Дело N 2а-296/2021
г. Краснодар 18.01.2022
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего Усенко Н.В, судей: Иванова А.Е, Русакова А.Е, рассмотрел в открытом судебном заседании поданную 08.11.2021 кассационную жалобу Бочарниковой С.Г. на решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12.05.2021 по административному делу по административному иску Бочарниковой С.Г. к Департаменту по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгограда о признании незаконным решения уполномоченного органа.
Заслушав доклад судьи Усенко Н.В, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
установил:
Бочарникова С.Г. обратилась в суд с административным иском, в котором просила признать незаконным решение Департамента по градостроительству и архитектуре Администрации г. Волгограда (Департамент) от 30.12.2019 N N об отказе Бочарниковой С.Г. в уточнении красных линий в районе земельного участка по "адрес". Обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения путем уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом имеющихся границ земельного участка, расположенного по вышеуказанному адресу.
В обоснование требований Бочарникова С.Г. указала на то, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" собственником расположенных на нем объектов недвижимости: жилого дома и гаражного бокса. Бочарникова С.Г. не имеет возможности приобрести участок в собственность, поскольку по нему проходит красная линия.
Административный истец неоднократно обращалась в Департамент по градостроительству и архитектуре (Департамент) по вопросу корректировки красных линий квартала 08-12-008 по границам используемого ею земельного участка, в чем заявителю неоднократно было отказано.
Последний отказ Департамента от 30.12.2019 N N, являющийся предметом обжалования, мотивирован тем, что корректировка красных линий возможна посредством разработки проекта межевания территории. Однако муниципальным заданием на 2019-2020 разработка проекта межевания территории в границах указанного квартала не предусмотрена.
Вместе с тем, Бочарниковой С.Г. разъяснено, что подготовка документации по планировке территории возможна за счет средств заинтересованного лица.
Административный истец полагает, что оспариваемое решение нарушает ее права и законные интересы, поскольку красные линии установлены с нарушением действующего законодательства и проходят по сформированному участку.
Ссылаясь на нарушение своих прав, административный истец просила об удовлетворении требований.
Решением Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26.01.2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12.05.2021, в административном иске отказано.
В кассационной жалобе Бочарникова С.Г. просит об отмене судебных актов, как постановленных с существенным нарушением норм материального права, принятии нового решения об удовлетворении административного иска.
Заявитель жалобы обращает внимание на то, что на момент формирования земельного участка каких-либо ограничений, включая красные линии, не имелось.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 328 КАС РФ оснований для отмены судебных актов по доводам кассационной жалобы.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории.
В силу статьи 41 ГрК РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования и (или) границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов (пункт 11 статьи 1 ГрК РФ).
Красные линии, формируют створ улицы и устанавливаются (корректируются) с учетом: ширины улиц и дорог, которые определяются расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов; состава размещаемых в пределах поперечного профиля улицы элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.); с учетом перспектив развития улично-дорожной сети, предусмотренной Генеральным планом Волгограда. Изменение ранее установленных красных линий, не должны приводить к изломанности створа улиц, при котором не обеспечивается безопасность движения транспорта и пешеходов, ухудшается видимость и затрудняется доступ к существующим объектам недвижимости, в том числе спецтехники (пожарных машин, машин скорой помощи, аварийной службы и транспорта МЧС).
Разрешая дело, суды руководствовались вышеуказанными законоположениями, а также статьями 9, 18, 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкцией "О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации" (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция), постановлением Администрации г. Волгограда от 11.06.2004 N 777 "Об установлении красных линий в Волгограде", Административным регламентом "Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлений физических или юридических лиц" (Административный регламент), утвержденным постановлением Администрации г. Волгограда от 11.01.2019 N 22, Порядком, утвержденным решением Волгоградской областной Думы от 05.02.2014 N 10/225 "Об установлении Порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений администрации г. Волгограда", определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2016 N 242-О.
Суды установили, что Бочарникова С.Г. является собственником жилого дома и гаражного бокса, расположенных по адресу: "адрес".
Данные строения расположены на муниципальном земельном участке с кадастровым номером N площадью 930 кв.м, по адресу: "адрес", находящегося в пользовании административного истца на условиях аренды.
Решением Департамента от 30.12.2019 N ар18125-19 административному истцу отказано в корректировке красной линии квартала 08-12-008 по границам используемого земельного участка и объекта недвижимости со ссылкой на статьи 41, 42, 43 ГрК РФ, поскольку корректировка красных линий возможна посредством разработки проекта межевания территории, которая не предусмотрена муниципальным заданием на 2019-2020.
В оспариваемом решении Бочарниковой С.Г. разъяснена возможность подготовить документацию по планировке территории средствами заинтересованного лица.
Отказывая в административном иске, суды исходили из того, что оспариваемые заявителем красные линии ограничивают улицу местного значения. На момент установления красных линий сведения о принадлежащих заявителю строениях и используемом участке у муниципального органа отсутствовали. Красные линии не препятствуют в использовании принадлежащих административному истцу строений и арендуемого участка.
Градостроительное законодательство не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на ее развитие.
Орган местного самоуправления самостоятельно оценивает целесообразность корректировки красных линий, исходя из принципов соблюдения баланса частных интересов и интересов всего муниципального образования.
С учетом сложившейся градостроительной ситуации корректировка красной линии упомянутого квартала по границам находящихся во владении Бочарниковой С.Г. объектов недвижимости возможна посредством разработки проекта межевания территории при отсутствии необходимости формирования земельных участков под новое строительство.
Однако Бочарникова С.Г. в установленном законом порядке за получением вышеуказанных муниципальных услуг в органы местного самоуправления не обращалась.
При изложенных обстоятельствах кассационный суд полагает решения судов обоснованными и не подлежащими отмене по доводам кассационной жалобы. Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, определил:
решение Красноармейского районного суда г. Волгограда от 26.01.2021 и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Волгоградского областного суда от 12.05.2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Бочарниковой С.Г. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 КАС РФ.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28.01.2022.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.