Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М., с участием прокурора отдела Прокуратуры города Москвы Витман Ю.А., защитника ООО "Агроторг" К*** А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО "Агроторг" К*** А.Ю. на постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг", УСТАНОВИЛ :
25 июня 2021 года заместителем Чертановского межрайонного прокурора города Москвы в отношении ООО "Агроторг" (далее также - Общество) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Дело передано на рассмотрение в Чертановский районный суд города Москвы.
Постановлением судьи Чертановского районного суда города Москвы от 12 октября 2021 года ООО "Агроторг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 (трёхсот тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, защитник ООО "Агроторг" К*** А.Ю. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, ссылается на то, что постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV " и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-продивоэпидемических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV " не возлагают обязанность соблюдения требований на юридических лиц; влажная уборка торговых залов производится Обществом один раз в течение рабочего дня и ещё раз после окончания смены, то есть два раза в сутки в соответствии с п. 2.4 "МР 3.1/2.3.5.0191-20. 3.1 Профилактика инфекционных болезней. 2.3.5. Предприятия торговли. Рекомендации по профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID -19) в предприятиях торговли. Методические рекомендации, утверждённых Главным государственным санитарным врачом РФ 1 июня 2020 года; в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями пищевая продукция должна храниться на стеллажах или поддонах (паллетах); вменённое ООО "Агроторг" административное правонарушение является малозначительным; назначенное административное наказание является чрезмерно суровым.
Защитник ООО "Агроторг" К*** А.Ю. в судебном заседании поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.
Прокурор Витман Ю.А. возражала против удовлетворения жалобы, считая постановление судьи районного суда законным и обоснованным.
Изучив доводы жалобы, выслушав защитника ООО "Агроторг" К*** А.Ю, прокурора Витман А.Ю, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 6.3 КоАП РФ наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Те же действия (бездействие), совершённые в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут административную ответственность, предусмотренную ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (п. 1 и п. 3 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ).
На основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV ", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV " в соответствии с пунктом 1 статьи 29, пунктом 1 статьи 30, подпунктом 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019 nCoV, на территории Российской Федерации исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации совместно с юридическими лицами, осуществляющими деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах), организованы мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции.
В развитие указанных положений Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 "Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID -19)" (далее - СП 3.1.3597-20), которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации (п. 1.1 СП 3.1.3597-20).
В силу п. 4.2 СП 3.1.3597-20 одним из направлений эпидемиологическая тактики при COVID-19 является дезинфекция.
В соответствии с п. 4.4 СП 3.1.3597-20 мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- соблюдение всеми физическими лицами правил личной гигиены (мытье рук, использование антисептиков, медицинских масок, перчаток), соблюдение социальной дистанции от 1, 5 до 2 метров;
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств;
- организация выявления лиц с признаками инфекционных заболеваний при приходе на работу.
На основании п. 6.1 СП 3.1.3597-20 с целью профилактики и борьбы с COVID-19 проводят профилактическую и очаговую (текущую, заключительную) дезинфекцию. Для проведения дезинфекции применяют дезинфицирующие средства, применяемые для обеззараживания объектов при вирусных инфекциях.
Профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне (п. 6.2 СП 3.1.3597-20).
Постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.11.2013 N 63 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.2.31170-13 "Профилактика гриппа и других острых респираторных вирусных инфекций" (далее - СП 3.1.2.3117-13), действующие на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, проведение которых направлено на предупреждение возникновения и распространения заболеваний гриппом и острыми респираторными вирусными инфекциями (п. 1.2 СП 3.1.2.3117-13).
На основании п. 1.3 СП 3.1.2.3117-13 соблюдение санитарных правил является обязательным для физических и юридических лиц.
Руководителями организаций, сотрудники которых относятся к группам риска по заболеваемости гриппом и ОРВИ (работники медицинских и образовательных организаций, торговли, общественного питания, транспорта), должны приниматься меры по проведению специфической профилактики гриппа и неспецифической профилактики ОРВИ (п. 8.3 СП 3.1.2.3117-13).
В силу п. 9.1 СП 3.1.2.3117-13 в период подъема заболеваемости гриппом и ОРВИ заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями реализуются санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия по разработанным и утвержденным региональным планам профилактических и противоэпидемических мероприятий по борьбе с гриппом и ОРВИ в субъектах Российской Федерации.
Руководителями организаций и предприятий принимаются меры по защите работающего персонала от заболевания гриппом и ОРВИ, особенно в организациях с высоким риском распространения вирусов (предприятия торговли, сферы обслуживания, общественного транспорта) (п. 9.8 СП 3.1.2.3117-13).
Организациями обеспечивается выполнение мероприятий плана по профилактике гриппа и ОРВИ (п. 9.9 СП 3.1.2.3117-13).
Постановлением врио Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16.12.2013 N 65 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/3.2.3146-13 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней" (далее - СП 3.1/3.2.3146-13), действующие на момент выявления обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, которые устанавливают требования к комплексу организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных и паразитарных болезней (далее - инфекционных болезней) среди населения Российской Федерации.
На основании п. 2.1. СП 3.1/3.2.3146-13 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарно-эпидемиологическими правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, принятию мер в отношении больных инфекционными болезнями, прерыванию путей передачи (дезинфекционные мероприятия), проведению медицинских осмотров, организации иммунопрофилактики населения, гигиенического воспитания и обучения граждан.
В соответствии с п. 2.6 СП 3.1/3.2.3146-13 санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью.
При эксплуатации производственных, общественных зданий, сооружений и оборудования должны обеспечиваться безопасные в эпидемиологическом отношении условия труда, быта и отдыха и осуществляться мероприятия по охране окружающей среды, направленные на предупреждение возникновения и распространения инфекционных болезней, в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими требованиями (п. 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13).
Согласно материалам дела, 27 апреля 2021 года в ходе проведения Чертановской межрайонной прокуратурой города Москвы выездной проверки соблюдения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения по адресу: город Москва, улица Россошанская, дом 13, корпус 1 в магазине "Пятёрочка", принадлежащем ООО "Агроторг", в период действия на территории города Москвы режима повышенной готовности, вызванного распространением новой коронавирусной инфекции COVID -2019, установлено нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, а именно:
- согласно представленному журналу по дезинфекции (дверные ручки, кассовые терминалы и ленты, полки, санитарные узлы, подсобные помещения) на момент осмотра дезинфекция не проводилась. В соответствии с представленным графиком дата последней дезинфекции 26 апреля 2021 года;
- отсутствует контроль со стороны администрации магазина за централизованным сбором СИЗ посетителей;
- отсутствует контроль со стороны администрации магазина за выделением отдельного инвентаря для уборки санитарных узлов, а также за наличием маркировки на уборочном инвентаре;
- отсутствует контроль со стороны администрации магазина за условиями для соблюдения правил личной гигиены сотрудников, в туалетах для персонала отсутствует антисептик для дезинфекции рук;
- на момент осмотра не представлены акты выполненных работ по дезинфекции системы вентиляции и кондиционирования;
- не выделено специально отведённое место для хранения дезинфицирующих средств;
- на момент осмотра 27 апреля 2021 года в представленном журнале термометрии сотрудников последнее фиксирование температуры было осуществлено 13 апреля 2021 года;
- в торговом зале в проходах между стеллажами расположены паллеты с продуктами, что мешает проведению тщательной дезинфекции;
- подсобные помещения магазина находятся в антисанитарном состоянии (большое скопление тары, утилизированных пищевых отходов, мусор, грязь), что является нарушением ст. ст. 11, 24, 29 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ, постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV ", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV ", п.п. 1.2, 1.3, 8.3, 9.1, 9.8, 9.9 СП 3.1.2.3117-13, п.п. 2.1, 2.6, 4.3 СП 3.1/3.2.3146-13.
Приведённые выше обстоятельства послужили основанием для привлечения ООО "Агроторг" к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Факт совершения ООО "Агроторг" административного правонарушения подтверждается исследованными доказательствами, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 25 июня 2021 года; решением о проведении проверки N 109 от 23 апреля 2021 года; актом проверки от 26 мая 2021 года; актом проверки от 26 мая 2021 года, а также другими доказательствами.
При разрешении данного дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установилвсе фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям ООО "Агроторг" и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришёл к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Вопреки доводу жалобы, на основании постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 24 января 2020 года N 2 "О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV ", постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 31 января 2020 года N 3 "О проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV " в целях недопущения распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019- nCoV на территории Российской Федерации, мероприятия по усилению режима текущей дезинфекции должны быть обеспечены высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации совместно с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в местах массового скопления людей (в том числе на торговых объектах), то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели должны обеспечить выполнение противоэпидемических мероприятий на объектах торговли, в частности, перечисленных в п. 4.4 п. 4.4 СП 3.1.3597-20 и обязательных для выполнения, а руководители территориальных органов Роспотребнадзора обязаны контролировать осуществление указанных мероприятий, давать обязательные для исполнения в установленные сроки предписания.
В соответствии с Инструкцией по проведению дезинфекционных мероприятий для профилактики заболеваний, вызываемых коронавирусами (приложение к письму Роспотребнадзора от 23 января 2020 года N 02/770-2020-32) профилактическая дезинфекция начинается немедленно при возникновении угрозы заболевания с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей на объектах, в учреждениях, на территориях и т.д, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне. Включает меры личной гигиены, частое мытьё рук с мылом или протирку их кожными антисептиками, регулярное проветривание помещений, проведение влажной уборки.
Довод жалобы о том, что в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями пищевая продукция должна храниться на стеллажах или поддонах (паллетах), не может быть принят во внимание, поскольку ООО "Агроторг" не вменялось нарушение, связанное с ненадлежащем хранением пищевой продукции, а в ходе проверки установлено нахождение паллетов с продуктами в проходах между стеллажами, что мешает проведению тщательной дезинфекции.
Равным образом ссылка заявителя на то, что вменённое Обществу административное правонарушение является малозначительным, не влечёт удовлетворение жалобы.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершённого административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Применение ст. 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда. Малозначительность правонарушения является оценочной категорией, требующей установления фактических обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения дела по существу.
Состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, является формальным и не предусматривает в качестве обязательного условия наступление последствий, в связи с чем отсутствие вреда и не наступление в результате допущенных нарушений последствий само по себе не свидетельствует о малозначительности деяния.
Правоотношения в данном случае возникают в сфере общественных отношений в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что указывает на высокую степень общественной опасности совершённого правонарушения.
Иные доводы жалобы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьёй районного суда при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела судья районного суда всесторонне, полно и объективно исследовал все имеющиеся по делу доказательства, проверил их допустимость и достоверность. Оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, судья пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Агроторг" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые в соответствии с требованиями ст. 1.5 КоАП РФ должны толковаться в пользу Общества, не усматривается.
Постановление судьи в части назначения ООО "Агроторг" наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей основано на данных, подтверждающих необходимость применения к нему такой меры ответственности, а также её соразмерность предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение постановления судьи районного суда.
Порядок и срок давности привлечения ООО "Агроторг" не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, РЕШИЛ:
постановление судьи Чертановского районного суда города Москвы от 12 октября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью "Агроторг" оставить без изменения, жалобу защитника ООО "Агроторг" К*** А.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.