Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Никулина И.А., рассмотрев без проведения судебного заседания кассационную жалобу Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита", поданную через суд первой инстанции 27 апреля 2022 года, на определение Центрального районного суда г. Читы от 25 октября 2021 года и апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 20 декабря 2021 года по заявлению комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа по административному делу N 2а-2059/2021 по административному исковому заявлению Коркина Артема Анатольевича, Коркиной Анастасии Вячеславовны, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО12, ФИО13, ФИО14, к администрации городского округа "Город Чита", Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита" о признании незаконным решения об отказе в перечислении социальной выплаты по подпрограмме "Обеспечении жильем молодых семей", обязании перечислить сумму социальной выплаты на банковский счет,
УСТАНОВИЛ:
решением Центрального районного суда г. Читы от 20 мая 2021 года частично удовлетворены требования Коркина А.А, Коркиной А.В, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО4, ФИО5, к администрации городского округа "Город Чита", Комитету по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита", Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Комитету по финансам администрации городского округа "Город Чита", признано незаконным решение Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" о приостановлении действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" N N от 10 июля 2018 года; на Комитет по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" возложена обязанность перечислить на банковский счет N, открытый на имя Коркина А.А, сумму субсидии, установленной в свидетельстве о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" N N от 10 июля 2018 года, в размере 962 100 рублей для компенсации затраченных собственных средств на приобретение жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ. С Комитета по управлению имуществом администрации городского округа "Город Чита" в пользу Коркиной А.В. и Коркина А.А. взысканы судебные расходы в размере 96 554 рублей. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 25 августа 2021 года решение Центрального районного суда г. Читы от 20 мая 2021 года оставлено без изменения.
25 октября 2021 года представитель Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Подушкина Т.В. обратилась в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительных листов от 11 октября 2021 года серии ФС N и ФС N в части взыскания судебных расходов в размере 96 554 рублей в пользу административных истцов Коркиной А.В. и Коркина А.А.
Определением Центрального районного суда г. Читы от 25 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением Забайкальского краевого суда от 20 декабря 2021 года, заявление представителя Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Полушкиной Т.В. о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа возвращено.
В кассационной жалобе Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" ставит вопрос об отмене определения Центрального районного суда г. Читы от 25 октября 2021 года и апелляционного определения Забайкальского краевого суда от 20 декабря 2021 года, указывая на нарушение судами норм материального права.
Указывает на неясность способа и порядка исполнения исполнительного листа в части возмещения судебных расходов в пользу административных истцов без распределения между ними долей подлежащей взысканию суммы, что может привести к двойному возмещению судебных расходов, настаивает, что Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" имеет право на обращение в суд с заявлением о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа, поскольку является органом, исполняющим судебные акты по искам к городскому округу.
В соответствии с требованиями статьи 327.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассматривается без проведения судебного заседания.
Проверив материалы административного дела, доводы кассационной жалобы, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами обеих инстанций.
Возвращая заявление представителя Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Подушкиной Т.В. о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" не является стороной исполнительного производства и не отнесен к числу лиц, которым согласно части 1 статьи 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставлено право на обращение в суд с таким заявлением.
Между тем вывод судов не соответствует требованиям процессуального законодательства.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод (часть 1 статьи 46).
Данный постулат Конституции Российской Федерации является одной из задач административного судопроизводства, к которым Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации относит обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункт 1 статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 1 статьи 355 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что в случае неясности требования, содержащегося в исполнительном документе, или неясности способа и порядка его исполнения взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться в суд, принявший судебный акт, с заявлением о разъяснении исполнительного документа, способа и порядка его исполнения.
Согласно пункту 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса.
В пункте 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, на подлежащие казначейскому сопровождению в соответствии с настоящим Кодексом средства участников казначейского сопровождения производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.
По общему правилу, исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, направляется взыскателем или его представителем, наделенным необходимыми полномочиями, в орган, исполняющий судебные акты (пункт 2 статьи 242.1 БК РФ, пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации".
В соответствии с положением пунктами 1, 14.82 Решения Думы городского округа "Город Чита" от 25 декабря 2014 года N 99 "Об утверждении Положения о комитете по финансам администрации городского округа "Город Чита", Комитет по финансам администрации городского округа "Город Чита" является отраслевым (функциональным) органом администрации городского округа "Город Чита", осуществляющим в том числе исполнение судебных актов по искам к городскому округу о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе в результате издания органами местного самоуправления муниципальных правовых актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет средств казны городского округа (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств бюджета городского округа), судебных актов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок за счет средств бюджета городского округа.
Согласно пункту 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 мая 2019 года N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" в случае неясности судебного акта и/или исполнительного документа орган, исполняющий судебные акты, также вправе обратиться в суд за разъяснением порядка его исполнения, в том числе по вопросу о том, какая именно сумма подлежит взысканию с должника (для арбитражных судов - на основании статьи 179 АПК РФ, для судов общей юрисдикции - по аналогии закона на основании части 4 статьи 1, статей 202, 433 ГПК РФ, части 4 статьи 2, статей 185, 355 КАС РФ).
Учитывая вышеизложенное правовое регулирование и обстоятельства дела, у судов отсутствовали законные основания для возвращения заявления представителя Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Подушкиной Т.В. о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа.
Допущенные нарушения норм процессуального права являются существенными, повлекли принятие незаконных судебных актов, без отмены которых невозможны восстановление и защита прав и законных интересов Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита", вследствие чего судебные акты судов первой и апелляционной инстанций подлежат отмене с направлением заявления представителя Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Подушкиной Т.В. о разъяснении способа и порядка исполнения исполнительного документа в Центральный районный суд г. Читы для рассмотрения со стадии принятия его к производству.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Центрального районного суда г. Читы от 25 октября 2021 года и апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 20 декабря 2021 года отменить.
Административное дело по заявлению представителя Комитета по финансам администрации городского округа "Город Чита" Подушкиной Т.В. направить в Центральный районный суд г. Читы для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в сроки и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.