Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Раужина Е.Н, судей Андугановой О.С, Кожевниковой Л.П.
с участием прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2495/2021 (УИД 22RS0011-02-2021-002493-53) по иску прокурора города Рубцовска в интересах Волвенкина Т.В. к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, Филиалу N Государственного учреждения - Алтайского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, по кассационной жалобе Волвенкина Т.В. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 1 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022 г.
по кассационному представлению и. о. прокурора Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 1 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Андугановой О.С, объяснения представителя Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Толокольниковой Ю.В, действующей на основании доверенности от 1 июня 2022 г. N, возражавшей относительно кассационной жалобы Волвенкиной Т.В. и представления прокурора, заключение прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, поддержавшего доводы кассационной жалобы Волвенкиной Т.В. и кассационного представления прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор г. Рубцовска обратился в суд в интересах Волвенкиной Т.В. с исковым заявлением к Государственному учреждению - Алтайскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ГУ - АРО ФСС РФ, ответчик), Филиалу N Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Филиал N ГУ - АРО ФСС РФ, ответчик) о признании права Волвенкиной Т.В. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение.
В обоснование заявленных требований прокурор г. Рубцовска указал, что прокуратурой г. Рубцовска проведена проверка по обращению Волвенкиной Т.В, по результатам которой установлено, что Волвенкина Т.В. относится к льготной категории граждан, имеющей право на получение санаторно-курортного лечения, как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
Волвенкина Т.В. обращалась в Филиал N ГУ - АРО ФСС РФ с заявлениями от 16 января 2013 г, 25 февраля 2015 г, 13 января 2017г, 6 февраля 2018 г. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, нуждаемость в лечении была подтверждена справками формы N/y. По заявлению от 16 января 2013 г. истец была обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в 2015 году в санаторий "Сосновый бор" с 28 ноября 2015г. на 18 дней.
Путевки по заявлениям от 25 февраля 2015 г, 13 января 2017 г, 6 февраля 2018 г. Волвенкиной Т.В. до настоящего времени не предоставлены.
Поскольку истец обращался с заявлениями о предоставлении путевок в установленном законодательством, действующим на момент обращений, порядке, но не была обеспечена путевками на санаторно-курортное лечение, данная услуга не считается предоставленной, следовательно, заявитель сохраняет право на ее предоставление в порядке очередности, согласно дате подачи заявлений.
Волвенкина Т.В. отказалась от получения набора социальных услуг с 1 января 2021 г. и реализовала свое право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты.
Вместе с тем, в нарушение ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ, п. 1 ст. 6.2, ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ, п. 3 Перечня Филиал N ГУ ? АРО ФСС РФ по заявлениям от 25 февраля 2015 г, 13 января 2017 г, 6 февраля 2018 г. исключил Волвенкину Т.В. из очереди на получение путевок на санаторно-курортное лечение в соответствии с ранее установленной очередностью, в связи с получением от истца отказа от получения набора социальных услуг, по которым социальная услуга предоставлена не была.
Прокурор г. Рубцовска полагает, что указанные действия ответчика противоречат требованиям законодательства.
Прокурор г. Рубцовска просил суд признать право Волвенкиной Т.В. на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 25 февраля 2015 г, 13 января 2017 г, 6 февраля 2018 г, согласно дате подачи указанных заявлений, а также возложить на ГУ - АРО ФСС РФ, филиал N ГУ - АРО ФСС РФ обязанность включить Волвенкину Т.В. в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение по заявлениям от 25 февраля 2015 г, 13 января 2017 г, 6 февраля 2018 г, согласно дате подачи указанных заявлений.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 1 октября 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022г. в удовлетворении исковых требований прокурора г. Рубцовска в интересах Волвенкиной Т.В. к ГУ - АРО ФСС РФ, Филиалу N ГУ - АРО ФСС РФ о признании права на включение в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение, о включении в электронную очередь на получение путевок на санаторно-курортное лечение отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Волвенкина Т.В. просит об отмене решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 1 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022 г.
В кассационном представлении и. о. прокурора Алтайского края просит об отмене решения Рубцовского городского суда Алтайского края от 1 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022 г.
В обоснование доводов кассационного представления указано, что суды первой и апелляционной инстанций, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований прокурора, неправильно применили нормы материального права, сделав вывод о том, что основания для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей по заявлениям материального истца у ГУ-АРО ФСС РФ отсутствовали, в связи с чем имеются основания для отмены вынесенных по делу судебных постановлений.
Так, суды, установив, что на момент обращения истца с заявлениями от 13 января 2017 г. и 6 февраля 2018 г. о предоставлении путевок в уполномоченный орган, в отношении истца уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 25 февраля 2015г, которая завершилась предоставлением истцу путевки в 2020 г. (от которой истец отказалась), пришли к выводу о том, что оснований для предоставления новой государственной услуги по заявлениям от 13 января 2017 г. и 6 февраля 2018 г. не имелось.
Вместе с тем, судами не учтено, что если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
На момент обращения Волвенкиной Т.В. с заявлениями от 13 января 2017 г. и 6 февраля 2018 г. ранее действовавшим Административным регламентом не предусмотрено такого основания для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение как наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, ее заявления о предоставлении государственной услуги приняты и зарегистрированы, ознакомиться с номером очереди она могла на официальном сайте регионального отделения Фонда, то есть результатом предоставления государственной услуги Волвенкиной Т.В. являлось предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в порядке очередности.
В кассационной жалобе истец Волвенкина Т.В. повторяет доводы, изложенные в кассационном представлении и.о. прокурора Алтайского края, дополнительно указывает на обстоятельства подачи заявлений о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Относительно доводов кассационной жалобы от Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации поступили возражения, в которых Государственное учреждение - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу Волвенкиной Т.В. и кассационное представление и. о. прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились Волвенкина Т.В, представитель третьего лица КГБУЗ "Городская больница N, "адрес"", сведений о причине неявки не представили.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Волвенкина Т.В. относится к льготной категории граждан, имеющих право на получение санаторно-курортного лечения, как лицо, подвергшееся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, что подтверждается удостоверением от 20 августа 2008 г.
Волвенкина Т.В. имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе, на предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании, в соответствии со ст. ст.6.1, 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Данное право Волвенкиной Т.В. стороной ответчика не оспаривалось.
Волвенкина Т.В. в период с 2013 г. по 2018 г. неоднократно обращалась в Филиал N Государственного учреждения - Алтайское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
По заявлению от 16 января 2013 г. Волвенкина Т.В. обеспечена путевкой на санаторно-курортное лечение в 2015 году, путевка предоставлена в санаторий "Сосновый бор" с датой заезда с 28 ноября 2015 г. на 18 дней.
Кроме того, Волвенкина Т.В. обращалась в Филиал N ГУ -АРО ФСС РФ с заявлением о предоставлении очередной путевки 25 февраля 2015 г, 13 января 2017 г, 06 февраля 2018 г. с приложением соответствующих справок для получения путевки. Указанные заявления зарегистрированы Филиалом ГУ -АРО ФСС РФ N, о чем истцу направлены соответствующие уведомления, копии которых имеются в материалах дела.
Как следует из информации ГУ - АРО ФСС РФ, заявления Волвенкиной Т.В. от 13 января 2017 г. и от 6 февраля 2018 г. с соответствующими медицинскими справками приобщены к заявлению от 25 февраля 2015 г. на основании п. 22 Административного регламента, утвержденного приказом Фонда социального страхования РФ от 21 августа 2019 г. N178-ФЗ.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец обращалась к ответчику с заявлениями от 25 февраля 2015 г, 13 января 2017 г. и от 6 февраля 2018 г. о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Заявления от 13 января 2017 г. и от 6 февраля 2018г. были приобщены к заявлению истца от 25 февраля 2015 г, по которому государственная услуга предоставлена на момент действия регламента от 21 августа 2019 года.
Поскольку путевка Волвенкиной Т.В. по заявлению от 25 февраля 2015г. фактически не была ею получена в связи с отказом от нее в 2020 году по медицинским показаниям, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.
Судом также учтено, что с 1 января 2021 г. Волвенкина Т.В. отказалась от получения набора социальных услуг, предусмотренного ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона N178-ФЗ (предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний) и реализовала свое право на получение государственной социальной помощи в виде ежемесячной денежной выплаты.
Судебной коллегией по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022г. выводы суда первой инстанции поддержаны в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций и оснований для удовлетворения кассационной жалобы Волвенкиной Т.В. а также кассационного представления и.о. прокурора Алтайского края не усматривает.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее по тексту - Федеральный закон от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" включена услуга по предоставлению при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 статьи 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение. (далее по тексту - Порядок)
В соответствии с п.3.3 Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N070/y-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 года N256.
В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15 декабря 2014 года N834H утверждена новая форма справки для получения путевки на санаторно-курортное лечение - форма N070/y, срок действия ее составляет 12 месяцев.
Как предусмотрено п.3.7 Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно - курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган.
Данное заявление представляется в письменной форме или в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
В соответствии с п. п. 3.8, 3.9 Порядка территориальные органы Фонда социального страхования РФ и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера.
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение.
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение и проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно - курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (п. п. 4, 11, 19 - 21 Правил N 864).
Согласно ч. 1 ст. 6.5 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ на оплату предоставления гражданину набора социальных услуг направляется 705 руб. в месяц, в том числе на оплату социальной услуги в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение - 84 руб. и на оплату стоимости проезда на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно - 78 руб. Сумма средств, направляемая на оплату предоставляемого гражданину набора социальных услуг (социальной услуги), подлежит индексации в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации для индексации ежемесячных денежных выплат.
Оплата стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной помощи в виде набора социальных услуг, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели.
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Из содержания приведенных нормативных правовых актов, регулирующих порядок предоставления государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно - курортное лечение.
При этом данные нормативные правовые акты не устанавливают и не регулируют порядок формирования очереди граждан, имеющих право на получение такой услуги, не наделяют компетентные государственные органы обязанностью по формированию такой очереди. Нормативного правового акта, регулирующего порядок формирования и ведения такой очереди, не принималось.
Между тем, как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, не определяя конкретные способы и объемы социальной защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, Конституция Российской Федерации относит соответствующее регулирование к полномочиям законодателя. Из этого следует, что законодатель располагает определенной свободой усмотрения при установлении мер социальной защиты и вправе избирать и изменять формы их предоставления (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года N105О-О, от 23 июня 2009 года N908-О-О, от 24 сентября 2012 года N1575-О, от 18 сентября 2014 г. N1821-О, от 24 апреля 2018 г. N970-О, ).
Относительно порядка предоставления гражданам рассматриваемого вида государственной социальной помощи, Конституционный суд Российской Федерации отмечает, что обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно - курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что - при условии соблюдения указанной последовательности - согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 3 апреля 2014 г. N686-О).
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
Во исполнение возложенных на Фонд социального страхования полномочий по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Согласно п.9 Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N271н предоставление государственной услуги осуществляется Фондом через свои территориальные органы.
Результатом предоставления государственной услуги является предоставлением заявителю при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортные учреждения, отобранные в установленном порядке Фондом и включенные в перечень санаторно-курортных учреждений (государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения), в которые предоставляются путевки на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, утверждаемый Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (п. 10, 10.1 Административного регламента, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N271н).
В соответствии с п. 13 Административного регламента документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования РФ заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно - курортного лечения по путевке, предоставленной территориальным органом Фонда, и обратно, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения.
В пункте 19 Административного регламента приведен перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по предоставлению территориальными органами Фонда социального страхования РФ путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту санаторно-курортного лечения по путевке и обратно, а именно: отсутствие у гражданина статуса, дающего право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, не предоставление заявителем необходимых документов либо представление документов, оформленных с нарушением требований законодательства РФ, отказ гражданина от получения соответствующей государственной услуги.
Согласно п.58 Административного регламента основанием для начала административной процедуры является поступление в территориальный орган Фонда заявления о предоставлении государственной услуги и документа (содержащихся в нем сведений), необходимых для предоставления государственной услуги, предусмотренных пунктом 13 настоящего Административного регламента, а также копий документов, предусмотренных пунктом 15 настоящего Административного регламента.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428 утвержден новый Административный регламент предоставления Фондом гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, с принятием которого Административный регламент от 27 марта 2012 г. N271 н утратил силу.
В пунктах 53, 65 регламента от 21 августа 2019 г. N428 закреплено аналогичное предыдущему Регламенту положение о том, что основанием для начала административной процедуры является получение Фондом зарегистрированных заявления и документов, необходимых для предоставления услуги, результатом предоставления услуги является выдача гражданину заявителю путевки на санаторно-курортное лечение.
В пункте 22 Регламента от 21 августа 2019 г. N428 содержится перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги.
Согласно абзацу третьему подпункта "в" указанного пункта Регламента наличие ранее зарегистрированного заявления о предоставлении государственной услуги в территориальном органе Фонда, по которому путевка на санаторно - курортное лечение не была предоставлена, является одним из оснований для отказа в предоставлении государственной услуги при предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Анализ положений приведенных Административных регламентов, действующих на момент начала административной процедуры по оказанию государственной услуги истцу по заявлению от 2015 года и на момент ее завершения, позволяет сделать вывод о том, что установленные административные процедуры по предоставлению гражданам путевок не предусматривали ведение процедур по предоставлению путевок одновременно по нескольким заявлениям.
При этом Административный регламент, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 27 марта 2012 г. N271н не предусматривал такого действия Фонда, как постановку гражданина в очередь на получение путевки. Обязанность по свершению такого действия введена пунктом 41 Административного регламента N428 от 21 августа 2019, согласно которому предоставление государственной услуги включают в себя несколько процедур: прием и регистрация заявления гражданина; рассмотрение заявления и документов, учет заявления в электронной очереди; выдача путевки заявителю.
Кроме того, предоставление путевок осуществляется в хронологической последовательности в зависимости от даты приема и регистрации заявления гражданина, при этом новая процедура не может быть начата до завершения предыдущей, в связи с чем, по новому заявлению о предоставлении путевки не может быть начата административная процедура до завершения ранее начатой, включая постановку гражданина в очередь на получение путевки. Данный вывод не противоречит действующему законодательству, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, а также согласуется с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, изложенными в решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N АКПИ20-603.
В решении Верховного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N АКПИ 20-603 по делу признании частично недействующим подпункта "в" пункта 22 Административного регламента предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 21 августа 2019 г. N428, указано, что путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными органами ФСС России в пределах средств федерального бюджета, утвержденного на текущий финансовый год, и предоставляются лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, в порядке очередности, которая в целях соблюдения равного обеспечения указанных лиц путевками формируется в базе регионального отделения согласно дате подачи заявления.
Повторные заявления граждан льготных категорий о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение приобщаются к материалам уже начатой административной процедуры, поскольку в случае, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальное отделение ФСС России с заявлением, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, но в течение календарного года не обеспечен такой путевкой, он сохраняет за собой право на ее получение.
В ином случае складывается ситуация, в которой таких заявлений может быть несколько (если в течение года подавать неоднократно) и заявитель будет находиться в очереди на получение путевки на санаторно-курортное лечение в нескольких местах в нарушение прав иных граждан - получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение, которые не обращались многократно с заявлениями о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение.
Проанализировав приведенные выше нормы, регулирующие основания и порядок представления санаторно-курортных путевок, разъяснения Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что на момент обращения истца с заявлениями от 13 января 2017 г. и на 6 февраля 2018 г. в Фонд о предоставлении путевки, в отношении истца уже была начата процедура предоставления путевки по ранее поданному заявлению от 25 февраля 2015 г, которая завершилась предоставлением путевки в 2020 календарном году, пришли к обоснованному выводу о том, что оснований для предоставления новой государственной услуги до окончания предыдущей, по заявлениям от 13 января 2017 г. и от 6 февраля 2018 г. у Фонда социального страхования Российской Федерации не имелось.
Также судами обоснованно указано на то обстоятельство, что на момент завершения предыдущей процедуры по предоставлению государственной услуги в 2020 году действовал Административный регламент, утвержденный Приказом ФСС РФ от 21 августа 2019 г. N428, который был обоснованно применен ответчиком в отношении заявлений от 13 января 2017 г. и от 6 февраля 2018 г, в предоставлении услуги по которым на момент принятия регламента следовало отказать. В данном случае приобщение указанных заявлений к заявлению истца от 2015 года, по которому государственная услуга предоставлена на момент действия регламента N428 от 21 августа 2019 г, не противоречит закону и не нарушает права гражданина.
Указанные действия ответчика не противоречат и нормативным правовым актам, регламентирующим порядок предоставления указанной социальной меры государственной поддержки.
Как правильно указал суд апелляционной инстанции удовлетворение судом заявленных прокурором требований фактически приведет к постановке истца в очереди в нескольких местах трижды, что не соответствует установленному порядку, нарушит права иных граждан, которые не обращались с заявлением о предоставлении путевки несколько раз, а также тех, кто обратился впервые.
При этом право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления путевок на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 63 Федерального закона N178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Наличие заявлений граждан, имеющих ранее поданные и нереализованные заявления на получение социальной услуги, не позволяет учитывать в единой очереди одного и того же гражданина несколько раз.
При этом действующее законодательство не предусматривает обязанности Фонда социального страхования Российской Федерации ежегодно предоставлять путевки гражданину, обратившемуся с такими заявлениями, поскольку такая возможность не зависит исключительно от действий Фонда, а обусловлена объемом финансирования.
Доводы заявителя кассационной жалобы Волвенкиной Т. В, а также доводы, изложенные в кассационном представлении и. о. прокурора Алтайского края повторяют доводы, которые были приведены и правильно оценены судами первой и апелляционной инстанций.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены вынесенных по делу судебных актов не усматривает.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 1 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 15 февраля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Волвенкиной Т.В. и кассационное представление и.о. прокурора Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.