию на 01 января 2021 г. - 05 месяцев 28 дней.
При этом, период прохождения Зотчевой О.В. федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения РФ с 15 марта 2013 года по 31 мая 2020 года в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания не вошел.
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 года N 1158 "О порядке исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции", и исходил из того, что работа на должностях федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения до принятия Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения РФ" в силу специального правового регулирования не включается в стаж службы (выслуги лет) в органах внутренних дел.
С приведенными выводами суда первой инстанции и их нормативно-правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав на то, что в стаж службы (выслуги лет) Зотчевой О.В. в органах внутренних дел подлежит включению только период работы в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, то есть с 01 июня 2020 года.
Отклоняя доводы истца о том, что в Федеральном законе N 118-ФЗ от 21 июля 1997 года "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" нет прямого указания на то, что граждане считаются сотрудниками именно с момента присвоения специального звания, и, признавая их несостоятельными, суд апелляционной инстанции сослался на то, что законодателем четко установлено, что к категории "сотрудники" относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Суд апелляционной инстанции также отклонил ссылки Зотчевой О.В. на Федеральный закон от 01 октября 2019 года N 328 "О службе в органах принудительного исполнения РФ", Постановление Правительства Российской Федерации от 20 июня 2020 года N 896, указав, что положения данных нормативных актов распространяются на сотрудников органов принудительного исполнения наказания, а не на сотрудников органов внутренних дел.
Суд кассационной инстанции соглашается с указанными выводами суда первой и апелляционной инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, сделаны на основании полного и всестороннего исследования представленных в материалы дела доказательств. Судебными инстанциями правильно применены нормы материального и процессуального права, с которыми судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции соглашается.
В судебных постановлениях приведено правильное толкование норм материального права, в частности, Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", подлежащих применению к спорным отношениям, результаты оценки доказательств по правилам ст. 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы истца о наличии оснований для включения в стаж для исчисления выслуги лет в органах внутренних дел периодов службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 15 марта 2013 года по 31 мая 2020 года, являются необоснованными по следующим основаниям.
Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 348-ФЗ в п. 5 ч. 2 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ внесены изменения с 01 января 2020 года, согласно которым в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включается служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном этим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В соответствии с ч. 2 указанной статьи в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются: 1) период замещения сотрудником органов внутренних дел должностей в органах внутренних дел; 2) период нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти, в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в случаях, предусмотренных этим. Федеральным законом; 3) период прикомандирования сотрудника органов внутренних дел в соответствии со статьей 32 этого Федерального закона; 4) период приостановления сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел в соответствии с частью 1 статьи 37 этого Федерального закона; 5) период прохождения гражданином военной службы, службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск рациональной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации; 6) период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации; 7) период замещения гражданином должностей в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, по которым Предусмотрено присвоение классных чинов; 8) период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий; 9) период работы судьей и пр.
Согласно п. 7 ст. 1 Федерального закона от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудником является гражданин, проходящий в соответствии с названным Федеральным законом службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания.
Федеральным законом от 01 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" Федеральный закон от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" дополнен главой I.1 (Общие положения), включающей п. 1 ст. 6.4, согласно которому к работникам федерального органа принудительного исполнения, территориальных органов принудительного исполнения и их подразделений относятся граждане, проходящие службу в органах принудительного исполнения в должности, по которой предусмотрено присвоение специального звания, федеральные государственные гражданские служащие, замещающие должности федеральной государственной гражданской службы в органах принудительного исполнения, рабочие и служащие органов принудительного исполнения.
Согласно подпункту "ш" пункта 2 Правил исчисления стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу: месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2011 г. N 1158, в стаж службы (выслугу лет) сотрудникам включаются периоды замещения государственных должностей Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 г. N 32 "О государственных должностях Российской Федерации" утвержден Сводный перечень наименований государственных должностей Российской Федерации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами Российской Федерации и РСФСР.
Данным Сводным перечнем судебные приставы-исполнители не предусмотрены.
Установив, что истец до 01 июня 2020 года, являясь федеральным государственным гражданским служащим, замещающим должность федеральной государственной гражданской службы, не являлась сотрудником органов принудительного исполнения, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы истца в органах принудительного исполнения Российской Федерации с 15 марта 2013 года по 31 мая 2020 года включению в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел Российской Федерации не подлежит.
Приведенные истцом в жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, так как в соответствии с ч. 3 ст. 390 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
В целом, доводы кассационной жалобы Зотчевой О.В. повторяют ее позицию по делу и не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, направленными на переоценку уже имеющихся по делу доказательств.
Нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, допущено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 379.6, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Смоленска от 24 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 16 ноября 2021 года оставить без изменения, кассационную жалобу Зотчевой Ольги Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.