Судебная коллегия по административным делам 2-го Западного окружного военного суда в составе:
председательствующего - Зинюшина Н.Н, судей: Манохина В.В, Ярмонова Р.В, при помощнике судьи Джаббарове Э.Б. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 2а-114/2022 по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. на решение Московского гарнизонного военного суда от 16 марта 2022 г, которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N старшего прапорщика Шестакова ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и Федерального государственного казенного учреждения "Федеральное управление накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - ФГКУ "Росвоенипотека"), связанных с несвоевременным включением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - НИС) и расчетом инвестиционного дохода.
Заслушав доклад судьи Ярмонова Р.В, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Шестаков заключил первый контракт о прохождении военной службы 29 марта 2006 г, а 14 августа 2013 г. ему, имеющему общую продолжительность военной службы более 3 лет, присвоено воинское звание прапорщик.
Несмотря на то, что 14 августа 2013 г. у Шестакова возникло право на включение в реестр участников НИС в обязательном порядке, в указанный реестр он был включен только в августе 2015 г. с датой основания включения в реестр - 14 августа 2013 г, а его именной накопительный счет (далее - ИНС) был открыт 28 августа 2015 г. В связи с этим размер инвестиционного дохода, подлежащий учету на его ИНС, в меньшую сторону отличается от дохода военнослужащих, включенных в реестр в августе 2013 г, однако в начислении инвестиционного дохода за период 14 августа 2013 г. по 28 августа 2015 г. административному истцу ФГКУ "Росвоенипотека" отказал.
Полагая свои права нарушенными, Шестаков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия воинских должностных лиц Министерства обороны Российской Федерации, связанные с несвоевременным включением его в реестр участников НИС, обязав указанный орган военного управления перечислить на его ИНС накопления для жилищного обеспечения, в частности, недополученный доход от инвестирования накоплений за период с 14 августа 2013 г. по дату открытия его ИНС.
Суд первой инстанции административное исковое заявление удовлетворил частично. Суд признал незаконными действия командира войсковой части N, связанные с ненаправлением своевременно документов для включения Шестакова в реестр участников НИС, обязал МО РФ перечислить в ФГКУ "Росвоенипотека" для зачисления на ИНС Шестакова сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 14 августа 2013 г. по дату открытия его ИНС в размере "данные изъяты" руб. 17 коп, а также обязал ФГКУ "Росвоениптека" учесть на ИНС Шестакова сумму недополученного дохода от инвестирования накоплений за период с 14 августа 2013 г. по дату открытия ему ИНС в размере "данные изъяты" руб. 17 коп, после поступления этой суммы от МО РФ. В удовлетворении административного иска в остальной части гарнизонным военным судом было отказано.
В апелляционной жалобе представитель МО РФ, выражая несогласие с принятым судебным постановлением, просит его отменить в связи с нарушением норм материального права и принять по административному делу новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование жалобы, приводя положения ст. 3, 5, 6, 16 и 17 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" и п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учёта их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655 (далее - Постановление), указывает на то, что размер инвестиционного дохода, учитываемого на ИНС участников НИС, зависит от суммы накопительных взносов, учитываемых на ИНС, сроков их инвестирования и доходности в конкретный период, а поскольку положенные Цареву накопления были учтены на его ИНС после его открытия в августе 2015 г, то законных оснований для начисления дохода от их инвестирования до этого времени не имеется, равно как и не имеется оснований для перечисления дополученного инвестиционного дохода за счет средств федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, жилыми помещениями может быть реализовано в форме предоставления им денежных средств в рамках накопительно-ипотечной системы, условия и порядок участия в которой установлены Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 117-ФЗ "О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих" (далее - Закон).
В силу ч. 1 ст. 4 Закона реализация права на жилище участниками НИС осуществляется, в частности, посредством формирования накоплений для жилищного обеспечения на именных накопительных счетах участников и последующего использования этих накоплений для приобретения жилья, а также предоставлением целевого жилищного займа.
При этом согласно ч. 1 ст. 5 Закона накопления для жилищного обеспечения формируются за счёт следующих источников:
- учитываемых на именных накопительных счетах участников накопительных взносов за счёт средств федерального бюджета;
- доходов от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения;
- иных не запрещенных законодательством Российской Федерации поступлений.
В соответствии с ч. 4 - 6 ст. 5 Закона учёт накопительных взносов на именных накопительных счетах участников осуществляется на основании сведений об участниках НИС, представляемых в уполномоченный федеральный орган федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на именном накопительном счете участника начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается со дня закрытия этого счёта.
Учёт доходов от инвестирования на именных накопительных счетах участников осуществляется уполномоченным федеральным органом пропорционально суммам накоплений, учтённых на именных накопительных счетах участников, и срокам их инвестирования за отчётный год.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 11 Закона участник НИС имеет право использовать денежные средства, указанные в п. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона, в целях приобретения жилого помещения или жилых помещений в собственность или в иных целях после возникновения права на использование этих средств.
В порядке реализации ст. 7 Закона постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 г. N 89 утверждены Правила формирования и ведения реестра участников НИС федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, согласно п. 5 которых регистрирующим органом является структурное подразделение федерального органа исполнительной власти, назначаемое или создаваемое по решению руководителя федерального органа исполнительной власти для формирования и ведения реестра в соответствии с настоящими Правилами.
Для обеспечения функционирования НИС постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2005 г. N 800 в ведении Министерства обороны Российской Федерации создано ФГКУ "Росвоенипотека".
В силу подп. "в" п. 5, п. 6, 7 Правил ведения именных накопительных счетов участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2005 г. N 655, именной накопительный счёт включает в себя сведения, в том числе о доходах от инвестирования.
Основанием для открытия ИНС является включение военнослужащего в реестр участников накопительно-ипотечной системы Министерством обороны Российской Федерации или соответствующим федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.
Учёт накопительных взносов на ИНС начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем открытия этого счёта, и прекращается с даты закрытия счета.
Внесение изменений в ИНС осуществляется на основании представляемых соответствующим федеральным органом сведений о внесении изменений в реестр участников НИС.
Изменения в ИНС вносятся не позднее 10 рабочих дней с даты поступления соответствующих сведений.
При внесении изменений в ИНС производится перерасчёт размера накоплений для жилищного обеспечения, учтённых на этом счёте.
В соответствии с п. 7 Правил формирования накоплений для жилищного обеспечения и учета их на именных накопительных счетах участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление управляющим компаниям, производит уполномоченный федеральный орган на основании согласованных со специализированным депозитарием отчётов указанных компаний о доходах от инвестирования этих средств.
Доходы от инвестирования учитываются на именных накопительных счетах участников НИС с учётом оплаты расходов на инвестирование накоплений для жилищного обеспечения и вознаграждения, удержанного управляющими компаниями.
Расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, для учёта его на ИНС участников НИС осуществляется ежеквартально, не позднее 30-го числа месяца, следующего за отчётным кварталом, пропорционально накоплениям для жилищного обеспечения, учтённым на ИНС, и срокам их инвестирования за отчётный период с округлением до копейки.
В расчёт суммы дохода от инвестирования средств, переданных в доверительное управление, включается процентный доход по целевым жилищным займам, предусмотренный ч. 2 ст. 15 Закона.
Как видно из материалов дела, 29 марта 2006 г. Шестаков заключил первый контракт о прохождении военной службы, а 14 августа 2013 г. ему присвоено воинское звание прапорщик.
Таким образом, как верно установилсуд первой инстанции, административный истец в силу п. 3 ч. 2 ст. 9 Закона относится к участникам НИС, для которых основаниями включения в реестр участников НИС являются присвоение им соответствующего воинского звания прапорщик (мичман) и достижение ими общей продолжительность военной службы по контракту три года, начиная с 1 января 2005 г.
При таких данных является правильным вывод гарнизонного военного суда о том, что Шестаков подлежал включению в реестр участников НИС с 14 августа 2013 г.
Однако административный истец в указанный реестр был включён только в августе 2015 г, с датой возникновения основания для включения 14 августа 2013 г, в связи с чем накопительные взносы, которые должны были поступить на его ИНС из федерального бюджета, в доверительное управление не передавались, а поэтому доходы от их инвестирования получены не были.
По делу установлено, что только после открытия 28 августа 2015 г. ИНС накопления Шестакова стали учитываться ФГКУ "Росвоенипотека" с учётом доходов от их инвестирования, которые за период с 14 августа 2013 г. по 28 августа 2015 г. составили лишь "данные изъяты" руб. 83 коп, в то время как согласно п. 104 Сведений о средствах, учтенных на именных накопительных счетах участников НИС (по состоянию на 1 января 2021 г.), сумма учтенного инвестиционного дохода у военнослужащего, включенного в реестр участников НИС в августе 2013 г, составляет "данные изъяты" руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что в связи с несвоевременным включением административного истца в реестр участников НИС по вине командира войсковой части N, накопления на его ИНС необоснованно ФГКУ "Росвоенипотека" учло в меньшем размере, а именно без учёта доходов от их инвестирования, которые могли быть учтены на ИНС Шестакова после даты возникновения у него основания для включения в реестр участников НИС и по дату фактической передачи его накопительных взносов в доверительное управление в размере "данные изъяты" руб. 17 коп, что, вопреки ошибочному мнению автора апелляционной жалобы, является нарушением права административного истца, гарантированного приведенными выше требованиями Закона.
С учетом изложенного оснований для отмены обжалуемого решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Иная оценка обстоятельств дела и иное толкование норм действующего законодательства, которого придерживается автор апелляционной жалобы, основаны на неправильном понимании норм действующего законодательства, в связи с чем по вышеизложенным основаниям они не могут быть признаны состоятельными и повлечь отмену решения суда первой инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 16 марта 2022 г. по административному исковому заявлению Шестакова ФИО2 оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации Обедина А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Кассационный военный суд через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 13 июля 2022 г.
"подписи"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.