Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Мызниковой Н.В, и судей Рачиной К.А, Дегтеревой О.В, при секретаре Джемгирове М.Э, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дегтеревой О.В, гражданское дело по апелляционной жалобе Прохоровой... и Прохорова... на решение Симоновского районного суда города Москвы от 02 сентября 2021 года, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Прохоровой... и Прохорова... к УСЗН ЮАО г.Москвы о признании отказа заключить договор о приемной семьи незаконным, обязании заключить договор о приемной семьи, обязании выплатить ежемесячное вознаграждение - отказать.
УСТАНОВИЛА:
Истцы Прохорова И.А. и Прохоров А.А. обратились в суд с иском к Управлению социальной защиты населения Южного административного округа г.Москвы, в котором с учетом уточнения исковых требований в порядке ст.39 ГПК РФ, в котором просили признать незаконным отказ Отдела социальной защиты населения района Чертаново Южное УСЗН ЮАО города Москвы заключить с истцами договор о приемной семье в отношении подопечных Бакеева... г.р, Ульянова... г.р, Быкова... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р. и Ворониной... г.р, выраженный в письме от 30.11.2020 г. N 7572 - незаконным; обязать УСЗН ЮАО города Москвы заключить с истцами договор о приемной семье в отношении подопечных Быкова... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р. и Ворониной... г.р, с 29 октября 2020 г. и выплачивать в отношении указанных подопечных ежемесячное вознаграждение приемного родителя. Считать заключенными с истцами договора о приемной семье в отношении Бакеева... г.р, с 29 октября 2020 г. по 14 апреля 2021 г, с назначением ежемесячного вознаграждения по указанному периоду, а также в отношении Ульянова... г.р, с 29 октября 2020 г. по 28 мая 2021 г, с назначением и выплатой ежемесячного вознаграждения приемным родителям по указанным периодам выполнения ими обязанностей.
В обоснование заявленных требований истцы ссылались на то, что являются опекунами несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей: Бакеева... г.р, Ульянова... г.р, Быкова... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р. и Ворониной... г.р, проживающих с нами по адресу:... В 2014-2018 годах уполномоченными органами опеки и попечительства Саратовской области (по нашему прежнему месту жительства) Прохорова И.А. и Прохоров А.А. были назначены опекунами, исполняющих обязанности на возмездной основе, вышеназванных несовершеннолетних. В отношении всех вышеназванных несовершеннолетних подопечных с Прохоровой И.А. и Прохоровым А.А. был заключен договор о приемной семье. В августе 2020 года Прохорова И.А. и Прохоров А.А. с подопечными изменили место жительства из Саратовской области на город Москву, стали фактически проживать по адресу:...
Распоряжением ОСЗН района Чертаново Южное УСЗН ЮАО г. Москвы от 27.08.2020 г. NN 365-О, 366-О, 367-О, 368-О, 369-О, 370-О, 371-О, подопечные Воронин... г.р, Воронин... г.р, Бакеев... г.р, Воронин... г.р, Воронина... г.р, Быков... г.р, Ульянов... г.р. (соответственно), зарегистрированные по месту пребывания и фактически проживающие совместно с опекунами по адресу:.., поставлены на учёт в ОСЗН района Чертаново Южное.
29.10.2020 г. Прохорова И.А. и Прохоров А.А. обратились в ОСЗН района Чертаново Южное УСЗН ЮАО г. Москвы с заявлением о заключении договора о приемной семье в отношении подопечных Бакеева Р.К,... г.р, Ульянова К.М,... г.р, Быкова А.Р,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Воронина А.А,... г.р, и Ворониной Г.А,... г.р.
Письмом ОСЗН района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы от 30.11.2020 г. N 7572 в заключении договора о приемной семье нам было отказано, с указанием на то, что ОСЗН района Ясенево ЮЗАО г. Москвы (по месту регистрации Прохоровой И.А. и Прохорова А.А. по месту жительства) приняло заключение от 21.11.2020 г. N06-8843 о невозможности Прохоровой И.А. и Прохорова А.А. быть кандидатами в приемные родители в отношении несовершеннолетних.
В период рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции подопечный Бакеев... г.р, достиг возраста 18 лет (... г.).
Распоряжением УСЗН ЮАО г. Москвы от 28 мая 2021 г. N 26 Прохорова И.А. и Прохоров А.А. по личному заявлению освобождены от исполнения обязанностей попечителей в отношении несовершеннолетнего Ульянова... г.р.
В обоснование исковых требований истцы указывали, что все необходимые документы для заключения договора о приемной семье были представлены, однако истцам отказано в заключении договора о приемной семье, данный отказ считают неправомерным.
Представитель истцов в суде заявленные требования подержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика - УСЗН ЮАО г.Москвы против заявленных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Представитель третье лицо - Департамент труда и социальной защиты населения, в судебном заседании против заявленных исковых требований возражала, по доводам, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Судом постановлено указанное выше решение, которое по доводам апелляционной жалобы просят отменить Прохорова И.А. и Прохоров А.А, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Истцы Прохоров А.А. и Прохорова И.А. в заседание судебной коллегии не явились, извещались судом апелляционной инстанции о рассмотрении жалобы, в порядке ст.48 ГПК РФ на ведение дела в суде обеспечили явку своего представителя, в связи с чем судебная коллегия полагала возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного постановления в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителя истцов по доверенности Николаева А.А, представителя УСЗН ЮАО города Москвы по доверенности Харченко В.Е, представителя третьего лица Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы по доверенности Пантелеева А.В, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 28.03.2014 N311 "О назначении опекуна, исполняющего обязанности на возмездной основе" Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекунами несовершеннолетнего Быкова... г.р, исполняющими свои обязанности на возмездной основе.
Постановлениями Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 25.04.2016 N293 и N186 от 27.02.2018г. "О назначении опекуна, исполняющего обязанности на возмездной основе" Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекунами несовершеннолетнего Ульянова... г.р, исполняющими свои обязанности на возмездной основе.
Постановлением Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области от 28.11.2018 N1069 "О назначении опекуна, исполняющего обязанности на возмездной основе" Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекуном несовершеннолетнего Воронина... г.р, исполняющими свои обязанности на возмездной основе.
Постановлением Администрации Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области от 28.11.2018 N1068 "О назначении опекуна, исполняющего обязанности на возмездной основе" Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекуном несовершеннолетнего Воронина... г.р. исполняющими свои обязанности на возмездной основе.
Постановлением Администрации Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области от 28.11.2018 N1067 "О назначении опекуна, исполняющего обязанности на возмездной основе" Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекуном несовершеннолетнего Воронина... г.р, исполняющими свои обязанности на возмездной основе.
Постановлением администрации Базарно - Карабулакского муниципального района Саратовской области от 28.11.2018 N1066 "О назначении опекуна, исполняющего обязанности на возмездной основе" Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекуном несовершеннолетней Ворониной... г.р. исполняющими свои обязанности на возмездной основе.
01.04.2014 года с Администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района р.п. Базарный Карабулак с Прохоровой И.А, Прохоровым А.А. был заключен договор о приемной семье N 39 на первого подопечного Быкова А.Р, а также впоследствии дополнительными соглашениями к указанному договору о приемной семье внесены сведения о последующих несовершеннолетних детях, взятых под опеку на возмездной основе.
В августе 2020 года произошла фактическая перемена места жительства истцов и их подопечных из Саратовской области они переехали в город Москву, и фактически стали проживать по адресу:...
Как установлено судом истцы Прохоровы совместно с подопечными имеют регистрацию по месту жительства в городе Москве по адресу:... Комната размером 11, 7 кв.м. в 3- х комнатной квартире коммунального заселения, приобретена истцами на основании договора купли-продажи от 02.12.... г. с использованием кредитных средств.
Адресом фактического места проживания является арендованное жилое помещение - квартире по адресу:.., где истцы и их несовершеннолетние подопечные имеют регистрацию по месту временного пребывания сроком с 06.08.2020 до 24.07.2021.
29 октября 2020г. истцы обратились в ОСЗН района Чертаново ЮАО г.Москвы с письменным заявлением для получения заключения о возможности быть кандидатами в опекуны, исполняющими свои обязанности возмездно.
Письмом ОСЗН района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы от 30.11.2020 г. N 7572 истцам было отказано, с указанием на то, что ОСЗН района Ясенево ЮЗАО г. Москвы 21.11.2020г. было издано заключение от 21.10.2020г. N06-8843 о невозможности Прохоровой... и Прохорова... быть кандидатами в приемные родители в отношении обозначенных ими несовершеннолетних детей.
Как указал суд в решении и следует из возражений ответчика, причиной указанного заключения послужил ряд факторов, влияющих на условия содержания и воспитания несовершеннолетних детей. Кроме того, Прохорова И.А. и Прохоров А.А. 20.10.2020 отказались от исполнения отдельных условий, поименованных в типовом договоре о приемной семье, предусмотренном п.6 ст.145 СК РФ: от прохождения психологического обследования, а также незначительный (около 2-х месяцев) период проживания семьи на территории города Москвы не позволил установить нравственные и иные личностные качества истцов, способность заявителей к исполнению обязанностей по воспитанию детей, взаимоотношения с другими членами семьи, что в соответствии с требованиями п.2 ст.146 Семейного кодекса Российской Федерации является определяющим при назначении ребенку опекуна.
Кроме того, на основании документов, предоставленных Прохоровыми, а также актов обследования от 10.10.2020 и от 15.10.2020 по адресу регистрации и по адресу фактического проживания семьи установлено, что доходы Прохоровой И.А. и Прохорова А.А. не покрывают расходы семьи: арендная плата за съемное помещение составляет 65 000 руб, задолженность по оплате ЖКУ в собственном и арендованном жилом помещении, наличие обязательств по ипотечным выплатам с целью погашения кредита (документы, подтверждающие осуществление выплат не предоставлены). Доход семьи Прохоровых ниже прожиточного минимума на душу населения, установленного в Москве за II квартал 2020 года; в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.3259-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.02.2015 N 8, на каждого проживающего в организации ребенка должно приходиться не менее 8, 5 кв.м. (4, 5 кв.м, для спальни, 2 кв.м, для отдыха и игр, 2 кв.м, для занятий и подготовки уроков). При передаче ребенка на воспитание в семью условия проживания несовершеннолетнего не должны ухудшаться. Площадь жилой комнаты в трехкомнатной квартире коммунального заселения, которая находится в собственности у Прохоровой И.А, составляет 11, 7 кв.м, таким образом площадь, приходящаяся на одного члена семьи 1, 3 кв.м.
Как следует из материалов дела, денежные средства на содержание подопечных несовершеннолетних детей были назначены распоряжениями ОСЗН района Чертаново Южное ЮАО г. Москвы с момента постановки личных дел подопечных на учет.
Разрешая спор с учетом установленных по делу обстоятельств на основании собранных доказательств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Семейного кодекса РФ, Федеральных законов от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве", 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Законов г. Москвы от 14.04.2010 N 12 "Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве", от 30.11.2005 N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание быть опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Постановления Российской Федерации от 08.09.2015 N 566-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы", пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истцов о признании незаконным отказа заключить договор о приемной семье, обязании ответчика заключить договор о приемной семьей и назначить вознаграждение приемного родителя.
Отказывая в иске, суд исходил из того, что оспариваемое решение принято ответчиком в пределах его компетенции, ранее несовершеннолетние Бакеев Р.К,... г.р, Ульянов К.М,... г.р, Быков А.Р,... г.р, Воронин В.А,... г.р, Воронин В.А,... г.р, Воронин А.А,... г.р, и Воронинай Г.А,... г.р. под опеку истцов были переданы решением другого субъекта Российской Федерации, который при выборе формы устройства детей, оставленных без попечения родителей, принимал решения с учетом фактических условий их проживания в семье, интересов детей, соответственно, ранее выданные истцам заключения отдела опеки, попечительства и усыновления Департамента образования Администрации Базарно - Карабульского муниципального района Саратовской о возможности быть кандидатами в опекуны (приемные родители) уже реализованы.
Вместе с тем в нарушение ст. 148 Семейного кодекса Российской Федерации, ст. 10 Федерального Закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеки и попечительстве", п. 8 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание быть опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан", Постановления Российской Федерации от 08.09.2015 N 566-1111 "Об утверждении Положения о Департаменте труда и социальной защиты населения города Москвы" Прохоров А.А. и Прохорова И.А. не предоставили заключение о возможности быть кандидатами в опекуны (приемные родители) на возмездной основе, доход семьи ниже прожиточного минимума на душу населения в Москве, истца ухудшили условия для проживания несовершеннолетних подопечных детей, что по мнению суда верно учтено ответчиком при принятии решения об отказе заключить договор о приемной семье.
С выводами суда первой инстанции об основаниях отказа в удовлетворении требований Прохоровой И.А. и Прохорову А.А. об обязании ответчика заключить договор о приемной семье в отношении несовершеннолетних, судебная коллегия согласиться не может, поскольку они сделаны с нарушением норм материального права.
Положения ст. 123 Семейного кодекса РФ об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, определяют, что дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче в семью на воспитание (усыновление (удочерение), под опеку или попечительство, в приемную семью либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в патронатную семью), а при отсутствии такой возможности временно, на период до их устройства на воспитание в семью, передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (статья 155.1 настоящего Кодекса).
Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей (п. 1 ст. 121 данного Кодекса), в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (п. 1); устройство ребенка под опеку или попечительство допускается в соответствии с Федеральным законом "Об опеке и попечительстве" по договору об осуществлении опеки или попечительства, в том числе по договору о приемной семье, либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании) (п. 6). При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства требуется принятие акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно. При необоснованном уклонении органа опеки и попечительства, который принял акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно, от заключения договора об осуществлении опеки или попечительства опекун или попечитель вправе предъявить органу опеки и попечительства требования, предусмотренные п. 4 ст. 445 ГК РФ. При устройстве ребенка под опеку или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства права и обязанности опекуна или попечителя по представительству и защите прав и законных интересов ребенка возникают с момента принятия акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, а право опекуна или попечителя на вознаграждение возникает с момента заключения этого договора (п. 7).
В силу ст. 152 Семейного кодекса РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре (ч. 1). К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются положения главы 20 настоящего Кодекса, а к отношениям, возникающим из договора о приемной семье, в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг постольку, поскольку это не противоречит существу таких отношений (ч. 2).
На основании ст. 153.1 Семейного кодекса РФ договор о приемной семье должен содержать сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие), срок действия такого договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, а также основания и последствия прекращения такого договора (ч. 1). Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (ч. 2).
В соответствии с п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), который заключается с опекуном или попечителем в соответствии со ст. 16 данного Закона.
Согласно п. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных настоящей статьей, а также Семейным кодексом РФ, при этом в соответствии с п. 2 указанной нормы орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
Таким образом, решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения и ограничения, не установленные нормами закона, в том числе относительно места жительства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а форма устройства таких детей избирается исходя из их интересов.
В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает, при этом местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Согласно п. 2 ст. 36 ГК РФ опекуны и попечители несовершеннолетних граждан обязаны проживать совместно со своими подопечными; раздельное проживание попечителя с подопечным, достигшим шестнадцати лет, допускается с разрешения органа опеки и попечительства при условии, что это не отразится неблагоприятно на воспитании и защите прав и интересов подопечного.
Из содержания ст. 20 ГК РФ, ст. ст. 2 и 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан.
В силу положений абз. 3 п. 1 ст. 34 ГК РФ полномочия органа опеки и попечительства в отношении подопечного возлагаются на орган, который установилопеку или попечительство. При перемене места жительства подопечного полномочия органа опеки и попечительства возлагаются на орган опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного в порядке, определенном Федеральным законом "Об опеке и попечительстве".
П. п. 2, 3 ст. 9 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" установлено, что при перемене места жительства подопечного орган опеки и попечительства, установивший опеку или попечительство, обязан направить дело подопечного в орган опеки и попечительства по его новому месту жительства в течение трех дней со дня получения от опекуна или попечителя извещения о перемене места жительства подопечного. Полномочия органа опеки и попечительства по новому месту жительства подопечного возлагаются на данный орган опеки и попечительства со дня получения личного дела подопечного.
Согласно пункту 2.1 Порядка выплаты денежных средств на
содержание детей, находящихся в приемной семье, утвержденного
постановлением Правительства Москвы от 15 мая... г. N376-ПП "О мерах
по реализации закона города Москвы от 30 ноября 2005 г. N61 "О
дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве", назначение выплат
денежных средств на содержание детей, находящихся в приемной семье, осуществляется уполномоченным органом в сфере опеки, попечительства и
патронажа по месту жительства подопечного и приемного родителя (одного
из приемных родителей) со дня заключения договора о приемной семье.
В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, ведут учет таких детей в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, обеспечивают защиту их прав и интересов до решения вопроса об их устройстве и исходя из конкретных обстоятельств утраты попечения родителей избирают формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (ст. 123 данного Кодекса), а также осуществляют последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования. Деятельность других, кроме органов опеки и попечительства, юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, не допускается.
Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (пункт 2 статьи 16 Федерального закона "Об опеке и попечительстве").
Таким образом, решение органов опеки и попечительства о выборе формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, не может носить произвольный и избирательный характер, иметь предпочтения и ограничения, не установленные нормами закона. Форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, избирается исходя из интересов детей. Приведенные положения законодательства при рассмотрении заявления Прохоровых о заключении с ними договора о приемной семье в отношении подопечных ответчиком учтены судом не были.
Как указано выше, постановлениями Администрации Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области Прохорова И.А. и Прохоров А.А. назначены опекунами, исполняющими свои обязанности на возмездной основе, несовершеннолетних Бакеева Р.К,... г.р, Ульянова К.М,... г.р, Быкова А.Р,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Воронина А.А,... г.р, и Ворониной Г.А,... г.р.
01.04.2014 г. Администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области с Прохоровой И.А. и Прохоровым А.А. был заключен договор о приемной семье N 39 на первого подопечного Быкова А.Р.
Дополнительными соглашениями к указанному договору о приемной семье внесены сведения о последующих несовершеннолетних детях, принятых под опеку Прохоровой И.А. и Прохоровым А.А. на возмездной основе.
Свидетельство о прохождении обучения в Центре психолого - медико-социального сопровождения Прохоровой И.А. и Прохоровым А.А. подтверждено выданным свидетельством 18.11.2013г. N147 и N150 от 10.12.2013.
Следовательно, в связи с изменением места жительства подопечных Бакеева Р.К,... г.р, Ульянова К.М,... г.р, Быкова А.Р,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Воронина А.А,... г.р, и Ворониной Г.А,... г.р, договор о приемной семье в отношении названных подопечных, заключенный Администрацией Базарно-Карабулакского муниципального района Саратовской области с Прохоровой И.А. и Прохоровым А.А. был расторгнут, и в силу императивной нормы, установленной в абзаце третьем пункта 3 Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. N 423, органом опеки и попечительства по новому месту жительства подопечных - ОСЗН района Чертаново Южное УСЗН ЮАО г. Москвы - подлежал заключению новый договор с момента их постановки на учёт в качестве подопечных в органе опеки и попечительства ОСЗН района Чертаново Южное УСЗН ЮАО г. Москвы (27.08.2020 г.).
В силу вышеуказанной нормы Правил заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного, новый договор о приемной семье по новому месту жительства названных подопечных в городе Москве подлежал заключению без каких-либо условий и ограничений.
Согласно пункту 10 Правил создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье, основанием для заключения договора о приемной семье являются заявление лиц (лица) о передаче им на воспитание конкретного ребенка, которое представляется в орган опеки и попечительства по месту жительства (нахождения) ребенка, и акт органа опеки и попечительства о назначении указанных лиц (лица) опекунами или попечителями.
Иные документы, кроме установленных в пункте 10 Правил создания приемной семьи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423, для заключения договора о приемной семье законодательством не предусмотрены.
Заключение о возможности гражданина быть опекуном оформляется в порядке и случаях, предусмотренных Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
Заключение о возможности гражданина быть опекуном является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном (пункт 9 Правил подбора, учета и подготовки граждан).
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что Прохорова И.А. и Прохоров А.А. до обращения с заявлением к ответчику являлись опекунами в отношении Бакеева Р.К,... г.р. (с 10.09.2014 г.), Ульянова К.М,... г.р. (с 25.04.2016 г.), Быкова А.Р,... г.р. (с 24.03.2014 г.), Воронина В.А,... г.р, Воронина В.А,... г.р, Ворониной А.А,... г.р. и Воронина Г.А,... г.р. (с 28.11.2018 г.), исполняющими свои обязанности на возмездной основе по договору о приемной семье.
Обращение с заявлением о заключении договора о приемной семье в отношении несовершеннолетних, в отношении которых истцы уже исполняют обязанности опекунов, подразумевает не прекращение, а изменение правоотношений по опеке в отношении указанных подопечных (с безвозмездной опеки, на возмездную опеку по договору о приемной семье), а значит, не предусматривает получение нового заключения о возможности быть опекунами, в порядке, установленном Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423.
Суд первой инстанции, указывая на требование о необходимости повторного предоставления истцами заключений о возможности быть кандидатами в опекуны (приемные родители), не сослался на правовые нормы, которыми это требование предусмотрено.
Как указано выше, по смыслу Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" изменение места жительства является правом каждого гражданина и использование этого права не должно приводить к ограничению либо лишению его других предусмотренных законом прав, и более того, к ограничению прав несовершеннолетних детей, некоторые признаны инвалидами, а следовательно, изменение жилищных условий подопечных само по себе не является основанием для отказа истцам в заключении договора о приемной семье.
Кроме того, суд не исследовал документы, подтверждающие право собственности детей на жилые помещения до и после изменения места жительства, и исходил из площади жилого помещения по адресу регистрации Прохоровой И.А. и Прохорова А.А. по месту жительства в комнате коммунальной квартиры по адресу:...
Актом от 12.10.2020 года обследования условия жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего ОСЗН района Ясенево УСЗН ЮАО г.Москвы установлено, что с момента перемены места жительства на город Москва, истцы с подопечными фактически проживают в благоустроенной 3-х комнатной квартире общей площадью 106, 0 кв.м, жилой площадью 55, 70 кв.м, расположенной по адресу:.., где на каждого проживающего приходится 15, 1 кв.м.
Подопечные Прохоровой И.А. и Прохорова А.А. 27.08.2020 г. состоят на учете в органе опеки и попечительства ОСЗН района Чертаново Южное УСЗН ЮАО г. Москвы по адресу фактического проживания по адресу:.., и квартиру по указанному адресу истцы с подопечными занимают на основании договора найма жилого помещения от 24.07.2020 г, заключенного с собственником жилья.
Согласно Актов проверки условий жизни несовершеннолетних подопечных от 29.04.2022 г, 06.05.2022г, 04.03.2022 г, приобщенных судебной коллегией в порядке ст.327.1 ГПК РФ, поскольку судом не заправшивались на момент вынесения решения указанные доказательства, специалисты органа опеки и попечительства ОСЗН района Чертаново Южное УСЗН ЮАО г. Москвы пришли к выводу, что права и законные интересы несовершеннолетних подопечных соблюдаются, условия содержания, воспитания и образования подопечного соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, нарушения не выявлены.
Как следует из Акта проверки Прохорова И.А, 1963 года рождения не работает, занимается детьми, а Прохоров А.А. работает сантехником в "Пик-комфорт", с 15 мая 2021 года Прохоровы снимают по Договору найма трехкомнатную квартиру по адресу:.., жилой площадью 57, 5 кв.м, в семье прослеживается взимопоимание, созданы все условия для полноценного развития детей. Кроме того, указанными актами подтверждено то, что права и законные интересы несовершеннолетних подопечных соответствуют установленным законодательством Российской Федерации условиям содержания, воспитания и образования подопечных, нарушений органакми опеки выявлено не было.
Каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о том, что отказ в заключении договора о приемной семье соответствует интересам несовершеннолетних детей, в суде первой инстанции ответчиком не приведено.
В пункте 5 Правил создания приемной семьи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 г. N423, предусмотрено, что при рассмотрении вопроса о возможности лиц (лица) стать приемными родителями (приемным родителем) орган опеки и попечительства принимает во внимание их личностные качества, состояние здоровья, способность к исполнению обязанностей по воспитанию ребенка, взаимоотношения с другими членами семьи, проживающими совместно с ними.
Судом первой инстанции не установлено и материалами дела подтверждено не было, что имелись какие-либо препятствия, обусловленные личными качествами опекунов и способности к выполнению обязанностей приемного родителя, предусмотренные пунктом 5 Правил создания приемной семьи, для заключения с нами договора о приемной семье в отношении Прохоровых, а также доказательств того, что Прохорова И.А. и Прохоров А.А. ненадлежащим образом исполняют обязанности опекунов в отношении подопечных.
Договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях (в том числе договор о приемной семье) заключается между органом опеки и попечительства и опекуном и попечителем в пользу ребенка. Предметом договора о приемной семье являются действия, совершаемые сторонами договора в интересах подопечного.
В материалы дела истцами представлены справки МСЭ о том, что Прохоровы осуществляют уход за детьми-инвалидами, за Ульяновым Константином,... г.р. и Ворониным Александром,... г.р, Ворониной Галиной,... г.р, инвалидность оформлена в апреле 2022 года, указанные подопечные нуждаются в дополнительном уходе, содержании и воспитании, поэтому судебная коллегия находит, отказ в заключение указанного договора о приемной семье в отношении подопечных не соответствует интресов детей.
При таких обстоятельствах, учитывая, что постоянное место жительство опекунов находится в г.Москве, несовершеннолетние проживают совместно со своими опекуномами, что закреплено распоряжением УСЗН ЮАО г. Москвы о постановке на учет, учитывая положения ст.20 ГК РФ, п.2 ст.36 ГК РФ, договор о приемной семье должен быть заключен по месту фактического постоянного проживания опекуна и его подопечных, что будет соответствовать интересам несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, с назначением выплаты вознаграждения приемным родителям.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия признает решение суда первой инстанции подлежащим отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований, в редакциии уточненного искового заяввления от 08 июня 2021 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Симоновского районного суда города Москвы от 02 сентября 2021 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать решение УСЗН ЮАО города Москвы от 30.11.2020 г. N 7572 об отказе заключить с Прохоровой... и Прохоровым... договор о приемной семье в отношении подопечных Бакеева... г.р, Ульянова... г.р, Быкова... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р. и Ворониной... г.р, - незаконным.
Обязать Управление социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы с 29 октября 2020 г. заключить с Прохоровой... и Прохоровым... договор о приемной семье в отношении подопечных Быкова... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р, Воронина... г.р. и Ворониной... г.р. и назначить выплаты вознаграждения приемным родителям по указанным договорам с 29 октября 2020 г, в размере установленном законодательством.
Считать заключенным с Прохоровой... и Прохоровым... договор о приемной семье в отношении Бакеева... г.р, на период с 29 октября 2020 г. по 14 апреля 2021 г.
Обязать Управление социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы назначить и выплатить Прохоровой... и Прохорову... ежемесячное вознаграждение приемным родителям в отношении Бакеева... г.р, за период с 29 октября 2020 г. по 14 апреля 2021 г.
Считать заключенным с Прохоровой... и Прохоровым... договор о приемной семье в отношении Ульянова... г.р, на период с 29 октября 2020 г. по 28 мая 2021 г.
Обязать Управление социальной защиты населения Южного административного округа города Москвы назначить и выплатить Прохоровой... и Прохорову... ежемесячное вознаграждение приемным родителям в отношении Ульянова... г.р, за период с 29 октября 2020 г. по 28 мая 2021 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.