Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Зеленовой Е.Ф, Руновой Т.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1321/2021 по иску Гораевской Людмилы Яковлевны к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Министерству социальных отношений Челябинской области, Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о признании решения незаконным, возложении обязанности выдать удостоверение, по кассационной жалобе Гораевской Людмилы Яковлевны на решение Сосновского районного суда Челябинской области от 05 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя Гораевской Л.Я. - Коноплевой Д.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, пояснения представителя Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Стрельниковой Е.М. не возражавшей против удовлетворения жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Гораевская Л.Я. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области (далее УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области), Министерству Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС России), в котором просила признать незаконным решение УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области N 293 от 29 января 2021 года об отказе в оформлении удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя супруга "данные изъяты" "посмертно", о возложении обязанности на МЧС России выдать ей удостоверение установленного образца на имя умершего супруга участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС "данные изъяты"
В обоснование исковых требований указала, что её супруг являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, что подтверждается копией удостоверения серии А N005171 от 04 декабря 1992 года. С 29 апреля 1992 года "данные изъяты" являлся инвалидом II группы, ему была установлена утрата профессиональной трудоспособности 80%, профзаболевание связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На основании постановления Киевского окружного административного суда от 17 декабря 2018 года "данные изъяты" был присвоен статус инвалида войны. 24 мая 2019 года "данные изъяты" умер. Согласно экспертному заключению заболевание, которое привело к смерти, связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. 14 ноября 2019 года истцом получено удостоверение жены умершего гражданина из числа участников последствий аварии на Чернобыльской АЭС. После смерти супруга истец переехала в Российскую Федерацию, оформила гражданство, 16 декабря 2020 года она обратилась по вопросу оформления удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя супруга посмертно. Решением от 29 января 2021 года N 293 УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Гораевской Л.Я. отказано в оформлении удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя супруга "данные изъяты" "посмертно", поскольку "данные изъяты" не являлся гражданином Российской Федерации. Данное решение является необоснованным, поскольку согласно Конституции Российской Федерации Российская Федерация является правопреемником Союза ССР, соответственно "данные изъяты" признается ликвидатором последствий аварии на Чернобыльской АЭС и на территории Российской Федерации.
Определением Сосновского районного суда Челябинской области от 28 июня 2021 года в качестве соответчика привлечено Министерство социальных отношений Челябинской области.
Решением Сосновского районного суда Челябинской области от 05 июля 2021 года и дополнительным решением Сосновского районного суда Челябинской области от 25 октября 2021 года в удовлетворении исковых требований Гораевской В.Ю. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 января 2022 года решение Сосновского районного суда Челябинской области от 05 июля 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Гораевской В.Ю. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Гораевская В.Ю. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает на то, что она и супруг на момент Чернобыльской катастрофы являлись гражданами СССР, проживавшими на территории Украинской ССР. Статус "данные изъяты" в качестве участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и его смерть в результате заболевания, полученного в связи с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС, подтверждены в установленном порядке. То обстоятельство, что "данные изъяты" на момент смерти не являлся гражданином Российской Федерации, не может являться основанием для ограничения её прав, поскольку на момент аварии "данные изъяты" являлся гражданином СССР, тогда как Российская Федерация является правопреемником СССР по социальным обязательствам.
Истец Гораевская Л.Я, представители ответчиков - УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, Министерства социальных отношений Челябинской области в судебное заседание кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с части 3 статьи 167, части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что имеются основания, предусмотренные статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Гораевская Л.Я. состояла в браке с "данные изъяты". с 19 мая 1990 года.
"данные изъяты" являлся участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Экспертным заключением Киевского регионального межведомственного экспертного Совета на заседании N 8-92 от 17 марта 1991 года установлено, что имеющийся у "данные изъяты" диагноз связан с работами по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, "данные изъяты" выданы соответствующие справки.
На основании постановления Киевского окружного административного суда от 17 декабря 2008 года "данные изъяты" выдано удостоверение инвалида войны.
"данные изъяты" умер 24 мая 2019 года.
Экспертным заключением Центральной межведомственной экспертной комиссией МОЗ и МЧС Украины от 21 июня 2021 года установлено, что заболевание, которое привело к смерти "данные изъяты", связано с работами по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
14 ноября 2019 года Киевской областной администрацией Гораевской Л.Я. выдано удостоверение жены умершего гражданина из числа участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории I, смерть которого связана с Чернобыльской катастрофой.
02 декабря 2020 года Гораевской Л.Я. выдан паспорт гражданина Российской Федерации.
16 декабря 2020 года Гораевская Л.Я. обратилась в Управление социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области для оформления удостоверения вдовы умершего ликвидатора аварии на Чернобыльской АЭС, представив следующие документы: заявление, копию паспорта, копию удостоверения жены умершего ликвидатора Чернобыльской АЭС, копию свидетельства о смерти, копию свидетельства о заключении брака, копию экспертного заключения, копию удостоверения участника ликвидации Чернобыльской АЭС, копию справки об инвалидности, копию СНИЛС, копию уведомления из пенсионного органа, фото.
Представленные Гораевской Л.Я. заявление и документы были направлены Управлением социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области в Министерство социальных отношений Челябинской области.
В письме от 23 декабря 2020 года, направленном в адрес Гораевской Л.Я, Министерство социальных отношений Челябинской области указало, что направление заявки в МЧС России на выдачу удостоверения невозможно, поскольку супруг не являлся гражданином Российской Федерации.
В письме от 29 января 2021 года N 293, направленном Гораевской Л.Я, Управление социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района Челябинской области указало на невозможность направления заявки в МЧС России о выдаче удостоверения.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований Гораевской Л.Я, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 3, 13, 14, 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", пунктами 2, 4, 5 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 года, исходил из того, что "данные изъяты" при жизни гражданином Российской Федерации не являлся, инвалидом вследствие чернобыльской катастрофы учреждениями медико-социальной экспертизы Российской Федерации не признавался, удостоверение установленного образца, дающее право на получение мер социальной поддержки как инвалиду вследствие ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "данные изъяты" не выдавалось, и пришел к выводу, что данное право не может быть распространено на его вдову Гораевскую Л.Я.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов основанными на неправильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделанными при существенном нарушении норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статья 39).
В определении от 15 ноября 2007 года N 736-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что, осуществляя правовое регулирование, позволяющее реализовать конституционные гарантии в социальной сфере, законодатель вправе устанавливать виды обеспечения, порядок и условия приобретения права пользования ими, круг получателей тех или иных социальных выплат.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" гражданам Российской Федерации гарантируются установленные настоящим Законом возмещение вреда, причиненного их здоровью и имуществу вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, возмещение вреда за риск вследствие проживания и работы на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, превышающему допустимые уровни в результате чернобыльской катастрофы, а также предоставление мер социальной поддержки.
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, в частности, относятся инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения (пункт 2 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1);
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ; лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений (пункт 3 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1);
граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1988 - 1990 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС; военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные в эти годы к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1988 - 1990 годах службу в зоне отчуждения (пункт 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1).
Частью 4 статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 2, 3, 7, 8, 12, 14 и 15 части первой настоящей статьи, распространяются на семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также на семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в настоящей статье.
Согласно части 4 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации (часть 4, 5 статьи 15 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1).
Приказом МЧС России N 253, Минтруда России N 207н, Минфина России N 73н от 21 апреля 2020 года утвержден Порядок и условия оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС (далее Порядок), пунктом 2 которого предусмотрено, что удостоверения выдаются вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона.
В силу подпункта "в" пункта 4 Порядка оформление и выдача гражданам удостоверения производится следующими уполномоченными органами: органами в сфере социальной защиты населения, уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, - пенсионерам, пенсионное обеспечение которых осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации, неработающим инвалидам, членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, указанных в настоящем подпункте.
Согласно пункту 5 Порядка члены семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, для оформления и получения удостоверения обращаются в уполномоченные органы с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:
а) удостоверение умершего гражданина (при отсутствии удостоверения один или несколько документов из перечисленных в пунктах 6 или 7 Порядка и условий);
б) паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, свидетельство о рождении);
в) документы (либо заверенные копии), удостоверяющие личность умершего и содержащие указание на гражданство Российской Федерации;
г) свидетельство о браке;
д) свидетельство (свидетельства) о смерти.
е) документы, подтверждающие родственные связи гражданина, обращающегося за получением удостоверения, с умершим участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Членам семьи, в том числе вдовам (вдовцам) умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, удостоверение выдается на имя умершего участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Разрешая исковые требования о возложении обязанности выдать Гораевской Л.Я. удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя ее супруга "данные изъяты" посмертно, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации катастрофы на Чернобыльской АЭС", не усмотрел оснований для удовлетворения требований истца, поскольку "данные изъяты" на территорию Российской Федерации не переселялся, удостоверение ликвидатора было получено им на территории Украины в соответствии с законодательством Республики Украина, инвалидом вследствие заболевания, полученного при ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС он был признан по законодательству Республики Украина.
Необходимым условием отнесения Гораевского Л.Я. к категории граждан, на которых распространяется действие статьи 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1, является документальное подтверждение обстоятельств выполнения им работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 - 1990 годы.
Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 31 марта 1990 года N 325 "О мерах по улучшению медицинского обслуживания и социального обеспечения лиц, принимавших участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС" было предписано возложить на Центральный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС (г. Киев), на аналогичные региональные межведомственные экспертные советы, а также на военно - врачебные комиссии, образованные Министерством обороны СССР, установление причинной связи заболевания и инвалидности с выполнением работ по ликвидации последствий указанной аварии. Установить, что заключения этих советов и военно - врачебных комиссий являются основанием для органов и учреждений здравоохранения, социального обеспечения и профсоюзных организаций при определении состояния трудоспособности и степени ее утраты лицами, выполнявшими такие работы (пункт 3).
Этим же постановлением был установлен перечень льгот, предоставляемых лицам, принимавшим участие в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
В пункте 7 данного постановления было предусмотрено, что участникам ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС выдается удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, являющееся документом, подтверждающим право на установленные льготы, и нагрудный знак.
Постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 14 мая 1990 года N 192 были утверждены форма удостоверения и дано поручение об изготовлении нагрудного знака.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции не принял во внимание экспертное заключение Киевского регионального межведомственного экспертного Совета N 8-92 от 17 марта 1991 года, которым было установлено, что имеющееся у "данные изъяты" заболевание связано с выполнением работ по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС; не установилвыдавалось ли "данные изъяты" на основании данного заключения в соответствии с постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 31 марта 1990 года N 325, постановлением Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 14 мая 1990 года N 192 удостоверение участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС; являлся ли "данные изъяты" гражданином СССР в указанный период времени и был ли подтвержден его статус участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС органами государственной власти СССР.
Между тем, эти обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции допущенные судом первой инстанции нарушения не устранил.
Согласно правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно указывал в судебных постановлениях, что признание и обеспечение права граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, возникшего вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, составляет конституционную обязанность Российской Федерации как социального правового государства; сам факт массового причинения вреда здоровью граждан, оказавшихся в зоне влияния радиационного излучения, обусловливает возникновение конституционно-правовых отношений по поводу возмещения вреда, причиненного их здоровью, между гражданами и государством, с деятельностью которого в сфере освоения и использования ядерной энергии связано причинение вреда; особенности этих отношений предполагают обеспечение государством гарантированной стабильности при реализации закрепленного статьей 42 Конституции Российской Федерации права каждого на возмещение ущерба; при этом, федеральный законодатель, определяя порядок обеспечения функционирования механизма возмещения вреда, может избирать различные способы возмещения вреда - льготы, денежные (материальные) компенсации, входящие в объем возмещения вреда на основе принципа максимально возможного использования государством имеющихся средств для обеспечения достаточности такого возмещения, однако независимо от того, о каких способах возмещения идет речь, он не вправе отменять или уменьшать уже признанный государством объем возмещения вреда - такой объем должен безусловно соблюдаться (Постановления от 01 декабря 1997 года N 18-П, от 19 июня 2002 года N 11-П и др.).
На основании части второй статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие - либо из них не ссылались.
Согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (статья 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Частью 1 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
В мотивировочной части решения суда должны быть указаны выводы суда, вытекающие из установленных им обстоятельств дела, доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела и доводы в пользу принятого решения, мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства, принял или отклонил приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле (пункт 2 части 4 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Приведенные выше требования процессуального закона в силу абзаца второго части первой статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации распространяются и на суд апелляционной инстанции, который повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного кодекса.
В соответствии с пунктами 5, 6 и 7 части второй статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах, законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии постановления, мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части, мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.
Однако вышеназванные требования закона и разъяснения при рассмотрении дела судами при разрешении спора не учтены.
С учетом изложенного, выводы судов об отсутствии правовых оснований для оформления Гораевской Л.Я. удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС на имя супруга посмертно по мотиву не проживания "данные изъяты" на территории Российской Федерации и не получения им соответствующих мер социальной поддержки на территории Российской Федерации, являются преждевременными, сделанными без учета всех фактических обстоятельств спора, подлежащих установлению при рассмотрении настоящего дела, что привело к нарушению задач и смысла гражданского судопроизводства, установленных статьей 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и права истца на справедливую, компетентную, полную и эффективную судебную защиту, гарантированную каждому частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации.
С учетом изложенного обжалуемые судебные постановления нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами материального права, установленными по делу обстоятельствами и с соблюдением требований процессуального закона.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сосновского районного суда Челябинской области от 05 июля 2021 года, дополнительное решение Сосновского районного суда Челябинской области от 25 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 25 января 2022 года отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Сосновский районный суд Челябинской области.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.