Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Вьюговой Н.М., судей Бреховой С.И., Кнышевой Т.В.
при секретаре (помощнике) Кузнецове Н.А, рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бреховой С.И.
дело по апелляционному представлению Московско-Смоленского транспортного прокурора Портянова С.Л. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
Исковые требования Московско-Смоленского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании оборудовать пассажирские платформы железнодорожных станций "Здравница", "Дачное", "Подушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы" навесами и павильонами для пассажиров - оставить без удовлетворения.
УСТАНОВИЛА:
Московско-Смоленский прокурор обратился в суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" о возложении на ответчика обязанности оборудовать пассажирские платформы железнодорожных станций "Здравница", "Дачное", "Полушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы", "Голицыно" Смоленского направления Московской железной дороги навесами и павильонами для пассажиров.
В обоснование исковых требований истец указал, что Московско-Смоленской прокуратурой при осуществлении надзора в сфере соблюдения прав потребителей услуг железнодорожного транспорта выявлены нарушения в деятельности ОАО "Российские железные дороги". В ходе прокурорской проверки установлено, что пассажирские платформы станций "Здравница", "Дачное", "Полушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы", "Голицыно" железной дороги не соответствуют требованиям законодательства, направленного на защиту прав потребителей, поскольку не имеют ни навеса, ни павильона. При этом, названные остановочные пункты предназначены для посадки и высадки пассажиров. Наличие у пассажирской посадочной платформы навеса или павильона призвано, в том числе, защитить ожидающих прибытие пригородного поезда граждан от дождя, снега, солнечной радиации.
Право собственности на указанные пассажирские платформы станций: "Здравница", "Дачное", "Полушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы", "Голицыно" принадлежит ОАО "РЖД", Представитель истца Гудкова О.В. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ОАО "Российские железные дороги" по доверенности Калеева С.В. в судебное заседание явилась, иск не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица ОАО "ЦППК" в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено судом первой инстанции при данной явке.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного и необоснованного, просит Московско-Смоленский транспортный прокурор по доводам апелляционного представления.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Аликову А.Б, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика, третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований к отмене обжалуемого решения.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с п. 1 ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Данным требованиям решение суда не соответствует.
В силу ст. 784 ГК РФ общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" организация независимо от ее организационно-правовой формы, оказывающая услуги потребителям по возмездному договору, обязана оказать услугу, качество которой соответствует договору и обязательным требованиям, предусмотренным законом или в установленном порядке.
Согласно ст. 7 Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии со ст.210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" Пассажиры, а также физические лица, имеющие намерение воспользоваться или пользующиеся услугами по перевозкам пассажиров, багажа, грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, как потребители пользуются всеми правами, предусмотренными законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.
Правила оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из смысла п. 3 ст. 1, п. 2 ст. 20 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", п. 15 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства РФ N 703 от 20.11.2003 года следует, что функционирование железнодорожного транспорта осуществляется исходя из принципов доступности, безопасности и качества оказываемых услуг. Владельцы инфраструктур, перевозчики и другие участники перевозочного процесса в пределах установленной законодательством Российской Федерации о железнодорожном транспорте компетенции обеспечивают безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда.
В соответствии со ст. 80 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" перевозчики и владельцы инфраструктур должны обеспечивать, в том числе, безопасность перевозок пассажиров, качественное обслуживание пассажиров на железнодорожных вокзалах.
На железнодорожных станциях сооружаются пассажирские платформы, оборудованные навесами и павильонами, а также пешеходные настилы, тоннели мосты в соответствии с нормами технологического проектирования и содержания, связанных с обслуживанием пассажиров объектов железнодорожного транспорта, утвержденным федеральном органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.
Вокзалы и другие сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, должны содержаться в исправном техническом состоянии и соответствовать требованиям строительных и санитарных норм, правил, других нормативных документов.
Навесы или павильоны предназначены для укрытия пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуации техногенного характера.
Основные положения по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы содержания важнейших сооружений, устройств и требования, предъявляемые к ним, содержатся в Правилах технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утверждённых приказом Минтранса РФ от 21.12.2010 N 286 "Об утверждении Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации" (далее - Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации).
Пунктом 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации предусмотрено, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами, а в зависимости от количества обслуживаемых пассажиров - билетные кассы.
Судом первой инстанции установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Московско-Смоленской транспортной прокуратурой при осуществлении надзора в сфере соблюдения прав потребителей услуг железнодорожного транспорта проведена проверка с целью установления факта оборудования платформ, по результатам которой были выявлены нарушения в деятельности ОАО "Российские железные дороги".
Согласно результатам проверки установлено, что на пассажирских платформах станций: "Здравница", "Дачное", "Полушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы", "Голицыно" Смоленского направления Московской железной дороги отсутствуют павильоны и навесы для пассажиров.
Указанные пассажирские платформы станции "Здравница", "Дачное", "Полушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы", "Голицыно" Смоленского направления Московской железной дороги принадлежат ОАО "РЖД", что подтверждается свидетельством на право собственности.
Возражая против заявленных исковых требований, представитель ответчика ОАО "РЖД" указывал, что пассажирские платформы железнодорожных станций "Здравница", "Дачное", "Полушкино", "Часцовская", "Портновская", "Чапаевка", "Сушкинская", "Малые Вяземы", "Голицыно" Смоленского направления Московской железной дороги оборудованы навесами для пассажиров. В подтверждение указанных доводов представитель ответчика представил в материалы дела фотоматериалы.
Согласно распоряжению ОАО "РЖД" от 04.06.2013 N1252р "Об утверждении Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях" навес - это металлическая, железобетонная или иная конструкция, состоящая из столбчатых несущих конструкций и крыши (кровли), располагающаяся на пассажирской платформе или в непосредственной близости от платформы, защищающая пассажиров от осадков в виде дождя или снега.
Оценив представленные ответчиком фотографии, суд пришел к выводу о том, что доводы истца о нарушении ответчиком правовых норм о защите прав потребителя и норм права о технической эксплуатации железных дорог на безопасные для жизни и здоровья пассажиров условия проезда, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, в связи с чем не усмотрел правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права и сделаны без учета фактических обстоятельств, установленных по делу, а доводы апелляционного представления заслуживают внимания.
Абзацем 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286, предусмотрено, что пассажирские остановочные пункты на перегонах должны иметь пассажирские платформы с навесами или павильонами.
Исходя из требований, содержащихся в статье 80 Федерального закона от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" и абзаце 5 пункта 29 Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21 декабря 2010 г. N 286, целью оборудования железнодорожных платформ навесами и павильонами является укрытие пассажиров от неблагоприятных погодных условий (снега, дождя, солнечной радиации) и иных чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Таким образом, приведенные выше нормы обязывают владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта оборудовать платформы навесами либо павильонами. Указанные нормы обязательны для исполнения.
По смыслу приведенных норм обязанность по оборудованию платформ навесами и павильонами не ставится в зависимость от наличия или вместимости вокзального помещения, а также категории остановочного пункта и интенсивности пассажиропотока, поскольку само по себе наличие такого помещения не обеспечивает защиту от указанных природных явлений лиц, осуществляющих посадку-высадку из железнодорожных составов, либо их ожидающих и находящихся на железнодорожных платформах.
Согласно п.п. 5.5.1, 5.5.2 и 5.5.3, 5.5.4, 5.5.5 Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ, платформы станций и остановочных пунктов категории A (при отсутствии на них павильонов) рекомендовано оборудовать навесами на всю длину платформы (пригородного поезда). На платформах станций и остановочных пунктов категории B (при отсутствии на них павильонов) рекомендовано сооружать навесы длиной не менее чем половина длины платформы (пригородного поезда). На платформах станций и остановочных пунктов категории C рекомендованная длина навесов составляет не менее четверти длины платформы (пригородного поезда). Навесы над платформами, в поперечном пути измерении, должны полностью отвечать очертаниям габарита С по сплошной линии для перегона, установленным Инструкцией по применению габаритов приближения строений ГОСТ 9238-83. Конструкции навесов должны быть металлическими, из сборного железобетона или монолитного поликарбоната.
В соответствии с п. 3.1 Типовых требований к размещению, эксплуатации, обслуживанию и ремонту пассажирских обустройств на железнодорожных линиях, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от ДД.ММ.ГГГГ. навес - металлическая, железобетонная или иная конструкция, состоящая из столбчатых несущих конструкций и крыши (кровли), располагающаяся на пассажирской платформе или в непосредственной близости от платформы, защищающая пассажиров от осадков в виде дождя или снега.
Каких-либо доказательств, подтверждающих то обстоятельство, что имеющиеся на станциях конструкции соответствуют указанным выше требованиям, ответчиком в ходе рассмотрения дела представлено не было, что свидетельствует о том, что в нарушение указанных правовых норм в части оборудования платформ навесами или павильонами, ответчиком не исполнена обязанность по содержанию пассажирских платформ, используемых для обслуживания пассажиров, в надлежащем состоянии.
В соответствии с частью 1 ст. 330 ГПК РФ недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
Согласно п. 2 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.
С учетом вышеизложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом характера допущенного ответчиком нарушения, социальной значимости исполнения судебного постановления, судебная коллегия полагает возможным установить срок исполнения судебного акта в течение 1 (одного) года с момента его вступления в законную силу.
На основании ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика в доход бюджета г. Москвы подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Мещанского районного суда г. Москвы от ДД.ММ.ГГГГ. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Московско-Смоленского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО "Российские железные дороги" об обязании оборудовать пассажирские платформы железнодорожных станций навесами или павильонами - удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" в течение 1 (одного) года с момента вступления решения в законную силу оборудовать навесами или павильонами для пассажиров пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Сушкинская Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:..; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Часцовская Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:... ; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Полушкино Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:..; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Дачное Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:... ; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Здравница Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:... ; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Портновская Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:..; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Чапаевка Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:..; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Малые Вяземы Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:... ; пассажирские платформы N 1 и N 2 ст. Голицыно Смоленского направления Московской железной дороги, расположенных по адресу:...
Взыскать с ОАО "Российские железные дороги" в доход бюджета города Москвы государственную пошлину в размере 6 000 руб.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.