Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-5112/2021 по иску Лебедева Ильи Аркадьевича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области о досрочном назначении страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Лебедева Ильи Аркадьевича на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Грудновой А.В, объяснения Валишина И.Р. представителя Лебедева Ильи Аркадьевича, действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Лебедев И.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о признании незаконным решение N2769 от 03 октября 2016 года в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы и в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости. Просил включить периоды его работы в специальный стаж в льготном исчислении:
- с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года (00л.01м.21д.) - врач-интерн в 1 хирургическом отделении в Курганской городской больнице N1;
-с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года (00л.09м.09д.) - врач-интерн анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница";
-с 04 августа 1992 года по 13 апреля 1993 года (00л. 08м.10д.) врач анестезиолог-реаниматолог, врач-невропатолог Тобольской районной больницы (с 29 октября 1992 года - МУЗ "Городская больница N2), включить в стаж на соответствующих видах работ периоды:
- с 11 мая 1995 года по 19 июня 1995 года (01г.01м.10л.) - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части Учреждения ИЗ 68/3;
- с 19 июня 1996 года по 19 октября 1995 года (00л.04м.00д.) - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области);
-с 20 декабря 1995 года по 01 января 1997 года (01г.00м.12д.) - врач-невролог больницы Управления внутренних дел г. Нижневартовска;
-с 30 апреля 2010 года по 09 декабря 2011 года (01г.07м.10д.), с 16 декабря 2011 года по 26 октября 2012 года (00л.10м.11д.) - врач-невролог в обществе с ограниченной ответственностью "Институт Здоровья" (с 15 июля 2010 года - общество с ограниченной ответственностью "Клиника Позвоночника);
-с 29 октября 2012 года по 01 июня 2014 года (01л.06м.15д.) - заместитель главного врача по терапии в бюджетном учреждении Ханты-мансийского автономного округа Югры "Пыть-Яхская окружная больница" (с 17 марта 2014 года - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница");
-с 03 июня 2014 года по 09 ноября 2014 года (00л.04м.00д.) - главный врач Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Березовская районного больница;
-с 08 декабря 2014 года по 31 октября 2015 года (00л.01м.04д.) - врач-невролог по совместительству лечебно-профилактического отделения Академической многопрофильной клиники на 0, 25 ставки в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования Тюменский государственный университет" Минздрава России;
-с 07 декабря 2015 года по 03 июля 2016 года (00л.06м.27д.) - врач-невролог по совместительству на 0, 25 ставки в открытом акционерном обществе "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор-А", включить в стаж на соответствующих видах работ периоды нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации;
назначить досрочную страховую пенсию по старости с даты обращения в пенсионный орган с 04 июля 2016 года.
Требования мотивированы тем, что 04 июля 2016 года он обратился с заявлением в Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании подпункта 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях". Решением от 03 октября 2016 года N2769 в назначении досрочной страховой пенсии по старости отказано по причине отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. Считает, что спорные периоды незаконно не включены в его специальный стаж, поскольку он осуществлял лечебную деятельность. По его подсчету стаж на соответствующих видах работ составляет 31 год 08 месяцев 24 дня, что является достаточным для назначения досрочной страховой пенсии по указанному основанию.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 21 июля 2020 года исковые требования Лебедева И.А. удовлетворены частично. Решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области N2769 от 03 октября 2016 года признано незаконным в части отказа во включении в страховой стаж на соответствующих видах работ в целях досрочное пенсионного обеспечения по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периодов работы с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года (00л.01м.21д.) - врач-интерн в 1 хирургическом отделении в Курганской городской больнице N1; с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года (00л.09м.09д.) - врач-интерн анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница"; с 04 августа 1992 года по 13 апреля 1993 года (00л. 08м.10д.), врач анестезиолог-реаниматолог, врач-невропатолог Тобольской районной больницы (с 29 октября 1992 года - муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N2), а также в отказе зачесть в стаж на соответствующих видах работ периоды с 19 июня 1996 года по 03 октября 1995 года (00л.03м.15д.) - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области); с 20 декабря 1995 года по 01 января 1997 года (01г.00м.12д.) - врач-невролог больницы УВД г.Нижневартовска; с 03 июня 2014 года по 26 июня 2014 года (00л. 00м.24д.), с 05 июля 2014 года по 06 июля 2014 года (00л.00м.02д.), с 09 июля 2014 года по 14 июля 2014 года (00л.00м.06д.), с 19 июля 2014 года по 31 июля 2014 года (00л.00м.13д.), с 06 августа 2014 года по 11 сентября 2014 года (00л.01м.06д.), с 01 октября 2014 года по 09 ноября 2014 года (00л.01м.09д.) - главный врач бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Березовская районного больница.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени возложена обязанность включить Лебедеву И.А. в стаж на соответствующих видах по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы:
-с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года (00л.01м.21д.) - врач-интерн в 1 хирургическом отделении в Курганской городской больнице N1; с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года (00л.09м.09д.) - врач-интерн анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница"; -с 04 августа 1992 года по 13 апреля 1993 года (00л. 08м.10д.) врач анестезиолог-реаниматолог, врач-невропатолог Тобольской районной больницы (с 29 октября 1992 года - муниципальное учреждение здравоохранения "Городская больница N2), а также зачесть в стаж на соответствующих видах работ периоды с 19 июня 1996 года по 03 октября 1995 года (00л.03м.15д.) - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области); с 20 декабря 1995 года по 01 января 1997 года (01г.00м.12д.) - врач-невролог больницы УВД г.Нижневартовска; с 03 июня 2014 года по 26 июня 2014 года (00л. 00м.24д.), с 05 июля 2014 года по 06 июля 2014 года (00л.00м.02д.), с 09 июля 2014 года по 14 июля 2014 года (00л.00м.06д.), с 19 июля 2014 года по 31 июля 2014 года (00л.00м.13д.), с 06 августа 2014 года по 11 сентября 2014 года (00л.01м.06д.), с 01 октября 2014 года по 09 ноября 2014 года (00л.01м.09д.) - главный врач бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа -Югры "Березовская районного больница.
На Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Тюмени Тюменской области возложена обязанность назначить пенсию Лебедеву И.А. с момента возникновения права. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Определением Центрального районного суда г. Тюмени от 18 сентября 2020 года в решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 июля 2020 года внесены исправления в описательную и резолютивную часть, указав на то, что период с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года (00.09м.09д.) - врач-интерн анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница"; с 04 августа 1992 года по 13 апреля 1993 года (00л. 08м. 10д.) врач анестезиолог- реаниматолог, врач-невропатолог Тобольской районной больницы (с 29 октября 1992 года - муниципальное бюджетное учреждение "Городская больница N2) подлежит включению в льготном исчислении из расчета 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 07 декабря 2020 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 июля 2020 года, с учетом определения об исправлении описки от 18 сентября 2020 года, отменено в части. Лебедеву И.А. отказано в удовлетворении исковых требований в части включения в стаж на соответствующих видах работ периодов с 19 июня 1995 года по 03 октября 1995 года (00л.03м.15д.) - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области); с 03 июня 2014 года по 09 ноября 2014 года (04м.) - главный врач бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Березовская районная больница". В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года решение Центрального районного суда г. Тюмени от 21 июля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 07 декабря 2020 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Центральный районный суд г. Тюмени.
Отменяя состоявшиеся судебные акты, судом кассационной инстанции указано, что в нарушение норм материального права, регулирующих порядок досрочного пенсионного обеспечения, выводы судов, содержащиеся в оспариваемых судебных актах, являются произвольными, не основанными на материалах дела, сделаны без учета норм права, подлежащих применению. Рассмотренные судами требования не соответствуют требованиям истца, заявленным в иске, спорные периоды не определены. Причины отказа пенсионного органа во включении спорных периодов в специальный стаж не установлены, необходимые для разрешения спора сведения из индивидуального лицевого счета застрахованного лица не истребованы и не изучены. Лебедеву И.А. не предложено представить доказательства обоснованности заявленных им требований по каждому спорному периоду. Судебные запросы работодателям истца в целях установления юридически значимых обстоятельств судами не направлялись. Подробный подсчет специального стажа истца в целях досрочного пенсионного обеспечения в оспариваемых судебных актах отсутствует.
Решением Центрального районного суда г. Тюмени от 29 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 года исковые требования Лебедева И.А. удовлетворены частично. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области от 16 октября 2016 года об отказе во включении в льготный трудовой стаж Лебедева И.А, дающий право на назначении пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Закона Российской Федерации "О страховых пенсиях" периодов работы:
- с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года - врач - интерн в 1 хирургическом отделении Курганской городской больницы (в календарном исчислении);
- с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года - врач-интерн анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница, в льготном исчислении, как 1 год 6 месяцев за 1 год работы;
- с 04 августа 1992 года по 13 апреля 1993 года - врач анестезиолог-реаниматолог Тобольской районной больницы, в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы;
- с 20 декабря 1995 года по 01 января 1997 года - врач - невролог больницы УВД г. Нижневартовска;
- с 01 декабря 2012 года по 01 июня 2014 года - заместитель главного врача по терапии, врач-невролог по совместительству "Пыть-Яхской окружной больницы";
-с 25 июня 2014 года по 26 июня 2014 года; с 05 июля 2014 года по 06 июля 2014 года, с 09 июля 2014 года по 14 июля 2014 года, с 19 июля 2014 года по 31 июля 2014 года, с 06 августа 2014 года по 11 сентября 2014 года, с 04 октября 2014 года по 07 октября 2014 года, с 12 октября 2014 года по 15 октября 2014 года - главный врач Березовской районной больницы, врач-невролог по совместительству;
- с 26 февраля 2008 года по 05 апреля 2008 года, и с 17 сентября 2007 года по 20 сентября 2007 года - курсы повышения квалификации.
В удовлетворении остальной части исковых требований Лебедеву И.А. отказано.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 года произведена замена ответчика Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени Тюменской области на Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Тюменской области.
В кассационной жалобе Лебедев И.А. ставит вопрос об отмене решения Центрального районного суда г. Тюмени от 29 сентября 2021 года и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 года, как незаконных, с вынесением по делу нового решения об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В доводах кассационной жалобы настаивает на наличии оснований для включения в специальный стаж периодов работы с 07 декабря 2015 года по 03 июля 2016 года в должности врача-невролога по совместительству на 0, 25 ставки в открытом акционерном обществе "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор - А" и с 30 апреля 2010 года по 09 декабря 2011 года, с 16 декабря 2011 года по 26 октября 2012 года в должности врача-невролога общества с ограниченной ответственностью "Институт здоровья", поскольку им представлены лицензии, уставы и справка общества с ограниченной ответственностью "Клиника Позвоночника" о том, что работа является основной, в объеме полной ставки. Полагает, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных учреждениях и в организациях иной формы собственности. Поскольку им в материалы дела предоставлена трудовая книжка с записью о работе врачом интерном в Курганской городской больнице, работа подтверждена справкой работодателя, дополнительно представлены в материалы дела операционные листы, то период его работы с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года в качестве врача - интерна в 1 хирургическом отделении Курганской городской больницы подлежат зачету в специальный стаж в льготном порядке - как один год шесть месяцев за один год работы.
Помимо этого, полагает, что суды необоснованно отказали во включении в специальный стаж период работы с 19 июня 1996 года по 03 октября 1995 года в должности врача-терапевта стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области). В соответствии с пунктом 2 постановления Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов. Также считает, что период нахождения его в командировке с 17 марта 2013 года по 23 марта 2013 года подлежит включению в специальный стаж на основании статей 165, 166, 187 Трудового кодекса Российской Федерации, поскольку командировка связана с осуществлением медицинской деятельности, в командировке трудовые отношения с ним не прекращались, за ним сохранялось основное место работы и заработная плата, с которой работодателем производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации. С учетом изложенного, считает его стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составляет на дату обращения 04 июля 2016 года - 33 года 7 месяцев 9 дней.
Лица, участвующие по делу, в судебное заседание не явились, надлежаще извещены о дате, месте и времени рассмотрения дела. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, выслушав доводы представителя заявителя, судебная коллегия по доводам кассационной жалобы не усматривает основания для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 04 июля 2016 года Лебедев И.А, "данные изъяты" года рождения, зарегистрированный в системе персонифицированного учета 28 декабря 2000 года, обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тюмени с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда РФ в г. Тюмени Тюменской области N2769 от 03 октября 2016 года Лебедеву И.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку на основании произведенного подсчета специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, составил 22 года 02 месяца 02 дня, при необходимых 30 годах.
Пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в календарном исчислении включены периоды работы:
- с 01 августа 1987 года по 30 июня 1988 года - в качестве врача-интерна с прохождением интернатуры по хирургии, анестезиологии и реаниматологии в Курганской больнице скорой помощи, так как данная должность для учета стажа в льготном исчислении перечнем от 17 декабря 1959 года N 1397, списком должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 782, не предусмотрена;
- с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года - в качестве врача-интерна анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница" по аналогичным основаниям;
- с 04 августа 1992 года по 13 апреля 1993 года - в качестве врача анестезиолога-реаниматолога, врача невропатолога в Тобольской городской больнице.
Обращаясь в суд, Лебедев И.А. просил зачесть в специальный стаж указанные периоды работы в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Пенсионным органом в стаж на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" не включены периоды работы:
- с 19 июня 1995 года по 03 октября 1995 года (00л.03м.15д.) - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области), так как в разделе "Наименование учреждений" в Списке должностей и учреждений здравоохранения от 29 октября 2002 года N 781, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, "Следственный изолятор" не предусмотрен. По сведениям отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц от 28 сентября 2016 года документы, подтверждающие наличие структурных подразделений, поименованных в пункте 6 Правил в СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации отсутствуют, медицинские документы и должностные инструкции следственного изолятора N 3 на архивное хранение не поступали;
- с 11 мая 1995 года по 16 июня 1995 года - врач-терапевт стационара (изолятора) медицинской части Учреждения ИЗ 68/3 без указания причины;
- с 20 декабря 1995 года по 01 января 1997 года (01г.00м.12д.) - врач-невролог больницы УВД г. Нижневартовска, поскольку из справки УМВД России по г. Нижневартовску невозможно сделать выводы об осуществлении лечебной деятельности;
- с 30 апреля 2010 года по 09 декабря 2011 года, с 16 декабря 2011 года по 26 октября 2012 года (02г.5м.21д.) - врач-невролог в обществе с ограниченной ответственностью "Институт Здоровья" (с 15 июля 2010 года - общество с ограниченной ответственностью "Клиника Позвоночника), поскольку общество не относится к учреждению, работа в котором дает право на досрочное назначение пенсии по старости, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года "О списках работ профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости";
- с 29 октября 2012 года по 20 ноября 2012 года, с 22 ноября 2012 года по 16 марта 2013 года, с 24 марта 2013 года по 21 апреля 2013 года, с 23 апреля 2013 года по 05 сентября 2013 года, с 07 сентября 2013 года по 13 февраля 2014 года, с 15 февраля 2014 года по 02 марта 2014 года, с 05 марта 2014 года по 20 апреля 2014 года, с 26 апреля 2014 года по 01 июня 2014 года - заместитель главного врача по терапии, с 01 декабря 2012 года по 20 января 2014 года врач-невролог на 0, 25 ставка в Пыть-Яхской окружной больнице (с 17 марта 2014 года - бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Пыть-Яхская окружная клиническая больница"), поскольку в соответствии со Списком должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781 занятие врачебной деятельностью в должности врачей - руководителей должно быть оформлено приказом учреждения и издаваться ежегодно, который истцом не представлен; страхователь после даты регистрации Лебедева И.А. в системе государственного пенсионного страхования не представил сведения, уточняющие условия труда; периоды работы с 01 ноября 1999 года засчитываются в специальный стаж при условии её выполнения в объеме полной ставки, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
- с 03 июня 2014 года по 26 июня 2014 года (00л. 00м.24д.), с 05 июля 2014 года по 06 июля 2014 года (00л.00м.02д.), с 09 июля 2014 года по 14 июля 2014 года (00л.00м.06д.), с 19 июля 2014 года по 31 июля 2014 года (00л.00м.13д.), с 06 августа 2014 года по 11 сентября 2014 года (00л.01м.06д.), с 01 октября 2014 года по 09 ноября 2014 года (00л.01м.09д.) - главный врач бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Березовская районная больница", поскольку в соответствии со Списком должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781 занятие врачебной деятельностью в должности врачей - руководителей должно быть оформлено приказом учреждения и издаваться ежегодно, который истцом не представлен;
- с 08 декабря 2014 года по 11 января 2015 года (01м.04д.) - врач-невролог лечебно-профилактического отделения Академической многопрофильной клиники на 0, 25 ставки в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Тюменский государственный университет Минздрава России", т.к. не выработана полная норма рабочего времени;
- с 29 января 2015 года по 31 октября 2015 года - врач-невролог по совместительству на 0, 25 ставки государственного бюджетного учреждения здравоохранения Тюменской области "Областная клиническая больница N2", т.к. не выработана полная норма рабочего времени;
- с 07 декабря 2015 года по 03 июля 2016 года (06м.27д.) - врач-невролог по совместительству на 0, 25 ставки в открытом акционерном обществе "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор-A", поскольку организационно-правовая форма организации не соответствует Списку должностей и учреждений от 29 октября 2002 года N 781.
Также пенсионным органом в специальный стаж работы не включены периоды командировок и нахождения на курсах повышения квалификации.
Полагая, что исчисление стажа лечебной деятельности произведено пенсионным органом неверно, такой подсчет нарушает его право на досрочное пенсионное обеспечение, Лебедев И.А. обратился в суд.
Повторно разрешая заявленный спор с учетом определения судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 15 апреля 2021 года, отказывая Лебедеву И.А. в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный стаж периодов работы с 07 декабря 2015 года по 03 июля 2016 года в должности врача-невролога в открытом акционерном обществе "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор - А" и с 30 апреля 2010 года по 09 декабря 2011 года, с 16 декабря 2011 года по 26 октября 2012 года в должности врача-невролога общества с ограниченной ответственностью "Институт здоровья", суд первой инстанции с которым согласился суд апелляционной инстанции исходил из того, что данные организации не могут быть отнесены к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Отказывая Лебедеву И.А. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года в должности врача-интерна в 1 хирургическом отделении Курганской городской больницы в льготном исчислении, суды исходили из отсутствия сведений об участии истца в указанный период в операциях, тогда как необходимым условием для включения спорного периода работы в специальный стаж в льготном исчислении является выполнение в полном объеме обязанностей врача по специальностям, поименованным в Перечне, являющемся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
Отказывая Лебедеву И.А. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода работы с 19 июня 1995 года по 19 октября 1995 года в должности врача-терапевта стационара медицинской части СИЗО-З УИН УВД Тюменской области и с 11 мая 1995 года по 19 июня 1995 года в должности врача-терапевта стационара (изолятора) медицинской части при Учреждении ИЗ 68/3, суды исходили из того, что в указанные периоды истец проходил службу в органах внутренних дел. Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный (льготный) трудовой стаж, в том числе в стаж работы связанной с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Отказывая Лебедеву И.А. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода с 17 марта 2013 года по 23 марта 2013 года суды исходили из отсутствия доказательств направления истца в указанный период в командировку. Судами установлено, что в данный период истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, что исключает возможность включения его в специальный стаж.
Установив, что на дату обращения Лебедев И.А. в пенсионный орган 04 июля 2016 года, необходимый стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения продолжительностью 30 лет отсутствует, оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 04 июля 2016 года не имеется.
Судебная коллегия соглашается с решениями судов об отказе Лебедеву И.А. в удовлетворении исковых требований в приведенной части.
Вопреки доводам кассационной жалобы, исходя из правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у судов отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж Лебедева И.А. для досрочного назначения пенсии по старости спорных периодов его работы с 07 декабря 2015 года по 03 июля 2016 года в должности врача-невролога в открытом акционерном обществе "Многопрофильный клинико-диагностический центр "Доктор - А" и с 30 апреля 2010 года по 09 декабря 2011 года, с 16 декабря 2011 года по 26 октября 2012 года в должности врач-невролог общества с ограниченной ответственностью "Институт здоровья".
Как верно указано судами, названные общества по своей организационно-правовой форме являются коммерческими организациями, созданными для целей извлечения прибыли, и не могут относится к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В приведенном Списке N 781, подлежащем применению к спорным периодам трудовой деятельности Лебедева И.А, вопреки ошибочному мнению истца, не предусмотрено возможности зачета в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, работы в организациях, не являющихся учреждениями здравоохранения и имеющих организационно-правовую форму общество с ограниченной ответственностью или акционерное общество, даже если общество осуществляет медицинскую деятельность и имеет соответствующую лицензию.
Вопреки ошибочному мнению истца, выполнение им работы по лечению больных с различными заболеваниями само по себе не свидетельствует о праве на льготное пенсионное обеспечение. При этом, термин "учреждение здравоохранения" необоснованно трактуется им расширительно и применяется ко всем субъектам здравоохранения.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Исходя из приведенных положений Гражданского кодекса Российской Федерации общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Исходя из правовых позиций, изложенных Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П, а также в определении от 04 марта 2004 года N 81-О, в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки. Осуществляемая коммерческими организациями деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях. В связи с этим выполняемая профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
Как следует из решения пенсионного органа, период прохождения Лебедевым И.А. интернатуры с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года включен пенсионным органом в специальный стаж лечебной деятельности в календарном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, являющимся приложением к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрены врачи-специалисты отделений хирургического профиля стационаров учреждений.
Исходя из положений Перечня структурных подразделений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, Положения об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов (приложение N 3 к приказу Министерства здравоохранения СССР от 20 января 1982 года N 44, утвержденному Министром здравоохранения СССР 12 января 1982 года, Министром высшего и среднего специального образования СССР 20 января 1982 года) судами сделан верный вывод о том, что период прохождения интернатуры отдельными категориями врачей-специалистов, может быть засчитан им в льготном исчислении в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии документального подтверждения выполнения врачом-интерном функциональных обязанностей по должности врача-специалиста.
Установив на основании анализа содержания представленных истцом операционных листов, что Лебедев И.А. в период с 01 августа 1987 года по 21 сентября 1987 года самостоятельно не исполнял функциональные обязанности врача-специалиста, судами сделан верный вывод об отсутствии оснований для включения указанного периода в специальный стаж в льготном исчислении, продублировав решение пенсионного органа о включении периода в специальный стаж в календарном исчислении. Вопреки ошибочному мнению заявителя, представленные им операционные листы датированы позднее 21 сентября 1987 года. На основании указанных листов последующие периоды работы включены судами в специальный стаж истца в льготном исчислении.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, и при этом наделяет Правительство Российской Федерации полномочием по утверждению списков работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия по старости назначается досрочно (пункт 1 части 1 и часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665).
Согласно пункту 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, согласно подпункту "в" пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно.
Таким образом, пенсионным законодательством предусмотрено два способа подсчета специального стажа - либо на основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, либо с применением последовательно правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренных законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), как это предусмотрено частью 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ. Совместное применение указанных способов подсчета стажа приведенными нормативными актами не предусмотрено.
Как следует из материалов дела, пенсионным органом оценка пенсионных прав Лебедева И.А. осуществлялась с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, по наиболее выгодному для истца варианту подсчета специального стажа. Проверяя законность принятого пенсионным органом решения судебные инстанции также руководствовались нормами названных Правил.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судами нарушений норм пенсионного законодательства не допущено, поскольку постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, действующим в период работы Лебедева И.А. до 01 января 1992, льготное исчисление периодов работы врачей и других работников здравоохранения предусмотрено для исчисления стажа работы только в сельской местности, истец осуществлял трудовую деятельность в городе. Применение Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, позволило судам включить в специальный стаж Лебедева И.А. период работы с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года врачом-интерном анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница" в льготном исчислении как 1 год 6 месяцев за 1 год работы.
Как следует из положений части 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитываются период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (пункт 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Аналогичные положения содержались в ранее действовавшем Федеральном законе от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 1 статьи 3, часть 1 статьи 10, пункт 1 части 1 статьи 11).
Вместе с тем, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой, приравненной к ней службы в общий страховой стаж, законодатель не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж трудовой деятельности для назначения досрочной страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды службы по ранее действовавшему пенсионному законодательству включались в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения до 1 ноября 1999 года, что в частности предусматривалось постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464, на которое ссылался истец в кассационной жалобе, согласно которому в выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений включается служба по специальности в составе Вооруженных Сил СССР и правоохранительных органов.
После 1 ноября 1999 года список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, а также действующий в настоящее время Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, не предусматривают возможности включения в специальный стаж в связи с осуществлением лечебной и иной работы по охране здоровья населения периодов военной службы и службы в правоохранительных органах.
Разрешая спор по существу, руководствуясь вышеуказанными правовыми нормами, судебные инстанции, пришли к правомерному выводу, что действующее в настоящее время правовое регулирование спорных правоотношений не предусматривает включение периода службы истца с 19 июня 1996 года по 19 октября 1995 года в должности врача-терапевта стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области) в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Применяя при разрешении спора Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, суды пришли к верному выводу, что, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665, в специальный стаж работы истца подлежит включению либо период работы с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года врачом-интерном анестезиолого-реанимационного отделения Государственного учреждения "Курганская областная больница" в льготном исчислении, либо период работы с 19 июня 1996 года по 19 октября 1995 года в должности врача-терапевта стационара (изолятора) медицинской части СИЗО-3 Службы по исправительным делам и социальной реабилитации (с 18 июля 1995 года - УИН УВД Тюменской области) в календарном исчислении. Включение в специальный стаж работы периода с 22 сентября 1987 года по 30 июня 1988 года в льготном исчислении является для Лебедева И.А. наиболее выгодным вариантом подсчета специального стажа в целях досрочного пенсионного обеспечения.
Отказывая Лебедеву И.А. в удовлетворении требований о включении в специальный стаж периода с 17 марта 2013 года по 23 марта 2013 года суды исходили из отсутствия доказательств направления истца в указанный период в командировку. Судами установлено, что в данный период истцу предоставлен отпуск без сохранения заработной платы, что исключает возможность включения его в специальный стаж. Доводы кассационной жалобы в указанной части не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку направлены на иную оценку доказательств по делу.
Установив недостаточность специального стажа в целях досрочного пенсионного обеспечения на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ, стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения составляет менее предусмотренных 30 лет, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для назначения Лебедеву И.А. досрочной страховой пенсии по старости по указанному основанию.
Компетенция кассационного суда ограничена статьями 379.7, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в силу которых в кассационном порядке проверяется правильность применения судами норм материального и процессуального права. Правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен. Полномочиями по оценке фактических обстоятельств спора и представленных доказательств наделены суды первой и апелляционной инстанций.
Суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела (часть 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Действующее процессуальное законодательство не допускает произвольный, не ограниченный по времени пересмотр судебных решений. Вводя порядок и сроки совершения соответствующих процессуальных действий, процессуальный закон устанавливает баланс между принципом правовой определенности, обеспечивающим стабильность правоотношений и правом на справедливое судебное разбирательство, обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения. Изложенные заявителем доводы о наличии оснований для отмены состоявшихся судебных актов основаны на субъективном, неверном толковании норм пенсионного законодательства и не являются достаточными для отступления от принципа правовой определенности и стабильности вступившего в законную силу судебного постановления. Иное мнение заявителя о том, как должно быть рассмотрено дело и какое решение по заявленным требованиям должно быть принято, не свидетельствует о незаконности обжалуемого судебного акта.
Судебная коллегия отмечает, что производство в суде кассационной инстанции предназначено для исправления нарушений норм материального права и норм процессуального права, допущенных судами в ходе предшествующего разбирательства дела и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судом обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда г. Тюмени от 29 сентября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 31 января 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Лебедева Ильи Аркадьевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.