Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Трапезникова И.И., рассмотрев жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) "данные изъяты". на вступившее в законную силу решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении акционерного общества "Энерго-Газ-Ноябрьск"
установил:
постановлением N03/4-277/2021 государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) "данные изъяты" от 08 июня 2021 года акционерное общество "Энерго-Газ-Ноябрьск" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350 000 рублей.
Решением судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2021 года (N12-407/2021) указанное постановление отменено и производство по делу об административном правонарушении в отношении АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции на вступившее в законную силу решение судьи государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора "данные изъяты" просит отменить решение судьи городского суда, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неверное толкование судом норм права.
АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" уведомлено в соответствии с требованиями части 2 статьи 30.15 КоАП РФ о поданной на указанный судебный акт жалобе, на жалобу поступили возражения, в которых представитель общества указывает на несогласие с доводами жалобы и просит оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 7 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по разработке проектов нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение или направлению таких проектов на утверждение в уполномоченный орган, если такая обязанность установлена законодательством Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений Северо-Уральского Управления Росприроднадзора N98-р от 08.04.2021 года, N122-р от 28.04.2021 года в период с 15 апреля 2021 года по 20 мая 2021 года проведена плановая выездная проверка в отношении АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", по результатам которой составлен акт N 97 от 20 мая 2021 года; в ходе проверки установлено, что АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" осуществляет эксплуатацию объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, являющегося объектом НВОС I категории, код объекта "данные изъяты"; у общества, при подтвержденном факте обращения с отходами, отсутствуют утвержденные в установленном порядке нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, а также отсутствует документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" к административной ответственности по части 7 статьи 8.2 КоАП РФ.
При пересмотре дела по жалобе представителя АО "Энерго-Газ-Ноябрьск" судья городского суда пришел к выводу об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения, указав на то, что проект нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение обществом был разработан и неоднократно направлялся на утверждение в уполномоченный орган, то есть обществом совершаются активные действия, направленные на обеспечение условий для утверждения уполномоченным органом проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение.
Вместе с тем указанные выводы судьей городского суда сделаны без учета следующего.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ). Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Выяснение указанных обстоятельств является обязанностью судьи, при этом правовая оценка обстоятельств дела должна быть основана на всестороннем, полном и объективном их исследовании, что предполагает вынесение мотивированного решения по делу об административном правонарушении.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В силу пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пунктов 1, 2, 7 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством, обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы; при этом нормативы образования отходов и лимиты на их размещение разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий, определяемых в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды; порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Такой порядок установлен Приказом Минприроды России от 08.12.2020 года N 1029, в силу пункта 11 которого индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность на объектах I категории, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту размещения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду I категории, в том числе, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, разработанные индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом в соответствии с методическими указаниями, указанными в пункте 3 настоящего Порядка. В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и нормативах образования отходов и лимитах на их размещение, территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов и направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (пункт 13 Порядка). Пункт 15 Порядка предусматривает, что территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в срок, не превышающий 30 рабочих дней с даты приема заявления и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принимают решение об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение либо решение об отказе в их утверждении (с мотивированным обоснованием), также указанный пункт устанавливает основания для отказа в утверждении нормативов.
Между тем при рассмотрении дела судом не проверены обстоятельства, на которые суд сослался, как на основание для выводов о наличии условий для освобождения юридического лица от административной ответственности; не установлено, что у общества не имелось возможности для соблюдения вышеприведенных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и при этом обществом действительно были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Указание судом в решении на то, что обществом предпринимались меры для разработки проекта нормативов образования отходов производства и потребления и лимитов на их размещение, само по себе не является подтверждением того, что общество не имело реальную возможность выполнения требований Порядка, и с учетом этого, заключение суда об отсутствии в данном случае состава административного правонарушения преждевременно.
Суд при принятии решения и правовой оценке юридически значимых обстоятельств настоящего дела руководствовался исключительно положениями Порядка, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25 февраля 2010 года N 50, не учтя, между тем, что указанный Порядок не действовал на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, поскольку утратил силу с 1 января 2021 года в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года N 1496.
Таким образом судья городского суда не выполнил требования о полном, объективном и всестороннем исследовании обстоятельств дела в нарушение требований статьи 24.1, статьи 26.1, 26.11 и части 3 статьи 30.6 КоАП РФ.
Вышеуказанные обстоятельства свидетельствуют о допущенных судьей существенных нарушениях процессуальных требований, не позволивших полно, объективно и всесторонне рассмотреть дело об административном правонарушении в соответствии с установленным процессуальным порядком пересмотра судебных постановлений, не вступивших в законную силу, и решение судьи городского суда нельзя признать законным и обоснованным.
Принимая во внимание, что срок давности привлечения к административной ответственности АО "Энерго-Газ-Ноябрьск", установленный статьей 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время не истек, с учетом положений пункта 3 части 2 статьи 30.17 КоАП РФ решение судьи городского суда подлежит отмене, а дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение в Ноябрьский городской суд ЯНАО.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть указанное, принять меры к полному, всестороннему и объективному выяснению всех юридически значимых обстоятельств дела, дать оценку всем представленным в деле доказательствам по правилам, предусмотренным статьями 26.2, 26.11 КоАП РФ, принять по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 - 30.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановил:
решение судьи Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 30 ноября 2021 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ноябрьский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа.
Судья Седьмого кассационного суда
общей юрисдикции Трапезникова И.И.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.