Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Лемагиной И.Б, судей Зельхарняевой А.И, Мошечкова А.И, при секретаре Чельдиеве Г.А, заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мошечкова А.И. гражданское
дело 2-1423/2022 по апелляционной жалобе Грицай Е.Ю. на решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г, которым постановлено:
В удовлетворении исковых требований Грицай Е.Ю. к ДГИ г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы о признании решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, незаконным, признании права на жилое помещение, обязании включить в список, предоставить жилое помещение, - отказать,
УСТАНОВИЛА:
Грицай Е.Ю. обратилась в суд с иском к ДГИ г. Москвы, Департаменту труда и социальной защиты населения г. Москвы, мотивируя требования тем, что
*
она относится к категории детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Грицай Н.В, *** г..р, умерла ***. Отец истца Грицай Ю.В, *** г..р, умер ***. Распоряжениями ОСЗН района Марьино УСЗН ЮВАО г..Москвы от 30.11.2018 N1292 и от 30.05.2019 N615 над истцом было установлено попечительство; попечителем назначена Алексеева Л.С, место проживания на период попечительства определено за истцом по адресу: *** в 1-комнатной квартире общей площадью жилого помещения 38, 8 кв.м, жилой площадью 20, 8 кв.м. В ней зарегистрированы истица и Алексеева Л.С, которая является единоличным собственником жилого помещения. Согласно свидетельствам о праве наследования по закону от 4.07.2019 истец является собственником 1/2 доли земельного участка для дачного строительства площадью 797, 0 кв.м и 1/2 доли дома площадью 142, 7 кв.м, расположенных по адресу: ***. Приказом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 05.03.2020 N276-П отказано в определении факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу: ***. 29.05.2020 истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения г..Москвы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г..Москвы от 03.09.2020 N 2537-Р истцу отказано во включении в указанный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отказом в установлении факта невозможности проживания Грицай Е.Ю. в принадлежащем ей на праве долевой собственности жилом помещении. Полагает Распоряжение от 3.09.2020 N 2537-Р незаконным.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 19.08.2021, составленного ведущим экспертом отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район", по адресу: ***, располагается 2-х этажный жилой дом, в доме имеется центральное энергоснабжение. Иные элементы благоустроенности в доме отсутствуют. Этот дом не является ранее занимаемым истцом жилым помещением и не может рассматриваться как мера реализации ее права, как лица из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на благоустроенное жилое помещение. Благоустроенных жилых помещений на праве собственности или условиях социального найма истец не имеет. П росила суд признать незаконным и отменить распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 03.09.2020 N 2537-Р, признать за Грицай Е.Ю. право на однократное предоставление благоустроенного жилого помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить истицу в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений; обязать Департамент городского имущества города Москвы предоставить ей благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам апелляционной жалобы просит истец, полагая его незаконным.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения п редставителей сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В статье 40 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство пунктами "ж" и "к" ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений установлен постановлением Правительства города Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП "Об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями в городе Москве".
В соответствии с п. 2 Приложения N 2 действующего Порядка вопросы установления факта невозможности проживания детей-сирот или лиц из числа-детей сирот в ранее занимаемых жилых помещениях в соответствии с настоящим Порядком рассматриваются Комиссией по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, созданной распоряжением Правительства Москвы от 19.04.2002 N 547-РП "О создании Городской межведомственной комиссии по решению жилищных вопросов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Из материалов дела следует, что Грицай Е.Ю. *** г.р, относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца Грицай Н.В. умерла ***. Отец истца Грицай Ю.В. умер ***.
Распоряжениями ОСЗН района Марьино УСЗН ЮВАО г. Москвы от 30.11.2018 N1292 и от 30.05.2019 N615 над истцом было установлено попечительство, попечителем назначена Алексеева Л.С, место проживания на период попечительства определено за истцом по адресу: *** в 1-комнатной квартире общей площадью жилого помещения 38, 8 кв.м, жилой площадью 20, 8 кв.м, в которой зарегистрированы истица и Алексеева Л.С, последняя является единоличным собственником жилого помещения.
Согласно свидетельствам о праве наследования по закону от 4.07.2019 истец является собственником 1/2 доли земельного участка для дачного строительства площадью 797, 0 кв.м и 1/2 доли дома площадью 142, 7 кв.м, расположенных по адресу: ***.
Приказом Министерства труда и социальной защиты Калужской области от 05.03.2020 N276-П отказано в определении факта невозможности проживания истца в жилом помещении по адресу ***. 29.05.2020 истец обратилась в Департамент труда и социальной защиты населения г. Москвы с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения г.Москвы от 03.09.2020 N 2537-Р истцу отказано во включении в указанный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с отказом в установлении факта невозможности проживания Грицай Е.Ю. в принадлежащем ей на праве долевой собственности жилом помещении.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 19.08.2021, составленному ведущим экспертом отдела опеки и попечительства администрации муниципального образования муниципального района "Боровский район" Калужской области, по адресу: ***, располагается 2-х этажный жилой дом, в доме имеется центральное энергоснабжение. Иные элементы благоустроенности в доме отсутствуют.
В соответствии с п. 4 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ от 21.12.1996 проживание детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1)проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации); страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;
2)жилые помещения признаны непригодными для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством;
3)общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4)иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.
Разрешая спор, районный суд исходил из того, что характеристики благоустроенного жилого помещения в городе Москве, изложенные в Приложении N1 к Закону N 29 не могут быть применены к жилому дому в Калужской области, поскольку законы города Москвы не действуют в пределах указанного субъекта.
Правительством Российской Федерации 28.01.2006 утверждено Постановление N47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", в соответствии с которых решение о признании жилого дома непригодным для проживания принимается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления на основании заключения межведомственной комиссии.
Учитывая, что решением органов местного самоуправления жилой домпо адресу: *** непригодным для проживания не признавался, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы от 03.09.2020 N 2537-Р об отказе во включении Грицай Е.Ю. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, является законным и обоснованным.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Москвы от 14.07.2015 N 430-ПП определено, что Департамент предоставляет жилые помещения детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании заключений Комиссии.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что без положительного заключения Комиссии об обеспечения ребенка-сироты жилым помещением, у ДГИ г.Москвы отсутствовали правовые основания для обеспечения истца жилым помещением.
Таким образом, в иске отказано в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда по доводам апелляционной жалобы, приходит к выводу о том, что судом нормы материального права применены не верно, в связи с чем, оно подлежит отмене.
Согласно ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки лиц данной категории.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного выше пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом поименованного пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй п. 1).
Пунктом 8 ст. 8 Закона установлено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Отношения, связанные с установлением дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа в г. Москве регулируются Законом г. Москвы от 30 ноября 2005 г. N 61 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Москве", в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 13 которого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является г. Москва, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, местом жительства которых является г. Москва, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, в соответствии с федеральным законодательством и в порядке, установленном Правительством Москвы, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения из специализированного жилищного фонда г. Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений, если местом выявления и первичного устройства ребенка на воспитание в семью или в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или местом регистрации их рождения является г. Москва.
Из приведенных выше норм следует, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа признаются нуждающимися в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в случаях, если они не являются нанимателями или членами семей нанимателей жилых помещений по договорам социального найма либо собственниками жилых помещений.
Между тем положения указанных норм права судом учтены не были.
Как видно из дела, истец ни собственником жилого помещения, ни нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в г. Москве не является, зарегистрирована в однокомнатной квартире своей бабушки, принадлежащей ей на праве единоличной собственности.
Согласно свидетельствам о праве наследования по закону от 04.07.2019 истец является собственником 1/2 доли земельного участка для дачного строительства площадью 797, 0 кв.м и 1/2 доли дома площадью 142, 7 кв.м, расположенных по адресу: ***.
Распоряжением департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 03.09.2020 N 2537-Р истцу было отказано во включении в список города Москвы, так как она является собственником 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ***, с чем согласился суд первой инстанции.
Согласно акту обследования жилищно-бытовых условий от 19.08.2021, составленному ведущим экспертом отдела опеки и попечительства администрации муниципального района "Боровский район" Калужской области, в двухэтажном жилом доме по адресу: *** имеется центральное энергоснабжение, иная инфраструктура отсутствует, дачный дом расположен за пределами Московского региона и находится в 7 км от объектов социальной инфраструктуры.
Истец является инвалидом с детства и в указанном доме никогда не проживала.
Как установлено судом, истец родилась и проживает до настоящего времени в Москве в однокомнатной квартире по адресу: ***.
Установление неравных правовых возможностей по данным признакам запрещено частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации; установление условий дискриминационного характера при регламентации вопросов предоставления жилых помещений детям-сиротам, равно как и иным категориям граждан, - недопустимо. Предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, должно осуществляться на одинаковых условиях, без каких-либо предпочтений, исключений либо ограничений дискриминационного характера для отдельных групп из их числа по месту проживания (или временного пребывания), независимо от того, в каком порядке органы государственной власти субъекта наделены названными правомочиями - в порядке, предусмотренном федеральным законом, или вне зависимости от наличия таковых предписаний федерального закона в порядке, предусмотренном частью 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Законодатель установил, что жилое помещение специализированного жилищного фонда должно предоставляться по месту жительства детей-сирот (пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ).
Поскольку Грицай Е.Ю. не является собственником благоустроенных жилых помещений, пригодных для постоянного проживания, в том числе собственником жилого помещения и нанимателем жилого помещения по договорам социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в городе Москве, судебная коллегия приходит к выводу о наличии предусмотренных пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ оснований для признания истца нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.
В связи с чем, решение суда первой инстанции является необоснованным и подлежащим отмене, а Распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 3.09.2020 N 2537-Р об отказе во включении Грицай Е.Ю, 03.04.2002 г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Москвы незаконным.
Одновременно, судебная коллегия приходит к выводу об удовлетворении требований истца в части обязания Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы включить Грицай Е.Ю, *** г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного.
Вместе с тем, поскольку доказательств нарушения жилищных прав истицы со стороны Департамента городского имущества г. Москвы, в материалы дела не представлено, вопрос о предоставлении ей жилого помещения данным ответчиком не рассматривался, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований об обязании Департамента городского имущества города Москвы предоставить Грицай Е.Ю. благоустроенное жилое помещение из специализированного фонда города Москвы по договору найма специализированных жилых помещений, так как данное требование заявлено преждевременно.
В остальной части иска надлежит отказать.
Руководствуясь ст. ст. 193, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Пресненского районного суда г. Москвы от 11 января 2022 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным Распоряжение Департамента труда и социальной защиты населения г. Москвы от 3.09.2020 N 2537-Р об отказе во включении Грицай Е.Ю, *** г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда г. Москвы.
Обязать Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы включить Грицай Е.Ю, *** г.р. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилым помещением из специализированного жилищного фонда города Москвы по договорам найма специализированных жилых помещений.
В остальной части иска отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.