Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Шушкевич О.В, Руновой Т.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-246/2021 по иску Галкиной Елены Владимировны к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю о взыскании недоначисленных отпускных, денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, процентов за нарушение сроков выплаты денежных средств, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краюна решение Верещагинского районного суда Пермского края от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Галкина Е.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю (далее - Межрайонная ИФНС N 1 по Пермскому краю), с учетом уточнений о взыскании недоначисленной суммы компенсации за ежегодные оплачиваемые основные и дополнительные отпуска в размере 38 914 руб. 26 коп.за период с 03 февраля 2020 года по 31 декабря 2020 года; недоначисленной суммы компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении в размере 148 130 руб. 10 коп, суммы недоначисленного четырехмесячного денежного содержания в размере 102 855 руб. за период с 01 июня 1994 года по 31 декабря 2020 года, денежной компенсации в порядке статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации в размере 21 551 руб. 73 коп.; компенсации морального вреда в размере 50 000 руб.
В обоснование своих требований указала на то, что 31 декабря 2020 года освобождена от замещаемой должности в порядке сокращения на основании пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 годаN79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". В период с 03 февраля 2020 года по 31 декабря 2020 годаответчиком ей не в полном размере произведена оплата ежегодных основного и дополнительного отпусков, так как в расчет не включеноматериальное стимулирование.Также ей недоначислена компенсация за неиспользованный отпуск и четырехмесячное денежное содержание при сокращении. Кроме того, неправильно определено количество дней неиспользованного отпуска. По ее расчетом она не использовала - 70, 59 календарных дней, считает, что работодатель при определении количества дней не учел, что в трудовой стаж включаются периоды нахождения в отпуске по беременности и родам, поэтому не исчислил компенсацию за 23, 59 дней отпуска. Ранее в суд не обращалась, избегая конфликта интересов.
Решением Верещагинского районного суда Пермского края от 22 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2022 года с Межрайонной ИФНС N1 по Пермскому краю в пользу Галкиной Е.В. (с учетом налога на доходы физического лица) взысканы:недоначисленные суммы основных и дополнительных отпусков в размере 25 738руб. 86 коп, недоначисленные суммы компенсации за неиспользованный отпуск в размере 93 828 руб. 90 коп, недоначисленные суммы четырехмесячного денежного содержания в размере 98 324 руб, проценты за задержку выплаты указанных сумм в размере 15 588 руб. 68 коп, компенсация морального вреда в размере 15 000 руб. На Межрайонную ИФНС N 1 по Пермскому краю возложена обязанность самостоятельно рассчитать и выплатить Галкиной Е.В. компенсацию за задержку выплат недоплаченных сумм начиная с 23 июля 2021 года по день фактического расчета включительно в соответствии со статьей 236 Трудового кодекса Российской Федерации.В удовлетворении остальных исковых требований Галкиной Е.В. отказано.
В кассационной жалобеМежрайонная ИФНС N 1 по Пермскому краюставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных.
Галкина Е.В, представители Межрайонной ИФНС N 1 по Пермскому краю, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что приказом начальника государственной налоговой инспекции N 17-к от 30 мая 1994 года Галкина (до брака Поносова) Е.В. принята на должность государственного "данные изъяты" отдел налогообложения юридических лиц с 01 июня 1994 года; приказом N 11-к от 22 мая 1996 года переведена на должность "данные изъяты";с 01 декабря 1998 года назначена на государственную должность федеральной государственной службы "данные изъяты" отдела налогообложения юридических лиц; с 01 января 2002 года на основании приказа N 6-к от 22 января 2002 года замещала должность "данные изъяты" юридических лиц; с 16 апреля 2002 года исполняла обязанности "данные изъяты" юридических лиц N1;приказом N 17-л от 31 мая 2004 года Галкина Е.В. назначена на должность "данные изъяты" выездных проверок Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу с 01 июня 2004 года; приказом N 24-л от 02 августа 2004 года назначена на должность "данные изъяты" отдела выездных налоговых проверок;приказом от 13 января 2005 года назначена на должность "данные изъяты" отдела выездных налоговых проверокс 11 января 2005 года; на основании приказа N58Л от 23 марта 2006 года назначена на должность "данные изъяты" выездных проверок с 01 марта 2006 года; с 01 апреля 2008 года переведена государственным "данные изъяты" в отдел камеральных проверок;с 11 января 2011 года переведена на должность государственного "данные изъяты" отдела выездных проверок; с 02 октября 2017 года переведена на должность "данные изъяты" отдела выездных проверок;31 декабря 2020 года Галкина Е.В. освобождена от замещаемой должности в связи с сокращением должностей гражданской службы на основании пункта 8.2части1статьи 37 Федерального закона "Огосударственной гражданской службе Российской Федерации" в соответствии с приказом N02-07/194 от 28 декабря 2020 года.
Приказом по Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборампо Пермской области N 133 от 29 декабря 1999 года Государственная налоговая инспекция по Верещагинскому району преобразована в Инспекцию по налогам и сборам Российской Федерации по Верещагинскому району; с 11 декабря 2001 года Инспекция по налогам и сборам Российской Федерации по Верещагинскому району реорганизована в Межрайонную инспекцию N 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу согласно приказу N 156 от 11 декабря 2001 года; с 15 ноября 2004 года Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу преобразована в Межрайонную ИФНС N 3 по Пермской области и Коми- Пермяцкому автономному округу (приказ N САЭ-3-15/57 от 15 ноября 2004 года); 27 января 2006 годаМежрайоннаяИФНС N3 по Пермской области и Коми-Пермяцкому автономному округу переименована в Межрайонную ИФНС N 3 по Пермской области (приказ N САЭ-3-15/48 от 27 января 2006 года); в соответствии с пунктом 2 приказа УФНС России по Пермскому краю от 21 августа 2020 года N 02-04/116@ "О структуре территориальных органов Федеральной налоговой службы в Пермском крае" Межрайонная ИФНС России N 3 по Пермскому краю реорганизована путем присоединения к Межрайонной ИФНС России N 1 по Пермскому краю.
Руководителем ФНС России издавались приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих территориальных органов ФНС России: от 04 декабря 2017 года N ММВ-8-5/55дсп@ "О материальном стимулировании за 3 квартал 2017 года", от 05 апреля 2018 года N ММВ-8-5/14дсп@ "О материальном стимулировании за 4 квартал 2017 года", от 09 июля 2018 года N ММВ-8-5/24дсп@ "О материальном стимулировании за 1 квартал 2018 года", от 17 сентября 2018 года N ММВ-8-5/29дсп@ "О материальном стимулировании за 2 квартал 2018 года", от 05 декабря 2018 года N ММВ-8-5/41дсп@ "О материальном стимулировании за 3 квартал 2018 года", от 16 апреля 2019 года N ММВ-8-5/13дсп@ "О материальном стимулировании за 4 квартал 2018 года", от 03 июля 2019 года N ММВ-8-5/20дсп@ "О материальном стимулировании за 1 квартал 2019 года", от 25 сентября 2019 года N ММВ-8-5/28дсп@ "О материальном стимулировании за 2 квартал 2019 года", от 03 декабря 2019 года N ММВ-8-5/34дсп@ "О материальном стимулировании за 3 квартал 2019 года", от 06 апреля 2020 года N ЕД-8-5/10дсп@ "О материальном стимулировании за 4 квартал 2019 года", от 25 июня 2020 года N ЕД-8-5/18дсп@ "О материальном стимулировании за 1 квартал 2020 года", от 18 сентября 2020 года N ЕД-8-5/25дсп@ "О материальном стимулировании за 2 квартал 2020 года", от 04 декабря 2020 года N КЧ-8-5/36дсп@"О материальномстимулированииза 3 квартал 2020 года".
Во исполнение указанных приказов и приказов УФНС России по Пермскому краю руководителем МРИ ФНС N 3 по Пермскому краюиздавались соответствующие приказы о материальном стимулировании государственных гражданских служащих налогового органа, в том числе Галкиной Е.В.
Кроме того, Галкиной Е.В. выплачивались премии за своевременное и качественное выполнение особо важных и сложных заданий, связанных с выполнением задач и обеспечением функций, возложенных на ФНС; премии выплачивались в пределах фонда оплаты труда и лимитов бюджетных обязательств и учитывались работодателем при выплате оспариваемых компенсаций.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования Галкиной Е.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей21, 121, 127, 142, 236 Трудового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, которым утверждены Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального закона N 79-ФЗ, которые необходимо учитывать при расчете сумм ежегодного оплачиваемого отпуска, компенсации при увольнении в связи с сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, компенсации за неиспользованный отпуск, в связи с чем признал обоснованными требования Галкиной Е.В. о взыскании в ее пользу недоначисленных сумм оплаты основных и дополнительных отпусков, компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, денежного содержания, причитающегося при увольнении, процентов за задержку выплат.
Разрешая ходатайство ответчика о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям о взыскания недоначисленных выплат за время очередного оплачиваемого отпуска, суд принял во внимание дату подачи Галкиной Е.В. искового заявления - 02 марта 2021 года, отсутствие доказательств уважительности причин пропуска срока по требованиям о взыскании недоначисленныхотпускных выплат за период с 03 февраля 2020 года по 14 февраля 2020 года, и пришел к выводу о пропуске истцом срока обращения в суд, установленного частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации по указанным требованиям, отказав в их удовлетворении.
Проверяя предоставленные сторонами расчеты среднего заработка для исчисления отпускных и компенсационных выплат, суд признал расчет истца ошибочным, взяв за основу расчет ответчика иопределив к взысканию в пользу истца недоначисленные суммы оплаты основных и дополнительных отпусков за периоды с 13 апреля 2020 года по 17 апреля 2020 года и с 15 июня 2020 года по 30 июня 2020 года вразмере 25 738 руб. 86 коп, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 93 828 руб. 90 коп, четырехмесячного денежного содержания в размере 98 324 руб, проценты за задержку выплаты указанных сумм в размере 15 588 руб. 68 коп, возложив на Межрайонной ИФНС N 1 по Пермскому краю самостоятельно рассчитать и выплатить Галкиной Е.В. компенсацию за задержку выплат недоплаченных сумм, начиная с 23 июля 2021 года по день фактического расчета включительно в соответствии с положениями статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Установив факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, суд, руководствуясь статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, взыскал с Межрайонной ИФНС N 1 по Пермскому краю в пользу Галкиной Е.В. компенсацию морального вреда в размере 15 000 руб.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Настаивая на отмене судебных постановлений, заявитель ссылается на то, что материальное стимулирование и дополнительное материальное стимулирование, выплачиваемые за счет бюджетных ассигнований не относятся к дополнительным выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданского служащего, в связи с чем не должны учитываться при расчете среднего заработка для оплаты очередного оплачиваемого отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации при увольнении.
Между тем указанные доводы не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом проверки судов первой и апелляционной инстанции и обоснованно признаны несостоятельными.
Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации", как следует из его преамбулы, устанавливает правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 указанного закона гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 1 статьи 50 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации").
Согласно части 10 статьи 50 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562 (далее - Правила).
Исчисление денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске и расчет денежной компенсации за неиспользованные отпуска производятся в соответствии с пунктом 6 указанных выше Правил.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
В случаях, предусмотренных подпунктами "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) и "з" пункта 1 настоящих Правил, гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц (абзац 1 пункта 8Правил).
Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 настоящих Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 настоящих Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (абзац 2 пункта 8 Правил).
В силу части 1 статьи 51 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации"фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации").
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации"фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации"порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 01 июля 2012 года представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.
Из приведенных нормативных положений следует, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным частью 10 статьи 50 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации", входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих.
Поскольку в соответствии с положениями части 3 статьи 51 названного закона фонд оплаты труда гражданских служащих формируется, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, выплаченное Галкиной Е.В. материальное стимулирование должно учитываться при расчете его среднего заработка для оплаты денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске, компенсации за неиспользованный отпуск, а также компенсации при увольнении в связи с сокращением штатной численности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенного статьей 50 Федерального законаО государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.
Довод кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации за нарушение срока выплаты сумм, судом кассационной инстанции отклоняется.
В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
Поскольку денежные суммы, причитающиеся истцу при увольнении, не были своевременно выплачены, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации за нарушение срока выплаты невыплаченных сумм, что соответствует требованиям статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для взыскания в пользу истца компенсации морального вреда не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку факт нарушения трудовых прав истца достоверно установлен судами.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда возмещается в денежной форме в размере, определяемом по соглашению работника и работодателя, а в случае спора факт причинения работнику морального вреда и размер компенсации определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Таким образом, данноетребование носит оценочный характер и суд вправе при определении размера компенсации морального вреда, учитывая вышеуказанные нормы закона, с учетом степени вины ответчика, определить размер денежной компенсации морального вреда по своему внутреннему убеждению, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Поскольку при разрешении спора судами установлен факт нарушения работодателем трудовых прав Галкиной Е.В. суды пришли к обоснованному выводу о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда.
На основании всестороннего исследования собранных по делу доказательств и установленных фактических обстоятельств, суды, дав им объективную оценку, определили размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию в пользу Галкиной Е.В, в размере 15 000 руб.
Вопреки доводам ответчика при разрешении спора судами установлены все юридически значимые обстоятельства, выводы судов мотивированы и соответствуют установленным судами фактическим обстоятельствам дела. Все представленные доказательства оценены судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нарушений требований процессуального законодательства при оценке доказательств, судами первой и апелляционной инстанции не допущено.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, основаны на субъективном толковании ответчиками норм материального права, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами не допущено нарушений или неправильного применение норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационных жалоб не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верещагинского районного суда Пермского края от 22 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 16 февраля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Пермскому краю - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.