Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Фроловой Т.В, судей Латушкиной С.Б, Гусева Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3401/2021 (УИД 54RS0005-01-2021-002955-78) по делу по иску Равиловой Екатерины Геннадьевны к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службе судебных приставов России об обязании издать приказ о присвоении специального звания, взыскании компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службы судебных приставов России на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службы судебных приставов России Приходько А.С, действующей на основании доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, истца Равиловой Е.Г, поддержавшей доводы письменных возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Равилова Е.Г. обратилась в Кировский районный суд города Новосибирска с иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области (далее - УФССП России по Новосибирской области), Федеральной службе судебных приставов России (далее - ФССП России).
В обоснование исковых требований Равилова Е.Г. указала, что она состояла в должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Новосибирска, классный чин - юрист первого класса, срок службы в органах ФССП России - 4 года 8 месяцев.
20 января 2020 г. она была уведомлена о сокращении замещаемой ею должности и предложено изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения, о чём проинформировать кадровое подразделение УФССП России по Новосибирской области не позднее 29 февраля 2020 г.
Равилова Е.Г. подала соответствующие заявления. В дальнейшем она успешно прошла все необходимые проверки, освидетельствования и исследования.
Равиловой Е.Г. была предложена должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска.
С данным предложением Равилова Е.Г. согласилась и подала заявление о принятии на службу.
14 мая 2020 г. Равиловой Е.Г. вручено уведомление об отказе в приёме на службу по результатам повторного психологического отбора.
21 мая 2020 г. Равилова Е.Г. уволена с должности заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Новосибирска. Не согласившись с увольнением, Равилова Е.Г. обратилась за защитой нарушенного права.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. исковые требования Равиловой Е.Г. были удовлетворены, судом признаны незаконными и отменены - решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Равиловой Е.Г, - результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Равиловой Е.Г, - решение (уведомление) руководителя УФССП России по Новосибирской области об отказе Равиловой Е.Г. в приёме на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, - приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б.Э.В. N-к от 21 мая 2020 г. "Об увольнении Е.Г. Равиловой", ФССП России, УФССП России по Новосибирской области обязаны заключить с Равиловой Е.Г. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г.
После вступления решения в законную силу, 9 апреля 2021 г. Равилова Е.Г. прибыла на рабочее место и уведомила работодателя о том, что находится на восьмом месяце беременности, предоставила медицинскую справку, сообщила о том, что 22 апреля 2021 г. ей будет выдан листок нетрудоспособности по беременности и родам, просила выплатить заработную плату за период вынужденного прогула, однако работодатель проигнорировал её просьбы, ответа она не получила.
12 апреля 2020 г. она была ознакомлена с приказом от 9 апреля 2021 г. N-к "Об отмене приказа УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N-к "Об увольнении Е.Г. Равиловой".
Вместе с тем, приказа о назначении на должность судебного пристава- исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска Равиловой Е.Г, а вместе с этим и приказа о присвоении специального звания, до сих пор нет.
28 мая 2021 г. Равиловой Е.Г. были вручены копия контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 27 мая 2021 г, копия приказа от 25 мая 2021 г. N-ЛС "О заключении срочного контракта с Равиловой Е.Г." и направлены ей для ознакомления копии приказов от 26 мая 2021 г. N-к "Об увольнении Е.Г. Равиловой" и от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой".
31 мая 2021 г. она подала заявление руководителю ФССП АО Новосибирской области с просьбой в 3-дневный срок ознакомить её и выдать копии приказов о назначении на должность, о присвоении специального звания и внесении изменений в приказ 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой". Ответ на данное заявление Равиловой Е.Г. получен не был.
С учётом изложенного, Равилова Е.Г. просила обязать директора ФССП России издать приказ о назначении её на должность судебного пристава- исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области и присвоения Равиловой Е.Г. первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы;
Обязать руководителя УФССП России по Новосибирской области внести изменения в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б.Э.В. от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой" в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, на основании пункта 2 Приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации;
Засчитать Равиловой Е.Г. период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания в стаж работы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания;
Обязать УФССП России по Новосибирской области произвести перерасчёт и выплату денежного довольствия, перерасчёт отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком, в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.
Взыскать с ФССП России компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 29 октября 2021 г. исковые требования Равиловой Е.Г. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г. решение Кировского районного суда города Новосибирска от 29 октября 2021 г. отменено, принято по делу новое решение, которым исковые требования Равиловой Е.Г. удовлетворены частично.
На руководителя ФССП России возложена обязанность издать приказ о назначении Равиловой Е.Г. на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области и присвоении Равиловой Е.Г. первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы.
На руководителя УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность внести изменения в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области Б.Э.В. от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой" в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, на основании Приказа ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации.
Постановлено засчитать Равиловой Е.Г. период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания в стаж работы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в срок выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания;
На УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность произвести Равиловой Е.Г. перерасчёт и выплату денежного довольствия, перерасчёт отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребёнком, в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.
С УФССП России по Новосибирской области в пользу Равиловой Е.Г. взыскана компенсация морального вреда в размере 10 000 рублей.
Также с УФССП России по Новосибирской области взыскана госпошлина в доход местного бюджета 300 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, УФССП России по Новосибирской области, ФССП России просят отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г.
На кассационную жалобу Равиловой Е.Г. принесены письменные возражения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Кировского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. удовлетворены исковые требования Равиловой Е.Г.: признано незаконным и отменено решение Центральной комиссии по психологическому отбору на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации об отмене заключения о профессиональной пригодности в отношении Равиловой Е.Г, а также признаны незаконными и отменены результаты повторного профессионального психологического отбора на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в отношении Равиловой Е.Г. Признан незаконным и отменён приказ руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области Б.Э.В. N-к от 21 мая 2020 "Об увольнении Е.Г. Равиловой". На ФССП России, УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Равиловой Е.Г. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г. Указанное решение вступило в законную силу 8 апреля 2021 г.
Приказом N-к от 9 апреля 2021 г. "Об отмене приказа УФССП России по Новосибирской области от 21 мая 2020 г. N-к "Об увольнении Е.Г. Равиловой", отменён приказ N-к от 21 мая 2020 г. об увольнении Равиловой Е.Г.
Директором ФССП России 25 мая 2021 г. вынесен приказ N-к, которым руководителю УФССП России по Новосибирской области приказано заключить срочный контракт с Е.Г. Равиловой о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя по Заельцовскому району г. Новосибирска с 1 июня 2020 г.
С Равиловой Е.Г. 27 мая 2021 г. заключён контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на 5 лет с 1 июня 2020 г. по 31 мая 2025 г.
27 мая 2021 г. руководителем УФССП России по Новосибирской области вынесен приказ об установлении денежного довольствия Равиловой Е.Г. с 1 июня 2020 г. в виде месячного оклада 17 356 руб, ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия службы в размере 20 % должностного оклада, процентной надбавки к денежному довольствию за службу в местностях с неблагоприятными климатическими и экологическими условиями, в том числе, в отдалённых местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях в размере 20 %.
Приказом от 27 мая 2021 г. N-к прекращён служебный контракт с Равиловой Е.Г. от 12 апреля 2019 г. N, истец освобождена от замещаемой должности государственной гражданской службы - заместителя начальника отдела - старшего судебного пристава ОСП по Железнодорожному району г. Новосибирска и уволена с федеральной государственной гражданской службы 31 мая 2020 г. в связи с переводом на государственную службу иного вида.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, полагая, что основанием для приёма Равиловой Е.Г. на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации является заключение по результатам психологического отбора от 15 января 2020 г. N, при этом, учитывая, что заключение профессионального психологического отбора действительно только в течение 12 месяцев со дня его составления, и поскольку на момент вступления решения суда в законную силу, действующее заключение отсутствует, пришёл к выводу о том, что необходимые условия для заключения с истцом служебного контракта и присвоения первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы отсутствуют, в связи с чем, не установив нарушения прав Равиловой Е.Г. со стороны ответчиков, пришёл к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных исковых требованиях в полном объёме.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что из буквального толкования статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 2, 9 Порядка назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утверждённого приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299, правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают, в том числе, на основании правового акта о назначении лица на должность, вместе с тем, заключая 27 мая 2021 г. с Равиловой Е.Г. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации на пять лет с 1 июня 2020 г, руководителем ФССП России не исполнена обязанность по изданию правового акта о назначении Равиловой Е.Г. на должность.
При этом суд апелляционной инстанции, не соглашаясь с выводами суда первой инстанции об отсутствии необходимых условий для заключения контракта по причине истечения 12 месячного срока с момента составления первоначального заключения профессионального психологического отбора и отсутствия действующего медицинского заключения, исходил из того, что указанные обстоятельства не имеют правового значения, поскольку вступившим в законную силу решением суда от 18 декабря 2020 г. установлено отсутствие оснований для повторного проведения в отношении истца психологического отбора и на момент принятия судом решения срок действия первоначального заключения о профессиональной пригодности от 15 января 2020 г. не истёк, контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с Равиловой Е.Г. заключён с 1 июня 2020 г.
Принимая решение об удовлетворении требований Равиловой Е.Г. о возложении на руководителя ФССП России обязанности издать приказ о назначении на должность судебного пристава-исполнителя ОСП по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области и присвоении Равиловой Е.Г. первого специального звания - младший лейтенант внутренней службы, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в силу положений части 2 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" первое специальное звание младшего лейтенанта внутренней службы присваивается гражданину при назначении на должность среднего начальствующего состава.
Удовлетворяя требования Равиловой Е.Г. о внесении изменений в приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой" в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, суд апелляционной инстанции руководствовался постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2020 г. N 1 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации", приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, Порядка выплаты премий за добросовестное выполнение служебных обязанностей сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации и Порядка оказания материальной помощи сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации", исходил из того, что приказ руководителя УФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой" не содержит сведений о включении в денежное довольствие Равиловой Е.Г. месячного оклада в соответствии со специальным званием младший лейтенант внутренней службы, которое работодатель, в нарушение закона своевременно истцу не присвоил.
Установив указанные обстоятельства, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания подлежит зачёту в стаж работы в органах принудительного исполнения, дающий право на дополнительный отпуск, надбавку за выслугу лет, пенсию за выслугу лет и иные социальные гарантии, установленные законодательством Российской Федерации, а также в сроки выслуги в специальном звании для присвоения очередного специального звания, а также подлежит перерасчёту денежное довольствие, отпуск по беременности и родам, отпуск по уходу за ребёнком в соответствии с присвоенным специальным званием за период с 1 июня 2020 г. по дату фактического издания приказа о назначении на должность и присвоении первого специального звания.
Установив нарушение трудовых прав Равиловой Е.Г, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации, учитывая обстоятельства дела, объём нарушенных ответчиком трудовых прав истца, характер причинённых истцу нравственных страданий, связанных с лишением возможности получать денежное довольствие в полном объёме, индивидуальные особенности истца, степени вины нанимателя, пришёл к выводу о том, с учётом требований разумности и справедливости в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда в размере 10 000 руб.
Оснований не согласиться с приведёнными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку данные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, нормам материального права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы о том, что на момент вступления в законную силу решения суда - 8 апреля 2021 г. срок действия первичного заключения от 15 января 2020 г. N истёк, следовательно на момент исполнения решения суда отсутствует необходимое условие для заключения служебного контракта - действующее заключение о профессиональной пригодности кандидата, у суда отсутствовали основания для возложения обязанности на ответчиков совершить то или иное действие, поскольку обстоятельства того, каким образом ответчик будет восстанавливать истца на службе подлежит разрешению непосредственно должником согласно ведомственным нормативно-правовым актам, не могут служить основанием для отмены обжалуемого апелляционного определения, поскольку не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены судебного постановления кассационным судом общей юрисдикции.
1 января 2020 г. вступил в силу Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ).
В статье 1 указанного закона даётся определение службы в органах принудительного исполнения как вида федеральной государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах принудительного исполнения, а также на должностях, не являющихся должностями в органах принудительного исполнения, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 2 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ правоотношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу (далее - гражданская служба) в органы принудительного исполнения, прохождением и прекращением такой службы, регулируются законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе Российской Федерации, а трудовые отношения - трудовым законодательством.
В силу части 1 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ") правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, и правового акта о назначении на должность.
На основании части 2 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином возникают в результате поступления на службу в органы принудительного исполнения по результатам конкурса (пункт 1); назначения на должность в органах принудительного исполнения (пункт 2); восстановления в должности в органах принудительного исполнения в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 3).
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ издание правового акта руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя о возникновении, об изменении и о прекращении правоотношений на службе в органах принудительного исполнения осуществляется на основании согласия или ходатайства гражданина (сотрудника), выраженных в письменной форме (далее - рапорт), если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ контракт вступает в силу со дня (с календарной даты), определённого (определённой) правовым актом о назначении гражданина на должность в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Процедура назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации (далее - органы принудительного исполнения) граждан Российской Федерации (далее - граждане), принимаемых на службу в органы принудительного исполнения, а также сотрудников органов принудительного исполнения (далее - сотрудники), назначаемых на указанные должности в порядке перевода, определена Порядком назначения на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава в органах принудительного исполнения Российской Федерации, утверждённым Приказом Минюста России от 20 декабря 2019 г. N 299 (далее - Порядок назначения на должности).
Согласно пункту 2 Порядка назначения на должности правоотношения на службе в органах принудительного исполнения между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключённого в соответствии с Федеральным законом от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", и правового акта о назначении на должность.
Сотрудники назначаются на должности младшего, среднего и старшего начальствующего состава приказами руководителя федерального органа принудительного исполнения, уполномоченного руководителя (пункт 3 Порядка назначения на должности).
В силу пункта 4 Порядка назначения на должности основаниями для издания приказа о назначении на должность являются: в отношении гражданина - ходатайство гражданина, выраженное в письменной форме в соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ; в отношении сотрудника - согласие сотрудника с назначением на должность или ходатайство о таком назначении, выраженное в письменной форме в его рапорте к руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю (далее - рапорт).
Контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения заключается на основании примерной формы контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения, утверждённой в соответствии с частью 7 статьи 23 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ (пункт 6 Порядка назначения на должности).
Проект приказа о назначении на должность передаётся на рассмотрение руководителю федерального органа принудительного исполнения, уполномоченному руководителю одновременно с представлением документов, послуживших основаниями для его подготовки, а также иных документов, связанных с назначением на должность (пункт 7 Порядка назначения на должности).
В приказе о назначении гражданина на должность указывается дата, с которой вступает в силу контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения, если иное не предусмотрено Федеральным законом (пункт 8 Порядка назначения на должности).
Приказ о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) объявляется кадровым подразделением гражданину или сотруднику под подпись в течение трёх рабочих дней со дня фактического начала службы. Копия приказа о назначении на должность (выписка из приказа о назначении на должность) и документы, послужившие основанием для назначения на должность, приобщаются к личному делу сотрудника (пункт 10 Порядка назначения на должности).
Статьёй 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ установлены заключительные положения.
Согласно части 2 статьи 92 гражданские служащие, изъявившие желание поступить на службу в органы принудительного исполнения в течение двух месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат медицинскому освидетельствованию на наличие или отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы принудительного исполнения. Направление на медицинское освидетельствование гражданских служащих, претендующих на замещение должностей младшего, среднего и старшего начальствующего состава, осуществляется после проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору, а также в отношении отдельных должностей после проведения психофизиологического исследования, тестирования, направленного на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, и проверки уровня физической подготовки.
Частью 3 данной статьи предусмотрено, что гражданские служащие, соответствующие требованию, установленному частью 1 настоящей статьи (предельный возраст поступления на службу), а также прошедшие профессиональный психологический отбор и медицинское освидетельствование, а в установленных случаях - психофизиологическое исследование, тестирование, направленное на изучение морально-этических и психологических качеств, выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами и проверку уровня физической подготовки, назначаются на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона на основании приказа руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя.
Руководствуясь приведёнными нормативными положениями, регулирующими порядок и условия поступления на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, установив, что вступившим в законную силу решением суда на ФССП России, УФССП России по Новосибирской области возложена обязанность заключить с Равиловой Е.Г. служебный контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации в должности судебного пристава-исполнителя отделения судебных приставов по Заельцовскому району г. Новосибирска УФССП России по Новосибирской области с 1 июня 2020 г, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу о том, что основанием назначения на должности в органах принудительного исполнения младшего, среднего и старшего начальствующего состава должен являться, в том числе правовой акт о назначении лица на должность.
Установив, что соответствующий приказ о назначении Равиловой Е.Г. на должность в органы принудительного исполнения Российской Федерации не издавался, суд апелляционной инстанции сделал правильной вывод, что, заключая 27 мая 2021 г. с Равиловой Е.Г. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, обязанность руководителем ФССП России по изданию правового акта о назначении Равиловой Е.Г. на должность исполнена не была.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что на момент вступления в законную силу решения Кировского районного суда г. Новосибирска от 18 декабря 2020 г. истёк срок действия первоначального заключения о профессиональной пригодности, само по себе не имеет правового значения, поскольку обязанность заключить с Равиловой Е.Г. контракт о службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации установлена вступившим в законную силу решением суда, 27 мая 2021 г. контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации с Равиловой Е.Г. заключён.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ обеспечение сотрудника денежным довольствием осуществляется на условиях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ денежное довольствие сотрудников является основным средством их материального обеспечения и стимулирования выполнения ими служебных обязанностей.
Денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием, которые составляют оклад месячного денежного содержания, ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
Порядок обеспечения сотрудников денежным довольствием определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники (часть 18 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утверждённого Приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103 (далее - Порядок обеспечения денежным довольствием), денежное довольствие сотрудников состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой должностью (далее - должностной оклад) и месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием (далее - оклад по специальному званию), которые составляют оклад месячного денежного содержания (далее - оклад денежного содержания), ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Основанием для выплаты денежного довольствия сотруднику территориального органа Федеральной службы судебных приставов является приказ территориального органа ФССП России о назначении его на должность, зачислении в распоряжение территориального органа ФССП России (пункт 4 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В приказах указываются специальное звание, фамилия, имя, отчество (при наличии), замещаемая должность, основания для установления ежемесячных и иных дополнительных выплат, дата начала выплат и их размеры (пункт 5 Порядка обеспечения денежным довольствием).
В соответствии с частью 1 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ первое специальное звание присваивается гражданину, впервые поступившему на службу в органы принудительного исполнения, при назначении на должность в органах принудительного исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Частью 2 статьи 41 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ предусмотрено, что гражданину (сотруднику) присваиваются первые (очередные) специальные звания: младшего сержанта внутренней службы - при назначении на должность младшего начальствующего состава.
В соответствии с частью 4 статьи 92 Федерального закона от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, приказом руководителя федерального органа принудительного исполнения или на основании решения руководителя федерального органа принудительного исполнения приказом уполномоченного руководителя присваиваются специальные звания, соответствующие наиболее высокому из ранее присвоенных им классного чина гражданской службы, воинского или специального звания, классного чина юстиции, классного чина прокурорских работников согласно таблице соотношения, утверждённой Президентом Российской Федерации (далее - таблица соотношения), кроме специального звания высшего начальствующего состава. Сотрудникам, указанным в части 3 настоящей статьи, не имеющим классных чинов гражданской службы, воинских и специальных званий, классных чинов юстиции, классных чинов прокурорских работников, а также имеющим классные чины гражданской службы, классные чины юстиции, которые в соответствии с таблицей соотношения ниже первых специальных званий, установленных по должностям в органах принудительного исполнения, первое специальное звание присваивается в порядке, предусмотренном статьями 39 и 41 настоящего Федерального закона.
Установив, что в связи с поступлением на службу в органы принудительного исполнения наказаний сотрудникам присваивается первое специальное звание, однако Равиловой Е.Г. в нарушение приведённых положений законодательства первое специальное звание - младший лейтенант внутренней службы присвоено не было, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об удовлетворении требований истца о возложении на руководителя ФССП России обязанности издать приказ о присвоении Равиловой Е.Г. специального звания - младший лейтенант внутренней службы и внести в связи с этим изменения в приказ руководителя ФССП России по Новосибирской области от 27 мая 2021 г. N-ЛС "Об установлении денежного довольствия Е.Г. Равиловой" в части включения в денежное довольствие месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием - младший лейтенант внутренней службы, а также производных от них требований.
Доводы представителя ответчиков в судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции об отсутствии оснований для выплаты истцу денежного довольствия с учётом месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием с момента принятия истца на службу в органы принудительного исполнения 1 июня 2020 г. со ссылкой на пункт 57 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации, утверждённого приказом ФССП России от 17 января 2020 г. N 103, согласно которому сотрудникам, признанным незаконно или необоснованно перемещёнными по службе, отстранёнными от замещаемой должности либо пониженными в должности, лишёнными специального звания, а также незаконно уволенными со службы в органах принудительного исполнения, выплачивается денежное довольствие по должности, с которой они были уволены, и по специальному званию, в котором они состояли, за период до их восстановления в должности, специальном звании или на службе в органах принудительного исполнения, но не более чем за один год, не состоятельны, поскольку к настоящему спору данный пункт не подлежит применению, так как истец специального звания не лишалась, незаконно со службы в органах принудительного исполнения уволена не была.
Доводы кассационной жалобы от отсутствии оснований для взыскания компенсации морального вреда, поскольку требования о компенсации морального вреда ранее были рассмотрены Центральным районным судом г. Новосибирска и решением Центрального районного суда от 15 июля 2021 г. требования Равиловой Е.Г. были удовлетворены, не могут служить основанием для отмены апелляционного определения.
Вопреки доводам кассационной жалобы основанием для взыскания компенсации морального вреда в рамках рассмотрения дела N явилось нарушение трудовых прав истца, вызванных незаконным отказом УФССП России по Новосибирской области в принятии истца на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации, в то время как по настоящему делу нарушение трудовых прав истца связано с не установлением специального звания и как следствие, выплатой денежного довольствия в меньшем размере без учёта месячного оклада в соответствии с присвоенным специальным званием.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом второй инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области, Федеральной службы судебных приставов России - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.