Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Виноградовой О.Н, судей Панфиловой Л.Ю, Кравченко А.И, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Киселевой Л.А. к ГУФСИН России по Приморскому краю о возложении обязанности включить в выслугу лет период прохождения федеральной государственной службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю, по кассационной жалобе Киселевой Л.А. на решение Спасского районного суда Приморского края от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю, выслушав пояснения Киселевой Л.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, представителя ГУФСИН России по Приморскому краю - Чистяковой Ю.Н, поддержавшей возражения на кассационную жалобу, судебная коллегия
установила:
Киселева Л.А. обратилась в суд с иском к ГУФСИН России по Приморскому краю, просила обязать ответчика включить в расчет выслуги лет период работы судебным приставом с 22.02.2000 по 29.08.2008, изменить дату увольнения с учетом возникшего у неё права на дополнительный отпуск, предусмотренный ст.60 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
В обоснование требований истец указала, что с 15.09.2008 она проходила службу в ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по Приморскому краю, с 01.11.2008 в должности старшего юрисконсульта. На основании приказа N от 03.09.2021 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ с ней расторгнут, она уволена 06.09.2021 по п.11 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе, замещаемой сотрудником, при отсутствии возможности перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе. При этом ответчик ей не включил в выслугу лет работу в должности судебного пристава исполнителя подразделения судебных приставов г. Спасск-Дальнего и Спасского района. Между тем, на государственной службе она состоит непрерывно с 23.12.1994 по 18.02.2000 - в МВД РФ, с 22.02.2000 по 29.08.2008 - в УФССП по Приморскому краю, с 15.09.2008 - в ГУФСИН России по Приморскому краю.
Считает, что в связи с вступлением в законную силу с 01.01.2020 Федерального закона от 01.10.2019 N 328-Ф3 "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесением изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", период федеральной государственной службы судебным приставом исполнителем с 22.02.2000 по 29.08.2008 должен быть включен в выслугу лет, так как служба в УФССП России по Приморскому краю согласно внесенным в законодательства изменениям приравнивается к службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации. Правовое положение судебного пристава не упразднено, а изменено, смысл осуществления деятельности судебного пристава исполнителя остался тот же. Исчисление стажа судебных приставов исполнителей включается в стаж органов принудительного исполнения в календарном исчислении до 01.01.2020, классные чины приведены в соответствие со специальными званиями. Приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 05.08.2020 N "Об установлении стажа службы (выслуги лет) Киселевой Л.A, ФИО7, ФИО8", приказа от 13.07.2021 N, истцу установлен стаж службы (выслуга лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет) к окладу месячного денежного содержания по состоянию на 01.01.2020 в УИС - 24 года 11 месяцев 18 дней с учетом службы в ФССП в календарном исчислении.
Приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 20.07.2021 N в приказ от 13.07.2021 N внесены изменения, истцу установлен иной стаж службы, с исключением стажа службы в ФССП в календарном исчислении, а именно 16 лет 05 месяцев 11 дней.
Решением Спасского районного суда Приморского края от 28 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Киселева Л.А. просит об отмене судебных постановлений, в связи с нарушением норм материального и процессуального права. Полагает, что апелляционной инстанцией её доводы не изучались, не всем доказательствам была дана правовая оценка. Настаивает, что постановлением Правительства РФ от 21.05.2020 N 723 "О внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации" и постановлением Правительство Российской Федерации от 26.06.2020 N 896 "О внесении изменений в положение об исчислении стажа службы (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания ха стаж службы (выслугу лет) сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы", установлено, что стаж службы (выслуга лет) и исчисление выслуги лет до 01.01.2020 засчитывается в календарном исчислении, то есть год за год. Между тем, судами обеих инстанций данные изменения не приняты во внимание. Считает, что работая в юридически значимый период на государственной службе с непрерывным стажем, независимо от места службы, стаж суммируется, поскольку функции ФССП до 01.01.2020 и после не претерпели изменений, так как ФССП входит в систему органов принудительного исполнения.
В возражениях на кассационную жалобу ГУФСИН России по Приморскому краю считает судебные акты законными и обоснованными.
В силу ч. 5 ст. 379.5 Гражданско-процессуального кодекса РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в соответствии со сведениями, содержащимися в трудовой книжке, Киселева Л.А. с 23.12.1994 по 18.02.2000 проходила службу в органах МВД РФ.
22.02.2000 истец принята на государственную службу и назначена на государственную должность судебного пристава исполнителя подразделения судебных приставов г. Спасска-Дальнего и Спасского района, 03.11.2000 ей присвоен классный чин - юрист 2 класса; 23.12.2003 - юрист 1 класса.
11.01.2005 переведена на государственную должность судебного пристава-исполнителя подразделения судебных приставов г. Спасска- Дальнего и Спасского района.
29.08.2008 прекращено действие служебного контракта, она освобождена от замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы и уволена с федеральной государственной гражданской службы по инициативе гражданского служащего.
С 15.09.2008 Киселева Л.А. проходила службу в ФКУ ИК-39 ГУФСИН России по Приморскому краю. Приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 28.10.2008 N назначена на должность старшего юрисконсульта юридической группы ФБУ ИК-39 ГУФСИН России по Приморскому краю с 01.11.2008.
На основании приказа N от 03.09.2021 контракт о службе в уголовно-исполнительной системе РФ с ней расторгнут и она уволена 06.09.2021 по п.11 ч.2 ст.84 Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" в связи с сокращением должности в уголовно-исполнительной системе, замещаемой сотрудником, при отсутствии перемещения по службе либо при отказе сотрудника от перемещения по службе.
В соответствии с заключением от 05.08.2020 об установлении стажа (выслуги лет) для выплаты ежемесячной надбавки за стаж (выслуги лет) к окладу месячного содержания, по состоянию на 01.01.2020 стаж службы (выслуги лет) Киселевой Л.А. составил 24 года 11 дней, с учетом периода службы с 22.02.2000 по 29.08.2008 в органах принудительного исполнения Российской Федерации 8 лет 06 месяцев 07 дней.
На основании указанного заключения приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 05.08.2020 N "Об установлении стажа службы (выслуги лет) Киселевой Л.А, ФИО7, ФИО8" истцу установлен стаж службы 24 года 11 месяцев 18 дней.
Заключением от 13.07.2021, период службы истца с 22.02.2000 по 29.08.2008 - 8 лет 06 месяцев 07 дней не засчитан в стаж службы (выслугу лет) для выплаты ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания. По состоянию на 01.01.2020 стаж службы составил 16 лет 05 месяцев 11 дней. С заключением Киселева Л.А. ознакомлена 28.07.2021 под роспись, указала, что не согласна.
Абзацем 6 приказа ГУФСИН России по Приморскому краю от 13.07.2021 N "Об установлении стажа службы (выслуги лет) сотрудникам ГУФСИН России по Приморскому краю" истцу ошибочно указан стаж службы (выслуги лет) 24 года 11 месяцев 18 дней. Поскольку этим же приказом, в стаж службы других сотрудников ФИО7 и ФИО8 не включен период службы судебным приставом.
Приказом ГУФСИН России по Приморскому краю от 20.07.2021 N в приказ ГУФСИН России но Приморскому краю от 13.07.2021 N внесены изменения, в абзаце 6 слова "24 года 11 месяцев 18 дней" заменены словами "16 лет 05 месяцев 11 дней".
Разрешая спор, оценив представленные сторонами доказательства, руководствуясь требованиями положениями Федерального закона от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", суд первой инстанции, пришел к выводу, что период прохождения Киселевой Л.А. федеральной государственной гражданской службы в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Приморскому краю в должности судебного пристава исполнителя с 22.02.2000 по 29.08.2008 не является периодом службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации, которые в соответствии с законодательством включаются в расчет выслуги лет по Федеральному закону от 19.07.2018 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", потому оснований для включения истцу в расчет выслуги лет периода службы в УФССП России по Приморскому краю не усмотрел.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, признав его правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе на дату увольнения истца регламентирован Федеральным законом от 19.07.2018 N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее также - Федеральный закон N 197-ФЗ).
На основании ч.1 ст.38 Федерального закона N 197-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в уголовно-исполнительной системе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки к окладу месячного денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) (далее - надбавка за выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в уголовно-исполнительной системе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Согласно ч.2 ст.38 Федерального закона N 197-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в уголовно-исполнительной системе включаются:
период замещения сотрудником должностей в уголовно- исполнительной системе;
период нахождения сотрудника в распоряжении учреждения или органа уголовно-исполнительной системы в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего Федерального закона;
период приостановления сотрудником службы в уголовно-исполнительной системе в соответствии с ч.1 ст.37 настоящего Федерального закона;
период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
период замещения гражданином государственных должностей Российской Федерации;
период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
период работы судьей;
время (не более пяти лет) обучения сотрудника до поступления на службу в уголовно-исполнительной системе по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научных и научно- педагогических кадров в аспирантуре, программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
срок испытания при поступлении гражданина на службу в уголовно-исполнительной системе;
иные периоды, предусмотренные Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
С 01.01.2020 вступил в силу Федеральный закон от 01.10.2019 N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с вступлением в силу названного закона был произведен перевод части федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации на государственную службу иного вида.
Согласно ст.68 указанного закона порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудника и членов его семьи и стаж службы в органах принудительного исполнения, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким законодательным актом является Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", согласно которому порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 данного закона, определяется Правительством Российской Федерации (статья 18).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 утвержден порядок исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы- TOC \o "1-3" \h \z учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации (далее - Порядок исчисления выслуги). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.05.2020 N723 в указанное постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 N 941 внесены изменения, согласно которых действие Порядка исчисления выслуги распространено на органы принудительного исполнения Российской Федерации. При этом в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21.05.2020 N 723 прямо определено, что его действие распространяется на правоотношения, возникшие с 01.01.2020, за исключением пункта 15, вступающего в силу с 01.07.2020.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции с выводами судов первой и апелляционной инстанций согласна.
В соответствии с ч.1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ при рассмотрении дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимущество одних доказательств перед другими.
Доводы кассационной жалобы о том, что занимаемая Киселевой Л.А. должность федеральной государственной гражданской службы подлежит включению в выслугу лет для назначения пенсии за работу в уголовно-исполнительной системе, основаны на неправильном толковании норм материального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, в связи с чем, не могут служить основанием для кассационного пересмотра судебных постановлений.
Каких-либо новых доводов, которые не были бы исследованы судом первой и апелляционной инстанций и которые могли бы повлиять на существо принятых по делу судебных постановлений кассационная жалоба не содержит.
Нарушений норм гражданско-процессуального законодательства, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судебной коллегией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Спасского районного суда Приморского края от 28 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Приморского краевого суда от 18 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Киселевой Л.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.